Управление запасами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Описание работы

Глубокие изменения в экономике России, происходящие в ходе реформ, поставили предприятия перед необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, т.е. от того, насколько грамотно и точно, фирма удовлетворяет платежеспособный спрос. Сложность не в том, чтобы решать проблемы, а в том, чтобы увидеть их. Теория управления материальными запасами разрабатывает методы вычисления величины запасов, обеспечивающих наиболее экономным путем удовлетворения будущего спроса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ

1.1. Экономическая сущность, классификация и оценка

материальных запасов

1.2. Управление материальными запасами в розничных торговых предприятиях

Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ В МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

2.1.Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ управления запасами в розничном предприятии индивидуального предпринимателя …………………………….

2.3 Изучение спроса и определение планового объема

закупки товаров розничным предприятием

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В

МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 Оптимизация товарных запасов

3.2 Меры по повышению управляемости товарными запасами

3.3 Ликвидация слабооборачивающихся запасов

3.4 Внедрение современных средств автоматизации и анализа товарных запасов.



6
15


24

27

39

41

45

53
57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

64

Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)

 
Из таблицы 5 видно, что стоимость  основных фондов ЗАО "Для Дома" за 2009 г. увеличилась на 5,803 млн. руб. Стоимость торгового оборудования выросла на 5,417 млн. руб., транспортных средств – на 0,739 млн. руб., передаточных устройств – на 0,166 млн. руб. Стоимость  зданий снизилась на 0,352 млн. руб., сооружений – на 0,168 млн. руб. Изменилась и структура  основных фондов: на 3,11% увеличилась  торгового оборудования, на 3,34% снизился удельный вес зданий. 
Таблица 6 Анализ движения и технического состояния основных фондов ЗАО "Для Дома" за 2009 г.

 
Показатели

 
Уровень показателей

 
1. Стоимость основных фондов на  начало года, млн. руб.

 
87,791

 
2. Стоимость введенных основных  фондов, млн. руб.

 
7,641

 
3. Стоимость выбывших основных  фондов, млн. руб.

 
1,838

 
4. Стоимость основных фондов на  конец года, млн. руб.

 
93,594

 
5. Износ основных фондов, млн.  руб.

 
47,523

 
6. Первоначальная стоимость основных  фондов, млн. руб.

 
93,594

 
7. Коэффициент обновления основных  фондов

 
0,082

 
8. Коэффициент выбытия основных  фондов

 
0,021

 
9. Коэффициент прироста основных  фондов

 
0,066

 
10. Коэффициент износа основных  фондов

 
0,508

 
11. Коэффициент годности основных  фондов

 
0,492


 
 
Из таблицы 6 видно, что в ЗАО "Для  Дома" за 2009 г. введено 7,641 млн. руб. основных средств, выбыло – 1,838 млн. руб. Износ  основных фондов составляет 50,8%. На предприятии  постепенно происходит обновление основных фондов. 
4. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ О ПОКУПАТЕЛЬСКОМ СПРОСЕ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ И КОНЪЮНКТУРЕ ТОВАРНОГО РЫНКА, ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПРИНЯТИИ КОММЕРЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 
В области изучения спроса ЗАО "Для Дома" проводит следующую работу: 

  •  
    ведет наблюдение в районе своей деятельности за изменением и развитием спроса;
  •  
    исчисляет потребности в изделиях по ассортиментным позициям;
  •  
    разрабатывает оценки развития спроса на предстоящий период для текущего корректирования поставок;
  •  
    организует и проводит в магазине мероприятия по сбору информации о спросе (распродажи, опросы населения и т. п.).

 
Изучение спроса в магазине помогает систематически, при небольших затратах средств и времени получать данные: 

  •  
    о поступлениях, продаже и запасах изделий в розничной торговой сети;
  •  
    о наличии товаров, пользующихся повышенным или пониженным спросом;
  •  
    об отношении покупателей к товарам новых моделей и марок.

 
В конечном счете изучение рынка должно обеспечить такое предложение товаров, при котором будут удовлетворены запросы покупателей и по объему, и по структуре, и по цене, и по качеству. Предложение товаров должно быть своевременным и учитывать региональные особенности рынка. Формы проявления потребностей на рынке, их частота, интенсивность, степень обеспеченности деньгами, латентность, специфика потребительских предпочтений и ряд других факторов детерминируют те или иные разновидности спроса. 
 
5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРАХ 
Самым простым способом прогнозирования рыночной ситуации является экстраполяция, т.е. распространение тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее. Сложившиеся объективные тенденции изменения экономических показателей в известной степени предопределяют их величину в будущем. К тому же многие рыночные процессы обладают некоторой инерционностью. Особенно это проявляется в краткосрочном прогнозировании. В то же время прогноз на отдаленный период должен максимально принимать во внимание вероятность изменения условий, в которых будет функционировать рынок. 
 
Методы прогнозирования объема продаж можно разделить на три основные группы: 

  •  
    методы экспертных оценок;
  •  
    методы анализа и прогнозирования временных рядов;
  •  
    казуальные (причинно-следственные) методы.

 
Методы экспертных оценок основываются на субъективной оценке текущего момента  и перспектив развития. Эти методы целесообразно использовать для  конъюнктурных оценок, особенно в  случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо явлении или процессе. 
 
Вторая и третья группы методов основаны на анализе количественных показателей, но они существенно отличаются друг от друга. 
 
Произведем прогнозирование потребности в товарах в ЗАО "Для Дома" на примере товарной группы "Посуда" по трендовой модели. 
Таблица 7 Данные о продажи посуды в ЗАО "Для Дома"

 
Период

 
Товарооборот Yt, млн. руб.

 
Период

 
Товарооборот Yt, млн. руб.

 
Январь 2009

 
7,7

 
Август 2009

 
16,1

 
Февраль 2009

 
8,7

 
Сентябрь 2009

 
16,0

 
Март 2009

 
9,1

 
Октябрь 2009

 
16,2

 
Апрель 2009

 
9,6

 
Ноябрь 2009

 
16,4

 
Май 2009

 
12,4

 
Декабрь 2009

 
15,9

 
Июнь 2009

 
15,1

 
Январь 2010

 
16,0

 
Июль 2009

 
15,9

 
Февраль 2010

 
17,1


 
 
Уравнение линейного тренда имеет  вид: 
 

где   – прогнозное значение yt, соответствующее моменту времени ; 
 
а0, а– параметры тренда. 
,   

 
Период

 
t

 
Товарооборот Yt, млн. руб.

 

 

 

 

 
Январь 2009

 
1

 
7,7

 
1

 
8

 
Февраль 2009

 
2

 
8,7

 
4

 
17

 
Март 2009

 
3

 
9,1

 
9

 
27

 
Апрель 2009

 
4

 
9,6

 
16

 
38

 
Май 2009

 
5

 
12,4

 
25

 
62

 
Июнь 2009

 
6

 
15,1

 
36

 
91

 
Июль 2009

 
7

 
15,9

 
49

 
111

 
Август 2009

 
8

 
16,1

 
64

 
129

 
Сентябрь 2009

 
9

 
16,2

 
81

 
146

 
Октябрь 2009

 
10

 
16,4

 
100

 
164

 
Ноябрь 2009

 
11

 
15,9

 
121

 
175

 
Декабрь 2009

 
12

 
15,0

 
144

 
180

 
Январь 2010

 
13

 
16,0

 
169

 
208

 
Февраль 2010

 
14

 
17,1

 
196

 
239

 

 

 
105

 
191,2

 
1 015

 
1 596


 
 

 

 

 

 
Таким образом, уравнение линейного тренда позволит спрогнозировать планы закупки товаров и заключения договоров с поставщиками.

 

6. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ  ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ 
Закупочно-торговая деятельность любой организации должна быть планомерно организована и экономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы организация вела систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров. 
 
За время существования предприятия ЗАО "Для Дома" на рынке оно нашло оптимальных поставщиков хозяйственных товаров, которые формируют ассортимент для него и поставляют товары в необходимом количестве, должного качества и точно в срок, согласно заключенным договорам. 
 
Выбор поставщиков – задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит благополучие предприятия, и, в конечном счете, – прибыль и репутация фирмы перед клиентами. Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм, меняющих номенклатуру продукции, сферу деятельности либо стратегию. Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с поставщиком, то целесообразно сохранить эти виды связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями. 
 
ЗАО "Для Дома" работает с достаточно большим количеством поставщиков, основная их часть – юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров либо их первыми поставщиками (импортерами) на территории Республики Беларусь (приложение 6). Особо хочется подчеркнуть, что у данных поставщиков довольно узкий специализированный ассортимент. 
 
Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать возможности расширения ассортимента продаваемых товаров. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров. 
 
Главный механизм системы управления запасами, который необходимо внедрить в работу всех ее элементов, состоит в реализации принципа обратной связи. Это классический принцип любой управляемой системы. Суть этого принципа заключается в том, что, если руководящее звено системы оказывает управляющее воздействие на рабочий элемент системы, то в системе должна существовать "обратная связь", которая дает данные о новом состоянии всей системы и оценивает результативность ее функционирования. Система будет управляема, если после воздействия на нее можно определить ее новое состояние, оценить его, и с учетом полученных новых данных о системе можно принять следующее корректирующее воздействие на систему. 
 
Закупочная деятельность включает комплекс операций: 

  •  
    отбор, обработку и анализ информации, необходимой для обоснования коммерческих решений по закупкам;
  •  
    определение потребности в материалах, формирование потребительского заказа, конкурентоспособного ассортимента, управление им (обоснование объема и структуры закупок);
  •  
    выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения;
  •  
    установление хозяйственных связей с поставщиками материалов;
  •  
    контроль исполнения договоров поставки материалов.

 
Товароснабжение – это процесс  реального доведения товаров  до потребителя. Перебои с поставкой  товара вызваны, прежде всего, неорганизованной работой фирмы поставщика. Так  как организационную структуру  предприятия поставщика мы поменять не можем вследствие отсутствия на то полномочий, то единственно верным решением в данной ситуации будет  пересмотр условий договора поставки. В частности, включить в данный договор  новые пункты, предусматривающие  увеличение ответственности фирмы  поставщика за просрочку поставок. 
 
Договор поставки представляет собой документ, где оговорены права и обязанности сторон по поставке товаров. Предметом договора поставки является товар. Поставщик обязуется в условленные сроки, не совпадающие с моментом заключения договора, передать его покупателю в собственность для предпринимательской деятельности, а покупатель обязуется уплатить за него определенную ценную. 
 
Договора в ЗАО "Для Дома" составляются в двух экземплярах, подписываются двумя сторонами: руководителями предприятия или лицами, имеющими доверенность на подписание договора, указывается дата его подписания, скрепляется печатью. 
 
Рассмотрим существенные условия поставки товаров в ЗАО "Для Дома" (приложение 7). 
 
Количество товаров определено в договоре как в натуральных единицах, так и в сумме. 
 
Ассортимент поставляемых товаров представляет собой перечисление в определенном соотношении позиций по видам, размерам, структуре и другим признакам. Он согласовывается сторонами. В договоре может быть предусмотрена поставка в групповом ассортименте, а при необходимости и в развернутом. В ЗАО "Для Дома" развернутый ассортимент указывается в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора. 
 
В договоре оговариваются требования к качеству поставляемых материальных ресурсов. Они должны соответствовать определенным ТУ, ГОСТам. 
 
Согласно действующему в Республике Беларусь законодательству, одним из показателей качества товара является его безопасность для населения и окружающей среды, что должно быть подтверждено сертификатом соответствия, который должен сопровождать партию товара. 
 
В договоре оговариваются требования к маркировке товаров. Она должна обеспечивать возможность идентификации товара с реквизитами сопроводительных документов. 
 
Одним из существенных условий договора является определение цели приобретения товара. Товары приобретаются ЗАО "Для Дома" для розничной торговли. 
 
Порядок и сроки поставки определяются в договоре с учетом необходимости обеспечения ритмичности поставок и бесперебойности снабжения производства материальными ресурсами. 
 
В отдельных договорах оговорен порядок поставки товаров и сдачи груза: предусматривается обязанность поставщика доставить товар или сдача товара покупателю поставщиком на его складах, т.е. обязанность вывоза товара лежит на покупателе. 
 
В договоре указывается дата вступления его в силу и срок действия. 
 
В целом анализ условий поставки в ЗАО "Для Дома" показал, что предприятие при заключении договоров руководствуется законодательными актами Республики Беларусь, в частности: Положением о поставках товаров в Республике Беларусь и Гражданским кодексов Республики Беларусь. 
7. ФОРМЫ ОПТОВЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ, ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ТОВАРНЫМИ РЕСУРСАМИ 
Закупочная деятельность включает комплекс операций: выявление и изучение источников закупки товаров, изучение спроса покупателей, формирование и предоставление заказов поставщикам на производство и поставку товаров, контроль за поставками. 
 
Планирование и осуществление закупок должны способствовать увеличению прибылей предприятий и оптимизации всех процессов оптовой деятельности. Неправильная организация планирования и закупочной деятельности приводит к банкротству или тяжелому финансовому положению фирмы. 
 
Планирование закупок в оптовой деятельности в общих чертах совпадает с планированием закупок производителей и предприятий розничной сети обслуживания. Решения о закупках принимаются с учетом таких факторов, как цена, количество, качество, уровень обслуживания, процент прибыли. 
 
Организация оптовых закупок товаров у промышленных и других предприятий для последующей продажи различным категориям потребителей является основной функцией товарная распределения. Оптовая закупка товаров предусмотренного объема, ассортимента и качества необходима для бесперебойного обслуживания товарополучателей. 
 
ЗАО "Для Дома" работает с достаточно большим количеством поставщиков, основная их часть – юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров либо их первыми поставщиками (импортерами) на территории Республики Беларусь. Особо хочется подчеркнуть, что у данных поставщиков довольно узкий специализированный ассортимент. 
 
Хорошо налаженный процесс закупочной деятельности позволяет сделать эту операцию простой повседневной работой, требующей внимания и контроля со стороны администрации. 
 
Следует отметить, что в условиях рыночных отношений заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках является прогрессивной формой оптовых закупок товаров, так как они обеспечивают свободные рыночные отношения и коммерческую инициативу производителей товаров и потребителей. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых организаций на производство товаров в отношении ассортимента и качества товаров, ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте. 
8. МЕТОДЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 
Под методом продажи понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям. 
 
В зависимости от степени участия продавца в обслуживании и технологии выбора товаров в практике деятельности предприятий розничной торговли используют две основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную. 
 
Традиционная – представлена продажей товаров через прилавок обслуживания. 
 
К прогрессивным относят: 

Информация о работе Управление запасами на предприятии