Управление товарным ассортиментом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:59, дипломная работа

Описание работы

Актуальность работы состоит в том, что управление товарным ассортиментом – одно из главных направлений деятельности каждого предприятия. Особенно это направление приобретает значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы с производимыми товарами зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в управлении товарным ассортиментом и владеет методами ее реализации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ............................................................................................5
Товар и его свойства.......................................................................................5
Формирование и управление.........................................................................8
Влияние внутренних и внешних факторов...................................................16
Выводы по I главе
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ НА ПРИМЕРЕ ООО «ОКТАВА»............................................................................................................29
2.1 Общая характеристика производственного предприятия ООО«Октава»........................................................................................................29
2.2 Анализ формирования товарного ассортимента.........................................32
2.3 Рекомендации по улучшению производственной деятельности................42
Выводы по II главе
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ НОВОГО ПРОДУКТА НА ПРЕДПРИЯТИИ..42
3.1 Мероприятия по управлению товарным ассортиментом...........................42
3.2 Принципиальные особенности разработки нового товара.......................43
3.3 Основные этапы процессов разработки нового товара..............................45
3.4 Планирование выпуска нового товара на рынок.........................................49
3.5 Планирование во времени..............................................................................52
3.6 Концепция жизненного цикла товара............................................................53
Выводы по III главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................58
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 119.08 Кб (Скачать файл)

Очень важно помнить  о возможной угрозе со стороны  конкурентов и здесь заранее  надо создавать барьеры на путь вхождения  потенциальных «пришельцев». Такими барьерами могут быть углубленная  специализация в производстве продукта, низкие издержки за счёт экономии от большого объёма производства, контроль над  каналами распределения, использование  локальных особенностей, дающих преимущество в конкуренции. Однако любая из этих мер оказывается действенной  только тогда, когда она является реальным барьером для «пришельца». Поэтому знать то, какие барьеры  могут остановить или помешать потенциальному «пришельцу» выйти на рынок, и  воздвигать эти барьеры.

Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации  рынка в случае с появлением замещающего  продукта состоит в том, что если им «убит» рынок старого продукта, то он уже обычно не поддаётся восстановлению.

Важно понимать, что  потребители – не единственный объект соперничества организаций. Последние  также могут вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы  капитал и право использовать определённые технологии нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплаты труда и характер отношений руководителей с подчинёнными.

Как было показано ранее, внешняя среда имеет факторы  косвенного воздействия. Факторы среды  косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого  воздействия. Тем не менее, руководству  необходимо учитывать их.

К факторам сферы  косвенного воздействия относятся  технология, состояние экономики, социально-культурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.

Технология. Прогресс науки и техники несёт в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирмы. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынку, что может привести к крайне негативным последствиям для них. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревшего продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Состояние экономики. Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определённые товары и услуги. Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги денежную массу и ставку процента, устанавливаемую главным государственным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать тоже самое, чтобы не оказаться вне игры. В результате становиться труднее получить займы, и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.

Важно понимать, что  то или иное конкретное изменение  состояния экономики может оказать  положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации. Если при экономическом спаде  магазины, расположенные, например, в  богатых пригородах, вероятно, вообще ничего не почувствуют в отличии  от магазинов розничной торговли. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние  экономики особо сложным и  важным для себя аспектом. Колебания  курса отечественной валюты относительно валют других стран становились  причиной мгновенного обретения  или потери крупными фирмами миллионов.

Социально-культурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурентов слухов считается действиями неэтичными и аморальными, даже когда их невозможно считать, по сути противозаконными. В некоторых странах подобная ситуация считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социально-культурная среда здесь иная.

Исследованиями  доказано, что установки рабочих  изменяются. В целом, сравнительно молодым  рабочим не по душе традиционные партикалистские отношения, они хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Другие исследователи показывают, что многие рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, создавая «вызовы», обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. Такое изменение установок непосредственно влияет на то, что работники считают честной практикой организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров применительно к их существенной функции – мотивация людей с учётом целей организации.

Социально-культурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером служит производство одежды. Люди зачастую готовы платить за предмет туалета, на котором стоит имя престижного модельера, поскольку, как им кажется, это придаёт им дополнительный вес в обществе.

От социальных факторов зависят и способы ведения  своих дел организации. От представлений  потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов  розничной торговли и ресторанов

Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социально-культурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных товарных пошлин, требования в отношении практики найма и продвижение представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды, контроля цен и заработной платы и т.д.

Другой элемент  политической обстановки – это группы особых интересов и лоббисты. Некоторые  лоббистские группы выражают интересы и ценности не организаций, а объединение  людей.

Большое значение для компаний, ведущих операции или  имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для  иностранного инвестора или для  экспорта продукции политические изменения  могут привести к ограничению  прав собственности для иностранцев  или установлению специальных пошлин на импорт. С другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда  возникает потребность в притоке  капитала из-за рубежа.

Отношения с местным  населением. Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных властей. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются в суде, чтобы не допустить в город промышленное предприятие.

Многие организации  прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений  с общинами, в которых они функционируют. Эти усилия могут выражаться в  форме финансирования местных школ, благотворительной деятельности или  поддержке молодых дарований  в управлении вместо подношений сообществу наличными.

 

Выводы по I главе

 

Итак, задачи планирования и формирования ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.

Изучая потребителя, предприятие уясняет для себя, насколько сильны его позиции  по отношению к ней в процессе торга. Торговая сила покупателя зависит, от того насколько существенно для  него качество покупаемой продукции. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые  обязательно должны быть вскрыты  и изучены в процессе анализа  потребителя. К числу таких факторов относятся следующие:

  1. Соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
  2. Объём закупок, осуществляемых покупателями;
  3. Уровень информированности покупателя;
  4. Наличие замещаемых продуктов;
  5. Стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
  6. Чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определённую марку, наличие определённых требований к качеству товара, его прибыли, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке.

Товарный  ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в  каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми  ассортиментными группами с точки  зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен). Насыщенность (полнота) – это общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность заполнения марками товара внутри товарной линии. Гармоничность ассортимента - это степень близости товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требования к организации производства, каналов распределения и других показателей. Рациональность - это способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей. Устойчивость - это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенность таких товаров – наличие устойчивого спроса на них. Новизна - это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров. Управление ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

 

 

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ

 

2.1 Общая характеристика производственного предприятия ООО «Октава»

 

Основное  направление деятельности компании ООО «Октава» – производство и продажа аксессуаров для компьютеров и игровых систем – кабелей, джойстиков (геймпадов), систем рулевого управления для PC и PS2/PS3, а также различных комплектов, чехлов, футляров для портативной системы PSP под нашей торговой маркой.

Компания  не останавливается на достигнутом и постоянно расширяет ассортимент своей продукции, что позволяет ей удовлетворять запросы самых взыскательных покупателей. ООО «Октава» является коммерческой организацией. Уставный капитал которой разделен на определенное число акций, которые распределяются среди заранее определенного круга лиц и удостоверяют обязательственные права акционеров по отношению к обществу.

Сокращенное фирменное наименование: ООО «Октава»

Основными принципами ведения обществом экономической деятельности являются:

  • безубыточность общества;
  • демократичность управления;
  • финансовая и хозяйственная дисциплина;

Высшим  органом управления в ООО является Общее собрание акционеров общества. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом (статья 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам не отнесенным к его компетенции Законом.

 

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (например Генеральный  директор) или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным  исполнительным органом общества (например директор и дирекция либо правление). Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному  совету) общества.

Совета  директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство  деятельностью общества, за исключением  решения вопросов, отнесенных Законом  к компетенции общего собрания акционеров. В обществе с числом акционеров —  владельцев голосующих акций менее  пятидесяти устав общества может  предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного  совета) осуществляет общее собрание акционеров.

Для осуществления  контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью общества общим собранием  акционеров избирается ревизионная  комиссия (ревизора) общества. Члены  ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами  совета директоров (наблюдательного  совета), а также занимать иные должности  в органах управления общества. Акции  принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности  в органах управления, не могут  участвовать в голосовании при  избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной  деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации  на основании заключаемого с ним  договора. Общее собрание акционеров утверждает аудитора. Размер оплаты его  услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества. 
Организационная структура ООО «Октава»

Информация о работе Управление товарным ассортиментом