Венчурные организации. Особенности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях ускоренного развития научно-технического прогресса, глобализации производства и рынков конкурентоспособность товаров, предприятий и стран все в большей степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять новые технологии. Поэтому в настоящее время традиционная научно-техническая политика уступает место политике инноваций, сфокусированной на практическом применении и получении коммерческой отдачи от нововведений, что стимулирует возникновение новых типов компаний и соответствующих видов их финансирования, например венчурного.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Венчурные организации. Особенности управления..............................5
1.1 Понятие, особенности и значение венчурных организаций.........................5
1.2 Этапы развития инновационной венчурной компании...............................10
Глава 2. Венчурный бизнес в мировом сообществе...........................................18
Глава 3. Венчурный бизнес в Республике Беларусь..........................................21
Глава 4. Методы государственной поддержки венчурных компаний…………………………………………………………………............26
Заключение............................................................................................................34
Список использованной литературы...................................................................36

Файлы: 1 файл

курсач по менеджменту.docx

— 97.08 Кб (Скачать файл)

Аналитический метод. Аналитический  метод для оценки риска подразумевает  использование традиционных показателей, которые применяются при оценке эффективности инвестиционных и  инновационных проектов: период окупаемости, внутренняя норма доходности, индекс рентабельности, чистый приведенный  доход. Сравнивая значения перечисленных  показателей альтернативных проектов, определяют их степень риска (слайд 18).

Метод экспертных оценок. Данный метод основан на обобщении мнения специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте  эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют  быстро и без больших временных  и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого  решения (слайд 19).

Метод экспертных оценок применяется  в случаях, когда:

1) длина исходных динамических  рядов недостаточна для оценивания  с использованием экономико-статистических  методов;

2) связь между исследуемыми  явлениями носит качественный  характер и не может быть  выражена с помощыо традиционных  количественных измерителей;

З) входная информация неполная и невозможно предсказать влияние  всех факторов;

4) возникли экстремальные  ситуации, когда требуется принятие  быстрых решений. 

Суть экспертных методов  заключается в организованном сборе  суждений и предположений экспертов  с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.

Выделяют следующие стадии экспертного опроса (слайд 20):

1) формулировка цели экспертного опроса;

2) подбор основного состава рабочей группы;

3) разработка и утверждение технического задания на проведение экспертного опроса;

4) разработка подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок), включая как конкретный вид экспертной информации (слова, условные градации, числа, ранжирование, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы), так и конкретные методы анализа этой информации;

5) подбор экспертов в соответствии с их компетентностью;

6) формирование экспертной комиссии;

7) проведение сбора экспертной информации;

8) анализ экспертной информации;

9) интерпретация полученных результатов и подготовка заключения;

10) принятие решения - выбор альтернативы.

Существует масса методов  получения экспертных оценок. В одних  с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает  свое мнение независимо от авторитетов.

В других - экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают  проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов  фиксировано, в других - число экспертов  растет в процессе проведения экспертизы.

Среди наиболее распространенных методов получения экспертных оценок можно выделить (слайд 21):

1) метод "Дельфы"

2) метод "снежного кома";

3) метод "дерева целей";

4) метод "комиссий круглого стола";

5) метод эвристического прогнозирования;

6) матричный метод.

Анализ сценариев развития проекта. Сценарии развития проекта  подразумевают детальное изучение и анализ проекта исходя из нескольких возможных вариантов его развития. Создание сценариев может быть основано на различных прогнозах развития рынка, различных ожидаемых результатах исследований и разработок, вариантах стоимости оборудования и размеров затрат, различной рыночной стратегии. Каждый из сценариев анализируется стандартными методами, а совокупность полученных показателей отражает спектр возможных результатов проекта. Позволяет оценить влияние на проект возможного одновременного изменения нескольких переменных через вероятность каждого сценария (слайд 22). Этот вид анализа может выполняться как с помощью электронных таблиц (например, Microsoft Excel версии не ниже 4.0), так и с применением специальных компьютерных программ, позволяющих использовать методы имитационного моделирования [2,c.95]. В первом случае формируются 3—5 сценариев развития проекта. Каждому сценарию должны соответствовать:

• набор значений исходных переменных,

• рассчитанные значения результирующих показателей,

• некоторая вероятность наступления данного сценария, определяемая экспертном путем.

В результате расчета определяются средние (с учетом вероятности наступления  каждого сценария) значения результирующих показателей.

 

3. Методы снижения рисков

В условиях действия разнообразных  внешних и внутренних факторов риска  могут использоваться различные  способы снижения риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия.

Многообразие применяемых  в предпринимательской деятельности методов снижения рисков можно разделить  на 4 группы (слайд 24):

1) методы уклонения от рисков

2) методы локализации рисков

3) методы диверсификации рисков

4) методы компенсации рисков

При выборе конкретного метода управления рисками риск-менеджер должен исходить из следующих принципов:

• нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

• нельзя рисковать многим ради малого;

• следует предугадывать последствия риска.

Методы уклонения от риска  наиболее распространены в хозяйственной  практике, ими пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка. Методы уклонения от риска подразделяются на (слайд 25):

1. Отказ от ненадежных партнеров, т.е. стремление работать только с надежными, проверенными партнерами, не расширение круга партнеров; отказ от участия в проектах, связанных с необходимостью расширить круг партнеров, отказ от инвестиционных и инновационных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает сомнения;

2. Отказ от рискованных проектов, т.е. отказ от инновационных и иных проектов, реализуемость или эффективность, которых вызывает сомнение;

3. Страхование рисков, основной прием снижения риска, страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, но и повышает ответственность лиц, принимающих решения, принуждая их серьезнее относится к разработке и принятию решений, регулярно проводить защитные мероприятия в соответствии со страховыми контрактами. Правда, трудно использовать механизм страхования при освоении новой продукции или новых технологий, так как страховые компании не располагают в таких случаях достаточными данными для проведения расчетов;

4. Поиск гарантов, т.о. при поиске гарантов, как и при страховании, целью является перенос риска на какое-либо третье лицо. Функции гаранта могут выполнять различные субъекты (различные фонды, государственные органы, предприятия) при этом необходимо соблюдать принцип равной взаимной полезности, т.е. желаемого гаранта можно заинтересовать уникальной услугой, совместной реализацией проекта;

5. Увольнение некомпетентных работников (слайд 26).

Методы локализации рисков используются в редких случаях, когда  удается довольно четко идентифицировать риски и источники их возникновения. Выделив экономически наиболее опасные  этапы или участки деятельности в обособленные структурные подразделения, можно сделать их более контролируемыми и снизить уровень риска (слайд 27). К таким методам локализации относятся (слайд 28):

1. Создание венчурных предприятий предполагает создание небольшого дочернего предприятия как самостоятельного юридического лица для высокотехнологических (рискованных) проектов. Рискованная часть проекта локализуется в дочернем предприятии, при этом сохраняется возможность использования научного и технического потенциала материнской компании;

2. Создание специальных структурных подразделений (с обособленным балансом) для выполнения рискованных проектов;

3. Заключение договоров о совместной деятельности для реализации рискованных проектов.

Методы диверсификации рисков заключаются в распределении  общего риска и подразделяются на (слайд 29):

1. Распределение ответственности между участниками проекта, необходимо при распределении работ между участниками проекта четко разграничить сферы деятельности и ответственность каждого участника, а так же условия перехода работ и ответственности от одного участника к другому и юридически это закрепить в договорах. Не должно быть этапов, операций или работ с размытой или неоднозначной ответственностью;

2. Диверсификация видов деятельности и зон хозяйствования это увеличение числа применяемых технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или оказываемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия различных регионов;

3. Диверсификация сбыта и поставок, т.е. работа одновременно на нескольких рынках, когда убытки на одном рынке, могут быть компенсированы успехами на других рынках, распределение поставок между многими потребителями, стремясь к равномерному распределению долей каждого контрагента. Так же мы можем диверсифицировать закупку сырья и материалов, что предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его "окружения". При нарушении поставок по разным причинам предприятие безболезненно сможет переключится на работу с другим поставщиком аналогичного продукта;

4. Диверсификация инвестиций это предпочтение реализации нескольких относительно небольших по вложениям проектов, чем реализация одного крупного инвестиционного проекта, требующего задействовать все ресурсы и резервы предприятия, не оставляя возможностей для маневра.

5. Распределение риска во времени (по этапам работы), т.е. необходимо распределять и фиксировать риск во времени при реализации проекта. Это  улучшает  наблюдаемость  и  контролируемость  этапов проекта и позволяет   при   необходимости   сравнительно   легко  их  корректировать (слайд 30).

Методы компенсации рисков связаны с созданием механизмов предупреждения опасности (слайд 31). Методы компенсация рисков более трудоемки  и требуют обширной предварительной  аналитической работы для их эффективного применения (слайд 32):

1. Стратегическое планирование деятельности как метод компенсация риска дает положительный эффект, если разработка стратегии охватывает все сферы деятельности предприятия. Этапы работы по стратегическому планированию могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появление узких мест при реализации проектов, заранее идентифицировать источники рисков и разработать компенсирующие мероприятия, план использования резервов;

2. Прогнозирование внешней обстановки, т.е. периодическая разработка сценариев развития и оценки будущего состояния среды хозяйствования для участников проекта, прогнозирование поведения партнеров и действий конкурентов общеэкономическое прогнозирование;

3. Мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды предполагает отслеживание текущей информации о соответствующих процессах. Необходимо широкое использование информатизации - приобретение и постоянное обновление систем нормативно-справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, привлечение консультантов. Полученные данные позволят уловить тенденции развития взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, дадут время для подготовки к нормативным новшествам, предоставят возможность принять соответствующие меры для компенсации потерь от новых правил хозяйственной деятельности и скорректировать оперативные и стратегические планы;

4. Создание системы резервов этот метод близок к страхованию, но сосредоточенному внутри предприятия. На предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов, комплектующих, резервные фонды денежных средств, разрабатываются планы их использования в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности. Актуальным является выработка финансовой стратегии для управления своими активами и пассивами с организацией их оптимальной структуры и достаточной ликвидности вложенных средств.

5. Обучение персонала и его инструктирование.

 

Список использованной литературы

 

1. Антикризисное управление: Учебник /Под ред. Э.М. Короткова. – М.: Инфра-М, 2000. – 432с.

2. Альгин А.П. Риск в экономической деятельности.  –М.: Наука, 1999.  -360с.

3. Гончаров Д.Л. Антикризисное управление риском // Экономист. – 2004.  -№4. –С. 22 – 25.

4. Дмитриев С.В. Природа и классификация управленческих рисков // РЭЖ. – 2005.  -№4.  –С. 45-48.

5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента:  Учебное пособие.  –М.: Инфра-М, 2003. -280с.

6. Лапуста М.Г.,Шаршукова Л.Г. Риск  в предпринимательской деятельности: Учебник. – М.: Инфра-М, 2002. – 360с.

7. Омаров А.М. Процесс управления  рисками // Коммерсант Власть. –  2005.  -№1. – С. 69 – 78.

8. Панин А.Р. Риски в антикризисном  управлении // Волга –Бизнес. –  2003. - №5. – С. 54 – 66.

9. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник. – М.: Высшая школа, 2004. – 429с.

10. Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под ред. Гуркова И.Б.   – М.: Инфра – М, 2003. – 456с.      Таким образом, можно сделать следующие выводы о перспективах развития венчурных организаций в РБ:

      Для иностранных  венчурных инвесторов привлекательными  являются следующие факторы:

      1. Наличие  законодательства, позволяющего регистрировать  венчурные организации и фонды.

      2. Стабильность экономики и отсутствие коррупции (в особенности по сравнению с нашими ближайшими соседями, Россией и Украиной).

      3. Страна переориентирована на инновационный путь развития, и этот переход практически завершен. Что особенно важно, имеется стратегический законодательный документ с утвержденной программой действия для правительства.

      4. Уровень науки и технологий в Беларуси имеет достаточный потенциал, чтобы заинтересовать венчурных инвесторов, в том числе иностранных

      Тем не  менее, есть и негативные факторы  для развития венчурного бизнеса  в стране:

      1. Незащищенность  права инвесторов в хозяйственных  судах, что сдерживает приход  иностранных венчурных инвесторов  в нашу страну.

      2. Отсутствие  опыта реализации венчурных проектов  национальными компаниями.

      3. Незначительная  степень поддержки государством  до недавнего времени малого  предпринимательства, в том числе  инновационного (мало создано бизнес-инкубаторов,  центров поддержки малого предпринимательства,  все еще сложно получить площади,  кредиты таким инновационным  предприятиям).

Информация о работе Венчурные организации. Особенности управления