Виды управления и особенности социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:43, лекция

Описание работы

Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Демократическое управление предполагает делегирование полномочий, предоставления большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечения к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера. Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие.

Файлы: 1 файл

Виды управления и особенности социального управления.doc

— 458.50 Кб (Скачать файл)

Организационная структура управления регионами на федеральном уровне состоит из следующих основных элементов:

Администрация Президента РФ, которая  имеет подразделения, занимающиеся вопросами региональной политики. В  функции администрации входит решение  основных политических вопросов.

Ведомства и департаменты Правительства  РФ, в компетенцию которых входят вопросы региональной политики (в частности вопросы национальной политики, миграционной политики).

Министерства Правительства РФ, например министерство финансов. Функции министерства финансов связаны с решением вопросов в области финансов, участии в бюджетном процессе;

Отраслевые ведомства, в компетенцию  которых входит управление в регионах процессами, связанными с функционированием соответствующих отраслей народного хозяйства.

Администрация Президента осуществляет контроль в отношении социально-экономического развития регионов и при необходимости может оказывать непосредственное влияние на органы государственного управления субъектов Федерации.

В целях обеспечения реализации Главой Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением Президент РФ Указом «О создании федеральных округов» от 13 мая 2000 года создал на территории Российской Федерации семь федеральных округов:

— Центральный (с центром в Москве);

— Северо-Западный (Санкт-Петербург);

— Уральский (Екатеринбург);

— Южный (Ростов-на-Дону);

— Приволжский (Нижний Новгород);

— Сибирский (Новосибирск);

— Дальневосточный (Хабаровск).

Система региональных органов власти

Применение того или иного типа организации органов управления регионом зависит от множества факторов: численности населения региона, его правового статуса, исторических, национальных, культурных традиций, от размеров и географических особенностей территории, от объема и сложности решаемых вопросов, от социальной, политической, экономической ситуации в регионе и др.

В общем виде по выполняемым функциям (представление интересов населения и их воплощение в жизнь) органы регионального управления могут быть разделены на исполнительные и представительные.

Система органов государственной  власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Субъекты Федерации не могут  формировать систему государственных органов таким образом, чтобы какой-либо из основополагающих принципов конституционного строя был нарушен. В противном случае возможно опротестование в Конституционном Суде РФ.

В пределах ведения РФ и её полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Система представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия, устанавливаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией, уставом субъекта Федерации, законами и иными региональными нормативными правовыми актами.

Систему органов государственной  власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган; высший исполнительный орган; иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с уставом (конституцией) субъекта РФ. Уставом (конституцией) субъекта Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс разработки, принятия, и реализации управленческих решений в административном управлении: его основные этапы и содержание.

Управленческое решение – это сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений. Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников муниципальной службы на управляемый объект.

Субъектами управленческих решений выступают лица, полномочные принимать эти решения в процессе управленческой деятельности, т.е. исполнительные органы местного самоуправления – аппарат управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на достижение целей муниципального образования; их должностные лица (глава муниципального образования, руководители муниципальных органов исполнительной власти, первые заместители и заместители главы муниципального образования, муниципальных органов исполнительной власти и т.д.).

 Объект управленческих решений – система отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются.

Управленческие решения принимаются определенными полномочными субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование, рационализацию внешних и внутренних отношений организации. Регулируют различные вопросы, связанные с процессом управленческой деятельности, которая всегда предполагает значительную ответственность управленцев.

Если управленческое решение принимается  коллегиально полномочными субъектами, то необходима согласованность процесса.

Эффективность управленческого решения  определяется полнотой регулирования ситуации или разрешения проблемы.

Процесс принятия управленческих решений

Основанием для подготовки и  принятия полномочными субъектами управленческих решений являются:

1) Необходимость исполнения предписаний  вышестоящих органов (органов государственной власти и местного самоуправления);

2) Необходимость осуществления  собственной исполнительно –  распорядительной деятельности, вытекающей  из задач и функций исполнительных  органов местного самоуправления  на основе: квартальных планов  нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.

Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации его исполнения . При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той или иной ситуации .

Собрав и изучив необходимые  материалы (в том числе, ранее изданные по какому-либо вопросу решения), определив цель принятия управленческого решения, исполнитель приступает к подготовке его проекта.

Для процедуры разработки управленческого  решения руководителю и аппарату управления необходимо осуществить  следующие действия:

1. Оформить документацию о начале  выполнения работ с указанием  конкретного задания, состава  персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений, промежуточных  этапов контроля и размера  выделяемых ресурсов.

2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения.

3. Обсудить с разработчиками  неучтенные детали для успешного  выполнения работ. Акцентировать  внимание на важности задания и значении его качественного исполнения.

4. Установить соответствие решения  действующему законодательству  и уставным документам организации.

После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим  этапом является его реализация, которая представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение установленных целей и сроков.

Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости – поощрительной деятельности.

Основные формы реализации управленческих решений:

1. Предписание - официальное извещение  какому-либо должностному лицу  об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.

2. Деловая беседа - специально организованная  встреча с подчиненным, группой  подчиненных для обмена мнениями  по заранее оговоренной теме, актуальной для организации.

3. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.

4. Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью  объяснить, сделать более понятным  суть и содержание управленческого решения.

5. Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью  осознанно заставить работника  выполнить решение путем угроз  или повышенного вознаграждения.

6. Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью  научить, передать опыт для успешного выполнения решения.

7. Сообщение - деловая беседа, проводимая  руководителем с целью передачи  дополнительной информации, необходимой  для выполнения решения.

8. Обучение - деловая беседа, проводимая  руководителем с целью дать  новые знания или информацию для выполнения решений.

9. Совет - деловая беседа, проводимая  руководителем с целью поделиться  собственными взглядами на выполнение  решений.

10. Тренинг - специально организованная  деятельность по разработке и  реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.

11. Совещание - коллективная деловая  беседа, проводимая руководителем  с целью оперативного доведения  до подчиненных конкретных задач;  это форма использования коллективного  разума, обмена информацией и  опытом.

12. Заседание - узкопрофессиональное  совещание для решения организационных  задач.

13. Отчет - сообщение специалиста  о результатах проделанной работы  по выполнению решения.

14. Деловое слово - твердое решение  руководителя, данное подчиненным  в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные системы государственной службы зарубежных стран.

Административно-государственное  управление – молодая, быстроразвивающаяся область научного знания. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обуславливает интерес специалистов к опыту этих стран.

Понятие «государственная служба» используется почти во всех Конституциях стран – членов Европейского Союза. Исключение составляет Великобритания и Ирландия. В Великобритании отсутствует «писаная» Конституция, вместе с тем, и в этой стране разработано множество нормативных актов, установлены принципы государственной гражданской службы, т.е. и здесь имеются конституционные основы гражданской службы. Правительственная комиссия Великобритании при организации института государственной службы опиралась на опыт США и Франции, поэтому, несмотря на особенности развития английской гражданской службы, многие процессы становления службы во многом схожи с этими странами.

В Конституции Франции  и Германии определены четко важнейшие вопросы организации и функционирования государственной (публичной) службы (профессионального чиновничества). В этих Конституциях сформулированы формальные и материальные принципы публичной власти, разделение компетенции парламента и правительства по разработке норм, применяемых чиновникам. Следует подчеркнуть, что в отличие от США и Германии, где господствует концепция специализации служащего в госаппарате, во Франции и Великобритании превалируют положения о необходимости широкой подготовки для выполнения как административных, так и технических функций.

Информация о работе Виды управления и особенности социального управления