Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа
Состояние здоровья населения – весьма точный индикатор социально – экономического развития страны в целом. В России в последнее десятилетие постоянно фиксируют отрицательные значения по таким важнейшим показателям, как уровень рождаемости, обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни. В последние пять лет ВВП в России растет, появилось реальное оживление в экономике. Сложилась благоприятная международная рыночная конъюнктура для отечественного экспорта. Увеличивается объем федерального бюджета. Однако, несмотря на это, для миллионов российских пациентов реальное звучание приобрел трагический вопрос: смогут ли они не только выздороветь, но и выжить?
У государства значительно сократились возможности для бесплатной медицинской помощи населению. Число больниц и поликлиник в стране всего за семь последних лет сократилось почти на две тысячи, или на 15 процентов.
Введение
1 Теоретические и правовые аспекты управления в учреждении здравоохранения
1.1. Современные модели и развитие системы финансирования здравоохранения в России
1.2. Виды платных медицинских услуг и правовая основа их предоставления
2. Организационно-экономическая характеристика Кировского областного клинического противотуберкулезного диспансера
2.1. Краткая характеристика диспансера
2.2. Характеристика организационного и социально-экономического развития организации
3. Особенности и оценка управления Кировского областного клинического противотуберкулезного диспансера
3.1. Анализ функционирования органов, регулирующих деятельность организации
3.2. Сравнительный анализ функционирования организации
3.3. Оценка организации управленческой деятельности диспансера
3. Особенности
и оценка управления
3.1. Анализ функционирования органов, регулирующих деятельность организации
ОГУЗ «Кировский областной
клинический
ОГУЗ «Кировский областной
клинический противотуберкулезн
Учредителем учреждения является Департамент здравоохранения Кировской области, находящийся по адресу: г. Киров, ул.К.Либкнехта,д.69.
Больница находится в ведомственном подчинении Департамента здравоохранения. Все отношения с другими предприятиями, объединениями и организациями строит на договорной основе.
Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в учреждениях банка, круглую (гербовую) печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты, действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом ОГУЗ «Кировский областной клинический противотуберкулезный диспансер».
Организация приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации и вправе:
Учреждение отвечает по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством РФ. Учреждение не несет ответственность по обязательствам учредителя.
Учреждение в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, приказами, распоряжениями и постановлениями департамента здравоохранения Кировской области.
В настоящее время ОГУЗ «Кировский областной клинический противотуберкулезный диспансер» является современным учреждением, оказывающим противотуберкулезную помощь населению области и организационно-методическим центром, координирующим работу лечебно- профилактических учреждений по раннему выявлению туберкулеза.
Благодаря действию в области целевых программ по борьбе с туберкулезом, Кировский областной противотуберкулезный диспансер был оснащенным необходимым медицинским оборудованием и техникой.
Хирургическое отделение с отделением анестезиологии и реанимации получили новые аппараты искусственной вентиляции легких, приборы слежения за пациентами, операционные столы, эндоскопическую аппаратуру, плазменный скальпель и многое другое. В отделении ежегодно проводится около 400 торакальных операций по поводу туберкулеза и другой хирургической патологии легких.
В отделении лучевой
диагностики (заведующий В.М.Типун) имеется
современная рентгеновская
Имеется два эндоскопических кабинета, где проводятся все виды эндоскопических исследований, но главным образом это диагностические и лечебные бронхоскопии (врачи Р.В.Макаров и С.И.Пестрикова).
Реабилитация больных туберкулезом проводится в физиотерапевтическом отделении, кабинетах ЛФК (заведующая А.А.Глухих).
Две лаборатории: клинико-диагностическая (заведующий А.А.Гудаев) и бактериологическая (Н.А.Эсаулова) оснащены необходимым оборудованием.
С 1 января 2010 года к диспансеру
присоединилось 40 туберкулезных коек
в Омутнинском районе и называется
сейчас Омутнинский филиал диспансера.
Это позволило решить вопрос о
стационарном лечении больных туберкулезом
с северо-востока нашей области
Общий коечный фонд составляет 565 коек.
Улучшились основные
эпидпоказатели по туберкулезу в
Кировской области и
С декабря 1999 года по настоящее время диспансер возглавляет главный врач Вячеслав Геннадьевич Новиков.
3.2. Сравнительный
анализ функционирования
Анализ деятельности больницы проводится для определения, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование учреждения.
Деятельность учреждения осуществляется на основе смешенного финансирования. Часть средств на покрытие расходов поступает в порядке сметного финансирования из бюджета, часть – из внебюджетных источников.
Проанализируем структуру и динамику расходов по источникам финансирования ОГУЗ «Кировский областной клинический противотуберкулезный диспансер» с помощью таблицы 3.
Таблица 3 - Структура расходов диспансера по источникам финансирования
Код ЭКР |
Наименование статьи |
Расходы |
Отклонение 2009г. от 2007 г. | ||||||
абс. (+-), тыс.руб. |
% | ||||||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |||||||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
211 |
Заработная плата |
8012,8 |
100,0 |
10757,4 |
100,0 |
12480 |
100,0 |
4467,2 |
155,8 |
в т.ч. бюджет |
4797,7 |
59,9 |
7044,0 |
65,5 |
8569,2 |
68,7 |
3771,5 |
178,6 | |
внебюджет |
3215,1 |
40,1 |
3713,4 |
34,5 |
3910,8 |
31,3 |
695,7 |
121,6 | |
212 |
Прочие выплаты |
123,2 |
100,0 |
142,3 |
100,0 |
129,9 |
100,0 |
6,7 |
105,4 |
в т.ч. бюджет |
106,8 |
86,7 |
126,7 |
89,0 |
123,9 |
95,4 |
17,1 |
116,0 | |
внебюджет |
16,4 |
13,3 |
15,6 |
11,0 |
6,0 |
4,6 |
-10,4 |
36,6 | |
213 |
Начисления на оплату труда |
3050,4 |
100,0 |
2788,9 |
100,0 |
3282,3 |
100,0 |
231,9 |
107,6 |
в т.ч. бюджет |
1899,4 |
62,3 |
1845,0 |
66,2 |
2245,6 |
68,4 |
346,2 |
118,2 | |
внебюджет |
1151,0 |
37,7 |
943,9 |
33,8 |
1036,7 |
31,6 |
-114,3 |
90,1 | |
221 |
Услуги связи |
90,0 |
100,0 |
103,0 |
100,0 |
86,6 |
100,0 |
-3,4 |
96,2 |
в т.ч. бюджет |
46,8 |
52,0 |
0 |
0 |
52,2 |
60,3 |
5,4 |
111,5 | |
внебюджет |
43,2 |
48,0 |
103,0 |
100,0 |
34,4 |
39,7 |
-8,8 |
79,6 | |
222 |
Транспортные услуги |
104,9 |
100,0 |
112,1 |
100,0 |
101,4 |
100,0 |
-3,5 |
96,7 |
в т.ч. бюджет |
35,8 |
34,1 |
39,0 |
37,9 |
48,0 |
47,3 |
12,2 |
134,1 | |
внебюджет |
69,1 |
65,9 |
73,1 |
62,1 |
53,4 |
52,7 |
-15,7 |
77,3 | |
223 |
Коммунальные услуги |
2395,6 |
100,0 |
3012,5 |
100,0 |
3338 |
100,0 |
942,4 |
139,3 |
в т.ч. бюджет |
2366,0 |
98,8 |
2973,0 |
98,7 |
3148,0 |
94,3 |
782,0 |
133,1 | |
внебюджет |
29,6 |
1,2 |
39,5 |
1,3 |
190,0 |
5,7 |
160,4 |
641,9 | |
225 |
Услуги по содержанию имущества |
1142,5 |
100,0 |
1080 |
100,0 |
1321,6 |
100,0 |
179,1 |
115,7 |
в т.ч. бюджет |
922,7 |
80,8 |
853,9 |
79,1 |
1207,4 |
91,4 |
284,7 |
130,9 | |
внебюджет |
219,8 |
19,2 |
226,1 |
20,9 |
114,2 |
8,6 |
-105,6 |
52,0 | |
226 |
Прочие услуги |
610,2 |
100,0 |
559,7 |
100,0 |
963,1 |
100,0 |
352,9 |
157,8 |
в т.ч. бюджет |
324,4 |
53,2 |
223,9 |
40,0 |
595,5 |
61,8 |
271,1 |
183,6 | |
внебюджет |
285,8 |
46,8 |
335,8 |
60,0 |
367,6 |
38,2 |
81,8 |
128,6 | |
262 |
Пособие по социальной помощи населению |
584,3 |
100,0 |
498,0 |
100,0 |
769,1 |
100,0 |
184,8 |
131,6 |
в т.ч. бюджет |
584,3 |
100,0 |
498,0 |
100,0 |
769,1 |
100,0 |
184,8 |
131,6 | |
внебюджет |
- |
- |
- |
- |
|||||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
690,2 |
100,0 |
940,8 |
100,0 |
1014 |
100,0 |
323,8 |
146,9 |
в т.ч. бюджет |
620,4 |
89,9 |
929,2 |
98,8 |
994,7 |
98,1 |
374,3 |
160,3 | |
внебюджет |
69,8 |
10,1 |
11,6 |
1,2 |
19,3 |
1,9 |
-50,5 |
27,7 | |
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
1950,6 |
100,0 |
2228,8 |
100,0 |
3011,4 |
100,0 |
1060,8 |
154,4 |
в т.ч. бюджет |
1545,0 |
79,2 |
1543,1 |
69,2 |
2664,6 |
88,5 |
1119,6 |
172,5 | |
внебюджет |
405,6 |
20,8 |
685,7 |
30,8 |
346,8 |
11,5 |
-58,8 |
85,5 | |
Расходы – всего |
18754,7 |
100,0 |
22223,6 |
100,0 |
26497,4 |
100,0 |
7742,7 |
141,3 | |
в т.ч. бюджет |
13249,3 |
70,6 |
16075,8 |
72,3 |
20418,1 |
77,1 |
7168,8 |
154,1 | |
внебюджет |
5505,4 |
29,4 |
6147,8 |
27,7 |
6079,3 |
22,9 |
573,9 |
110,4 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что общая сумма произведенных расходов составила в 2009 г. 26497,4 тыс. руб., увеличение в сравнении 2007 г. составило 7742,7 тыс. руб. или на 41,3%, в том числе 7168,8 тыс. руб. за счет бюджетных средств – 92,6% общего увеличения расходов.
На расходы за счет бюджетных средств в 2009 г. приходится 77,1%, их удельный вес за 3 года вырос на 6,5 п.п.
По некоторым статья ЭКР расходы производятся преимущественно за счет бюджетных средств, к ним относятся:
По остальным видам расходов примерно треть производится за счет внебюджетных средств. В рассматриваемом периоде удельный вес всех видов расходов производимых за счет средств по внебюджетной деятельности имел тенденцию к снижению. Особенно резко сократилась доля расходов за счет внебюджетных средств по следующим статьям:
Это связано прежде всего с тем, что темпы роста получаемых доходов по внебюджетной деятельности значительно ниже темпов роста финансирования по бюджетной деятельности.
Рассмотрим более подробно динамику и структура расходов диспансера за счет бюджетных средств отдельно (таблица 4)
Таблица 4 - Динамика и структура расходов за счет бюджетных средств диспансера
Код ЭКР |
Наименование статьи |
Расходы |
Отклонение 2009 г. от 2007 г. | ||||||
абс. (+-), тыс.руб. |
% | ||||||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |||||||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
211 |
Заработная плата |
4797,7 |
36,2 |
7044,0 |
43,8 |
8569,2 |
42,0 |
3771,5 |
178,6 |
212 |
Прочие выплаты |
106,8 |
0,8 |
126,7 |
0,8 |
123,9 |
0,6 |
17,1 |
116,0 |
213 |
Начисления на оплату труда |
1899,4 |
14,3 |
1845,0 |
11,5 |
2245,6 |
11,0 |
346,2 |
118,2 |
221 |
Услуги связи |
46,8 |
0,4 |
0 |
0 |
52,2 |
0,3 |
5,4 |
111,5 |
222 |
Транспортные услуги |
35,8 |
0,3 |
39,0 |
0,2 |
48,0 |
0,2 |
12,2 |
134,1 |
223 |
Коммунальные услуги |
2366,0 |
17,9 |
2973,0 |
18,5 |
3148,0 |
15,4 |
782,0 |
133,1 |
225 |
Услуги по содержанию имущества |
922,7 |
7,0 |
853,9 |
5,3 |
1207,4 |
5,9 |
284,7 |
130,9 |
226 |
Прочие услуги |
324,4 |
2,4 |
223,9 |
1,4 |
595,5 |
2,9 |
271,1 |
183,6 |
262 |
Пособие по социальной помощи населению |
584,3 |
4,4 |
498,0 |
3,1 |
769,1 |
3,8 |
184,8 |
131,6 |
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
620,4 |
4,7 |
929,2 |
5,8 |
994,7 |
4,9 |
374,3 |
160,3 |
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
1545,0 |
11,6 |
1543,1 |
9,6 |
2664,6 |
13,1 |
1119,6 |
172,5 |
Расходы бюджета – всего |
13249,3 |
100,0 |
16075,8 |
100,0 |
20418,1 |
100,0 |
7168,8 |
154,1 |
Общая сумма расходов за счет бюджетных средств в больнице составила в 2009 г. 20418,1 тыс. руб., что больше чем в 2007 г. на 7168,8 тыс. руб. или на 54%.
Наибольший удельный вес в структуре расходов Учреждения по бюджетных средствам занимают расходы на выплату заработной платы – 42% в 2009 г., по сравнению с 2007 г. рост составил 5,8 п.п., в абсолютном выражении рост составил 3771,5 тыс.руб. (78,6%). Рост данной статьи объясняется повышением заработной платы работников бюджетной сферы в 2008 и 2009 г.г.
Следующими по доле расходов в общей структуре являются расходы на оплату коммунальных услуг – 15,4%, в течение рассматриваемого периода удельный вес данных расходов сократился на 2,5 п.п., в связи с тем, что темпы роста ниже (+33,1), чем общих расходов.
Это связано с тем, что рост тарифов на ЖКХ в последние 3 года стал более жестко контролироваться государством.
Значительно увеличились расходы на:
Удельный вес данных статей изменился не значительно.
Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствам, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, поступившие суммы бюджетных средств – с кассовыми расходами учреждения (таблица 5).
Общий объем финансирования за 2009 г. составили 96,46% от планового объема, что связано с сокращением финансирования в связи с недостатком финансовых ресурсов в бюджете Кировской области.
Таблица 5 – Сметные назначения и финансирование диспансера в 2009г.
Код строки |
Наименование статьи |
Утверждено по смете на 2009г., тыс. руб. |
Профинансировано за 2009г., тыс. руб. |
Отклонение плана от факта | |
абсолютное, тыс. руб. |
относительное, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
211 |
Заработная плата |
9048 |
8569 |
-479 |
94,71 |
212 |
Прочие выплаты |
132 |
124 |
-8 |
93,94 |
213 |
Начисления на оплату труда |
2371 |
2246 |
-125 |
94,73 |
221 |
Услуги связи |
60 |
52 |
-8 |
86,67 |
222 |
Транспортные услуги |
48 |
48 |
- |
100,0 |
223 |
Коммунальные услуги |
3417 |
3148 |
-269 |
92,13 |
225 |
Услуги по содержанию имущества |
901 |
1207 |
306 |
133,96 |
226 |
Прочие услуги |
236 |
596 |
360 |
252,54 |
262 |
Пособие по социальной помощи населению |
695 |
769 |
74 |
110,65 |
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
1527 |
995 |
-532 |
65,16 |
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
2734 |
2665 |
-69 |
97,48 |
Финансирование – всего |
21169 |
20419 |
-750 |
96,46 |