Виды управления и особенности социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:43, лекция

Описание работы

Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Демократическое управление предполагает делегирование полномочий, предоставления большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечения к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера. Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие.

Файлы: 1 файл

Виды управления и особенности социального управления.doc

— 458.50 Кб (Скачать файл)

3. Нормализация показателей структуры кадров государственных служащих по возрастному и половому признакам. В вопросе нормализации показателей структуры кадрового состава по возрастному признаку приоритетом кадровой политики выступает организованное привлечение на государственную службу молодежи, создание для нее условий служебного роста, закрепление на работе опытных специалистов средних возрастов и постепенное высвобождение работников старших возрастов

4. Обеспечение объективной и  комплексной оценки профессиональных качеств государственных служащих. Поэтому при подборе кадров на государственную службу приоритетным направлением кадровой политики является установление жестких критериев соответствия способностей претендентов квалификационным требованиям к государственным должностям. Немаловажным аспектом является и обеспечение гласности этой работы.

5. Обеспечение однородности кадрового  состава по уровню профессиональной  подготовки. Следствием отсутствия  стандартов и процедур отбора  на государственную службу становится дефицит профессионализма и компетентности государственных служащих в решении проблем. Поэтому задачей кадровой политики является достижение однородности кадрового состава по уровню его профессиональной подготовки, компетентности, наличию управленческих знаний и навыков.

6. Обеспечение условий продвижения  на государственной службе. Продвижение  по службе не должно являться  самоцелью, а должно осуществляться  с учетом соответствия достоинств  кандидатов системе квалификационных  требований к должности. На  государственной службе каждая должность почетна и значима. Не государственный орган должен приспосабливаться к способностям государственного служащего, а претендент на должность должен обладать требуемыми квалификацией и способностями. Правовое основание служебного роста - способность достижения требуемых результатов, а не поощрение за хорошую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие функции управления и виды функций управления. Функции современного государственного управления.

Функции управления - воздействия управляющей системы на функционирование и развитие управляемой. Выделяют 5 общих функций: планирование, организация, мотивация, координация, контроль.

ГУ – это целенаправленное организующее и регулирующее воздействие государства (через систему его органов) на общественные процессы, создание, поведение и деятельность людей. Государство является формой политической организации общества. Основное его назначение состоит в защите существующего строя и порядка путём воздействия на деятельность и поведение людей политической волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами. Государство, действуя в рамках общественного договора, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при обеспечении приоритета общих ценностей  и интересов.

Предметом ГУ являются формы  и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической системы и территории.

ГУ воздействует на все  стороны воспроизводства. В производственных отношениях оно во главу угла ставит форму собственности, регулируя их таким образом, чтобы все субъекты хозяйствования находились в равных условиях. В сфере отношений распределения не допускается чрезмерной монополизации отдельными лицами или группами решающих средств производства, т.к. она приводит к резким контрастам богатства и бедности, подавлению личности.

Функции ГУ – это конкретные виды управленческих воздействий государства, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способам сохранения либо преобразования управляемых объектов или его собственных управляющих компонентов.

Функции ГУ:

1.Разработка и реализация  политики, выражающейся в государственных  программах общефедерального и  регионального масштабов.

2.Установление и эффективное  проведение в жизнь правовых  и организационных основ хозяйственной жизни.

3.Управление учреждениями  государственного сектора.

4.Регулирование функционирования  различных объектов негосударственного сектора.

5.Обеспечение реализации прав  и обязанностей физических и  юридических лиц в сфере ГУ.

6.Осуществление государственного  контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой  и регулируемой сферах.

По  критерию содержания, характера и  объема воздействия функции ГУ можно разделить на общие и специфические.

Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль.

Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность организационной  структуры управления, ее состав и  назначение.

Структура управления организацией, или организационная структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ  могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных  подразделений организации вычленяются  звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т. п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры  управления поддерживаются благодаря  связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Традиционные типы организационных  структур

Департаментизация. Двумя основными направлениями, по которым может осуществляться департаментизация, являются группирование работ вокруг ресурсов и группирование работ вокруг результата деятельности. В зависимости от степени ориентации на то или другое направление осуществляется соответствующий тип департаментизации.

Линейная организация. Линейная организация предполагает относительную автономность в работе. Такой автономностью, например, обладает солдат на поле боя, учащийся в классе, землекоп при рытье котлована и заводской рабочий в бригаде. Данный тип департаментизации характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность). Поэтому он широко используется при организации работ в низовых производственных звеньях семейного или мелкого бизнеса.

Функциональная организация. В производстве этот тип департаментизации получил развитие в период промышленной революции при создании крупных фабрик и заводов..

Разновидностями функциональной департаментизации  являются группирование работ по процессу (штучное, массовое и опытное  производство), т. е. по типу производства, и по технологии (механизация, автоматизация и роботизация), т. е. по типу оборудования. В обоих случаях работы группируются по принципу их. Широкое использование функциональной департаментизации и ее разновидностей в проектировании организаций связано с некоторыми явными преимуществами, которые имеют данный подход. Основным из них является возможность осуществления той или иной работы наиболее эффективным способом.

Дивизиональная организация. Новый тип группирования работ в организации получил название дивизиональной организации. При этом выделяется департаментизация по продукту, по потребителю и по рынку. Принцип схожести как и в предыдущем функциональном варианте остался, но теперь он стал относиться не к работе с ресурсом, а к работе над получением результата. Переход к продуктовому варианту в проектировании организации обычно начинается после того, как высшему руководству становится очевидной невозможность осуществления одновременно роста и адекватного реагирования на изменения внешней среды в рамках функциональной департаментизации.

Матричная организация. Если проблема адаптации к внешней среде эффективно не разрешается в рамках отдельных направлений, то естественным выходом из положения становится одновременное усиление в группировании работ как ресурсного подхода, так и подхода, ориентированного на результат. Наиболее наглядным конкретным типом решения такого рода является матричный подход. Матричная департаментизация явилась отражением попыток одновременно максимизировать преимущества и минимизировать слабые стороны как функционального, так и продуктового подходов. Она представляет собой сбалансированный компромисс между делением и группированием работ вокруг ресурсов и вокруг результата. Департаментизация на основе матричного подхода из всех имеющихся в практике является наиболее сложной для практической реализации.

Матричная департаментизация привлекает руководителей рядом своих явных  преимуществ, которые могут проявиться только, если для этого имеются  необходимые предпосылки. Основным преимуществом матричной департаментизации является заключенный в ней высокий потенциал адаптации к изменениям внешней среды путем простого изменения баланса между ресурсами и результатами, функциями и продуктом, техническими и административными целями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ основных моделей местного самоуправления в развитых демократиях.

Англосаксонская модель. Сложилась в Великобритании. Действует в англо-говорящих государствах (США, Канада, Австралия) с так называемой англосаксонской правовой системой.

Для нее характерно отсутствие конституционного статуса, полномочных представителей правительства, опекающих выборные органы на местах. Права МСУ укрепляются в законодательстве, МСУ движется к меньшей самостоятельности. Муниципалитеты - автономно действующие образования в пределах предоставленных им полномочий. Значительные полномочия имеют постоянные и временные комитеты местных представительных органов. Они могут быть отраслевыми - по конкретным направлениям муниципальной деятельности, функциональными - по наиболее общим, комплексным вопросам (комитет кадров, юстиции и т.д.) и территориальными по вопросам комплексного развития определенных районов.

В странах с англосаксонской  моделью утвердился принцип «позитивного регулирования» деятельности органов  МС, согласно которому они вправе совершать только действия предписанные законом.

Источником компетенции местных  органов (Великобритания) являются судебные прецеденты, во многом регулирующие и конкретизирующие компетенцию местных органов, устанавливаемую актами парламентов.

Общий государственный контроль за деятельностью местных органов  осуществляется при помощи инспектирования. В США функционирование муниципалитетов регулируется штатами. Правовой статус учреждений, занимающихся вопросами МС, различен от структурного подразделения в одних штатах до департамента в других. Они регулируют финансово-экономическую и правовую деятельность муниципалитетов, обеспечивают их необходимой информацией, рекомендациями. Наряду с этим, губернаторы многих штатов могут контролировать функционирование органов МС путем издания исполнительных приказов, а также накладывать вето на их решения.

Континентальная модель. Основывается на сочетании «прямого ГУ на местах» и местного самоуправления. Родиной данной модели является Франция, поэтому часто ее называют французской (наполеоновской). Для нее характерно прямое ГУ на местах во всех адм.-террит. единицах.

Информация о работе Виды управления и особенности социального управления