Виды управления и особенности социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:43, лекция

Описание работы

Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Демократическое управление предполагает делегирование полномочий, предоставления большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечения к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера. Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие.

Файлы: 1 файл

Виды управления и особенности социального управления.doc

— 458.50 Кб (Скачать файл)

Понятие «орган государственного управления». Классификация (виды) органов  государственного управления.

Государственный орган - юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определенной экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий.

Органы государственного и муниципального управления классифицируются по различным признакам: уровням управления; видам  организационно-правовых форм; объему и характеру  компетенции; территориальной сферы деятельности; порядку принятия управленческих решений.

По уровням управления органы управления разделяются на: федеральные, субъектов федерации, муниципального управления (местного самоуправления).

По видам организационно-правовой формы деятельности органы управления разделяются на: правительства, советы министров, имеющие статус правительства; министерства; государственные комитеты; комитеты; комиссии; службы; агентства; надзоры; администрации; главные управления; управления; отделы.

По объему и характеру  компетенции различаются органы управления:

-общей компетенции - выполняют основные функции социального управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) и на основе их реализации осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, а также непосредственно руководят экономическим и социально-культурным развитием соответствующего территориального образования. Такими органами являются правительства и администрации;

-отраслевой компетенции - выполняют частные функции государственного и муниципального управления и на основе их реализации осуществляют руководство определенной отраслью или сферой деятельности. К ним относятся министерства, главные управления, управления, отделы;

-межотраслевой компетенции - выполняют общие функции государственного и муниципального управления и на их основе их реализации осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенных сферах деятельности. К таким органам относятся правительства, администрации, комитеты;

-специальной компетенции - осуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения. К этим органам относятся комиссии, федеральные службы, российские агентства, инспекции, федеральные надзоры России.

В зависимости от территориальной сферы деятельности:

1. Федеральные органы госуправления (федеральные органы исполнительной власти), включающие:

-высший орган госуправления  общей компетенции - Правительство  РФ;

-центральные органы госуправления  отраслевой компетенции - министерства РФ;

-центральные органы госуправления  межотрасл. компетенции - государственные  комитеты РФ;

-центральные органы госуправления по осуществлению специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций - федеральные комиссии и службы, российские агентства, федеральные надзоры.

2. Органы госуправления субъектов РФ (органы исполнительной власти субъектов РФ), включающие:

- высший орган госуправления  субъекта РФ - орган общей компетенции.

- органы госуправления субъекта  РФ отраслевой компетенции - управления, отделы.

- органы госуправления субъекта  РФ межотраслевой компетенции  - комитеты.

3. Органы муниципального управления (исполнительные органы местного самоуправления) городских, сельских поселений и других территорий, включающие:

-органы МУ общей компетенции - администрации городов, поселков, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), других МО;

-органы МУ отраслевой компетенции - управления, отделы городов, районов (уездов);

-органы МУ межотраслевой компетенции  - комитеты городов, районов (уездов).

В зависимости от порядка принятия управленческих решений:

-органы управления, деятельность  которых основывается на принципе коллегиальности управления. Орган управления, действующий на принципе коллегиальности управления, состоит из группы должностных лиц — членов коллегиального органа, которые принимают решения большинством голосов. Коллегиальные органы управления либо возглавляют систему органов отраслевого и межотраслевого управления, обеспечивая их согласованную деятельность (правительство), либо осуществляют межотраслевое регулирование и координирование (комитеты). Члены коллегиального органа управления несут совместную ответственность за результаты принимаемых решений.

-органы управления, деятельность  которых основывается на принципе единоначалия управления. Орган управления, осуществляющий свою деятельность на принципах единоначалия, возглавляется одним лицом — руководителем органа, который принимает в пределах его компетенции управленческие решения и несет личную ответственность за деятельность руководимого им органа управления. К органам управления единоначального управления относятся министерства, администрации территориальных образований, управления, отделы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административная реформа в Российской Федерации: задачи и основные направления реализации.

Административную реформу можно определить как комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства - государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности.

Ключевыми областями административных реформ являются: роль государства  в обществе; структура и функции  органов государственного управления; повышение эффективности и результативности деятельности государственного аппарата; управление государственной службой; реформа финансового управления; подотчетность и прозрачность государственного аппарата.

В соответствии с протоколом заседания  Правительства РФ от 21.10.2004 Минэкономразвития  России была подготовлена и представлена в Правительство РФ Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах. Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р указанные документы одобрены.

Концепция административной реформы  предусматривает:

-реализацию комплекса мер в области внедрения в деятельность органов исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

-внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг;

-разработку и внедрение административных и электронных административных регламентов;

-повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд;

-создание и реализацию особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах;

-создание механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства (административной юстиции);

-завершение пересмотра избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти и устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику;

-реформу контрольно-надзорных органов, развитие системы аутсорсинга административно-управленческих процессов;

-реформирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

-обеспечение прозрачности и эффективности взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.

Концепция нацелена, прежде всего, на повышение способности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить достижение конкретных результатов в экономике и социальной сфере, а также рост качества и доступности государственных и муниципальных услуг, на снижение издержек от неэффективности государственных закупок.

Финансирование мероприятий административной реформы (2006 - 2008 гг.), проводимых федеральными органами исполнительной власти, предполагается производить за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Финансирование мероприятий административной реформы, проводимых в субъектах РФ, осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Основные мероприятия административной реформы 2006 - 2008 гг. будут осуществляться в четыре этапа.

I этап (конец 2005 г.) - разработка и принятие первоочередных нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции органов исполнительной власти, разработка методической базы; координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

II этап (2006 г.) - передача ряда государственных функций саморегулируемым организациям; передача части государственных организаций с федерального на региональный уровень; разработка нормативной базы для применения процедур управления по результатам; разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг; разработка нормативных актов для совершенствования контроля и надзора процесса закупок для государственных нужд, аутсорсинга административно-управленческих процессов и др.

III этап (2007 г.) - ликвидация и приватизация избыточных государственных функций, разработка и внедрение большинства административных регламентов в федеральных и региональных органах исполнительной власти, внедрение процедур управления по результатам приоритетных стандартов государственных услуг и др.

IV этап (2008 г.) - корректировка нормативно-правовой базы реформы с учетом анализа накопленного опыта; обеспечение широкого внедрения успешного опыта государственного управления на региональном уровне; развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти, мониторинг мероприятий административной реформы.

 

В качестве непосредственных результатов  реализации Концепции предполагаются:

1) создание системы государственного управления, способной достигать общественно значимых измеримых целей;

2) снижение издержек на ведение  бизнеса за счет сокращения  административных барьеров (не менее  чем в три раза);

3) создание новых рынков услуг  для частного бизнеса в результате  ухода государства из сфер экономики, где его присутствие нецелесообразно;

4) повышение качества и доступности  государственных услуг для граждан;

5) повышение доверия граждан  и бизнеса к государственным  институтам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль как функция управления. Организация контроля исполнения решений в органах государственного управления.

Контроль в самом общем виде означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Для менеджмента характерно большое количество не только различных видов планов, но и видов и систем контроля. Все системы контроля всегда базируются на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния, либо усилить действие, если результаты позитивные. Различают:

Предварительный контроль осуществляется   руководителями  до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Цель заключительного контроля - помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.

Основным содержанием деятельности органов государственного и муниципального управления является руководство хозяйственным  и социально-культурным развитием  на соответствующей территории. Такое  руководство орган управления осуществляет посредством принимаемых управленческих решений.

Важнейшими функциями государственного и муниципального управления являются организация выполнения управленческих решений (распорядительных документов) органов государственного и муниципального управления и контроль их исполнения.

Целью подсистемы контроля за исполнением  нормативно-правовых актов является обеспечение эффективности управления на основе организации выполнения управленческих решений, а также слежения за сроками, объёмами и качеством их исполнения, принятия своевременных мер по выполнению этих решений.

Для достижения поставленной цели, данной подсистемой должны быть выполнены  следующие комплексы однородных работ:

-регистрация, учёт и постановка документов на контроль;

-разработка планов мероприятий по выполнению документов;

-своевременное выявление отклонений от заданий, предусмотренных в документах, по срокам и объёмам выполненных работ;

Информация о работе Виды управления и особенности социального управления