Управление запасами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Описание работы

Глубокие изменения в экономике России, происходящие в ходе реформ, поставили предприятия перед необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, т.е. от того, насколько грамотно и точно, фирма удовлетворяет платежеспособный спрос. Сложность не в том, чтобы решать проблемы, а в том, чтобы увидеть их. Теория управления материальными запасами разрабатывает методы вычисления величины запасов, обеспечивающих наиболее экономным путем удовлетворения будущего спроса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ

1.1. Экономическая сущность, классификация и оценка

материальных запасов

1.2. Управление материальными запасами в розничных торговых предприятиях

Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ В МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

2.1.Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ управления запасами в розничном предприятии индивидуального предпринимателя …………………………….

2.3 Изучение спроса и определение планового объема

закупки товаров розничным предприятием

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В

МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 Оптимизация товарных запасов

3.2 Меры по повышению управляемости товарными запасами

3.3 Ликвидация слабооборачивающихся запасов

3.4 Внедрение современных средств автоматизации и анализа товарных запасов.



6
15


24

27

39

41

45

53
57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

64

Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)
  •  
    самообслуживание;
  •  
    продажа товаров с открытой выкладкой;
  •  
    продажа товаров по образцам.

 
Прогрессивные методы продажи позволяют  решать одну из важнейших социальных и экономических задач торговли – снижение издержек потребления, актуальность которой с переходом на рыночные отношения возрастает. Это связано с повышением ритма жизни и, следовательно, более высокой оценкой каждого часа. Поэтому данные методы продажи находят все большее распространение в практике деятельности предприятий на розничном рынке. Однако их эффективность определяется реализацией целого комплекса требований и принципов. 
 
Традиционный метод розничной продажи товаров, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает его. Данный метод предусматривает все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание. 
 
Традиционное обслуживание покупателей используется, если товар не подготовленным к продаже, требует дополнительных операций, т. е. отмеривания, взвешивания, и других операций, выполняемых продавцом. Обслуживание продавцом рекомендуется, прежде всего, при продаже товаров, которые требуют более подробных консультаций и разъяснений. 
 
В магазинах, торгующих через прилавок, процесс продажи более затратный, включает много операций, большая часть которых является трудоемкой. Так, выявление спроса сопровождается предложением и показом товаров. Далее осуществляется помощь при выборе, и оказываются консультации и предложение сопутствующих товаров, новинок. И только после этого выполняются операции по взвешиванию, отмериванию; проводятся расчеты за товары; товары упаковываются и выдаются покупателю. 
 
Таким образом процесс обслуживания занимает много времени, пропускная способность магазина невелика, существенны затраты на персонал, высока вероятность образования очереди. Кроме того, продавец осуществляет весь процесс обслуживания и он должен обладать высоким профессиональным уровнем. От него требуется хорошее знание ассортимента, грамотное и быстрое выполнение всего цикла технологических операций и соблюдение этики взаимоотношений с покупателями. 
 
Конечно, далеко не каждый работник отвечает требованиям профессионального мастерства, что вызывает дополнительные сложности в организации обслуживания и требует от менеджера торгового зала особого внимания и контроля. В связи с этим, конечно если позволяют условия, целесообразно использовать метод самообслуживания. 
 
Самообслуживание – метод розничной продажи товаров, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета. 
 
В ЗАО "Для Дома" применяются как традиционный метод продаж, так и самообслуживание. 
 
 
 
 
9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ОПТОВЫМ ПОКУПАТЕЛЯМ И НАСЕЛЕНИЮ, ИХ ВИДЫ, СТЕПЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ 
Уровень торгового обслуживания населения в значительной степени определяется состоянием оказываемых покупателям услуг. 
 
Под торговой услугой понимается дополнительная деятельность торгового предприятия, направленная на оказание помощи покупателям в совершении покупки товаров, их доставке и использовании. Важность услуг в розничной торговле определяется тем, что они являются одной из форм удовлетворения потребностей покупателя. 
 
Как известно, различают услуги материального характера и чистые. На предоставление первых затрачивается труд. Под второй формой услуг понимают ту часть затрат, которая не принимает предметной формы и не входит в стоимость какого-либо товара. Услуги в торговле, как правило, относятся к услугам второй формы. 
 
В магазинах покупателям предлагаются разнообразные услуги, и их характер зависит от условий, объема работы, ассортимента продаваемых товаров. Услуги подразделяются на три основные группы: 

  •  
    услуги, являющиеся частью самого процесса продажи;
  •  
    услуги, оказываемые покупателям после продажи, т.е. связанные с использованием товара, его упаковкой, доставкой на дом;
  •  
    услуги культурно-бытового характера, создающие различные удобства во время пребывания покупателей в магазинах.

 
Услуги первой группы непосредственно  связаны с покупкой товаров. Они  создают удобства покупателям при  выборе товара, сокращают затраты  времени и усилия при совершении покупки и расчетах. Эти услуги можно назвать основными. Их оказывают сами работники магазина (торгового зала). 
 
Цель второй группы услуг (сопутствующих) – оказать помощь покупателям в совершении покупки и потреблении купленных товаров (упаковке товаров, доставке их на дом, мелкой переделки швейных изделий, консультации специалистов и др.). 
 
Услуги третьей группы носят нетоварный характер и направлены на культурно-бытовое обслуживание покупателей. Они способствуют повышению комфортности пребывания покупателей в магазине (это справочное бюро, камеры хранения личных вещей и др.). 
 
В ЗАО "Для Дома" оказываются услуги первой группы, а именно: торговый персонал магазина консультируют покупателей по характеристикам и свойствам товаров, реализуемых в магазине. 
10. РЕКЛАМА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ПРЕДПРИЯТИИ 
Реклама – это вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории. 
 
Суть новой роли рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы маркетинга, уровень развития которой определяет качество и эффективность рекламно-информационной деятельности производителя и ее соответствие новым требованиям мирового рынка. 
 
Реклама отличается огромным разнообразием форм. Однако ее главное, традиционное назначение – обеспечение сбыта товаров и прибыли рекламодателю. 
 
Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс "купли-продажи", а отсюда оборачиваемость капитала, реклама выполняет на рынке экономическую функцию. Кроме того, она осуществляет и информационную функцию. В этой роли реклама обеспечивает потребителей направленным потоком информации о производителе и его товарах, в частности, их потребительской стоимости. 
 
ЗАО "Для Дома" рекламирует товары через стимулирование сбыта, как дополнение к другим видам рекламной деятельности: 
 
Стимулирование сбыта – деятельность, известная как "сейлз промоушн", имеет два направления. Первое – способствование реализации изделий или услуг, предлагаемых рекламодателем, путем активизации товаропроводящей сети: коммерческих агентов, оптовых покупателей, розничных торговцев и других лиц, от которых зависит коммерческий успех. Второе – работа с потребителем. 
 
К основным средствам сейлз промоушн можно отнести: выставки, проспекты, каталоги, таблицы, диаграммы, схемы, календари, сувениры, элементы рекламы, помещаемые внутри упаковки товара, использования директ-мейла, презентации, наклейки, плакаты и т.д. 
 
Эффективность мероприятий сейлз промоушн зависит от: 

  •  
    степени индивидуализации работы с потребителями;
  •  
    уровня психологического воздействия на них;
  •  
    повторяемости и убедительности рекламы.

 
В процесс организации и проведения этих мероприятий решается несколько  задач. Прежде всего, необходимо возложить  ответственность за них на конкретных лиц, затем сформулировать цели. 
 
Поскольку сейлз промоушн – дополнение к другим видам рекламной деятельности, в том числе к рекламе в средствах массовой информации, мероприятия организуются таким образом, чтобы поддержать комплексные рекламные кампании, быть скоординированными с другими видами рекламы для совместного достижения целей.

11. УПРАВЛЕНИЕ  АССОРТИМЕНТОМ ПОСУДЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 
Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли. 
 
Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли. 
 
К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы. 
 
Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах. 
 
Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. ЗАО "Для Дома" торгует широким ассортиментом непродовольственных товаров: посуда, электроприборы, метизно-хозяйственными товарами, садово-огородным инструментам и средствами малой механизации (сезонная группа товаров), стройматериалами, сантехоборудованием, газовой аппаратурой и др. Полный ассортиментный перечень товаров, реализуемых ЗАО "Для Дома" представлен в приложении 4. 
 
В ассортиментный перечень по группе включены группы: 

  •  
    посуда стальная эмалированная (кастрюли, чайники, миски, ковши, ведра и др.);
  •  
    изделия из хрусталя (рюмки, бокалы, фужеры, стаканы и др.);
  •  
    изделия из бесцветного стекла (рюмки, бокалы, фужеры, стаканы и др.);
  •  
    посуда фарфоровая (сервизы, салатники, чашки и др.);
  •  
    керамические изделия (наборы для чая и кофе, кувшины, вазы и др.).

 
По каждому наименованию товаров  утвержден количественный ассортимент. 
 
Основными поставщиками посуды в ЗАО "Для Дома" являются: 

  •  
    ЗАО "Добрушский фарфоровый завод";
  •  
    ОАО "Минский завод "Термопласт".

 
ЗАО "Для Дома" обеспечено необходимой  информацией об ассортименте посуды, предлагаемой производителями, необходимыми каталогами (приложение 8). Розничные  цены на товары формируются на основании  прайс-листов заводов-изготовителей (приложение 9). 
 
Таким образом, ассортимент по группе товаров "Посуда" является достаточно широким и устойчивым. 
 
12. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ 
Организация хозяйственных связей торгового предприятия с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, а также хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли. 
 
При заключении договоров с поставщиками на поставку товаров ЗАО "Для Дома" учитывает основные принципы товароснабжения: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизацию и технологичность. 
 
Планомерность состоит в том, что товароснабжение должно осуществляться на основе разработанных графиках доставки и это должно оговариваться в договоре с поставщиком. 
 
Ритмичность снабжения заключается в доставке товаров через относительно равные промежутки времени или равными партиями, что способствует нормальной торговле при минимальных товарных запасах и ускорению оборачиваемости. Показателем служит коэффициент ритмичности, рассчитываемый как отношение фактической поставки товаров за какой-либо определенный период к плановой. 
 
Оперативность – суть ее в том, что в зависимости от изменений в спросе на какой либо товар, предприятие должно оперативно реагировать по договоренности с поставщиком на изменение размера партии товара, возможной замене на другой товар, или пересмотром периода доставки. При разработке графиков товароснабжения такая возможность должна быть предусмотрена при заключении договора. 
 
Экономичность товароснабжения – снижение издержек по доставке товаров, которое достигается механизацией погрузочно-разгрузочных работ, эффективным использованием транспорта за счет рациональных схем завоза, наиболее полное использование его грузоподъемности и т.д. 
 
Централизация предполагает товароснабжение розничной торговой сети силами и средствами предприятий-поставщиков, что позволяет работникам магазина не отвлекаться от своей непосредственной работы по обслуживанию покупателей. 
 
Магазин "Для Дома" осуществляет свою торговую деятельность по договорам с поставщиками товаров только при централизованном завозе товаров, так как при этом эффективнее используется транспорт, рабочая сила, снижаются издержки обращения. Ритмичный завоз по графикам обеспечивает постоянство ассортимента, ускоряет товарооборачиваемость. 
 
При определении закупки того или иного товара и возможностей его продажи в ЗАО "Для Дома" просчитывается выгодность торговой сделки, то есть возможность получения оптимального уровня и массы прибыли. 
 
Равномерность поставки товаров от поставщиков-изготовителей, оптовых организаций (фирм), имеет огромное значение в розничной торговле. Своевременная и равномерная поставка товаров магазинам, обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна производиться за каждый месяц и нарастающим итогам с начала квартала и года. Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Нарушений в выполнении договоров поставки по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков завоза товаров и другим условиям поставки) за отчетный год не наблюдалось. 
 
По сравнению с прошлым годом в 2009 г. в магазине "Для Дома" улучшилась ритмичность поставки непродовольственных товаров от поставщиков-посредников и частных предпринимателей, увеличилась проверка качества поступивших товаров. 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1.  
    Бунева Р. И. Коммерческая деятельность. Организация и управление: Учебник. – М.: Феникс, 2009. – 368 с.
  2.  
    Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность: учебник. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 352 с.
  3.  
    Грибов В. Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 264 с.
  4.  
    Грузинов В. П. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 364 с.
  5.  
    Дашков Л. П. Предпринимательство и бизнес: Учебное пособие. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 2005. – 451 с.
  6.  
    Зверович С. Л., Кравченко М. А. Современные методики анализа рентабельности в торговле // Бухгалтерский учет и анализ. – 2005. – № 2. – С. 24-29.
  7.  
    Каплина С. А. Технология оптовой и розничной торговли. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.
  8.  
    Лебедева С. Н., Казиначикова Н. А., Гариков А. В. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Минск: Новое знание, 2005. – 239 с.
  9.  
    Осипова Л. В. Основы коммерческой деятельности: Учебник для экономических специальностей ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 623 с.
  10.  
    Памбухчиянц О. В. Организация коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Дашков и К, 2008. – 448 с.
  11.  
    Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для ВУЗов. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 2008. – 364 с.
  12.  
    Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – 248 с.
  13.  
    Савченко В. Е. Современное предпринимательство: Экономические и организационные основы. Проблемы формирования и регулирования. – М.: Экономика, 2007. – 273 с
  14.  
    Экономический анализ в торговле: Учеб. пособ. / под. ред. М. И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 400 с.
  15.  
    Экономика предприятий торговли: Учеб. пос. для вузов / Н. В. Максименко [и др]; под общ. ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. – Минск: Высш. школа, 2005. – 542 с.

 
 
ПРИЛОЖЕНИЯ 
Этот лист прикладывать к работе не надо, он для того, чтобы вы выбрали из ваших документов необходимые и приложили их к работе, и пронумеровали в следующем порядке: 
 
Приложение 1 – Должностная инструкция товароведа 
 
Приложение 2 – Отчет о товарообороте и запасах товаров за январь-декабрь 2009 г. ф. 12-торг (товарооборот) 
 
Приложение 3 – Отчет о розничной торговле за 2010 г. ф. 1-торг (розница) (на самом деле это отчет за 2009 г., исправьте в своем отчете на титульном листе 2010 на 2009). 
 
Приложение 4 – Ассортиментный перечень 
 
Приложение 5 – Отчет о прибылях и убытках за 2009 г. 
 
Приложение 6 – Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 за декабрь 2009 г. 
 
Приложение 7 – Договор поставки № 29 ("Минский завод "Термопласт") 
 
Приложение 8 – Фарфор Белой Руси (каталог) 
 
Приложение 9 – ЗАО "Добрушский фарфоровый завод" Перечень изделий каталога

Информация о работе Управление запасами на предприятии