Управление товарным ассортиментом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:59, дипломная работа

Описание работы

Актуальность работы состоит в том, что управление товарным ассортиментом – одно из главных направлений деятельности каждого предприятия. Особенно это направление приобретает значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы с производимыми товарами зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в управлении товарным ассортиментом и владеет методами ее реализации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ............................................................................................5
Товар и его свойства.......................................................................................5
Формирование и управление.........................................................................8
Влияние внутренних и внешних факторов...................................................16
Выводы по I главе
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ НА ПРИМЕРЕ ООО «ОКТАВА»............................................................................................................29
2.1 Общая характеристика производственного предприятия ООО«Октава»........................................................................................................29
2.2 Анализ формирования товарного ассортимента.........................................32
2.3 Рекомендации по улучшению производственной деятельности................42
Выводы по II главе
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ НОВОГО ПРОДУКТА НА ПРЕДПРИЯТИИ..42
3.1 Мероприятия по управлению товарным ассортиментом...........................42
3.2 Принципиальные особенности разработки нового товара.......................43
3.3 Основные этапы процессов разработки нового товара..............................45
3.4 Планирование выпуска нового товара на рынок.........................................49
3.5 Планирование во времени..............................................................................52
3.6 Концепция жизненного цикла товара............................................................53
Выводы по III главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................58
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 119.08 Кб (Скачать файл)

Внутренние  факторы это основные переменные в самой организации, которые  требуют внимания руководства. Это  цель, структура, задачи, технологии и  люди. У организации могут быть разнообразные цели, особенно организации  которые занимаются бизнесом, сосредоточены  на создании определённых товаров или  услуг в рамках специфических ограничений - по затратам и полученной прибыли.

 Структура организации - это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Если руководство не создаёт формальных механизмов координации, люди не могут выполнять работу вместе.

 Технологии. Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – в искомые продукты, услуги. Льюис Дейвис, писавший о проектировании работ, предлагает сходное широкое описание: «Технология это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технологических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Задачи и технологии тесно связаны между собой.

Классификация технологий по Вудворт.

1. Единичное, мелкосерийное и индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие или малая серия одинаковых изделий. Часто такое изделие изготавливается для определённого покупателя.

2. Массовое или крупносерийное производство, применяется при изготовлении большого количества изделия, которые идентичны друг другу. Такой тип производства характерен механизации, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки.

3. Непрерывное производство, использует автоматизированное оборудование, которое работает непрерывно для изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объёмов. Примерами непрерывного производства могут служить переработка нефти, сталелитейная и медеплавильное производство.

 Организация, руководители и подчинённые ничто иное, как группы людей – кадры. Поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителей, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Как ведёт себя человек в обществе и на работе, является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности во внешней среде. Аспектами индивидуального поведения являются способности, одарённость, отношения, потребности, ценности, восприятие.

Классификация факторов внешней среды в менеджменте  подразделяется на факторы прямого  и косвенного воздействия. В среде  прямого воздействия можно выделить такие как: поставщики, законы и государственные  органы, потребители и конкуренты.

 Поставщики. С точки зрения системного подхода организация – это механизм преобразования входов и выходов. Основные разновидности входов – это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих вход указанных ресурсов, один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на организацию и успешность её деятельности Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

В некоторых случаях  все организации определённого  региона ведут дела с одним  или практически с одним поставщиком. Поэтому все они попадают в  равную зависимость от действий поставщика. Хороший пример – обеспечение  энергией. Все организации получают энергию по ценам, установленным  государством, и редко могут найти  альтернативного поставщика, даже если организация считает, что текущее  энергосбережение неадекватно или  слишком дорого обходится. Такие  изменения, как повышение цен  поставщиком содействует на организацию  в той мере, в какой она расходует  энергию. Например, резкое повышение  цен на бензин, значительно ощутимее отражается на предприятиях, зависящих  от бензина, в частности, занимающимися  автомобильными и воздушными грузоперевозками и пасcажироперевозками.

Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Примеры: машиностроительные фирмы; фирмы, распространяющие товары (дистрибьюторы); и магазины розничной торговли. Невозможность обеспечить поставки в нужных объёмах может создать большие трудности для таких организаций. Например, во что обошлось бы отсутствие хотя бы одной детали, которая устанавливается в определённой точке сборочного конвейера. Аналогичным образом, если магазин лишается какого-то популярного продукта, потребители скорее всего уйдут к конкуренту.

Японцев считают  создателями методов ограничения  запасов. Фирмы, для которых материалы  – входы, считают необходимым  для следующего этапа производственного  процесса должно доставляться по принципу «точно в срок». В других странах  может понадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание  значительного объёма запасов. Крупные  производители пива, например, заключают  контракты с несколькими бумагопроизводителями  на картон стандартного размера –  под шесть банок пива и обеспечивают тем самым постоянный приток упаковочного материала, расходуемого в больших  количествах. Таким путём производители  пива обеспечивают свою безопасность на случай забастовки или производственных трудностей, которые в ситуации одного поставщика картона помешали бы выпуску  пива в популярных шестибаночных  упаковках. Однако запасы связывают  деньги, которые приходится расходовать  на материалы и хранение, а не на другие нужды.

Капитал. Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по представлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие её облигации. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше её возможности договорится с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный обмен средств. Получение необходимых финансовых средств обеспечивает фирме стабильное функционирование.

Каждое предприятие  обязательно анализирует своё финансовое положение и определяет источники  финансирования, а именно:

    • Распределение капитала в целом на собственный и заёмный в зависимости от его рентабельности;
  • Потребности в долгосрочных займах и краткосрочных кредитах по видам, странам, условиям получения и погашения;
  • Источники получения займов и кредитов;
  • Расчёт стоимости кредитов с учётом нормы учётного процента и сроков погашения кредитов;
  • Получение доходов от хранения собственных средств в банках

Трудовые ресурсы: Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей и для эффективности организации. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, всё перечисленное имеет мало проку. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов.

Основной заботой  современной организации стали  отбор и поддержка талантливых  менеджеров. Джордж Стебнер в своём  исследовании попросил руководителей  ряда фирм проранжировать по степени  важности для них 71 фактор применительно  к последним пяти годам. В число  факторов вошли: общее руководство, финансы, маркетинг, материалы, производство и готовая продукция. По трудовым ресурсам выше других котировались два  фактора: привлечение высококвалифицированных  менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей  внутри фирмы. То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию.

 Законы и государственные органы. Многие другие законы и государственные учреждения также влияют на организации. В преимущественно частной экономике, взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определённый правовой статус, являясь единоличным владельцем, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а так же вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Каждый вид деятельности регулируется определёнными органами.

Неопределённость  сегодняшнего правового поля проистекает  из того факта, что требования одних  учреждений вступают в противоречие с требованиями других, и в то же время за каждым стоит авторитет  федерального правительства, позволяющий  принудительно обеспечивать выполнение таких требований.

Дополнительно усложняют  дело регулирующие постановления местных  органов власти, число которых  также множится. Почти все местные  сообщества требуют от предприятий  приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для  ведения дела, обладают предприятия  налогами, а если речь идёт об энергетике, системах телефонной связи на месте  и страховании, то и устанавливает  цены. Некоторые местные законы модифицируют или усиливают федеральные нормы.

Потребители. Многие принимают точку зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой подлинная цель бизнеса – создавать потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

Анализ потребителей, как компоненты непосредственного  окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей  составление профиля тех, кто  покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет  организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объём продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что  ожидает продукт в будущем  и многое другое.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим  характеристикам:

  • Географическое месторасположение покупателя;
  • Демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности;
  • Социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы привычки;
  • Отношение покупателя к продукту, отражающие то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт.

Изучая потребителя, предприятие уясняет для себя, насколько сильны его позиции  по отношению к ней в процессе торга. Торговая сила покупателя зависит, от того насколько существенно для  него качество покупаемой продукции. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые  обязательно должны быть вскрыты  и изучены в процессе анализа  потребителя. К числу таких факторов относятся следующие:

  • Соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
  • Объём закупок, осуществляемых покупателями;
  • Уровень информированности покупателя;
  • Наличие замещаемых продуктов;
  • Стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
  • Чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определённую марку, наличие определённых требований к качеству товара, его прибыли, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке.

То, что граждане являются потребителями и заслуживают  к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в  повседневных соприкосновениях с государственной  бюрократией. Тем не менее в период выборов использование рекламы  и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что кандидаты, будущие хозяева кабинетов рассматривают  граждан как потребителей, которых  нужно «купить».

Потребители, решая, какие товары и услуги для них  желательны и по какой цене, определяют для организации почти всё, относящееся  к результатам её деятельности. Тем  самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие  потребителей на внутренние переменные структуры зачастую оказывается  значительным.

Конкуренция. Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия чётко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации  приходится бороться за ресурсы, которые  она стремиться получить из внешней  среды, чтобы обеспечить своё существование, занимает особое и очень важное место  в стратегическом управлении. Данное изучение направленно на то, чтобы  выявить слабые и сильные стороны  конкурентов и на базе этого строить  свою стратегию конкурентной борьбы.

Конкурентная среда  формируется не только внутри отраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную  продукцию и рекламирующими её на одном и том же рынке. Субъектами Конкурентной среды являются также  и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают  заметное влияние её покупатели и  поставщики, которые, обладая силой  к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

Информация о работе Управление товарным ассортиментом