Управление запасами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Описание работы

Глубокие изменения в экономике России, происходящие в ходе реформ, поставили предприятия перед необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, т.е. от того, насколько грамотно и точно, фирма удовлетворяет платежеспособный спрос. Сложность не в том, чтобы решать проблемы, а в том, чтобы увидеть их. Теория управления материальными запасами разрабатывает методы вычисления величины запасов, обеспечивающих наиболее экономным путем удовлетворения будущего спроса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ

1.1. Экономическая сущность, классификация и оценка

материальных запасов

1.2. Управление материальными запасами в розничных торговых предприятиях

Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ В МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

2.1.Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ управления запасами в розничном предприятии индивидуального предпринимателя …………………………….

2.3 Изучение спроса и определение планового объема

закупки товаров розничным предприятием

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В

МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 Оптимизация товарных запасов

3.2 Меры по повышению управляемости товарными запасами

3.3 Ликвидация слабооборачивающихся запасов

3.4 Внедрение современных средств автоматизации и анализа товарных запасов.



6
15


24

27

39

41

45

53
57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

64

Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)

 
1 Экономика торговли.; Учебное пособие. 2004. – с. 78.

 
2 Вирабов С.А. Складское и тарное хозяйство. – К.: Высшая школа, 2003. –с 167.

 
1 Аникин Б.А. Логистика: Учебное  пособие. - М; ИНФРА - М.; 2002. – с.120

 
1 Экономика торговли.; Учебное пособие. 2004. – с. 67

 
1 Гаджинский А.М. Основы логистики. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002. – с.90

 
1 Аникин Б.А. Логистика: Учебное  пособие. - М; ИНФРА - М.; 2002. – с. 234

 
1 Вирабов С.А. Складское и тарное хозяйство. – К.: Высшая школа, 2003. – с.90

 
1 Вирабов С.А. Складское и тарное хозяйство. – К.: Высшая школа, 2003. – с. 78

 
1 Аникин Б.А. Логистика: Учебное  пособие. - М; ИНФРА - М.; 2002. – с. 237

 

 

 

Практика!

СОДЕРЖАНИЕ 
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 
 
2. Основные экономические показатели торговой деятельности предприятия 
 
3. Материально-техническая база предприятия 
 
4. Методы сбора информации о покупательском спросе на товары и услуги и конъюнктуре товарного рынка, ее использовании в принятии коммерческих решений 
 
5. Прогнозирование потребности в товарах 
 
6. Анализ структуры хозяйственных связей 
 
7. Формы оптовых закупок товаров на предприятии, их роль в обеспечении товарными ресурсами 
 
8. Методы продажи товаров и целесообразность их применения 
 
9. Дополнительные услуги оптовым покупателям и населению, их виды, степень распространения и эффективность 
 
10. Реклама и стимулирование продажи товаров и услуг на предприятии 
 
11. Управление ассортиментом посуды на предприятии 
 
12. Организация товароснабжения розничной сети 
 
Список использованных источников 
 
Приложения 
1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 
Закрытое акционерное общество "Для Дома" зарегистрировано решением Минского городского исполнительного комитета от 07.09.2004 № 1030 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100050815. 
 
Место нахождения предприятия: г. Минск, ул. Ландера, 4 
 
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 20.00, выходные: суббота, воскресенье. 
 
Деятельность ОАО "Магазин "Блеск" строится на долгосрочных договорах с производителями товаров непродовольственной группы, согласно которых ОАО "Магазин "Блеск" принимает на себя обязательства по планированию поставок, закупок, таможенной очистки, хранению и распределению товаров. 
 
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 21.00, без выходных. 
 
Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью. 
 
Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. 
 
При этом важно выполнение следующих условий: 

  •  
    решение одних и тех же вопросов не должно находится в ведение разных подразделений;
  •  
    все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;
  •  
    на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.

 
Структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой  масштабов и содержания функций  управления. 
 
Между отдельными подразделениями могут быть вертикальные и горизонтальные связи. 
 
Аппарат управления предприятием должен быть построен таким образом, что бы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы. 
 
На предприятии численность работников составляет 30 человек. 
 
Определены следующие должности: 

  •  
    директор – 1 (руководитель);
  •  
    заместитель директора по коммерческим вопросам – 1 (руководящая должность);
  •  
    главный бухгалтер – 1 (руководящая должность);
  •  
    заместитель главного бухгалтера – 1 (руководящая должность);
  •  
    бухгалтер – 2 (специалисты);
  •  
    начальник отдела сбыта – 1 (руководящая должность);
  •  
    продавец – 11 (специалисты);
  •  
    товаровед – 6 (специалисты);
  •  
    переводчик – 1 (специалист);
  •  
    секретарь-референт – 1 (специалист);
  •  
    заведующий складом – 1 (руководящая должность);
  •  
    кладовщик – 4 (служащие, тех. исполнит. рабочие);
  •  
    рабочий склада грузчик – 1 (служащий, тех. исполнит. рабочий);
  •  
    водитель автомобиля – 2 (служащие, тех. исполнит. рабочие);
  •  
    уборщица служебных помещений – 1 (служащий, тех. исполнит. рабочий).

 
На каждого работника предприятия  существует должностная инструкция (приложение 1), в которой расписана  все его обязанности, которые  он должен выполнять, а так же какое  должно быть образование, чтобы можно  было работать по этой должности или какой стаж работы по другой родственной специальности. 
 
Организационная структура управления предприятием ЗАО "Для Дома" представлена на рисунке 1. 
 
 
Рисунок 1 – Организационная структура управления предприятием ЗАО "Для Дома" 
Директор предприятия избирается общим собранием участников ЗАО "Для Дома", руководит деятельностью предприятия, организует торгово-технологический процесс на основе исследования и внедрения экономически обоснованных методов управления и прогнозирования. В ведении директора находится обеспечение предприятия квалифицированными кадрами. Он производит расстановку работников с учетом требований рационального разделения труда, квалификации и психологических особенностей работников, следит за повышением их квалификации, созданием благоприятного микроклимата в коллективе, безопасных условий труда. Директор организует разработку стратегии развития предприятия и контролирует степень ее выполнения. Вся деятельность директора направлена на получение прибыли, достаточной для самоокупаемости и самофинансирования предприятия, совершенствование технологии торгового процесса. 
 
Заместитель директора курирует работу коммерческой службы предприятия, непосредственно заключает договоры на поставку товаров, контролирует соблюдение работниками правил торгово-закупочной деятельности. 
 
Постоянно проводимая работа с людьми, иногда незаметная для последних, позволила создать дружный коллектив, сплоченный одной целью. Благодаря грамотно поставленной работе коммерческой службы ЗАО "Для Дома" достигло оптимальной оборачиваемости товаров. Совершению каждой сделки предшествует расчет ее эффективности с последующим отслеживанием прогнозных результатов. 
 
Главный бухгалтер ЗАО "Для Дома" осуществляет организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля и т.д. 
 
Спрос на непродовольственные товары обладает устойчивостью, покупатель привыкает к определенным товарам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а также обеспечить предприятию бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом. Здесь актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками. 
2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 
Степень удовлетворения потребностей покупателей наилучшим образом характеризует объем и структура товарооборота. Источниками информацией для анализа объема и структуры розничного товарооборота служат отчет о товарообороте и запасах товаров формы 12-торг (товарооборот) (приложение 2), отчет о розничной торговле формы 1-торг (розница) (приложение 3). 
 
ЗАО "Для Дома" торгует широким ассортиментом непродовольственных товаров: посуда, электроприборы, метизно-хозяйственными товарами, садово-огородным инструментам и средствами малой механизации (сезонная группа товаров), стройматериалами, сантехоборудованием, газовой аппаратурой и др. Полный ассортиментный перечень товаров, реализуемых ЗАО "Для Дома" представлен в приложении 4. 
Таблица 1 Структура товарооборота ЗАО "Для Дома" за 2008-2009 гг.

 
Показатели

 
Год

 
Отклонение, ±

 
2008 г.

 
2009 г.

 
сумма, млн. руб.

 
уд. вес, %

 
сумма, млн. руб.

 
уд. вес, %

 
Товарооборот, всего

 
2499

 
100,00

 
2641

 
100,00

 
+142

 
В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
по продовольственным товарам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
по непродовольственным товарам

 
2499

 
100,00

 
2641

 
100,00

 
+142

 
по изучаемой товарной группе (посуда)

 
142

 
5,68

 
165

 
6,25

 
+23


 
 
Из таблицы 1 видно, что ЗАО "Для  Дома" торгует исключительно непродовольственными товарами. Розничный товарооборот магазина в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 142 млн. руб., т.е. на 5,68%. Удельный вес изучаемой товарной группы (посуда) в 2008 г. составлял 5,68% от розничного товарооборота, в 2009 г. – 6,25%. Товарооборот по посуде за 2009 г. увеличился на 23 млн. руб. по сравнению с 2008 г. 
 
Проанализируем товарооборачиваемость по ЗАО "Для Дома". 
Таблица 2 Товарооборачиваемость по ЗАО "Для Дома" за 2008-2009 гг.

 
Показатели

 
Год

 
Отклонение, ±

 
2008 г.

 
2009 г.

 
1. Продовольственные товары

 

 

 

 

 

 

 
2. Непродовольственные товары

 
76,21

 
74,43

 
-1,78

 
3. Изучаемая товарная группа (посуда)

 
40,22

 
39,27

 
-0,95


 
 
Товарные запасы в днях рассчитываются как отношение фактических товарных запасов на конец года к однодневному товарообороту. 
 
Из анализа товарных запасов торгового предприятия видно, что оборачиваемость товаров в целом по магазину ускорилась на 1,78 дня, по изучаемой товарной группе (посуда) – на 0,95 дня. 
 
Проанализируем экономические показатели ЗАО "Для Дома". Для анализа используются данные отчета о прибылях и убытках (приложения 5, 6). 
Таблица 3 Динамика экономических показателей по ЗАО "Для Дома" за 2008-2009 гг.

 
Показатели

 
Ед. изм.

 
Год

 
Отклонение (±), темп роста (%)

 
2008 г.

 
2009 г.

 
1. Розничный товарооборот 
 
в действующих ценах 
 
в сопоставимых ценах

 
 
млн. руб. 
 
млн. руб.

 
 
2499 
 
2499

 
 
2641 
 
2582

 
 
105,68% 
 
103,32%

 
2. Валовой доход от реализации: 
 
в сумме 
 
в % к товарообороту

 
 
млн. руб. 
 
%

 
 
468 
 
18,73

 
 
589 
 
22,30

 
 
125,85% 
 
+3,57

 
3. Внереализационные доходы

 
млн. руб.

 
4

 
--

 
--

 
4. Внереализационные расходы

 
млн. руб.

 
1

 
--

 
--

 
5. Издержки обращения: 
 
в сумме 
 
в % к товарообороту

 
 
млн. руб. 
 
%

 
 
463 
 
18,53

 
 
574 
 
21,73

 
 
123,97% 
 
+3,2

 
6. Прибыль от реализации: 
 
в сумме 
 
в % к товарообороту

 
 
млн. руб. 
 
%

 
 

 
0,20

 
 
15 
 
0,57

 
 
300% 
 
+0,37

 
7. Прибыль балансовая: 
 
в сумме 
 
в % к товарообороту

 
 
млн. руб. 
 
%

 
 

 
0,32

 
 
15 
 
0,57

 
 
187,5% 
 
+0,25

 
8. Численность работников

 
чел.

 
29

 
30

 
+1

 
9. Производительность труда

 
млн. руб./ чел.

 
86,17

 
88,03

 
102,16%

 
10. Индекс цен

 
коэф.

 
Х

 
1,023

 
Х


 
 
Объем розничного товарооборота ЗАО "Для Дома" за 2009 г. в фактических  ценах составил 2 641 млн. руб., в сопоставимых ценах – 2 582 млн. руб. Темп роста его  по отношению к 2008 г. в действующих  ценах достиг 105,68%, в сопоставимых ценах – 103,32%. В настоящее время  наращивание объема товарооборота  играет определяющую роль в увеличении валовых доходов и прибыли, поскольку  рост уровня торговых надбавок практически невозможен ввиду проводимой политики по ограничению и постоянному снижению их предельных уровней. 
 
Сумма валовых доходов ЗАО "Для Дома" в 2009 г. составила 589 млн. руб. при среднем уровне 22,3% к товарообороту. Рост сумм валовых доходов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 121 млн. руб. связан с ростом объема товарооборота, так и с ростом уровня валового дохода на 3,57%. 
 
Издержки обращения ЗАО "Для Дома" в 2009 г. сложились в размере 574 млн. руб. при их среднем уровне 21,73%. По сравнению с 2008 г. сумма издержек обращения увеличилась на 111 млн. руб., их уровень увеличился на 3,2%.На величину полученной предприятием балансовой прибыли оказало влияние множество факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Положительное влияние оказало увеличение объема розничного товарооборота, ускорение оборачиваемости товаров, увеличение уровня валового дохода. Негативное влияние оказало увеличение уровня издержек обращения.

3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ  БАЗА ПРЕДПРИЯТИЯ 
Таблица 4 Анализ обеспеченности ЗАО "Для Дома" основными фондами за 2008-2009 гг.

 
Показатели

 
2008 г.

 
2009 г.

 
Темпы роста, %

 
по плану

 
по факту

 
к предыдущему году

 
к плану

 
1. Среднегодовая стоимость основных  фондов, млн. руб.

 
85,344

 
89,360

 
90,693

 
106,27

 
101,49

 
В том числе среднегодовая стоимость  активной части основных фондов, млн. руб.

 
35,432

 
38,110

 
40,526

 
114,38

 
106,34

 
2. Удельный вес активной части, %.

 
41,52

 
42,65

 
44,68

 
107,63

 
104,78


 
 
Из таблицы 4 видно, что среднегодовая  стоимость основных фондов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 6,27%, план выполнен на 101,49%. 
 
Также увеличилась и среднегодовая стоимость активной части основных фондов: темп роста составил 114,38%, выполнение плана 106,34%. Удельный вес активной части основных фондов в динамике увеличился на 3,16%, по отношению к плану – на 2,03%. 
Таблица 5 Анализ состава и структуры основных фондов ЗАО "Для Дома" за 2009 г.

 
Группа ОПФ

 
На начало года

 
На конец года

 
Изменение за год по

 
сумма, млн. руб.

 
уд. вес, %

 
сумма, млн. руб.

 
уд. вес, %

 
сумме, млн. руб.

 
уд. вес, %

 
Здания

 
42,010

 
47,85

 
41,658

 
44,51

 
-0,352

 
-3,34

 
Сооружения

 
4,866

 
5,54

 
4,698

 
5,02

 
-0,168

 
-0,52

 
Передаточные устройства

 
1,937

 
2,21

 
2,103

 
2,25

 
+0,166

 
+0,04

 
Торговое оборудование

 
37,817

 
43,08

 
43,234

 
46,19

 
+5,417

 
+3,11

 
Транспортные средства

 
0,880

 
1

 
1,619

 
1,73

 
+0,739

 
+0,73

 
Инвентарь

 
0,233

 
0,27

 
0,234

 
0,25

 
+0,001

 
-0,02

 
Прочие

 
0,048

 
0,05

 
0,048

 
0,05

 
0

 
0

 
Всего

 
87,791

 
100

 
93,594

 
100

 
+5,803

 
Х

Информация о работе Управление запасами на предприятии