Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:59, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование планирования товарного ассортимента и систем закупок на предприятии розничной торговли и разработка предложений их оптимизации в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы планирвования товарного ассортимента и систем закупок на предприятии розничной торговли;
дана подробная характеристика объекта исследования;
проведен анализ товарного ассортимента и методов его планирования в ООО "Ювелирная сеть - 585";
разработаны направления планирования товарного ассортимента ООО "Ювелирная сеть - 585" направленные на повышение эффективности.
• Введение
• 1. Теоретические аспекты формирования планирования товарного ассортимента торгового предприятия
• 1.1 Сущность и содержание планирования торгового ассортимента предприятия розничной торговли
• 1.2 Методы планирования товарного ассортимента
• 1.3 Методы оценки эффективности товарного ассортимента
• 2. Анализ формирования и планирования торгового ассортимента на примере ООО "Ювелирная сеть - 585"
• 2.1 Краткая характеристика предприятия
• 2.2 Анализ товарного ассортимента регионального торгового представительства ООО «Ювелирная сеть - 585»
• 2.3 Организация управления ассортиментной политикой на предприятии
• 3. Совершенствование процесса управления ассортиментом в ООО «Ювелирная сеть - 585»
• 3.1 Совершенствование методов управления ассортиментом на основе «директ-костинга». Организация центров ответственности
• 3.2 Совершенствование методики планирования ассортимента
• Заключение
• Список литературы
Рисунок 2.4. Долевое соотношение различных товарных групп в объеме прибыли
Рисунок 2.5. Рентабельность отдельных групп товаров
В соответствии с данным распределением, товары группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации. Группы В и С могут иметь менее жесткий управленческий контроль.
Общая тенденция для всего
Снижение рентабельности вызвало необходимость снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.
Выявим наиболее стабильные товарные подгруппы ассортимента. Для этого проведем его XYZ- анализ.
Первый шаг - определение объектов
анализа: товарные подгруппы ассортимента
регионального сбытового
Второй шаг - определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта: объем продаж, тыс. руб.
Третий шаг - определение периода, по которому будет проводиться анализ: 7 лет (2007 - 2009 гг.).
Четвертый шаг: определение коэффициента вариации для каждого объекта анализа (табл.2.4).
Пятый шаг - сортировка объектов анализа по возрастанию значения коэффициента вариации:
22,72 - браслеты;
24,42 - броши;
26,88 - подвески;
27,74 - украшения для детей;
30,13 - обручальные кольца;
36,13 - кольца.
Таблица 2.4 - Расчет коэффициента вариации для XYZ-анализа ассортимента ООО «Ювелирная сеть - 585»
Показатель, год |
Броши |
Обручальные кольца |
Подвески |
Украшения для детей |
Кольца |
Браслеты |
|
Объем продаж, тыс. руб. |
|||||||
2007 |
356,78 |
1 532,53 |
2 521,40 |
765,40 |
821,40 |
1 234,90 |
|
2008 |
684,53 |
2 895,43 |
3 732,60 |
1 365,40 |
2 056,40 |
569,80 |
|
2009 |
759,36 |
3 328,08 |
5 535,72 |
1 504,54 |
2 965,88 |
929,61 |
|
Средний объем продаж, тыс. руб. |
600,22 |
2 585,35 |
3 929,91 |
1 211,78 |
1 947,89 |
911,44 |
|
Отклонение от средней, тыс. руб. |
|||||||
2007 |
-243,44 |
-1 052,82 |
-1 408,51 |
-446,38 |
-1 126,49 |
323,46 |
|
2008 |
84,31 |
310,08 |
-197,31 |
153,62 |
108,51 |
-341,64 |
|
2009 |
159,14 |
742,73 |
1 605,82 |
292,76 |
1 017,99 |
18,17 |
|
Коэффициент вариации, % |
24,42 |
30,13 |
26,88 |
27,74 |
36,13 |
22,72 |
|
Шестой шаг - определение групп X, Y и Z.
Рекомендуемое распределение:
Группа X - объекты, коэффициент вариации значение по которым не превышает 10%.
Группа Y - объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10% - 25%.
Группа Z - объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%.
Видим, что продажи всех товарных групп ассортимента отличаются значительной вариабельностью. Ни одну из них нельзя отнести к группе Х.
Наиболее стабильными группами (Z-класс) являются браслеты и броши; операционный анализ показал, что это наименее рентабельная и наименее значимая ассортиментная группа в общем объеме выручки. Относительная стабильность этой группы в общей динамике продаж объясняется относительным постоянством спроса, предъявляемого со стороны небольшой группы потребителей на данную продукцию «Ювелирная сеть - 585».
Спрос на подвески, детские украшения, обручальные кольца, кольца (Z-класс) более значителен по объему, а также более чувствителен к качественным характеристикам продукции (требования со стороны покупателей), ко времени года (сезону), поэтому он подвержен большим колебаниям, чем спрос на другие группы ассортимента продукции «Ювелирная сеть - 585». Так как это наиболее значимая и прибыльная часть ассортимента, продажи по которой составляют наибольшую часть товарооборота, функции управления ассортиментом должны быть в первую очередь сконцентрированы на ней.
Таким образом, анализ ассортимента предприятия
ООО «Ювелирная сеть - 585» в Волжском
показал, что он является достаточно
широким, глубоким, устойчивым. Общая
тенденция для всего
Снижение рентабельности вызвало необходимость снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.
Наиболее стабильными группами являются браслеты и броши, которые наименее рентабельны и весомы в объеме выручки. Относительная стабильность этой группы в общей динамике продаж объясняется относительным постоянством спроса, предъявляемого со стороны небольшой группы потребителей на данную продукцию «Ювелирная сеть - 585». Спрос на подвески, детские украшения, обручальные кольца, кольца более значителен по объему, более чувствителен к качественным характеристикам продукции, ко времени года, поэтому он подвержен большим колебаниям, чем спрос на другие группы ассортимента продукции «Ювелирная сеть - 585». Это наиболее весомая и прибыльная часть ассортимента, поэтому она должна подвергаться более тщательному контролю управления.
Исполнитель |
Функции |
||||
Планирования |
Организации |
Координации |
Контроля |
||
Директор отдела по работе с клиентами |
- |
+ |
+ |
+ |
|
Отдел по работе с клиентами |
+ |
- |
- |
+ |
|
Рисунок 2.5 Прогнозирование объема продаж по ассортиментным группам на 2009 г. методом экстраполяции
Соответственно данному
В целом прогноз является реальным, однако его неточность по некоторым товарным группам может доходить 42%. Общая фактическая величина объема продаж меньше запланированной на 6,7%. В целом отклонение прогноза от фактического объема продаж небольшое, а, учитывая, что он получен методом экстраполяции, то такое отклонение можно считать незначительным.
Таблица 2.6 - Сопоставление экстраполированн
Товарная подгруппа |
Прогноз объема продаж на 2009г., тыс. руб. |
Коэффициент достоверности аппроксимации (R2) |
Фактический объем продаж 2009г., тыс. руб. |
Отклонение: факт/прогноз, % |
|
Броши |
600 |
0,8454 |
759,36 |
126,53 |
|
Гостиные |
3600 |
0,8667 |
3328,08 |
92,45 |
|
Подвески |
5600 |
0,9861 |
5535,724 |
98,84 |
|
Украшения для детей |
2600 |
0,7791 |
1504,536 |
57,85 |
|
Кольца |
3000 |
0,9936 |
2965,884 |
98,86 |
|
Браслеты |
700 |
0,1631 |
929,612 |
132,77 |
|
Всего |
16100 |
15023,196 |
93,31 |
||
Видим, что чем выше величина коэффициента
достоверности аппроксимации, тем
более точен прогноз. Наиболее высок
уровень достоверности
Планирование объема продаж по товарным группам ассортимента и, соответственно, структуры ассортимента в организации осуществляется также с использованием коэффициента эластичности по общему объему продаж. Под эластичностью понимается относительное изменение результата (объема реализации) под влиянием различных факторов, например, денежных доходов покупателей, цен на продукцию, достигнутого уровня потребления, обеспеченности товарами длительного пользования, рода занятий населения, возраста и др.
Коэффициент эластичности от общего объема продаж определяется по формуле:
Эi = ?Орi / ?Ор, (2.4)
где Эi - коэффициент эластичности по i-му товару, %;
?Орi - прирост объема продаж по i-му товару в отчетном году по сравнению с прошлым годом, %;
?Ор - прирост общего объема продаж организации в отчетном году по сравнению с прошлым годом, %.
Прирост продаж по видам продукции в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется умножением полученного коэффициента эластичности (Эi) на общий прирост объема продаж в планируемом году (?Ор п.г.) по формуле:
?Орi п.г. = ?Ор п.г. * Эi (2.5)
Таблица 2.7 - Планирование структуры ассортимента на 2010г.
Товарная группа |
О2008 |
О2009 |
?О |
Эi |
О2010 |
Доля группы, % |
|
Броши |
684,53 |
759,36 |
74,83 |
0,02 |
760,86 |
4,69 |
|
Гостиные |
2895,43 |
3328,08 |
432,65 |
0,116 |
3378,27 |
20,84 |
|
Подвески |
3732,6 |
5535,724 |
1803,124 |
0,485 |
6410,24 |
39,54 |
|
Украшения для детей |
1365,4 |
1504,536 |
139,136 |
0,037 |
1509,68 |
9,31 |
|
Кольца |
2056,4 |
2965,884 |
909,484 |
0,245 |
3188,71 |
19,67 |
|
Браслеты |
569,8 |
929,612 |
359,812 |
0,097 |
964,51 |
5,95 |
|
Всего |
11304,16 |
15023,196 |
3719,036 |
1 |
16212,27 |
100,00 |
|
А расчетное значение объема продаж по i-ому виду продукции определяется по следующему алгоритму:
Орi п.г. = Орi о.г. + ?Орi п.г., (2.6)
где Орi п.г. - объем продаж i-ого вида продукции в планируемом году;
Орi о.г. - объем продаж i-ого вида продукции в отчетном году;
?Ор п.г. - прирост общего объема продаж в планируемом году.
Рисунок 2.8 - Планируемая структура ассортимента торгового предприятия на 2010г.
Согласно рассчитанным плановым показателям структуры ассортимента в нем должны произойти следующие изменения: несколько увеличится доля детских украшений, браслетов и брошей, колец, при этом немного снизится доля подвесок, обручальных колец в общих продажах.
Выше была представлена методика планирования
ассортимента на год. Аналогичная методика
используется при составлении ежемесячных
прогнозов структуры ассортимен
На основе этих данных осуществляется планирование товарных запасов. В связи с этим точность прогнозирования объема продаж ассортиментных групп напрямую влияет на объем товарных запасов на складе.
Неточность прогнозирования