Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:43, лекция
Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Демократическое управление предполагает делегирование полномочий, предоставления большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечения к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера. Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие.
Сложнее всего будет справиться с тем, что называется духом коллективизма. Индивидуализм, как его историческая и социальная противоположность, в России всегда был порицаем. Но без общественного уважения и поддержки усилий рисковых и удачливых одиночек прорыв на бизнес-фронте не состоится. Здесь коллективные усилия — не более чем поддержка чьей-то персональной деятельности. Активная деятельность бизнесменов на ниве искусства, поддержки спорта и детского творчества может и должна стать той самой действенной и эффективной пропагандой в пользу возможностей одиночек, умеющих управлять собственным делом и готовых взяться за большее.
Понятие «метод управления»
и классификация методов
Методы управления - совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Метод управления характеризует законченный акт воздействия на объект управления. Различают:
1) Организационные базируются на
организационных законах и на
организационных отношениях
Методы управления организационно-
Методы управления распорядительного воздействия позволяют компенсировать неучтенные моменты организации и выводить систему на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д.
Особую разновидность
2) Экономические основанны на сознательном использовании объективных экономических законов и категорий для воздействия на материальные интересы.
Включают методы:
-экономического
-самоокупаемости, означающий, что
предприятия должно покрыть
-ценообразования, включающий разработку и установление цен, которые должны выступать одновременно измерителями эффективности затрат и результатов хозяйственной деятельности, спроса и предложения (ценообразование должно находиться во взаимосвязи с научно обоснованной налоговой системой);
-финансирования, предполагающий организацию расчетов с поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами;
-кредитования, предусматривающий
создание условий, побуждающих
предприятия рационально
Суть экономических методов состоит в том, чтобы, используя экономические стимулы, активизировать деятельность людей в нужном направлении и в то же время способствовать наращиванию экономического потенциала страны в целом.
3) Социально-психологические методы управления предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности, коллективов в процессе управления. Они включают:
а) формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей;
б) установление и развитие социальных норм поведения;
в) введение системы социального регулирования;
г) социальное стимулирование;
д) удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей;
е) создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата.
Для этого используют такие методы, как анкетирование, применение специальных тестов, хронометраж, опросы, а также результаты специальных социологических исследований, объективные рекомендации социологов и психологов.
Методы государственного управления
1) Наиболее радикальным приемом управления является открытое насилие и применение карательно- силовых средств. Когда-то на начальных этапах политической истории человечества этот метод был одним из доминирующих.
2) Такое применение принудительной мобилизации и административной регламентации населения, когда органы государства обходятся и без регулярного насилия и открытого террора. При этом в качестве опоры используется вполне реальная угроза использования административных санкций со стороны государства.
3) Одним из главных методов современного государственного управления выступает правое регулирование на базе законодательных норм и судебно-арбитражной системы. Данные методы используются прежде всего в правовых государствах, где норма закона становится основным регулятором жизни граждан.
4) Эффективным методом управления в условиях стабильного общества является систематическое социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов.
5) Средством управления можно назвать идейно-политическое манипулирование, действующее в "мягких" формах на механизмы сознания и установки поведения граждан, то есть, прежде всего, на "голову" людей, в отличие от грубой силы, действующей на их "тело". Сегодня на первый план выдвигаются средства идейно-политического и социально-психологического манипулирования со стороны "масс-медиа". Средства телекоммуникаций и массовой информации (СМИ) в конце XX века стали приоритетными и эффективными инструментами манипулирования народными массами, играя в особенности заметную роль в структуре демократических режимов Запада (одним из методов манипулирования общественным сознанием в России являются, например, рейтинги политических лидеров и общественно-политических организаций).
Конечно, не следует забывать о том, что в структуре средств и методов практически каждого государства имеется весь арсенал упомянутых выше инструментов в той или иной пропорции и комбинации, которые используются в зависимости от конкретной ситуации (кризис, война и так далее), типа режима и фазы его становления, воспроизводства или трансформации.
Понятие «стратегия управления» и виды стратегий.
Стратегия (греч. στρατηγία, «искусство полководца») - способ достижения сложных целей. Это результат стратегического управления, который представляет собой концепцию деятельности на определенный период.
В XXI веке содержание понятия стратегия расширилось. Под стратегией стали понимать прогнозирование кризисных ситуаций и антикризисное управление в различных сферах деятельности (экономической, политической, мировоззренческой и др.) внутри государств и в мировом масштабе.
Необходимость вовлечения сил и средств государства, адекватных кризисной ситуации, означает, что задачей государственного стратегического управления является смена курса в управлении с учетом стратегических целей, реорганизация органов власти и управления и координация их усилий по консолидации населения на основе общих социально и культурно значимых идей.
Стратегия государственного управления
находится во взаимосвязи с оперативным
управлением и тактикой. По отношению
к ним стратегия
Положения тактики государственного
управления вытекают из целей оперативного
управления, которые в свою очередь
вытекают из целей стратегии
Результатом стратегии государственного управления является выработка общих основ использования различных видов ресурсов, координация разных видов и форм деятельности ради укрепления мощи государства и процветания народа.
Из целей стратегического
Содержание государственного стратегического управления:
- направление внутренней политики,
- возможности роста численности населения и экономического потенциала государства,
- направление международной
политики и союзнические
- направления и содержание
образования и воспитания
Выработка экономической стратегии связана с определением продолжительности, напряженности, пространственного размаха экономической экспансии на рынке производственных ресурсов: кадров, техники и технологий, сырья и капиталов. Выработка стратегии внешнеэкономической деятельности связана с определением тех же параметров экономической экспансии, но, прежде всего, на рынках восполняемых ресурсов: капиталов, техники и технологий, кадров.
Государственное стратегическое управление базируется на прогнозировании и определении:
-трансформаций в политической,
экономической,
-изменений в обычаях и
-достижений в науке, технике и технологии
-условий и характера кризисов в ближайшей и отдаленной перспективе,
-способов подготовки и
-основ использования стратегических ресурсов,
-основ руководства органами государственного управления,
Средствами реализации государственного стратегического управления являются органы власти и управления разного уровня. Содержание их деятельности: практическое осуществление планирования стратегии государственного управления, принятие стратегических решений по смене курса управления и реорганизации органов власти и управления, мобилизация населения на преодоление кризисной ситуации, руководство органами власти и управления.
Система органов регионального управления в Российской Федерации.
Федеральное управление регионами
Государственные органы образуют единую систему осуществления государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление регионами осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Федеральные органы различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимосвязаны между собой, а принцип единства позволяет обеспечить баланс данных властей исходя из разграничения полномочий при осуществлении своих функций.
В настоящее время усиливается роль регионального управления. Система регионального управления включает в себя:
¾ систему федеральных и региональных органов власти;
¾ совокупность функций, осуществляемых государственными, органами, а также разнообразные методы, ресурсы, используемые для реализации этих функций;
¾ систему государственной службы;
¾ систему связей (прямых и обратных), возникающих между объектами и субъектами управления и т.д.
Вся система регионального
В каждом регионе осуществляют свою деятельность территориальные отделения федеральных исполнительных органов государственной власти, которые находятся в прямом подчинении у Центра, но часто одновременно в сильной зависимости от региональных администраций. В настоящее время все избранные главы региональных администраций формально не находятся в прямом подчинении федерального центра, поэтому Глава Российской Федерации и Правительство должны иметь свои собственные подразделения в регионах.
Координация деятельности территориальных органов федеральной власти базируется на взаимодействии Федерального центра и муниципальной власти, а также является неотъемлемой частью в области решения региональных проблем и направлена на достижение поставленных целей федеральной региональной политики.
На законодательном уровне власти создаются комитеты и комиссии структуры, занимающиеся вопросами взаимодействия Центра с субъектами РФ.
В обеих палатах парламента существуют профильные комитеты, деятельность которых сосредоточена на разработке законов в области региональной политики государства.
Информация о работе Виды управления и особенности социального управления