Венчурные организации. Особенности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях ускоренного развития научно-технического прогресса, глобализации производства и рынков конкурентоспособность товаров, предприятий и стран все в большей степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять новые технологии. Поэтому в настоящее время традиционная научно-техническая политика уступает место политике инноваций, сфокусированной на практическом применении и получении коммерческой отдачи от нововведений, что стимулирует возникновение новых типов компаний и соответствующих видов их финансирования, например венчурного.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Венчурные организации. Особенности управления..............................5
1.1 Понятие, особенности и значение венчурных организаций.........................5
1.2 Этапы развития инновационной венчурной компании...............................10
Глава 2. Венчурный бизнес в мировом сообществе...........................................18
Глава 3. Венчурный бизнес в Республике Беларусь..........................................21
Глава 4. Методы государственной поддержки венчурных компаний…………………………………………………………………............26
Заключение............................................................................................................34
Список использованной литературы...................................................................36

Файлы: 1 файл

курсач по менеджменту.docx

— 97.08 Кб (Скачать файл)

выработку эффективной системы  защиты интеллектуальной собственности, которая часто становится единственным капиталом инновационных фирм на ранних стадиях развития;

государственное содействие в подготовке и повышении квалификации специалистов, действующих в сфере  венчурного капитала;

разработку и принятие законодательных актов, регулирующих инвестиционные возможности институциональных  инвесторов (типа пенсионных фондов, страховых  компаний), определяющих круг инвесторов, которым разрешается вкладывать средства в венчурные фонды [13].

      Быстрый  рост предложения венчурного  капитала в США и Западной  Европе в последние годы, особенно  в секторе высоких технологий, свидетельствует о том, что  меры государственной поддержки  венчурного инвестирования оказались  достаточно действенными [5].

      Основная  роль в регулировании венчурной  деятельности принадлежит финансовым  методам. С этой целью используют  такие экономические инструменты,  как субсидии, государственное финансирование, налоги, кредит, страхование.

      Субсидии  государство выдает под программы  наиболее перспективных направлений  развития науки и техники. Государственное  финансирование и кредитование  в США может осуществляться  как из бюджетного фонда, так  и из финансовых фондов государственных  предприятий, организаций, местных  органов власти, выступающих участниками  венчурной деятельности в качестве  инвесторов. Например, в штате Мичиган  при Департаменте финансов в  1982 г. был создан специальный  отдел венчурного капитала, который  в последующие четыре года  инвестировал $ 160 млн. в 30 высокотехнологичных  фирм и в 15 фондов венчурного  капитала [6]. При государственном  кредитовании регулирование осуществляется  посредством выдачи беспроцентных  ссуд или ссуд под низкий  процент.

Прямая правительственная  финансовая поддержка, кроме непосредственного  предоставления денежных средств инновационным  фирмам, может осуществляться и в  других формах - государственный фонд венчурного капитала, управляемый чиновниками (как в Финляндии и Китае), или  государственный фонд, управляемый  профессиональными венчурными капиталистами (как в Бельгии, США и России), а может представлять собой долю государства в частном венчурном  инвестиционном фонде или фонде  фондов (как в Израиле) [4]. Выбор  конкретной формы поддержки часто  определяется с учетом конкретных социально- экономических условий.

      На основе  анализа и обобщения зарубежного  опыта можно выделить следующие  типы венчурных фондов с участием  государственных (в том числе  региональных) средств.

Венчурные фонды со 100 %-м  участием государства.

Государственные «посевные» фонды. Отличаются от венчурных лишь тем, что ориентированы на самую  рискованную стадию бизнеса (seed), где  привлечение частного капитала является наиболее сложным процессом.

Государственно-частные  венчурные фонды. Участвует как  государственный, так и частный  капитал, причем инициатива по созданию фонда принадлежит государству, которое и выбирает управляющую  компанию.

Частно - государственные  венчурные фонды. Участвует как  государственный, так и частный  капитал, инициатива по созданию фонда  принадлежит частным управляющим  компаниям, а государство выступает  в роли соинвестора.

Государственный «фонд фондов». Предназначен для со инвестирования в государственно частные и частно-государственные  венчурные фонды (доля «фонда фондов»  в венчурном фонде может составлять до 40-50 %).

      В рамках  государственно-частных и частно-государственных  венчурных фондов частным инвесторам  может быть предоставлена привилегия  в получении дохода, при которой  государство начинает получать  прибыль лишь после того, как  частные инвесторы получат начальную  сумму плюс некоторый гарантированный  процент (hurdle). Таким образом, государство  берет на себя роль гаранта.  Помимо этого, оно может предложить  частным инвесторам право выкупить  свою долю по льготной цене. Таким образом, в ряде зарубежных  стран государство не только  создает соответствующую правовую  среду для стимулирования венчурных  инвестиций в высокотехнологической  сфере, но и принимает непосредственное  участие в разнообразных схемах  смешанного бюджетно-частного финансирования  развития венчурного бизнеса.  При этом оно выступает наравне  с частными инвесторами, признавая для себя возможность риска потери инвестиций. С точки зрения управления, государственное присутствие в структурах смешанного венчурного финансирования выражается в делегировании представителя государства в советы директоров или консультативные советы. Мировой рынок венчурного капитала постоянно развивается, и одновременно наблюдается рост участия правительственных агентств в сборе фондов. Основная идея государственно-частного партнерства в венчурном бизнесе состоит в долевом государственном участии в венчурных фондах напрямую или через посредничество «фонда фондов». Кроме того, государству следует готовить компании для венчурных инвесторов, финансируя их на «посевной» стадии. И, наконец, частично в ведении государства может находиться создание венчурной инфраструктуры: подготовка инновационных менеджеров, организация коучинг-центров, проведение венчурных ярмарок - места встречи инвесторов и компаний, желающих привлечь средства.

      Исходя  из опыта стран, построивших  в 1990-е гг. свою венчурную индустрию  (страны Европы, Израиль, Китай,  Тайвань), административная роль  государства при формировании  венчурной системы очень велика [5]. Все меры финансового и инфраструктурного  стимулирования должны координироваться  единым правительственным органом.  Целевыми задачами которого должны  стать увеличение числа малых  инновационных компаний, рост венчурных  инвестиций в них, числа успешных  «выходов», а также доли инновационной  продукции в ВВП страны. Должна  быть обеспечена связь нарождающейся  венчурной индустрии:

с крупными предприятиями  страны - потенциальными потребителями  продукции малых инновационных  компаний;

с технопарками и бизнес-инкубаторами - средой формирования компаний-реципиентов  венчурных инвестиций;

с сектором прямых частных  инвестиций (privateequity), инвестирующим  в компании поздних стадий, в том  числе технологические.

      При разработке  программ государственной поддержки  важно учитывать то, на какую  стадию инвестиционного процесса  направлена государственная политика. Опыт зарубежных стран показывает, что новые малые фирмы особенно  нуждаются в поддержке на ранних  стадиях своего развития, а предложение  финансирования для этих стадий  со стороны частного сектора,  как правило, недостаточно, особенно  за пределами США. В то же  время для малых высокотехнологичных  фирм (МВТФ) издержки на ранних  стадиях развития выше, чем для  прочих малых фирм. Однако очевидно, что без нормального развития  стартовых фирм бессмысленно  развивать поддержку более поздних  стадий. Практика также показывает, что норма отдачи на ранних  стадиях возрастает по мере  того, как накапливается опыт, и  развитие индустрии венчурного капитала достигает критической массы. Поэтому именно в данной сфере поддержка государства особенно актуальна.

      Как показывает  мировой опыт, традиционными источниками  средств для вновь образуемых  венчурных фондов являются: средства  корпораций (финансово-промышленных  групп и банков, страховых компаний  и пенсионных фондов); иностранные  инвестиции; сбережения населения  и средства государства, выделяемые  различными министерствами и  ведомствами на программы поддержки  предпринимательства, в том числе  в высокотехнологичных отраслях. При этом венчурные фонды, специализирующиеся  на работе с компаниями на  ранних стадиях развития (seed и  start-up), в значительной степени  используют государственные инвестиции, а венчурные фонды, специализирующиеся  на инвестициях на более поздних  стадиях, образованы в основном  за счет инвестиций частных  и корпоративных инвесторов.

      Как свидетельствует  международный опыт, для успешного  развития венчурной индустрии  в Беларуси также необходимо  выполнение ряда условий:

не вводились какие-либо специальные требования в отношении  венчурной деятельности, например лицензирование;

гражданское (корпоративное) законодательство предусматривало  организационно-правовую форму, которая  адекватно отражала бы специфику  создания и деятельности венчурных  фондов, объединений венчурного капитала;

налоговое законодательство позволяло облагать льготным налогом  доход, который получил венчурный  инвестор, при его выходе из венчурного проекта;

валютное законодательство не устанавливало каких-либо барьеров на пути частного венчурного капитала в начале финансирования венчурного проекта, а также при выходе из него.

      Для стимулирования  развития венчурной деятельности  в Республике Беларусь государство  должно предпринять следующие  шаги.

Создание правовой основы для деятельности венчурных фондов и венчурного инвестирования пенсионными  фондами, страховыми компаниями. Опыт зарубежных стран показывает, что  изменения в законодательстве, разрешающие пенсионным фондам и страховым компаниям инвестировать в венчурный капитал, позволяют существенно увеличить предложение последнего.

Создание комплекса косвенных  мер поддержки венчурного капитала: развитие вторичных фондовых рынков, предпринимательства в научно-технической  сфере, информационной среды, позволяющей  малым инновационным фирмам и  инвесторам находить друг друга, а также  стимулирование кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями.

Поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых  предприятий научно-технической  сферы, что могло бы увеличить  число проектов, соответствующих  требованиям, общепринятым в среде  венчурных капиталистов.

Создание государственных  гарантийных фондов, которые позволят уменьшить риск финансирования венчурными фондами инновационных проектов и тем самым простимулируют их движение от более поздних этапов инвестирования к начальным.

Прямое предложение венчурного капитала путем создания либо венчурных  фондов со 100 %-м государственным  капиталом, либо гибридных фондов, где  определенная доля капитала предоставляется  частным сектором. Такая мера государственной  политики особенно актуальна для  поддержки технологического бизнеса  на «посевной» и «стартовой» стадиях.

Финансовое стимулирование для инвесторов в форме налоговых  льгот (прежде всего по налогу на увеличение рыночной стоимости капитала) и государственных  гарантий под кредиты и инвестиции для малых фирм, основанных на технологиях. Изменение в налогообложении  оказывает очень сильное влияние  на развитие венчурного предпринимательства, что можно проследить на истории  развития венчурного капитала в США.

Инкубаторы и технопарки традиционно являются способом усилить  частные и общественные взаимодействия на региональном уровне для стимулирования экономического развития, обучения предпринимателей и создания высокооплачиваемых рабочих  мест. В построении оптимальной классической венчурной триады «капитал-проекты-менеджмент»  роль инкубаторов и технопарков  велика. Следовательно, государству  необходимо всячески поддерживать создание и развитие бизнес-инкубаторов и технопарков.

      Помимо  этого Правительство и местные  административные органы в Беларуси  должны заботиться о своей  части финансирования научно-исследовательских  работ, чтобы создать условия  для развития новых технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Кафедра менеджмента и  коммерции

 

Самостоятельная  работа

 

по дисциплине: «Антикризисное управление»

на тему: «Управление рисками  в антикризисном управлении»

 

   Выполнила:

   студентка 5 курса

   очной формы обучения

    специальности  080507

   менеджмент организации

  

  Руководитель:

 

Южно-Сахалинск

2010 г.

 

Содержание

 

1.Понятие, характеристика  и классификация управленческих  рисков в антикризисном управлении. Риск-менеджмент, его цели и этапы……………     3

2.Методы анализа рисков: статистический метод, анализ  целесообразности затрат, экспертных  оценок, анализ сценариев, аналитический  метод………..    15

3. Методы снижения рисков…………………………………………………….     22

Список использованной литературы……………………………………………    28

 

1.Понятие, характеристика  и классификация управленческих  рисков в антикризисном управлении

Любая управленческая деятельность в той или иной степени имеет  рисковый характер, что обусловлено  как многофакторной динамикой объекта  управления и его внешнего окружения, так и ролью человеческого  фактора в процессе воздействия. Понятие «риск» также имеет многофакторную природу, раскрыть которую можно  лишь во взаимосвязи с такими понятиями, как «неопределенность», «вероятность», «условия неопределенности», «условия риска».

Согласно математическим определениям, неопределенность проявляется  тогда, когда результатом действия является набор возможных альтернатив, вероятность которых неизвестна. Риск имеет место, если действие приводит к набору альтернатив, причем вероятность  осуществления каждой из них известна. Отсюда следует, что риск есть неопределенность, которую можно классифицировать.

Понятия «риск» и «неопределенность», широко используемые в теории игр  и динамическом программировании, применяются  и в экономике, политике, теории управления и менеджмента, в области права  и страхования[1,c.156].

Информация о работе Венчурные организации. Особенности управления