Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:43, лекция
Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Демократическое управление предполагает делегирование полномочий, предоставления большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечения к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера. Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие.
Понятие «орган государственного управления». Классификация (виды) органов государственного управления.
Государственный орган - юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определенной экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий.
Органы государственного и муниципального управления классифицируются по различным признакам: уровням управления; видам организационно-правовых форм; объему и характеру компетенции; территориальной сферы деятельности; порядку принятия управленческих решений.
По уровням управления органы управления разделяются на: федеральные, субъектов федерации, муниципального управления (местного самоуправления).
По видам организационно-
По объему и характеру компетенции различаются органы управления:
-общей компетенции - выполняют основные функции социального управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) и на основе их реализации осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, а также непосредственно руководят экономическим и социально-культурным развитием соответствующего территориального образования. Такими органами являются правительства и администрации;
-отраслевой компетенции - выполняют частные функции государственного и муниципального управления и на основе их реализации осуществляют руководство определенной отраслью или сферой деятельности. К ним относятся министерства, главные управления, управления, отделы;
-межотраслевой компетенции - выполняют общие функции государственного и муниципального управления и на их основе их реализации осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенных сферах деятельности. К таким органам относятся правительства, администрации, комитеты;
-специальной компетенции - осуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения. К этим органам относятся комиссии, федеральные службы, российские агентства, инспекции, федеральные надзоры России.
В зависимости от территориальной сферы деятельности:
1. Федеральные органы госуправления (федеральные органы исполнительной власти), включающие:
-высший орган госуправления общей компетенции - Правительство РФ;
-центральные органы
-центральные органы
-центральные органы госуправления по осуществлению специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций - федеральные комиссии и службы, российские агентства, федеральные надзоры.
2. Органы госуправления субъектов РФ (органы исполнительной власти субъектов РФ), включающие:
- высший орган госуправления субъекта РФ - орган общей компетенции.
- органы госуправления субъекта РФ отраслевой компетенции - управления, отделы.
- органы госуправления субъекта РФ межотраслевой компетенции - комитеты.
3. Органы муниципального управления (исполнительные органы местного самоуправления) городских, сельских поселений и других территорий, включающие:
-органы МУ общей компетенции - администрации городов, поселков, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), других МО;
-органы МУ отраслевой
-органы МУ межотраслевой
В зависимости от порядка принятия управленческих решений:
-органы управления, деятельность
которых основывается на
-органы управления, деятельность которых основывается на принципе единоначалия управления. Орган управления, осуществляющий свою деятельность на принципах единоначалия, возглавляется одним лицом — руководителем органа, который принимает в пределах его компетенции управленческие решения и несет личную ответственность за деятельность руководимого им органа управления. К органам управления единоначального управления относятся министерства, администрации территориальных образований, управления, отделы.
Административная реформа в Российской Федерации: задачи и основные направления реализации.
Административную реформу можно определить как комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства - государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности.
Ключевыми областями административных
реформ являются: роль государства
в обществе; структура и функции
органов государственного управления;
повышение эффективности и
В соответствии с протоколом заседания Правительства РФ от 21.10.2004 Минэкономразвития России была подготовлена и представлена в Правительство РФ Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах. Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р указанные документы одобрены.
Концепция административной реформы предусматривает:
-реализацию комплекса мер в области внедрения в деятельность органов исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;
-внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг;
-разработку и внедрение административных и электронных административных регламентов;
-повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд;
-создание и реализацию особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах;
-создание механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства (административной юстиции);
-завершение пересмотра избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти и устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику;
-реформу контрольно-надзорных органов, развитие системы аутсорсинга административно-управленческих процессов;
-реформирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
-обеспечение прозрачности и эффективности взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.
Концепция нацелена, прежде всего, на
повышение способности
Финансирование мероприятий
Основные мероприятия
I этап (конец 2005 г.) - разработка и принятие первоочередных нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции органов исполнительной власти, разработка методической базы; координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
II этап (2006 г.) - передача ряда государственных функций саморегулируемым организациям; передача части государственных организаций с федерального на региональный уровень; разработка нормативной базы для применения процедур управления по результатам; разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг; разработка нормативных актов для совершенствования контроля и надзора процесса закупок для государственных нужд, аутсорсинга административно-управленческих процессов и др.
III этап (2007 г.) - ликвидация и приватизация избыточных государственных функций, разработка и внедрение большинства административных регламентов в федеральных и региональных органах исполнительной власти, внедрение процедур управления по результатам приоритетных стандартов государственных услуг и др.
IV этап (2008 г.) - корректировка нормативно-правовой базы реформы с учетом анализа накопленного опыта; обеспечение широкого внедрения успешного опыта государственного управления на региональном уровне; развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти, мониторинг мероприятий административной реформы.
В качестве непосредственных результатов реализации Концепции предполагаются:
1) создание системы государственн
2) снижение издержек на ведение бизнеса за счет сокращения административных барьеров (не менее чем в три раза);
3) создание новых рынков услуг
для частного бизнеса в
4) повышение качества и
5) повышение доверия граждан и бизнеса к государственным институтам.
Контроль как функция управления. Организация контроля исполнения решений в органах государственного управления.
Контроль в самом общем виде означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Для менеджмента характерно большое количество не только различных видов планов, но и видов и систем контроля. Все системы контроля всегда базируются на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния, либо усилить действие, если результаты позитивные. Различают:
Предварительный контроль осуществляется руководителями до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Цель заключительного контроля - помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.
Основным содержанием
Важнейшими функциями
Целью подсистемы контроля за исполнением
нормативно-правовых актов является
обеспечение эффективности
Для достижения поставленной цели, данной подсистемой должны быть выполнены следующие комплексы однородных работ:
-регистрация, учёт и постановка документов на контроль;
-разработка планов мероприятий по выполнению документов;
-своевременное выявление отклонений от заданий, предусмотренных в документах, по срокам и объёмам выполненных работ;
Информация о работе Виды управления и особенности социального управления