Венчурные организации. Особенности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях ускоренного развития научно-технического прогресса, глобализации производства и рынков конкурентоспособность товаров, предприятий и стран все в большей степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять новые технологии. Поэтому в настоящее время традиционная научно-техническая политика уступает место политике инноваций, сфокусированной на практическом применении и получении коммерческой отдачи от нововведений, что стимулирует возникновение новых типов компаний и соответствующих видов их финансирования, например венчурного.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Венчурные организации. Особенности управления..............................5
1.1 Понятие, особенности и значение венчурных организаций.........................5
1.2 Этапы развития инновационной венчурной компании...............................10
Глава 2. Венчурный бизнес в мировом сообществе...........................................18
Глава 3. Венчурный бизнес в Республике Беларусь..........................................21
Глава 4. Методы государственной поддержки венчурных компаний…………………………………………………………………............26
Заключение............................................................................................................34
Список использованной литературы...................................................................36

Файлы: 1 файл

курсач по менеджменту.docx

— 97.08 Кб (Скачать файл)

      Многие  компании организуют одновременно  несколько внутренних венчуров (примером  может служить корпорация IBM, которая  в 1983 г. имела 15 «рисковых» проектов). По ним разрабатывалась и выпускалась  на рынок такая продукция, как  телекоммуникационное оборудование, новые виды дисплеев и персональные  компьютеры, создание и выпуск  которых — наиболее успешный  проект внутренних венчуров IBM. Через  год после начала практической  реализации этого проекта продукция  была направлена на рынок, а  еще через два года объем  ее продаж составил 2,5 млрд долл. К этому моменту внутренний  венчур превратился в крупнейшее  производственное подразделение  корпорации.

      Отметим  ряд наиболее важных и привлекательных  особенностей использования венчурных  компаний:

- уникальная особенность  венчурной организации, которая  состоит в привлечении в национальную  экономику опыта рисковой инновационной  деятельности, позволяющей ускорять  темп научно-технического прогресса  и устанавливать прямую связь  между НИОКР, производством и  рынком;

- высокая прибыль венчурных  форм НИОКР, производства и  финансирования, в среднем в два  и более раз превышающая обычную;

- отсутствие необходимости  в привлечении дополнительных  валютно-финансовых и материально-технических  средств и репатриации полученной  прибыли в СКВ;

- возможность использования  в целях национального развития  огромного, уже созданного научно-технического  потенциала, не находящего до  сих пор адекватного применения: патентов, ноу-хау, производственного опыта и энтузиазма исследователей;

- привлечение в экономику  СКВ как в финансовой, так и  в материально-вещественной форме;

- решение проблем, стоящих  перед промышленными предприятиями,  получившими право выхода на  внешний рынок, но не имеющих  организационно-экономических рычагов  для подтягивания своего производства  до мирового уровня, т.е. увеличения  экспортных возможностей практически  каждого предприятия;

- более эффективное использование  в целях внутрифирменного роста  незадействованных должным образом  финансово-экономических средств,  лабораторного оборудования и  производственных фондов заинтересованных  предприятий и организаций;

- возможность формирования  национальных технопарков с широким  привлечением отечественных технологий  и зарубежного инженерно-внедренческого  опыта, оборудования и капитала [2].

      Управление  венчурным бизнесом и отдельными  венчурными компаниями в условиях  повышенного риска предъявляет  особые требования к управлению  инвестициями. В этой связи развитие  венчурного бизнеса связано с  формированием института профессиональных  управляющих компаний, получающих  специальное вознаграждение по  результатам своей деятельности.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

       Глава 2. Венчурный бизнес в мировом сообществе

      Лидером  в венчурной индустрии всегда  являлись США. Доля фирм на  ранних стадиях развития (посевная, старт-ап, начальная) в числе получателей  инвестиций здесь очень велика: около 25 % (в Европе 6–8 %). Показатель  доходности венчурных фондов  всех стадий в США (IRR) за  долгосрочный период (20 последних  лет) составил 16,4 % в год, при  этом доходность фондов ранних  стадий была 20,8 %. Эффективность венчурного  сектора в экономике США подтверждается  тем фактом, что на 2006 г. объем  венчурных инвестиций составлял  0,2 % ВВП, в то время как доходы  предприятий, получивших эти инвестиции, составили 17,6 % ВВП США, приэтом  на них работало 9,1 % занятых в  частном секторе [7].

      С учетом  отраслей, в которые поступают  венчурные средства (телекоммуникации, компьютерные технологии, медицина), можно сделать вывод об огромной  роли венчурной индустрии в  повышении занятости и производстве  инновационной составляющей валового  внутреннего продукта.

      В Европе  венчурный бизнес также активно  развит, хотя на порядок меньше, чем в США. Лидером в данном  регионе является Великобритания: около 50 % всех венчурных средств  аккумулируется именно здесь.  Ежегодный рост занятости в  английских венчурных компаниях  – 30 % в год, что составляет  более 250 000 новых рабочих мест. По отраслям преобладают биотехнологии,  медицина и медицинское оборудование. Компании обладают большей производительностью  и обеспечивают рост конкурентоспособности  на мировом рынке (рост продаж  венчурных компаний на 8 % в год,  экспорт таких компаний за  последние 5 лет увеличился на 10 %, для сравнения, в среднем  по стране – 4 %, инвестиции  – на 11 %, по стране – 3 %; государственные  доходы увеличились благодаря  венчурному инвестированию на 35 млрд. евро налогов в год) [7].

      В Финляндии  государственная финансовая поддержка  и нахождение своей узкой ниши  на европейском, а затем и  мировом рынке обеспечила экономический  рост и одно из первых мест  в ЕС по развитию рынка венчурных  инвестиций. В целом, в европейском  регионе венчурные центры сформированы  при университетских и научных  центрах, по соседству с крупными  исследовательскими корпорациями, т. е. в кластерных зонах.

      Особой  категорией венчурных субъектов  в мире выступает Израиль. Факторы,  которые способствовали развитию  венчурной сферы в этой стране, – это государственные программы.  По программе «Инкубатор»       Министерство науки Израиля выделяет гранты подпроекты, отвечающие критерию «инновационная технологическая идея с целью создания продукта с экспортным потенциалом», на очень льготных условиях. В случае успеха проекта грант возвращается государству через выплату роялти, в случае неуспеха проекты не несут никаких обязательств перед государством. Государственный венчурный фонд участия «YOZMA» с размером капитала 100 млн. долл. США предоставлял капитал для венчурных фондов, инвестировавших начальные стадии high-tech проектов. Общим результатом данного мероприятия стал рост высокотехнологичного сектора Израиля до 67 % экономики, когда на начало он был всего3 %, при этом общий капитал созданных 64 венчурных фондов по вложениям в сферу высоких технологий составлял 2 млрд. долл., а общая капитализация 100 крупнейших high-tech компаний составляла около 30 млрд. долл. Спецификой израильской венчурной индустрии является объем инвестирования на ранних стадиях развития высокотехнологичных компаний, который составляет 40 % всех венчурных инвестиций (показатель для США – 25 %, для ЕС – 8 %). Таким образом, специализация страны на каком-либо одном направлении (в данном случае – высокие технологии) и соответственно его сильная поддержка на государственном уровне позволяет существенно активизировать инновационно-инвестиционные процессы в стране.

      Восточная  Азия активно и весьма эффективно  внедряет венчурные механизмы  в свою практику. В данный регион  входят Китайская Народная Республика (КНР), включая Гонконг, Тайвань,  Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Япония. Характерной особенностью  этих стран является тот факт, что они изначально строили  венчурную инвестиционную деятельность  одновременно на национальном  и международном уровнях, используя  местные ресурсы и создавая  условия для участия иностранных  венчурных инвесторов в национальных  венчурных системах. Основными объектами  венчурного инвестирования в  данном регионе были высокотехнологичные  предприятия: в Корее – по  производству чипов памяти, в  Тайване – по производству  микросхем, в Сингапуре – по  сборке компьютеров, в Малайзии  – по производству жестких  дисков. Правительства стран предприняли  ряд мер по поддержанию венчурной  деятельности: признали особый статус  венчурных компаний, сотрудничали  с ООН в рамках специализированных  проектов по созданию технопарков  для инкубации венчурных компаний, создали инфраструктуру и обеспечили  деловые льготы. Интересен опыт  Сингапура, где национальные венчурные  фонды инвестировали в проекты  в Силиконовой долине, благодаря  чему обрели опыт ведения венчурного  бизнеса и «обзавелись прочными связями и полтора десятилетия спустя смогли привлечь американских венчурных капиталистов работать в Сингапуре».

      Россия  также развивает венчурные отрасли,  хотя и недостаточно быстро. Спецификой  российского пути развития венчурного  инвестирования является значительная  роль государства, которое активно  выделяет денежные средства на  развитие института финансирования  инноваций и на приобретение  результатов работы венчурных  компаний. В России создана модель  государственного стимулирования  инноваций и венчурного бизнеса  значительного масштаба, которая  реализуется через деятельность  ОАО «Российская венчурная компания».  Государство включает частный  бизнес в решение государственных  задач за счет создания привлекательных  условий: венчурной инфраструктуры; изменений в законодательстве, регулирующих  трастовые отношения; введение  поправок в закон об инвестиционных  фондах; изменений соотношения риск  – доходность [7].

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Глава 3. Венчурный бизнес в Республике Беларусь

      О венчуре  у нас много говорилось в  последние годы. Так, в Основных  направлениях социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2006–2015 гг., утв. постановлением  Совмина от 4.11.2006 № 1475, признавалось, что создание и использование  венчурных фондов и компаний  пока не получили практического  применения из-за отсутствия нормативной  правовой базы. А потому было  запланировано формирование и  активизация развития системы  финансовых рынков и институтов, включая фонды венчурного (рискового)  капитала как части рыночной  инфраструктуры в 2006–2015 гг. Создание  правовых и организационных условий  для этого декларировалось в  ряде программ.

      В Беларуси  развитие законодательства о  венчурном финансировании началось  пятьлет назад, когда в январе 2007 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 1 о возможности создания венчурных организаций. Однако как показала практика, запустить венчурные механизмы не удается сразу и без ошибок. Поэтому после длительных изменений в мае 2010 г. был подписан еще один Указ Президента Республики Беларусь № 252 от 17.05.2010 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», где были установлены порядок создания, деятельности и налогообложения венчурных организаций, а также ряд стимулов для развития инноваций. Его нормы призваны оптимизировать условия для формирования рынка венчурных инвестиций, создать благоприятные условия для инвесторов и активизировать деятельность Белорусского инновационного фонда,  который финансирует инновационные проекты на возвратной основе, наделен функциями государственного венчурного фонда. С осени 2010 г. заявлено о начале анализа и отбора первых венчурных проектов. В основу построения венчурной индустрии в Беларуси положен опыт соседних стран, таких как Российская Федерация, Республики Татарстан, а также Республика Казахстан. Однако специфика белорусской модели венчурного финансирования через Белинфонд – это финансирование исключительно высокотехнологических и инновационных проектов, в отличие от соседей. Что касается иностранных венчурных инвесторов, то для деятельности на территории Беларуси иностранные венчурные структуры должны проходить аккредитацию в Государственном комитете по науке и технологиям. С другой стороны, власти намерены всячески способствовать приходу такого рода структур в страну [9].

      В Положении  о порядке создания субъектов  инновационной инфраструктуры, утв.  Указом от 03.01.2007 № 1, было дано  определение венчурных организаций,  сформулированы направления их  деятельности и способы финансирования. Интересно, что если изначально  здесь речь шла об участии  в инновационных проектах (которыми  считался комплекс работ по  созданию и реализации инноваций) [8], то теперь Указом № 252 они  по тексту заменены на венчурные,  которыми признается комплекс  работ по созданию и реализации  инноваций, организации и (или)  развитию производства высокотехнологичных  товаров (работ, услуг), в т.ч.  путем создания инновационной  организации [9].

      Финансирование  венчурной организацией венчурных  проектов согласно Указу №  1 осуществляется путем предоставления  целевых займов и иными способами  в соответствии с законодательством.  Однако в мире венчурные инвестиции  тем и отличаются от всех  остальных, что они направляются  в научно-технические разработки  и изобретения, которые из-за  своей новизны обладают повышенным  риском и потому не могут  финансироваться традиционными  способами. Как правило, венчурные  фонды финансируют такие проекты  лишь на основании экспертизы  идеи и оценки возможности  ее внедрения на весьма льготных  условиях, а то ибесплатно. При  этом речь идет не столько  о возвратности вложений, сколько  об участии в доходах от  нового бизнеса — если таковые  будут. Поэтому ранее в Концепции  инновационной политики Республики  Беларусь на 2003–2007 гг., утв. постановлением  Совмина от 31.07.2003 № 1016, признавалась  необходимость уйти от простого  субсидирования инновационных проектов, определив в качестве основных  требований исключительно рыночные  подходы, в первую очередь:  конкурентоспособность продукции,  возвратность финансирования, расширение  практики конкурсного размещения  средств бюджетов, долевое участие  в финансировании проектов заинтересованных  организаций. Однако инвестиции  в инновации — дело рискованное:  на любом этапе проекта возможен  отрицательный результат и любые  неожиданности. Поэтому в Концепции  предлагалось страховать риски  с помощью страховых и венчурных  фондов. Создать нормативную базу, регламентирующую их деятельность, планировалось еще в 2003 г. Но, кроме описания зарубежного опыта  и сожалений о его отсутствии, дело долго не шло — до  Указа № 252.

Информация о работе Венчурные организации. Особенности управления