Виды управления и особенности социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:43, лекция

Описание работы

Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Демократическое управление предполагает делегирование полномочий, предоставления большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечения к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера. Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие.

Файлы: 1 файл

Виды управления и особенности социального управления.doc

— 458.50 Кб (Скачать файл)

Муниципалитеты - коммуны, не могут оказывать услуги населению, поэтому тесно взаимодействуют с государственными структурами на местном уровне. Во Франции комиссар Республики – «хранитель» власти государства в департаменте. С целью обеспечения национальных интересов ему вверено наблюдение за исполнением законов, регламентов и правительственных решений. Под руководством министров он управляет государственными службами в департаменте, аналогичное положение занимает комиссар Республики в регионе.

В странах с КМ утвердился принцип  негативного регулирования деятельности органов МС, в соответствии с которыми они вправе осуществлять все действия, прямо не запрещенные законом. КМ напоминает иерархическую пирамиду, по которой происходит передача различных директив и информации и в рамках которой на центральные органы власти активно работает цепкая сеть агентов на местах.

Смешанная модель. В некоторых странах (Германия, Япония) функционирует смешанная модель МС, которая имеет сходство с вышеперечисленными моделями, обладая при этом специфическими чертами. Так, в некоторых звеньях МС выборный орган является одновременно и звеном МУ, и представителем государственной администрации.

В Германии имеются административные единицы - правительственные округа, в которых ведущее положение в управлении занимают правительственные президенты, назначаемые правительствами земель.

Правительственный президент обладает широкими полномочиями в области  контрольной и надзорной деятельности за органами коммунального управления. Правительственные президенты и их аппарат представляют собой систему местного управления, построенную на принципах административного подчинения. Ее низовое звено - главы администраций районов (ландраты или районные директора) - являются одновременно и госчиновниками, и главами исполнительных органов коммунального самоуправления. Не всегда можно провести четкое различие между прямым ГУ на местах и исполнительными органами МС (местной администрацией), поскольку последние часто наделяются общегосударственными монополиями. Так, например, в каждом департаменте действует губернатор, который является одновременно и агентом правительства, и главой местной администрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание и сущность программно-целевого управления.

Программно-целевое управление - управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона и в заранее установленные сроки.

Основными принципами программно-целевого управления являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта  управления, принцип непрерывности. Программно-целевое управление предназначено для решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с жесткими директивными сроками.

Основными этапами программно-целевого управления являются:

-формулировка цели программы;

-декомпозиция (расчленение) цели  на отдельные задачи и мероприятия  — формирование дерева целей  и задач и оценка его элементов;

-обоснование альтернативных направлений  (средств) достижения целей программы;

-оптимизация распределения ресурсов  между отдельными ветвями дерева  целей и темпов финансирования;

-изменение приоритетности отдельных  целей программы или средств  их достижения;

-адаптация целевой части программы  к изменяющимся внешним условиям.

С усложнением задач развития и  совершенствования производства роль программно-целевого управления возрастает. Принципы программно-целевого управления, разработка и осуществление комплексных  целевых программ находят все  большее распространение на всех уровнях управления - народном хозяйстве в целом, отраслях и регионах, объединениях и предприятиях.

По мере решения задач по регулированию  хозяйства Правительство стало:

- формулировать краткосрочные,  среднесрочные и долгосрочные  задачи;

- определять порядок их решения;

- определять орган ответственный  за исполнение;

- выделять необходимые средства  и определять порядок их финансирования.

Целевая программа (ЦП) - документ, где определен комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, необходимых для достижения поставленных целей.

ЦП классифицируются на:

- крупные;

- комплексные;

- производственно-экономические;

- социально-экономические;

- экологические;

- научно-технические;

- организационно-управленческое программирование.

Объекты ЦП - регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований.

Субъекты ЦП - государственные учреждения, которые составляют программы и контролируют их исполнение.

Виды ЦП:

1. По характеру исследования:

- социально-экономические программы (программы социальной защиты);

- производственно-экономические (программы  развития АПК);

- научно-технические (создание  и распространение лазерной техники);

- экологические программы;

- организационно-экономические (совершенствование  управления).

2. По временному признаку:

- краткосрочные  (1-2 года);

- среднесрочные  (до 5 лет);

- долгосрочные  (свыше 5 лет).

3. По уровню управления:

- международные;

- федеральные;

- региональные;

- отраслевые;

- программы развития предприятий.

Источниками финансирования ЦП могут быть:

- бюджетные средства;

- привлеченные;

- заемные;

- внебюджетные фонды;

- пожертвования;

- собственные средства.

Принципиальная структура целевых  программ включает:

1 блок – аналитический (анализ  ситуации);

2 блок – целевой (формирование цели);

3 блок – программных заданий  и мероприятий;

4 блок – ресурсов;

5 блок – организационный (создание  схемы механизма реализации программы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная служба как административно-правовой институт, его цели и принципы организации.

Под государственной службой (ГС) понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она осуществляется на государственных должностях в аппарате органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей.

Общая цель ГС – управление государственными делами, связанное с разделением государственной власти на: законодательную, исполнительную, судебную. Цели ГС можно рассматривать в следующих аспектах:

1.Государственно-политический: реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

2.Экономический: повышение эффективности государственного регулирования экономики; осуществление от имени государства управления государственной собственностью; поддержка предпринимательства; обеспечение финансирования затрат на государственную службу; снижение затрат на содержание государственного аппарата.

3.Социальный: исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов; решение общегосударственных задач управления; практическое осуществление функций государства; создание условий для связи государственного аппарата с народом.

4.Правовой: обеспечение соблюдения законодательства страны; создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата.

5.Организационный: организационно-техническое обеспечение органов государственной власти; профессионализация государственного аппарата, организация учебы; совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе; приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы.

Функции ГС связаны с непосредственным исполнением полномочий власти. Функции организации ГС можно рассматривать:

1. Как профессиональной  деятельности: -осуществление государственного управления: планирование, прогнозирование, принятие решений, исполнение, координация, информация, контроль, стимулирование; -организация аппарата на выполнение полномочий государственных органов; -обеспечение ответственности, дисциплинированности аппарата.

2. Как правового института: -реализация законов государства; -разработка проектов законов и других нормативных актов о государственной службе; -соблюдение законодательства о государственной службе; -регулирование правового статуса государственных служащих.

3. Как социального  института: -производство государственных социальных услуг: образование, воспитание, правовая защита, безопасность; реализация интересов, прав и свобод граждан; -эффективное решение социальных задач государства; регулирование и разрешение социальных конфликтов; -регулирование социального статуса государственных служащих.

4. Как публично-правового  отношения государства и служащего: -правовая и социальная защита государственных служащих; -определение правовых правил прохождения государственной службы: разработка правовых, нормативных актов, устанавливающих государственно-служебные отношения; -регулирование численности и качественного состава государственной службы; -создание условий для профессионального роста кадров аппарата.

Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти (целей, задач и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.

Государственная служба выполняет  основные задачи государственного управления:

 

1.выработка  стратегии, доктрины, концепции социального,  экономического и политического  развития страны;

2.подбор  кадров, способных реализовать эту  стратегию;

3.создание организационных структур власти;

4.принятие  решений по важным оперативным  вопросам жизни страны;

5.осуществление  в целях реализации принятых  решений прогнозирования, координации,  сбора информации.

Принципы организации  и функционирования государственной службы

в Российской Федерации

К ГС относится исполнение должностных  полномочий лицами, замещающими государственные  должности категорий «Б» и  «В».

ГС основана на следующих принципах:

1. Конституционные: 

- верховенства Конституции РФ  и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечение их прав;

- приоритета прав и свобод  человека и гражданина, их непосредственного действия (обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина);

- единства системы государственной  власти, разграничения предметов  ведения между РФ и субъектами  РФ;

- разделение законодательной, исполнительной  и судебной власти, возрастание конкретных функций в лице государства, общественных организаций;

- равный доступ граждан к  государственной службе в соответствии  со способностями и профессиональной  подготовкой.

2. Организационно-функциональные:

- обязательности для ГС решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

- единства основных требований, предъявляемых к ГС;

- профессионализма и компетентности  ГС;

- гласности в осуществлении  ГС;

- ответственности ГС за подготавливаемые  и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- внепартийности ГС;

- стабильности кадров ГС в  государственных органах;

- социальной защищённости ГС (денежное  содержание, оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Виды управления и особенности социального управления