Управление товарным ассортиментом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:59, дипломная работа

Описание работы

Актуальность работы состоит в том, что управление товарным ассортиментом – одно из главных направлений деятельности каждого предприятия. Особенно это направление приобретает значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы с производимыми товарами зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в управлении товарным ассортиментом и владеет методами ее реализации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ............................................................................................5
Товар и его свойства.......................................................................................5
Формирование и управление.........................................................................8
Влияние внутренних и внешних факторов...................................................16
Выводы по I главе
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ НА ПРИМЕРЕ ООО «ОКТАВА»............................................................................................................29
2.1 Общая характеристика производственного предприятия ООО«Октава»........................................................................................................29
2.2 Анализ формирования товарного ассортимента.........................................32
2.3 Рекомендации по улучшению производственной деятельности................42
Выводы по II главе
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ НОВОГО ПРОДУКТА НА ПРЕДПРИЯТИИ..42
3.1 Мероприятия по управлению товарным ассортиментом...........................42
3.2 Принципиальные особенности разработки нового товара.......................43
3.3 Основные этапы процессов разработки нового товара..............................45
3.4 Планирование выпуска нового товара на рынок.........................................49
3.5 Планирование во времени..............................................................................52
3.6 Концепция жизненного цикла товара............................................................53
Выводы по III главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................58
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 119.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 




Содержание

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ............................................................................................5

    1. Товар и его свойства.......................................................................................5
    2. Формирование и управление.........................................................................8
    3. Влияние внутренних и внешних факторов...................................................16

Выводы по I главе

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ НА ПРИМЕРЕ ООО «ОКТАВА»............................................................................................................29

2.1 Общая  характеристика производственного  предприятия ООО«Октава»........................................................................................................29

2.2 Анализ  формирования товарного ассортимента.........................................32

2.3 Рекомендации  по улучшению производственной  деятельности................42

Выводы по II главе

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ НОВОГО ПРОДУКТА НА ПРЕДПРИЯТИИ..42

3.1 Мероприятия по управлению товарным  ассортиментом...........................42

3.2 Принципиальные особенности   разработки нового товара.......................43

3.3 Основные этапы процессов разработки нового товара..............................45

3.4 Планирование выпуска нового  товара на рынок.........................................49

3.5 Планирование во времени..............................................................................52

3.6 Концепция жизненного цикла  товара............................................................53

Выводы по III главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................56

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................58

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................59

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  работы состоит в том, что управление товарным ассортиментом – одно из главных направлений деятельности каждого предприятия. Особенно это направление приобретает значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы с производимыми товарами зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в управлении товарным ассортиментом и владеет методами ее реализации.

Цель  дипломного проекта: рассмотреть управление товарным ассортиментом производственного предприятия. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    1. Изучить теоретические основы управления товарным ассортиментом.
    2. Проанализировать формирование товарного ассортимента.
    3. Рекомендовать способы по улучшению производственной деятельности.

 Объект исследования: производственное предприятие ООО «Октава».

 Предмет исследования: специфика управления товарным ассортиментом.

При написании  работы были использованы следующие  источники информации: годовые отчётные документы; статистические данные; научная литература.

 Методы исследования: анализ экономической литературы; анализ конкретных информационных документов; опрос.

Практическая  значимость работы состоит в том, что данный дипломный проект дает наглядную возможность в изучении специфики производственной деятельности, что может быть интересным для предпринимателей при формировании и развитии действующих в бизнесе структур. А также несет в себе много полезной информации для учащихся и студентов.

Структура работы: дипломный проект состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирма  не может полагаться только на существующие ныне товары. Потребитель хочет и  ждет новых и усовершенствованных изделий. Конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить его этими новинками. Следовательно, у каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров. Процесс товарного планирования и создания новых товаров затрагивает все сферы деятельности компании. В нем, так или иначе, участвуют все подразделения фирмы, включая отдел сбыта, производственный отдел, научно - исследовательский отдел, финансовую группу, юридическую службу и т. д. Размах деятельности в сфере товарного планирования и создания новых товаров резко отличается своим объемом и интенсивностью даже среди фирм одной и той же отрасли в зависимости от сложившихся традиций производства. Некоторые фирмы, стремясь быть пионерами в предложении новых товаров, имеют в своем составе сильные исследовательские группы. В то же время другие воздерживаются от роли пионеров, хотя и проводят ограниченный объем исследований, будучи уверенными, что этот вид деятельности всегда оправдывает себя. Можно выделить и группу так называемых последователей, которые попросту копируют товары, пользующиеся успехом на рынке. Подобные принципиальные различия в политике руководства не могут не сказаться на величине исследовательских подразделений и их значимости в рамках фирмы.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ

 

    1. Товар и его свойства

 

Товар - сложное, много аспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.

Общепринятое определение товара - продукт труда, произведенный для продажи и как средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность или товар - это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому он автоматически включает все составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потребителя.

Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно  как с самим товаром, так и  сопутствующими услугами. Эти свойства, так или иначе, предстают перед  покупателем и определяют его  намерение купить товар и стать  постоянным клиентом данного производителя. И поскольку для стабильного  успеха предприятия необходимо заботиться о формировании постоянной клиентуры, особое внимание на конкурентном рынке  придается таким качествам, как: цвет, упаковка, дизайн, эргономические особенности (удобство пользования, обслуживания, ремонта), сопровождающая документация (описание, инструкции по эксплуатации). Вместе с тем великолепный дизайн автомобиля, трактора, станка при плохом техническом обслуживании не спасет их от провала на «рынке покупателя».

Для понимания  возможностей продукта как товара производителю  следует рассматривать и оценивать его в трех измерениях: конкретно, расширенно и обобщенно.

Конкретный  продукт - это базовая физическая сущность, которая имеет точные характеристики и предлагается под заданным описанием или кодом модели (например, плита электрическая «Электра», электробритва «Бердск-15», электродвигатель АИР-100). Стиль, цвет, вкус, размер, масса, надежность, качество конструкции и эффективность в использовании - примеры конкретных товарных характеристик.

Понятие расширенного продукта включает не только его образ, но и «шлейф» обслуживания (покупка холодильника, например, увязывается  с получением необходимых технических  рекомендаций, гарантий, условий возврата). Расширенная продукция применительно к ЭВМ - пакеты программ, инструкции для пользователей по эксплуатации и порядку обслуживания.

Обобщенный  продукт - наиболее широкое определение  товара.

Другое  важное положение, связанное с товаром, с позиций маркетинга - это необходимость  проектировать его с четкой ориентацией  на заранее выявленную целевую группу потребителей. Главное, о чем нужно помнить предприятию-изготовителю, продумывая свой набор услуг, - проектировать его исходя из потребностей не «среднестатистического» покупателя, а определенной однородной группы.

Продукт должен быть доведен до степени коммерциализации. Это означает полное освоение его в серийном производстве, успешное завершение всех необходимых испытаний, получение соответствующих сертификатов и других нормативно-технических документов, создание сети обслуживания.

Товар, ориентированный  на российского потребителя, может  и не соответствовать характеру спроса иностранного покупателя. Экспортным называется такой товар, который создан после серьезного анализа требований соответствующего сегмента (группы потенциальных покупателей) рынка той страны (стран), куда отечественное предприятие намерено, осуществлять экспорт. При разработке экспортного товара следует также иметь в виду возможные изменения этих требований, предусматривать должное правовое, сервисное, рекламное обслуживание. Только такой товар гарантирует закрепление экспортера на внешнем рынке. Особенно выгоден и перспективен экспорт товаров «рыночной новизны».

Обычно  принято делить товары на потребительского (личного пользования) и производственного назначения. Характер потребления товаров каждой из этих групп различен, покупка определяется разными потребностями и мотивами. Обычно приобретение товара личного пользования - это акт единоличной воли, максимум - воли всей семьи. Что касается покупки товара производственного назначения, то здесь принимается коллегиальное решение, в выработке которого участвуют люди, находящиеся на разных административных уровнях. Для успешного сбыта этих товаров специалист по маркетингу непременно должен учитывать психологию лиц, от которых зависит принятие окончательного решения о покупке.

Среди товаров  личного пользования можно выделить три группы: изделия длительного пользования - автомобили, холодильники, одежда, мебель и т.д., приобретаемые сравнительно редко; изделия краткосрочного пользования - продукты питания, косметика, моющие средства; услуги - действие, результатом которого является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной полезный эффект (сшитый по индивидуальному заказу костюм, перепечатка на машинке рукописи, перевозка пассажиров и т.п.) Приобретение изделий краткосрочного пользования и услуг сопровождается частыми контактами покупателя и продавца. При этом покупатель, однажды удовлетворенный качеством товара, в дальнейшем предпочитает покупать товар той же торговой марки («приверженность к марке») и становится постоянным клиентом его изготовителя. Если приобретение изделий краткосрочного пользования и услуг организовано хорошо и не вызывает у покупателя затруднений, то феномен приверженности к марке возникает быстро и требует сравнительно незначительных усилий для его поддержания.

Изделие длительного пользования, а тем  более производственного назначения, требует больших усилий, как в организации продажи, так и в формировании у клиента приверженности к марке. По отношению к товарам производственного назначения покупатель особенно ценит надежность поставщика, под которой понимается уверенность в том, что товар надлежащего качества будет поставлен точно в срок со всей необходимой документацией, и что рекламе и устным заявлениям представителей поставщика можно, безусловно, доверять. Товары надежного поставщика покупают нередко по более высоким ценам, чем товары его конкурентов, и клиенты не отказываются от покупки при повышении цен, вызванном инфляцией или иными причинами.

Возможны  и иные способы классификации  товаров, однако всегда основой такой  классификации является удовлетворение потребностей: оно выглядит конечным итогом в характеристике потребительских  свойств товара. Например, разделение продуктов на предметы повседневного  спроса, предметы тщательного выбора и престижные предметы подразумевает, что одни приобретенные товары в  глазах окружающих не могут, а другие, наоборот, способны подчеркнуть высокий  социальный статус их владельца.

Товары  производственного назначения классифицируют на следующие категории: основное оборудование; вспомогательное оборудование; узлы и агрегаты; основные материалы; вспомогательные материалы и сырье. Такое деление основывается на различном отношении покупателя к этим товарам и специфике предъявляемых требований к способам продажи, обслуживания, снабжения запасными частями и иным аспектам торговли данными товарами.

Следует отметить, что спрос на товары производственного  назначения формируется не сам по себе, а в тесной взаимосвязи со спросом на изделия личного потребления.

Так, благоприятная  конъюнктура на автоматы для плазменной сварки листов алюминия может возникнуть как отражение высокого спроса на алюминиевые прогулочные лодки, становящиеся по тем или иным причинам модным товаром.

 

1.2 Формирование и управление  ассортиментом

 

Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в  том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли  требованиям определенных категорий  покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены одно-, двух- и трех камерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.

Информация о работе Управление товарным ассортиментом