Управление в сфере здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Состояние здоровья населения – весьма точный индикатор социально – экономического развития страны в целом. В России в последнее десятилетие постоянно фиксируют отрицательные значения по таким важнейшим показателям, как уровень рождаемости, обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни. В последние пять лет ВВП в России растет, появилось реальное оживление в экономике. Сложилась благоприятная международная рыночная конъюнктура для отечественного экспорта. Увеличивается объем федерального бюджета. Однако, несмотря на это, для миллионов российских пациентов реальное звучание приобрел трагический вопрос: смогут ли они не только выздороветь, но и выжить?
У государства значительно сократились возможности для бесплатной медицинской помощи населению. Число больниц и поликлиник в стране всего за семь последних лет сократилось почти на две тысячи, или на 15 процентов.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические и правовые аспекты управления в учреждении здравоохранения
1.1. Современные модели и развитие системы финансирования здравоохранения в России
1.2. Виды платных медицинских услуг и правовая основа их предоставления
2. Организационно-экономическая характеристика Кировского областного клинического противотуберкулезного диспансера
2.1. Краткая характеристика диспансера
2.2. Характеристика организационного и социально-экономического развития организации
3. Особенности и оценка управления Кировского областного клинического противотуберкулезного диспансера
3.1. Анализ функционирования органов, регулирующих деятельность организации
3.2. Сравнительный анализ функционирования организации
3.3. Оценка организации управленческой деятельности диспансера

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  и оценка управления Кировского  областного клинического противотуберкулезного  диспансера

3.1. Анализ функционирования органов, регулирующих деятельность организации

 

ОГУЗ «Кировский областной  клинический противотуберкулезный диспансер» является государственным лечебно-профилактическим учреждением.

ОГУЗ «Кировский областной  клинический противотуберкулезный диспансер» является государственной некоммерческой организацией, созданной для оказания населению квалифицированной медицинской помощи, финансируемой за счёт средств областного (районного) бюджета на основе сметы.

Учредителем учреждения является Департамент здравоохранения Кировской области, находящийся по адресу: г. Киров, ул.К.Либкнехта,д.69.

Больница находится  в ведомственном подчинении Департамента здравоохранения. Все отношения  с другими предприятиями, объединениями  и организациями строит на договорной основе.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс, расчётный и иные счета  в учреждениях банка, круглую (гербовую) печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты, действует  в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом ОГУЗ «Кировский областной клинический противотуберкулезный диспансер».

Организация приобретает  права юридического лица с момента  государственной регистрации и  вправе:

  • самостоятельно использовать закреплённое за ним имущество на праве оперативного управления для обеспечения финансирования основных направлений уставной деятельности, а также принадлежащие ему денежные средства, имущество и иные и иные объекты, нематериальные активы, являющиеся результатом его деятельности, а также доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности;
  • от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать в качестве  истца и ответчика в судах и  арбитражных судах;
  • на самостоятельном балансе отражать состав и стоимость закрепленного за учреждением и собственного имущества;
  • иметь расчетные и иные счета в банковских и кредитных учреждениях Российской Федерации.

Учреждение отвечает по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством РФ. Учреждение не несет ответственность по обязательствам учредителя.

Учреждение  в своей деятельности руководствуется  действующим законодательством, приказами, распоряжениями и постановлениями  департамента здравоохранения Кировской области.

В настоящее время ОГУЗ «Кировский областной клинический противотуберкулезный диспансер» является современным учреждением, оказывающим противотуберкулезную помощь населению области и организационно-методическим центром, координирующим работу лечебно- профилактических учреждений по раннему выявлению туберкулеза.

Благодаря действию в  области целевых программ по борьбе с туберкулезом, Кировский областной  противотуберкулезный диспансер был  оснащенным необходимым медицинским  оборудованием и техникой.

Хирургическое отделение  с отделением анестезиологии и реанимации получили новые аппараты искусственной  вентиляции легких, приборы слежения за пациентами, операционные столы, эндоскопическую  аппаратуру, плазменный скальпель и  многое другое. В отделении ежегодно проводится около 400 торакальных операций по поводу туберкулеза и другой хирургической патологии легких.

В отделении лучевой  диагностики (заведующий В.М.Типун) имеется  современная рентгеновская аппаратура, позволяющая получать снимки в цифровом изображении, обеспечивающая небольшую лучевую нагрузку на пациентов.

Имеется два эндоскопических  кабинета, где проводятся все виды эндоскопических исследований, но главным  образом это диагностические  и лечебные бронхоскопии (врачи Р.В.Макаров  и С.И.Пестрикова).

Реабилитация больных  туберкулезом проводится в физиотерапевтическом отделении, кабинетах ЛФК (заведующая А.А.Глухих).

Две лаборатории: клинико-диагностическая (заведующий А.А.Гудаев) и бактериологическая (Н.А.Эсаулова) оснащены необходимым  оборудованием.

С 1 января 2010 года к диспансеру присоединилось 40 туберкулезных коек в Омутнинском районе и называется сейчас Омутнинский филиал диспансера. Это позволило решить вопрос о  стационарном лечении больных туберкулезом с северо-востока нашей области.

Общий коечный фонд составляет 565 коек.

Улучшились основные эпидпоказатели по туберкулезу в  Кировской области и значительно  лучше Приволжского федерального округа и в целом по России.

С декабря 1999 года по настоящее  время диспансер возглавляет  главный врач Вячеслав Геннадьевич Новиков.

 

3.2. Сравнительный  анализ функционирования организации

 

Анализ деятельности больницы проводится для определения, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование учреждения.

Деятельность учреждения осуществляется на основе смешенного финансирования. Часть средств на покрытие расходов поступает в порядке сметного финансирования из бюджета, часть – из внебюджетных источников.

Проанализируем  структуру и динамику расходов по источникам финансирования ОГУЗ «Кировский областной клинический противотуберкулезный диспансер» с помощью таблицы 3.

Таблица 3 - Структура  расходов диспансера по источникам финансирования

Код ЭКР

Наименование статьи

Расходы

Отклонение 2009г. от 2007 г.

абс.   (+-), тыс.руб.

%

2007 г.

2008 г.

2009 г.

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

211

Заработная плата

8012,8

100,0

10757,4

100,0

12480

100,0

4467,2

155,8

 

в т.ч. бюджет

4797,7

59,9

7044,0

65,5

8569,2

68,7

3771,5

178,6

 

внебюджет

3215,1

40,1

3713,4

34,5

3910,8

31,3

695,7

121,6

212

Прочие выплаты

123,2

100,0

142,3

100,0

129,9

100,0

6,7

105,4

 

в т.ч. бюджет

106,8

86,7

126,7

89,0

123,9

95,4

17,1

116,0

 

внебюджет

16,4

13,3

15,6

11,0

6,0

4,6

-10,4

36,6

213

Начисления на оплату труда

3050,4

100,0

2788,9

100,0

3282,3

100,0

231,9

107,6

 

в т.ч. бюджет

1899,4

62,3

1845,0

66,2

2245,6

68,4

346,2

118,2

 

внебюджет

1151,0

37,7

943,9

33,8

1036,7

31,6

-114,3

90,1

221

Услуги связи

90,0

100,0

103,0

100,0

86,6

100,0

-3,4

96,2

 

в т.ч. бюджет

46,8

52,0

0

0

52,2

60,3

5,4

111,5

 

внебюджет

43,2

48,0

103,0

100,0

34,4

39,7

-8,8

79,6

222

Транспортные услуги

104,9

100,0

112,1

100,0

101,4

100,0

-3,5

96,7

 

в т.ч. бюджет

35,8

34,1

39,0

37,9

48,0

47,3

12,2

134,1

 

внебюджет

69,1

65,9

73,1

62,1

53,4

52,7

-15,7

77,3

223

Коммунальные услуги

2395,6

100,0

3012,5

100,0

3338

100,0

942,4

139,3

 

в т.ч. бюджет

2366,0

98,8

2973,0

98,7

3148,0

94,3

782,0

133,1

 

внебюджет

29,6

1,2

39,5

1,3

190,0

5,7

160,4

641,9

225

Услуги по содержанию имущества

1142,5

100,0

1080

100,0

1321,6

100,0

179,1

115,7

 

в т.ч. бюджет

922,7

80,8

853,9

79,1

1207,4

91,4

284,7

130,9

 

внебюджет

219,8

19,2

226,1

20,9

114,2

8,6

-105,6

52,0

226

Прочие услуги

610,2

100,0

559,7

100,0

963,1

100,0

352,9

157,8

 

в т.ч. бюджет

324,4

53,2

223,9

40,0

595,5

61,8

271,1

183,6

 

внебюджет

285,8

46,8

335,8

60,0

367,6

38,2

81,8

128,6

262

Пособие по социальной помощи населению

584,3

100,0

498,0

100,0

769,1

100,0

184,8

131,6

 

в т.ч. бюджет

584,3

100,0

498,0

100,0

769,1

100,0

184,8

131,6

 

внебюджет

-

-

-

 

-

     

310

Увеличение стоимости  основных средств

690,2

100,0

940,8

100,0

1014

100,0

323,8

146,9

 

в т.ч. бюджет

620,4

89,9

929,2

98,8

994,7

98,1

374,3

160,3

 

внебюджет

69,8

10,1

11,6

1,2

19,3

1,9

-50,5

27,7

340

Увеличение стоимости  материальных запасов

1950,6

100,0

2228,8

100,0

3011,4

100,0

1060,8

154,4

 

в т.ч. бюджет

1545,0

79,2

1543,1

69,2

2664,6

88,5

1119,6

172,5

 

внебюджет

405,6

20,8

685,7

30,8

346,8

11,5

-58,8

85,5

 

Расходы – всего

18754,7

100,0

22223,6

100,0

26497,4

100,0

7742,7

141,3

 

в т.ч. бюджет

13249,3

70,6

16075,8

72,3

20418,1

77,1

7168,8

154,1

 

внебюджет

5505,4

29,4

6147,8

27,7

6079,3

22,9

573,9

110,4


 

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что общая  сумма произведенных расходов составила  в 2009 г. 26497,4 тыс. руб., увеличение в сравнении 2007 г. составило 7742,7 тыс. руб. или на 41,3%, в том числе 7168,8 тыс. руб. за счет бюджетных средств – 92,6% общего увеличения расходов.

На расходы  за счет бюджетных средств в 2009 г. приходится 77,1%, их удельный вес за 3 года вырос на 6,5 п.п.

По некоторым  статья ЭКР расходы производятся преимущественно за счет бюджетных  средств, к ним относятся:

    • прочие выплаты – 95,4%, в сравнении с 2007 г. удельный вес увеличился на 8,7 п.п.;
    • коммунальные услуги – 94,3%, произошло снижение доли расходов за счет бюджетных средств на 4,5 п.п., за счет увеличения расходов за счет внебюджетных средств;
    • услуги по содержанию помещений на 91,4% финансируются за счет бюджетных средств, увеличение удельного веса бюджетных расходов с 2007 г. составило 10,6 п.п.;
    • пособия по социальной помощи населению на 100% финансируются за счет бюджетных средств;
    • расходы на приобретение основных средств в основном производятся за счет бюджетных средств (98,1%).

По остальным  видам расходов примерно треть производится за счет внебюджетных средств. В рассматриваемом  периоде удельный вес всех видов  расходов производимых за счет средств  по внебюджетной деятельности имел тенденцию к снижению. Особенно резко сократилась доля расходов за счет внебюджетных средств по следующим статьям:

  • транспортные услуги 13,2 п.п.;
  • услуги по содержанию помещений – 10,6 п.п.;
  • увеличение стоимости материальных запасов – 9,3 п.п.

Это связано прежде всего с тем, что темпы роста получаемых доходов по внебюджетной деятельности значительно ниже темпов роста финансирования по бюджетной деятельности.

Рассмотрим  более подробно динамику и структура  расходов диспансера за счет бюджетных средств отдельно (таблица 4)

Таблица 4 - Динамика и структура расходов за счет бюджетных  средств диспансера 

Код ЭКР

Наименование статьи

Расходы

Отклонение 2009 г. от 2007 г.

абс.   (+-), тыс.руб.

%

2007 г.

2008 г.

2009 г.

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

211

Заработная плата

4797,7

36,2

7044,0

43,8

8569,2

42,0

3771,5

178,6

212

Прочие выплаты

106,8

0,8

126,7

0,8

123,9

0,6

17,1

116,0

213

Начисления на оплату труда

1899,4

14,3

1845,0

11,5

2245,6

11,0

346,2

118,2

221

Услуги связи

46,8

0,4

0

0

52,2

0,3

5,4

111,5

222

Транспортные услуги

35,8

0,3

39,0

0,2

48,0

0,2

12,2

134,1

223

Коммунальные услуги

2366,0

17,9

2973,0

18,5

3148,0

15,4

782,0

133,1

225

Услуги по содержанию имущества

922,7

7,0

853,9

5,3

1207,4

5,9

284,7

130,9

226

Прочие услуги

324,4

2,4

223,9

1,4

595,5

2,9

271,1

183,6

262

Пособие по социальной помощи населению

584,3

4,4

498,0

3,1

769,1

3,8

184,8

131,6

310

Увеличение стоимости  основных средств

620,4

4,7

929,2

5,8

994,7

4,9

374,3

160,3

340

Увеличение стоимости  материальных запасов

1545,0

11,6

1543,1

9,6

2664,6

13,1

1119,6

172,5

 

Расходы бюджета –  всего

13249,3

100,0

16075,8

100,0

20418,1

100,0

7168,8

154,1


 

Общая сумма  расходов за счет бюджетных средств  в больнице составила в 2009 г. 20418,1 тыс. руб., что больше чем в 2007 г. на 7168,8 тыс. руб. или на 54%.

Наибольший  удельный вес в структуре расходов Учреждения по бюджетных средствам  занимают расходы на выплату заработной платы – 42% в 2009 г., по сравнению с 2007 г. рост составил 5,8 п.п., в абсолютном выражении рост составил 3771,5 тыс.руб. (78,6%). Рост данной статьи объясняется повышением заработной платы работников бюджетной сферы в 2008 и 2009 г.г.

Следующими  по доле расходов в общей структуре  являются расходы на оплату коммунальных услуг – 15,4%, в течение рассматриваемого периода удельный вес данных расходов сократился на 2,5 п.п., в связи с тем, что темпы роста ниже (+33,1), чем общих расходов.

Это связано  с тем, что рост тарифов на ЖКХ  в последние 3 года стал более жестко контролироваться государством.

Значительно увеличились  расходы на:

  • прочие услуги +271,1 тыс. руб. или 83,6%;
  • увеличение стоимости основных средств - 374,3 тыс. руб. (+60,3%)
  • увеличение стоимости материальных запасов более чем в 1,7 раза.

Удельный вес  данных статей изменился не значительно.

Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствам, а  также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, поступившие  суммы бюджетных средств – с кассовыми расходами учреждения (таблица 5).

Общий объем  финансирования за 2009 г. составили 96,46% от планового объема, что связано  с сокращением финансирования в  связи с недостатком финансовых ресурсов в бюджете Кировской  области.

 

 

Таблица 5 –  Сметные назначения и финансирование диспансера в 2009г.

Код строки

Наименование  статьи

Утверждено  по смете на 2009г., тыс. руб.

Профинансировано  за 2009г., тыс. руб.

Отклонение  плана от факта

абсолютное, тыс. руб.

относительное, %

1

2

3

4

5

6

211

Заработная плата

9048

8569

-479

94,71

212

Прочие выплаты

132

124

-8

93,94

213

Начисления  на оплату труда

2371

2246

-125

94,73

221

Услуги связи

60

52

-8

86,67

222

Транспортные  услуги

48

48

-

100,0

223

Коммунальные  услуги

3417

3148

-269

92,13

225

Услуги по содержанию имущества

901

1207

306

133,96

226

Прочие услуги

236

596

360

252,54

262

Пособие по социальной помощи населению

695

769

74

110,65

310

Увеличение  стоимости основных средств

1527

995

-532

65,16

340

Увеличение  стоимости материальных запасов

2734

2665

-69

97,48

 

Финансирование  – всего

21169

20419

-750

96,46

Информация о работе Управление в сфере здравоохранении