Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:43, лекция
Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Демократическое управление предполагает делегирование полномочий, предоставления большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечения к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера. Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие.
Муниципалитеты - коммуны, не могут оказывать услуги населению, поэтому тесно взаимодействуют с государственными структурами на местном уровне. Во Франции комиссар Республики – «хранитель» власти государства в департаменте. С целью обеспечения национальных интересов ему вверено наблюдение за исполнением законов, регламентов и правительственных решений. Под руководством министров он управляет государственными службами в департаменте, аналогичное положение занимает комиссар Республики в регионе.
В странах с КМ утвердился принцип
негативного регулирования
Смешанная модель. В некоторых странах (Германия, Япония) функционирует смешанная модель МС, которая имеет сходство с вышеперечисленными моделями, обладая при этом специфическими чертами. Так, в некоторых звеньях МС выборный орган является одновременно и звеном МУ, и представителем государственной администрации.
В Германии имеются административные единицы - правительственные округа, в которых ведущее положение в управлении занимают правительственные президенты, назначаемые правительствами земель.
Правительственный президент обладает
широкими полномочиями в области
контрольной и надзорной
Содержание и сущность программно-целевого управления.
Программно-целевое управление - управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона и в заранее установленные сроки.
Основными принципами программно-целевого управления являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности. Программно-целевое управление предназначено для решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с жесткими директивными сроками.
Основными этапами программно-целевого управления являются:
-формулировка цели программы;
-декомпозиция (расчленение) цели
на отдельные задачи и
-обоснование альтернативных
-оптимизация распределения
-изменение приоритетности
-адаптация целевой части
С усложнением задач развития и совершенствования производства роль программно-целевого управления возрастает. Принципы программно-целевого управления, разработка и осуществление комплексных целевых программ находят все большее распространение на всех уровнях управления - народном хозяйстве в целом, отраслях и регионах, объединениях и предприятиях.
По мере решения задач по регулированию хозяйства Правительство стало:
- формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи;
- определять порядок их решения;
- определять орган
- выделять необходимые средства
и определять порядок их
Целевая программа (ЦП) - документ, где определен комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, необходимых для достижения поставленных целей.
ЦП классифицируются на:
- крупные;
- комплексные;
- производственно-экономические;
- социально-экономические;
- экологические;
- научно-технические;
- организационно-управленческое
Объекты ЦП - регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований.
Субъекты ЦП - государственные учреждения, которые составляют программы и контролируют их исполнение.
Виды ЦП:
1. По характеру исследования:
- социально-экономические программы (программы социальной защиты);
- производственно-экономические
- научно-технические (создание
и распространение лазерной
- экологические программы;
- организационно-экономические (
2. По временному признаку:
- краткосрочные (1-2 года);
- среднесрочные (до 5 лет);
- долгосрочные (свыше 5 лет).
3. По уровню управления:
- международные;
- федеральные;
- региональные;
- отраслевые;
- программы развития
Источниками финансирования ЦП могут быть:
- бюджетные средства;
- привлеченные;
- заемные;
- внебюджетные фонды;
- пожертвования;
- собственные средства.
Принципиальная структура
1 блок – аналитический (анализ ситуации);
2 блок – целевой (формирование цели);
3 блок – программных заданий и мероприятий;
4 блок – ресурсов;
5 блок – организационный (
Государственная служба как административно-правовой институт, его цели и принципы организации.
Под государственной службой (ГС) понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она осуществляется на государственных должностях в аппарате органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей.
Общая цель ГС – управление государственными делами, связанное с разделением государственной власти на: законодательную, исполнительную, судебную. Цели ГС можно рассматривать в следующих аспектах:
1.Государственно-политический: реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
2.Экономический: повышение эффективности государственного регулирования экономики; осуществление от имени государства управления государственной собственностью; поддержка предпринимательства; обеспечение финансирования затрат на государственную службу; снижение затрат на содержание государственного аппарата.
3.Социальный: исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов; решение общегосударственных задач управления; практическое осуществление функций государства; создание условий для связи государственного аппарата с народом.
4.Правовой: обеспечение соблюдения законодательства страны; создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата.
5.Организационный: организационно-техническое обеспечение органов государственной власти; профессионализация государственного аппарата, организация учебы; совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе; приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы.
Функции ГС связаны с непосредственным исполнением полномочий власти. Функции организации ГС можно рассматривать:
1. Как профессиональной деятельности: -осуществление государственного управления: планирование, прогнозирование, принятие решений, исполнение, координация, информация, контроль, стимулирование; -организация аппарата на выполнение полномочий государственных органов; -обеспечение ответственности, дисциплинированности аппарата.
2. Как правового института: -реализация законов государства; -разработка проектов законов и других нормативных актов о государственной службе; -соблюдение законодательства о государственной службе; -регулирование правового статуса государственных служащих.
3. Как социального института: -производство государственных социальных услуг: образование, воспитание, правовая защита, безопасность; реализация интересов, прав и свобод граждан; -эффективное решение социальных задач государства; регулирование и разрешение социальных конфликтов; -регулирование социального статуса государственных служащих.
4. Как публично-правового
отношения государства и служащ
Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти (целей, задач и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.
Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления:
1.выработка
стратегии, доктрины, концепции социального,
экономического и
2.подбор кадров, способных реализовать эту стратегию;
3.создание организационных структур власти;
4.принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
5.осуществление
в целях реализации принятых
решений прогнозирования,
Принципы организации и функционирования государственной службы
в Российской Федерации
К ГС относится исполнение должностных полномочий лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В».
ГС основана на следующих принципах:
1. Конституционные:
- верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечение их прав;
- приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия (обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина);
- единства системы
- разделение законодательной,
- равный доступ граждан к
государственной службе в
2. Организационно-функциональные:
- обязательности для ГС решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
- единства основных требований, предъявляемых к ГС;
- профессионализма и
- гласности в осуществлении ГС;
- ответственности ГС за
- внепартийности ГС;
- стабильности кадров ГС в государственных органах;
- социальной защищённости ГС (денежное содержание, оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение).
Информация о работе Виды управления и особенности социального управления