Виды управления и особенности социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:43, лекция

Описание работы

Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Демократическое управление предполагает делегирование полномочий, предоставления большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечения к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера. Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие.

Файлы: 1 файл

Виды управления и особенности социального управления.doc

— 458.50 Кб (Скачать файл)

Французская государственная служба стремится подбирать чиновников с достаточно высоким уровнем общей культуры, способных выполнять самые различные функции. Основным элементом бюрократической карьеры во Франции, как и в Германии, является гарантия медленного, но верного продвижения по выслуге

лет или по старшинству пребывания в данном учреждении. Этот принцип  почти полностью исключен в США, где нет автоматического продвижения по служебной лестнице. В политической области французская правовая доктрина представляет наиболее выраженный характер. Благодаря Общему статусу французские чиновники пользуются большими политическими правами и свободами, чем государственные служащие Великобритании, Германии и США. Например, западногерманское, американское и английское право предполагает обязанность верности чиновников государственной власти. Иначе говоря, административное право этих стран регулирует не только профессиональную деятельность чиновников, но и их политическую лояльность. Во Франции, напротив, в личном деле чиновников не может быть упоминания о его политических, религиозных или философских взглядах.

В Германии Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников. Чиновник рассматривается как слуга, орган и представитель государства, его идеи. Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать на это звание. Прежде всего, требуется быть немцем в смысле ст. 116 Основного закона. В особом порядке закон допускает назначение чиновником иностранца. А во Франции иностранный гражданин не может стать государственным служащим. В Германии чиновник должен обладать необходимой профессиональной подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной иерархии. Дополнительно к этим требованиям устанавливаются еще возрастные барьеры при допуске на должности различных уровней. Система продвижения по службе строго регламентируется законами. Она основана на 2 принципах: повышения квалификации и принципе постепенного продвижения.

В США профессиональные гражданские  служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям Генеральной схемы должностей соответственно сложности и ответственности работы. Характеристика и описание каждой из 18 должностных категорий утверждены в законодательном порядке и содержатся в разделе 5 Свода законов США.

Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему путем отбора на конкурсных экзаменах. В США существует также патронажная система и система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги. В каждом учреждении государственной службы имеется свой план продвижения по службе. Во Франции существует 4 класса чиновников в понижающем иерархическом порядке они обозначены буквами A, B, C и D. Существует

Инструкция 1946 г, устанавливающая  круг обязанностей и утверждающая необходимый образовательный уровень для каждого класса. Также как и в США, поступление на службу производится путем конкурса. Конкурсная комиссия подбирается из компетентных специалистов, известных своей беспристрастностью. Она полностью независима от администрации. Карьера заканчивается в связи с достижением определенного возраста, что является важным фактором обновления корпуса служащих. В Великобритании в отличие от других стран институт современной гражданской службы сложился сравнительно недавно – в 70-е года нашего столетия после проведения реформы. Первым ее этапом стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников: группы старших политических и административных руководителей, административной группы и группы объединяющей научно-профессиональных работников и технических специалистов. Основное требование, предъявляемое к гражданским служащим, - это лояльность. Набор на кадровую службу входит в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы. Введен письменный экзамен общего типа в качестве главного условия поступления на гражданскую службу. Продвижение по службе осуществляется в трех основных группах по-разному. Английская система продвижения по службе отличается жесткостью на всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень ограничены. Из рассмотренных стран более жесткие требования в смысле политической беспристрастности, продвижения по службе и уровню образования предъявляются в Великобритании. В целом институт государственной гражданской службы в каждой из рассмотренных стран индивидуален, но общей чертой имеет цель: служение государству, народу, отсюда и название более всех употребляемой в каждой из стран – публичная служба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие принципы организации  исполнительной власти в субъектах  Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает единство исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закрепляет принцип единства системы органов исполнительной власти субъектов Федерации. Во главе нее — высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Помимо высшего в систему могут входить иные органы исполнительной власти субъекта Федерации: министерства, управления, комитеты, департаменты и др. включая территориальные (местные) органы государственной исполнительной власти, действующие в границах административно-территориальных образований (городов, районов, административных округов).

В единой системе исполнительной власти предусмотрена возможность взаимного перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами субъектов Федерации. Оно осуществляется на основе добровольного соглашения обеих сторон, соблюдения Конституции РФ и федеральных законов. При этом перераспределение полномочий не должно приводить к изменению конституционно-правового статуса субъектов Федерации.

Конституция РФ и Закон о Правительстве  РФ 1997 года предусматривают возможность  создания федеральными органами исполнительной власти собственных территориальных органов в субъектах РФ. Статус территориальных органов, как правило, определяется в Положении о федеральном органе исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти субъектов Федерации образуется с учетом местных социально-экономических условий и бюджетно-финансовых возможностей. Она формируется каждым субъектом в соответствии с общими принципами. Такими принципами являются: государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

В целом почти все субъекты Федерации  скопировали основные черты федеральной  системы организации исполнительной власти. В настоящее время повсеместно  приняты уставы и конституции, краевые  и областные законы, а также  предусмотренные уставом схемы управления. В своей совокупности они определяют основные черты управления в регионах, регламентируют вопросы формирования системы и организации деятельности органов исполнительной власти. Уже миновал тот период, когда вопрос о реорганизации системы органов исполнительной власти решался самостоятельно главами администраций без опоры на какую-либо нормативную базу, в противоречии с принципом законности.

При всем единообразии организации  государственной власти в регионах имеются и различия. В большинстве входящих в состав РФ республик (они, согласно Конституции, являются государствами) учрежден пост президента, например в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл и др. Но некоторые республики отказались от введения института президентства. Функции главы государства исполняют должностные лица, именуемые по-разному: Глава Республики (Коми), Председатель Правительства (Хакасия), Председатель Государственного Совета (Удмуртия). Причем лишь в некоторых республиках их президенты (главы государств) обладают статусом глав исполнительной власти.

Так, Президент Республики Бурятия  одновременно является главой республики, главой ее исполнительной власти и  председателем правительства. В  большинстве республик президенты (главы республик) именуются высшими должностными лицами, гарантами конституций республик, прав и свобод граждан. Их взаимоотношения с правительствами и иными органами исполнительной власти определяются конституциями (уставами).

К органам исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов относятся администрации (правительства) и главы администраций данных субъектов Федерации (губернаторы). Организация и деятельность органов этого уровня регулируется федеральным законодательством. Так, Указ Президента РФ от 3 октября 1994 года «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» содержит Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ.

Термин «администрация» официально используется не во всех субъектах  Федерации (не республиканского уровня) для наименования исполнительной власти. Однако фактически он везде является синонимом последней. В большинстве  краев и областей под термином «губернатор» понимается глава региональной исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие муниципального управления, его цели и принципы.

Муниципальное управление — это  составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни его населения. Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках мэра, законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Цель муниципального управления

Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и  деятельности местной власти, которые  отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей.

«Цель муниципального управления - повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования». Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

-создает социальную инфраструктуру;

-стабилизирует экономику;

-регулирует социально-экономические процессы;

-развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;

-поддерживает экологическую обстановку;

-сохраняет единое экономическое пространство.

Для решения этих задач  формируется система муниципального управления, которая: контролирует использование природных ресурсов муниципального образования; охраняет природу; осуществляет санитарный надзор; содержит жилищно-коммунальное хозяйство; создает социальную инфраструктуру; обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения; обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д.

Основные принципы муниципального управления

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации  и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. Принципы муниципального управления - общие и частные - вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправления. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (т.е. все формы муниципального образования).

1. Единоначалие и коллегиальность. Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкретного звена системы управления муниципальных образований пользуются правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. При последовательном укреплении единоначалия не следует недооценивать коллегиальность в процессе управления муниципальными образованиями. Коллегиальность необходима для обсуждения основных организационных и социально-экономических вопросов развития муниципальных образований. В то же время необходимы и единоличная ответственность, и единоличное распорядительство, чтобы не затягивать процесс выработки и принятия управленческих решений, важных для социально-экономического развития муниципального образования.

Соблюдение правильного  соотношения между принципами коллегиальности и единоначалия составляет одну из важнейших задач системы управления муниципальным образованием, от этого во многом зависит ее эффективность и действенность.

2. Законность. Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управления и является одним из основных конституционных принципов российской государственности. Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона. Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц системы муниципального управления обеспечивается с помощью прокурорского надзора

Информация о работе Виды управления и особенности социального управления