Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:43, лекция
Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Демократическое управление предполагает делегирование полномочий, предоставления большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечения к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера. Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие.
Французская государственная служба стремится подбирать чиновников с достаточно высоким уровнем общей культуры, способных выполнять самые различные функции. Основным элементом бюрократической карьеры во Франции, как и в Германии, является гарантия медленного, но верного продвижения по выслуге
лет или по старшинству пребывания в данном учреждении. Этот принцип почти полностью исключен в США, где нет автоматического продвижения по служебной лестнице. В политической области французская правовая доктрина представляет наиболее выраженный характер. Благодаря Общему статусу французские чиновники пользуются большими политическими правами и свободами, чем государственные служащие Великобритании, Германии и США. Например, западногерманское, американское и английское право предполагает обязанность верности чиновников государственной власти. Иначе говоря, административное право этих стран регулирует не только профессиональную деятельность чиновников, но и их политическую лояльность. Во Франции, напротив, в личном деле чиновников не может быть упоминания о его политических, религиозных или философских взглядах.
В Германии Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников. Чиновник рассматривается как слуга, орган и представитель государства, его идеи. Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать на это звание. Прежде всего, требуется быть немцем в смысле ст. 116 Основного закона. В особом порядке закон допускает назначение чиновником иностранца. А во Франции иностранный гражданин не может стать государственным служащим. В Германии чиновник должен обладать необходимой профессиональной подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной иерархии. Дополнительно к этим требованиям устанавливаются еще возрастные барьеры при допуске на должности различных уровней. Система продвижения по службе строго регламентируется законами. Она основана на 2 принципах: повышения квалификации и принципе постепенного продвижения.
В США профессиональные гражданские служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям Генеральной схемы должностей соответственно сложности и ответственности работы. Характеристика и описание каждой из 18 должностных категорий утверждены в законодательном порядке и содержатся в разделе 5 Свода законов США.
Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему путем отбора на конкурсных экзаменах. В США существует также патронажная система и система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги. В каждом учреждении государственной службы имеется свой план продвижения по службе. Во Франции существует 4 класса чиновников в понижающем иерархическом порядке они обозначены буквами A, B, C и D. Существует
Инструкция 1946 г, устанавливающая круг обязанностей и утверждающая необходимый образовательный уровень для каждого класса. Также как и в США, поступление на службу производится путем конкурса. Конкурсная комиссия подбирается из компетентных специалистов, известных своей беспристрастностью. Она полностью независима от администрации. Карьера заканчивается в связи с достижением определенного возраста, что является важным фактором обновления корпуса служащих. В Великобритании в отличие от других стран институт современной гражданской службы сложился сравнительно недавно – в 70-е года нашего столетия после проведения реформы. Первым ее этапом стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников: группы старших политических и административных руководителей, административной группы и группы объединяющей научно-профессиональных работников и технических специалистов. Основное требование, предъявляемое к гражданским служащим, - это лояльность. Набор на кадровую службу входит в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы. Введен письменный экзамен общего типа в качестве главного условия поступления на гражданскую службу. Продвижение по службе осуществляется в трех основных группах по-разному. Английская система продвижения по службе отличается жесткостью на всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень ограничены. Из рассмотренных стран более жесткие требования в смысле политической беспристрастности, продвижения по службе и уровню образования предъявляются в Великобритании. В целом институт государственной гражданской службы в каждой из рассмотренных стран индивидуален, но общей чертой имеет цель: служение государству, народу, отсюда и название более всех употребляемой в каждой из стран – публичная служба.
Общие принципы организации исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает единство
исполнительной власти как на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Федеральный закон «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года
закрепляет принцип единства системы
органов исполнительной власти субъектов
Федерации. Во главе нее — высший исполнительный
орган государственной власти субъекта
РФ. Помимо высшего в систему могут входить
иные органы исполнительной власти субъекта
Федерации: министерства, управления,
комитеты, департаменты и др. включая территориальные
(местные) органы государственной исполнительной
власти, действующие в границах административно-
В единой системе исполнительной власти предусмотрена возможность взаимного перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами субъектов Федерации. Оно осуществляется на основе добровольного соглашения обеих сторон, соблюдения Конституции РФ и федеральных законов. При этом перераспределение полномочий не должно приводить к изменению конституционно-правового статуса субъектов Федерации.
Конституция РФ и Закон о Правительстве РФ 1997 года предусматривают возможность создания федеральными органами исполнительной власти собственных территориальных органов в субъектах РФ. Статус территориальных органов, как правило, определяется в Положении о федеральном органе исполнительной власти.
Система органов исполнительной власти субъектов Федерации образуется с учетом местных социально-экономических условий и бюджетно-финансовых возможностей. Она формируется каждым субъектом в соответствии с общими принципами. Такими принципами являются: государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
В целом почти все субъекты Федерации
скопировали основные черты федеральной
системы организации
При всем единообразии организации государственной власти в регионах имеются и различия. В большинстве входящих в состав РФ республик (они, согласно Конституции, являются государствами) учрежден пост президента, например в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл и др. Но некоторые республики отказались от введения института президентства. Функции главы государства исполняют должностные лица, именуемые по-разному: Глава Республики (Коми), Председатель Правительства (Хакасия), Председатель Государственного Совета (Удмуртия). Причем лишь в некоторых республиках их президенты (главы государств) обладают статусом глав исполнительной власти.
Так, Президент Республики Бурятия
одновременно является главой республики,
главой ее исполнительной власти и
председателем правительства. В
большинстве республик президен
К органам исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов относятся администрации (правительства) и главы администраций данных субъектов Федерации (губернаторы). Организация и деятельность органов этого уровня регулируется федеральным законодательством. Так, Указ Президента РФ от 3 октября 1994 года «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» содержит Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ.
Термин «администрация»
Понятие муниципального управления, его цели и принципы.
Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни его населения. Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках мэра, законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.
Цель муниципального управления
Каждое государство
«Цель муниципального управления - повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования». Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:
-создает социальную инфраструктуру;
-стабилизирует экономику;
-регулирует социально-экономические процессы;
-развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;
-поддерживает экологическую обстановку;
-сохраняет единое экономическое пространство.
Для решения этих задач
формируется система
Основные принципы муниципального управления
Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. Принципы муниципального управления - общие и частные - вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправления. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (т.е. все формы муниципального образования).
1. Единоначалие и коллегиальность
Соблюдение правильного соотношения между принципами коллегиальности и единоначалия составляет одну из важнейших задач системы управления муниципальным образованием, от этого во многом зависит ее эффективность и действенность.
2. Законность. Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управления и является одним из основных конституционных принципов российской государственности. Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона. Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц системы муниципального управления обеспечивается с помощью прокурорского надзора
Информация о работе Виды управления и особенности социального управления