Внутрифирменное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Некоторые организации и предприятия могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на планирование. Более того, планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее, внутрифирменное планирование может создать ряд очень важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

Содержание работы

Введение 4
1. Внутрифирменное планирование на предприятии 5
1.1. Сущность внутрифирменного планирования на предприятии 5
1.2. Особенности внутрифирменного планирования 8
1.3. Перспективное внутрифирменное планирование. 14
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Внутрифирменное планирование.docx

— 167.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Оглавление

Введение 4

1. Внутрифирменное планирование на предприятии 5

1.1. Сущность внутрифирменного планирования на предприятии 5

1.2. Особенности внутрифирменного планирования 8

1.3. Перспективное внутрифирменное планирование. 14

Заключение 15

Список литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внутрифирменное планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс планирования является тем зонтиком,  под  которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимуществ  планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс планирования обеспечивает основу для управления подразделениями организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что внутрифирменное планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые  ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Некоторые организации и предприятия могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на планирование. Более того, планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее, внутрифирменное планирование может создать ряд очень важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

Становление рыночных отношений  и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров и услуг. В условиях молодого еще украинского рынка, хронического дефицита при огромных ресурсах и неиспользованных резервах производства, предприятия всех форм собственности должны уделять первостепенное внимание стратегическому финансовому менеджменту и внутрифирменному планированию.

Сбалансированный внутрифирменный  план представляет предприятию вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу  производственной деятельности, эффективную  обратную связь, эффективную стратегию  совершенствования производства, устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства. В данной работе рассмотрен широкий круг вопросов: теоретические основы и практические аспекты внутрифирменного планирования, а также принципы и инструменты внутрифирменного финансового планирования и прогнозирования на предприятии, раскрывается экономическая сущность внутрифирменного планирования торгового предприятия, в которой исследованы понятие внутрифирменного планирования, особенности внутрифирменного планирования, перспективы внутрифирменного планирования торгового предприятия.

 

  1. Внутрифирменное планирование на предприятии

    1.   Сущность внутрифирменного планирования на предприятии

Внутрифирменное планирование1 - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс планирования является тем зонтиком,  под  которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимуществ  планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс планирования обеспечивает основу для управления подразделениями организации. Проецируя все вышенаписанное на реальной обстановки в нашей стране, можно отметить, что внутрифирменное планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения (службы) в отдельности на установленный период времени; определении маркетинговых задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит  в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и  внешние факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждой службой и всем предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку:  исследования и разработку, производство продукции. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей качества и ассортимента продукции вслед за изменениями спроса на рынке. Классификация внутрифирменного финансового планирования представлена на рис.1.1.

 

 

 

 

 

Рис. 1.1 Классификация внутрифирменного планирования

 

 

Потребность в планировании в современных предприятиях вытекает из большого количества конкурентных предприятий все увеличивающегося в период рыночной экономики, разнообразия возможных форм управления предприятием (независимое предприятие, цепи предприятий, франчайзинговый договор, контракт на управление), наличия многочисленных структурных подразделений в рамках предприятия, тесных межфирменных связей с поставщиками различных товаров (продукты, оборудование), фирмами-агентами, включенными в процесс обслуживания клиентов, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса. Развитие планирования непосредственно связано с усилением тенденции к централизации в управлении предприятием и призвано увязать деятельность всех подразделений (служб), подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования.

Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

Планирование – это  проектирование желаемого будущего предприятия и эффективных путей его достижения. Конечный итого процесса проектирования – плановое решение. Основные задачи планирования: определение условий и ограничений, при которых можно достичь желаемого; увязывание стратегического и текущего планирования. Условия при планировании: снижение степени риска; обязательность рассмотрения альтернативных плановых решений.

 

Формы планирования

Примечание

Период планирования:

Долгосрочное

> 3 лет

Среднесрочное

< 3 лет

Краткосрочное

до 1 года

Величина привлекаемых инвестиций:

Стратегическое,

 

Текущее (тактическое).

 

Иерархия планирования:

На корпоративном уровне

 

На уровне самостоятельных  юридических единиц

 

Цеховое планирование.

 

 

Существует также оперативное  планирование (до месяца).

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями:

1) компетентностью руководства  предприятием на всех уровнях  управления;

2) квалификацией обслуживающего  персонала, работающего в функциональных  подразделениях;

3) наличием информационной  базы и обеспеченностью компьютерной  техникой.

 

Можно выделить некоторые  характерные особенности планирования в зависимости от целей:2

 

В американских компаниях главное

Это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов

В английских компаниях

ориентация на распределение  ресурсов;

В японских компаниях

ориентация на внедрение  новшеств и повышение качества решений


 

Планирование предполагает:

1) обоснованный выбор  целей;

2) определение политики;

3) разработку мер и  мероприятий (образа действий);

4) методы достижения целей;

5) обеспечение основы  для принятия последующих долгосрочных  решений.

 

Планирование заканчивается  перед началом действий по реализации плана. Планирование - это начальный  этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

Планирование включает в  себя определение:

1) конечных и промежуточных  целей;

2) задач, решение которых  необходимо для достижения целей;

3) средств и способов  их решения;

4) требуемых ресурсов, их  источников и способа распределения.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают  три вида планирования:

  • стратегическое или перспективное;
  • среднесрочное;
  • тактическое или текущее (бюджетное).

Стратегическое планирование заключается в основном в определении  главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

При этом разрабатываются  также новые возможности предприятия, и путем переоборудования простаивающих площадей, приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Текущее планирование заключается  в определении промежуточных  целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы  решения задач, использование ресурсов, внедрения новой технологии.

    1. Особенности внутрифирменного планирования

Быстрые темпы роста и  постоянное совершенствование экономики  современной Украины всем хорошо известны. Однако очень немногим субъектам хозяйствования удается вести дело так, что им можно просто позавидовать. Успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий.

Не все фирмы пользуются официально принятыми системами  планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо, несмотря на то, что внутрифирменное финансовое планирование сулит целый ряд выгод. В их числе системное осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и прочее. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности предприятия и росту его прибыли.

Процесс планирования начинается с постановки общих целей, что  дает возможность выбрать направление  работы. Цели являются категорией долгосрочного  планирования. Они получают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач. Планирование производства является решающим фактором эффективного ведения хозяйства в условиях его интенсификации. Оно основывается на объективных экономических законах, и, прежде всего, законе планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Необходимость планирования обусловлена высоким уровнем концентрации производства, общественной собственностью на средства производства. Содержание внутрифирменного планирования как функции управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и дальнейшего развития с учетом финансовых, материальных и других источников и спроса рынка.

Информация о работе Внутрифирменное планирование