Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:59, курсовая работа
Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях (лат. functio — обязанность, круг деятельности, назначение, роль).
Под функциями менеджмента можно понимать:
целевое назначение управленческой деятельности вообще;
ту или иную общую задачу, которую необходимо решить (такая задача бывает основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация);
относительно самостоятельный вид управленческих действий;
Введение………………………………………………………………………...2
Раздел 1. Внутренняя и внешняя среда организации………………………..3-15
Внутренняя среда организации…………………………………………3-10
Цели……………………………………………………………………..5
Структура……………………………………………………………….6
Задачи……………………………………………………………………7-8.
Технология………………………………………………………………8-9
Люди……………………………………………………………………..9-10
Внешняя среда организации……………………………………………..10-15
Организация и ее внешняя среда………………………………………10-12
Характеристики внешней среды………………………………………12-13
Среда прямого воздействия……………………………………………13
Среда косвенного воздействия…………………………………………14-15
Раздел 2. Функция менеджмента – контроль…………………………………15-26
2.1. Общие положения…………………………………………………………15-16
2.2. Виды контроля……………………………………………………………..16-20
2.3. Процесс контроля…………………………………………………….……21-25
2.4. Экономические факторы контроля…………………………….…………25-26
Раздел 3. Власть и руководство; стили руководства…………………………26-46
3.1. Понятие власти……………………………………….……………………26-28
3.2. Виды власти………………………………………..………………………28-30
3.3. Основы власти…………………………………..…………………………30-36
3.4. Подходы к руководству людьми………….………………………………36-42
3.5. Стили руководства…………………………………………………………42-46
Заключение……………………………..………………………………………..47
Список использованной литературы……..…………………………………….48
2.2. Виды контроля.
2.2.1. Предварительный контроль.
Контроль – фундаментальный элемент процесса управления, состоит из трёх основных видов: предварительного, текущего и заключительного.
Предварительный вид контроля. Называется так потому, что осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линии поведения. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях – по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Предварительный контроль в области человеческих ресурсов проводится в организациях за счёт тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. С этой целью к принимаемым работникам устанавливают минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверяют документы и рекомендации. Во многих организация предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.
Контроль материальных ресурсов производится путем выработки стандартов минимально допустимых уровне качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов. Один из способов предварительного контроля состоит в выборе такого поставщика, который утвердительно доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита. Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования.
Бюджет является механизмом предварительного контроля, так как дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у неё будут. Бюджеты устанавливают предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.
2.2.2.Текущий контроль.
Как следует из названия,
текущий контроль осуществляется непосредственно
в ходе проведения работ. Чаще всего
его объектом бывают исполнители, а
сам он традиционно является прерогативой
их непосредственного начальника. Текущий
контроль не проводится буквально одновременно
с проведением работы. Он базируется
на измерении фактических
Внешние факторы – это всё то, что воздействует на организацию из окружающей ее среды: конкуренция, принятие новых законов, изменение технологии, ухудшение общей экономической ситуации и т.п.
2.2.3 Заключительный контроль.
Использует обратную связь
после того, как работа выполнена.
Сразу после завершения контролируемой
деятельности, либо по истечении определенного
периода времени, фактически полученные
результаты сравниваются с требуемыми.
Заключительный контроль имеет две
важные функции: одна из них состоит
в том, что заключительный контроль
дает руководству организации
2.3. Процесс контроля.
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий.
Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко слиты функции контроля и планирования. Стандарты – это конкретные цели, процесс в отношении которых поддается измерению. Эти цели вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, выбираются из многочисленных целей и стратегий организации. Цели эти характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Конкретный критерий и определенный период времени называются показателями результативности. Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» и «Что осталось несделанным?».
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этой стадии даётся оценка, которая служит основой о решении о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации, и её оценке.
Одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нём содержатся реалистичные допуски параметров цели. В связи с этим руководство высшего звена устанавливает масштаб допустимых отклонений, в пределах которого отклонение полученных результатов от намеченных не должно вызывать тревоги.
Для того, чтобы быть эффективным,
контроль должен быть экономным. Преимущества
системы контроля должны превышать
затраты на её функционирование. Затраты
на систему контроля должны состоять
из затрат времени, расходуемого менеджерами
и другими работниками на сбор,
передачу, анализ информации, а также
из затрат на все виды оборудования,
используемого для
Один из способов возможного увеличения экономической эффективности состоит в использовании Метода Управления по Принципу Исключения. Часто этот метод называется Принципом Исключения и состоит в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Основная проблема состоит в том, чтобы определить по-настоящему важные отклонения. Перевод их непосредственно в денежный эквивалент хотя и достаточно очевиден, но не всегда оправдан.
Измерение результатов, позволяющих
установить, насколько удалось соблюсти
установленные стандарты,- это самый
трудный и самый дорогостоящий
элемент контроля. В качестве общего
правила можно отметить, что стандарт
в специфической форме
Распространение информации
играет ключевую роль в обеспечении
эффективности контроля. Чтобы система
контроля действовала эффективно, необходимо
обязательно довести до сведения
соответствующих работников организации
как установленные стандарты, так
и достигнутые результаты. Подобная
информация должна быть точной, поступать
вовремя и доводиться до сведения
ответственных за соответствующий
участок работников в виде, легко
позволяющем принять
Основные трудности, возникающие на пути сбора и распространения контрольной информации, связаны с различными коммуникационными проблемами.
Заключительная стадия этапа
сопоставления заключается в
оценке информации о полученных результатах.
Менеджер должен решить, та ли информация
получена и важна ли она. Важная информация
– та, которая адекватно описывает
исследуемое явление и
Действия. После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения или пересмотреть стандарт. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы её функционировать в соответствии с планом.
Если сопоставление
Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения, прежде чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать причину. Однако абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.
Осуществление корректировки может быть достигнуто путём улучшения значения каких-либо внутренних переменных факторов данной организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов. Важно подчеркнуть, что причиной возникающих проблем может быть любая переменная величина и что вклад в отклонение полученных результатов от желаемых может давать сочетание различных факторов. Поэтому менеджер должен вначале убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст дополнительных трудностей, но поможет их разрешить.
Не все заметные отклонения
от стандартов следует устранять. Иногда
сами стандарты могут оказываться
нереальными, потому что они основываются
на планах, а планы – это лишь
прогнозы будущего. При пересмотре
планов должны пересматриваться и стандарты.
Часто случается так, что система
контроля указывает на необходимость
пересмотра плана. Стандарты, требования
которых очень трудны, фактически,
делают тщетными стремления рабочих
и менеджеров достичь сформулированных
целей и сводят на нет всю мотивацию.
Как и в случае с корректирующими
действиями различного типа, необходимость
радикального пересмотра стандартов (в
сторону повышения или
2.2.5. Экономические факторы контроля.
Каждый руководитель всегда должен помнить, что контроль – вещь дорогая. Эта функция непроизводительная – она не вносит прямого вклада в конечный результат. Отсюда эффективен только такой контроль, который обеспечивает необходимую и своевременную оценку состояния и перспектив развития работ при минимальных затратах времени и усилий. Здесь самые важные слова: «необходимую», «своевременную» и «при минимальных затратах».
«Необходимую» - значит, минимальную по объёму исходных данных оценку работ.
«Своевременную» - значит, что эту оценку надо получить с упреждением по времени, достаточным для выполнения необходимых корректирующих мероприятий.
«При минимальных затратах» означает, что данные контроля должны быть получены с привлечением минимальных сил и средств.
Поскольку контроль – непроизводительный
элемент затрат, руководитель должен
сам решать, какие методы и их
объём будут соответствовать
экономическим требованиям
3. Власть и руководство.
3.1.Понятие власти.
Власть есть социальное отношение между субъектами, находящихся с той или иной точки зрения в неравном положении, в результате чего один из них при некоторых обстоятельствах может навязывать свою волю другому, направлять его действия в русло интересов организации, давать санкцию на использование для этого определенных ресурсов.
Власть служит
средством интеграции