Власть и руководство; стили руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях (лат. functio — обязанность, круг деятельности, назначение, роль).
Под функциями менеджмента можно понимать:
целевое назначение управленческой деятельности вообще;
ту или иную общую задачу, которую необходимо решить (такая задача бывает основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация);
относительно самостоятельный вид управленческих действий;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Раздел 1. Внутренняя и внешняя среда организации………………………..3-15
Внутренняя среда организации…………………………………………3-10
Цели……………………………………………………………………..5
Структура……………………………………………………………….6
Задачи……………………………………………………………………7-8.
Технология………………………………………………………………8-9
Люди……………………………………………………………………..9-10
Внешняя среда организации……………………………………………..10-15
Организация и ее внешняя среда………………………………………10-12
Характеристики внешней среды………………………………………12-13
Среда прямого воздействия……………………………………………13
Среда косвенного воздействия…………………………………………14-15
Раздел 2. Функция менеджмента – контроль…………………………………15-26
2.1. Общие положения…………………………………………………………15-16
2.2. Виды контроля……………………………………………………………..16-20
2.3. Процесс контроля…………………………………………………….……21-25
2.4. Экономические факторы контроля…………………………….…………25-26
Раздел 3. Власть и руководство; стили руководства…………………………26-46
3.1. Понятие власти……………………………………….……………………26-28
3.2. Виды власти………………………………………..………………………28-30
3.3. Основы власти…………………………………..…………………………30-36
3.4. Подходы к руководству людьми………….………………………………36-42
3.5. Стили руководства…………………………………………………………42-46
Заключение……………………………..………………………………………..47
Список использованной литературы……..…………………………………….48

Файлы: 1 файл

внешняя среда организации.docx

— 100.90 Кб (Скачать файл)

   Прочная власть  является залогом стабильного  существования организации.  Не  зря в Библии  «красной нитью  » проходит мысль о непротивлении  ей, персонифицированной, правда, в  правителе. Бездумное размывание  и разрушение основ власти  ради собственных корыстных целей  приводит обычно к гибели организации,  в чем мы могли убедиться  недавно сами на примере СССР. Но ничто по разрушительности  не может сравниться со злоупотреблением  властью, причем, чем выше ее  концентрация в одних руках,  тем выше цена ошибок и злоупотреблений. 

   Власть – не  личное свойство субъектов, а  отражение определенного соотношения  их потенциальных возможностей  в рамках социального взаимодействия. С этой точки зрения она  характеризуется:

  1. Ассиметричностью.  В любой организации имеется властный центр, под которым понимается группа лиц, принимающих основополагающие для ее жизни решения. Неравномерность распределения власти характеризуется, например, степенью централизации принятия решений.
  2. Стремление к изменению баланса власти между ее полюсами, каковых в организации обычно бывает несколько, а соответственно, возможностью сопротивления и неподчинения.

Это стремление имеет место, поскольку общий объем реальной власти в организации – величина постоянная, а соотношение сил  субъектов непрерывно меняется. В  результате более сильные в данный момент пытаются перераспределить власть в свою пользу, а слабые – противиться  этим попыткам и сохранить ее за собой.

  1. Целенаправленностью
  2. Наличием специфического механизма реализации.
  3. Невозможностью полного охвата официальной властью всех сфер организации, что является основной причиной развития бюрократической тенденций.
  4. Дистанцией

 

         Характеристики типов дистанции власти.

 

 

Показатели

 

Малая дистанция  власти

 

Большая дистанция  власти

Основа власти

Закон и компетентность

Сила, харизма

Внутренние отношения

Сотрудничество, взаимопомощь

Конкуренция, конфликт

Политика по отношению  к работникам

Минимальное неравенство, доступность  руководства

Привилегии, требование чинопочитания, недоступность

Организация работы

Групповая, горизонтальные связи, центральная фигура – работник

Индивидуальные задания, вертикальные связи, центральная фигура – менеджер

Ожидания подчиненных

Совета

Указания

Основа отношений

Доверие, поддержка

Недоверие, зависть

Обучение, опыт

Взаимодействие, при ошибках  меняют систему

Зависимость, при ошибках  меняют людей

Цели

Слабо формализованы, разделяются  всеми

Формализованы, разделены  по уровням

Стимулы

Разрыв в оплате минимален, социальные гарантии

Дифференциация оплаты за счет выплат и привилегий

Решаемые проблемы

Неструктурированные, рациональные решения

Структурированные, политические решения


 

3.2.Формальная и реальная власть.

   Формальная власть  – это власть должности. Она  обусловлена официальным местом  обладателя в структуре управления  организацией и измеряется либо  числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может без согласования с другими распоряжаться.

   Реальная власть  зависит  от места человека  не только в официальной, но  и в неофициальной системе  организационных отношений и  измеряется числом людей, которые  готовы подчиняться данному лицу  добровольно, либо степенью зависимости  его самого от окружающих. От  иерархии она может быть весьма  далека. Объем реальной власти  обычно уменьшается при удалении  от ее источника.

   Готовность подчиняться  определяется пониманием и принятием  работникам смысла распоряжений, соответствием характера власти  их индивидуальным потребностям  и установкам, целям организации,  личными качествами и возможностями  должностного лица.

   Сегодня власть  существует как организационно-правовое  явление и юридически реализуется  в управлении как совокупность  полномочий, позволяющих распределять  и перераспределять ресурсы, направлять  и координировать действия членов  организации, направленные на  достижение ее цели, поощрять  и наказывать, стабилизировать отклонения  в поведении людей. В то же  время, поскольку полномочия не  могут быть реализованы без  специалистов, любая власть во  многом условна.

    Власть принуждает  не сама по себе, а через  а через систему норм и связей, контролируемую  каким-то субъектом.  Обладание какой-то позицией в  этой структуре дает ему организационно-правовой  ресурс для принуждения.

   По происхождению  власть может быть:

  1. Функциональной, вытекающей, например, из должностных полномочий;
  2. Делегированной;
  3. Личностной, сформировавшейся на основе каких-то индивидуальных особенностей субъекта

   Стремление личности  к воздействию на других психологически  мотивируется возможностью самоутверждения,  самореализации, повышения престижа. Поэтому социальная ценность  обладания властью в иерархии  растет от уровня к уровню.

   Исходя из объекта,  можно говорить о власти над  людьми как индивидами и власти  над организацией как единым  целым, социальной общностью.

   По способам реализации  власть можно рассматривать как  индивидуальную, осуществляемую самостоятельным  субъектом, или системную, базирующую  на совокупности обязательных  для всех безличных норм, правил, требований, т.е социального и  культурного контекста, что делает  менее заметными отношения власти  внутри организации.

   По направленности  власть может быть позитивной, созидающей, и негативной, означающей  способность манипулировать людьми. Иногда с его помощью можно  повлиять на более широкий  спектр управленческих реакций.  Оно зависит от личности и  характера взаимоотношений между  людьми. Но в конечном итоге  манипулирование ведет к дестабилизации  ситуации.

    1. Основы власти.

   Умение распоряжаться  властью предполагает знание  ее источников, т.е средств, с  помощью которых осуществляется  воздействие на людей. Их существует  несколько.

   Прежде всего речь  идет о принуждении, которое  может иметь форму физического  насилия, что в цивилизованном  мире, конечно не актуально, или  насилия, основанного на законе.

   Принуждение, основанное  на законе, осуществляется с помощью  официальных санкций за невыполнение  требований должностного лица.

 

 

 

 






 




 




 







 

  Власть, основанная на  законном принуждении, или его  возможности, называется административной. Она существует как в государственных,  так и негосударственных организациях  – главное, чтобы их деятельность  и соответствующие требования  руководителей официально регламентировались. 

   Механизм реализации  административной власти прост  и понятен. Он обеспечивает  возможность оперативно направлять  действия людей в русло интересов  ее обладателя, быстро получить  результат. Ее сила прямо пропорциональна степени принуждения и обратно пропорциональна возможности его избежать.

   Но на практике, особенно в современных условиях, такая власть оказывается малоэффективной,  ибо обеспечивает руководителю  лишь около 2/3 необходимого влияния  и минимальный уровень производительности  и качества работы. Причины состоят  в следующем:

   Во-первых, страх заставляет  подчиняться только в том случае, когда человека можно поймать  на «неуставном » поведении,  для чего требуется дорогостоящая  система контроля.

   Во-вторых, и это  самое главное, страх не обеспечивает  заинтересованности в результатах  работы, не предлагает действенных  стимулов к труду, к творчеству.

   В-третьих, страх  провоцирует сопротивление, порождает  отрицательные эмоции и ухудшает  морально-психологический климат.

   В-четвертых, подобная  власть просто непопулярна в  эпоху демократии и либерализма,  ибо предполагает слепое подчинение  руководителю, деперсонификацию отношений,  отчуждение человека от создаваемого  им продукта вследствие потери  связи с конечными результатами  деятельности, официальное дистанцирование  должностей, особенно в военизированных  организациях, чему дополнительно  способствует ношение униформы, знаков отличия и пр.

   Второй основой  власти является собственность  на ресурсы, которыми один субъект  располагает, а другой – нет,  но в них нуждается.

   Прежде всего речь  идет о материальных, в том  числе и денежных ресурсах. Для  того чтобы их получить, нуждающееся  в них лицо позволяет обладателю  властвовать над собой. Такая  власть также позволяет оперативно  добиваться результата, но уже  формирует положительные эмоции, чувство обязанности, благодарности.

   Однако здесь трудно  определить характер вознаграждения, его ценность для субъекта, а  материальные ресурсы могут количественно  и качественно не совпадать с имеющимися потребностями. Поэтому такая основа власти является ограниченной.

   Другой, весьма специфической  формой ресурсов, позволяющих осуществить  власть, является поддержка высшего  руководства, в руках которого  требуемые блага находятся.

   В современных  условиях ресурсов, позволяющим  осуществлять власть над другими,  в значительной мере становится  обладание ценной информацией.

   Поэтому за контроль  над нею в организации может  идти яростная борьба, а сама  она в целях защиты утаивается  или искажаться.

   Близка к предыдущей  экспертная власть, в основе которой  знания и компетентность. Соответствующие  лица способны не просто сообщить  те или иные сведения, а дать  рекомендации по их применению, указать окружающим пути решения  тех сложных проблем, достижения  поставленных целей и т.п. Поэтому  сегодня они могут оказывать  влияние, даже не располагая  распорядительными полномочиями.

   Экспертная власть  соответствует условиям НТР, но  у нее имеются и серьезные  недостатки. Знания, особенно сегодня,  быстро стареют и требуют постоянного  обновления, что далеко не всегда  своевременно осуществить. А сложность  окружающего мира не исключает  возможность того, что они окажутся  не объективными и с их помощью  нельзя будет достичь требуемых  результатов. 

   Третьей основой  власти является добровольное  подчинение одних лиц другим. У такого подчинения может  быть три причины: традиции, личная  харизма и убежденность.

   Традиция подчиняться  должностному лицу передается  людьми из поколения в поколение.  Достоинством такой власти являются  простота и надежность. Ориентация  на должность, независимо от  личности того, кто ее занимает, придает такой власти дополнительную  прочность, поскольку недостатки, присущие конкретному носителю, здесь не принимаются во внимание.

   Традиционная власть  предполагает удовлетворение потребностей  работников в принадлежности  и защищенности, которые особо  остро ощущаются в крупных  организациях. Готовность подчиненных  признавать власть руководителя  подкрепляется его правом поощрять, а также наказывать.

   Однако традиционная  власть, основывающаяся на бездумной  покорности, поощряет посредственных  людей, которые наиболее восприимчивы  к ней. Она порождает презрение  к человеческой индивидуальности, консерватизм, инерцию, сопротивление  изменениям, не позволяет в достаточной  мере использовать потенциал  подчиненных, часто входит в  противоречие с трудовыми ценностями.

   Личная харизма.  В ранней христианской традиции  слово харизма, переводимое как  благодать, использовалось для  характеристики людей, которым  Бог дал выдающиеся способности,  выделяющие их из окружающих  и возвышающие над ними.

   Сегодня под харизмой  понимается личная приверженность  руководителю из-за его индивидуальных  качеств. Харизматические личности  властвуют над остальными тем,  что призывают к чему-то новому, необычному. Слабохарактерные, лишенные  своего «я» люди, стремясь походить  на харизматического руководителя, привлечь его внимание, обрести  поддержку, уверенность и т.п., готовы безоговорочно подчиняться  выполнять все его требования, считая, что это принесет им  дополнительное уважение. Порой  они показывают при этом выдающиеся  результаты в работе.

   Харизматическая  власть характерна чаще для  небольших организаций, особенно  на первых этапах их развития, где меньше обезличенность.

   Такая власть проста  и понятна, но не прочна, поскольку  основывается в первую очередь  на эмоциях, которые, как известно, весьма переменчивы, что чревато  ее потерей. В обычной ситуации  харизма требуется редко.

   Убежденность в  необходимости  подчиняться и  выполнять требования соответствующие  лица считается наиболее прочной  основой власти.

   Она делает ненужным  внешний контроль и стимулирование. Подчиненный сам понимает, что  поступать так, как требует  руководитель, наиболее разумно  и целесообразно. История свидетельствует,  что ради своих убеждений люди  зачастую готовы добровольно  жертвовать многим, вплоть до  собственной жизни.

Информация о работе Власть и руководство; стили руководства