Банкротство как основание прекращения гражданско-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2015 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические, исторические и правовые основы развития института несостоятельности (банкротства)
1.1Исторический опыт развития процедуры банкротства
1.2Основы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в зарубежных странах
1.3Современное регулирование банкротства в России
Глава 2. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве
2.1 Наблюдение и финансовое оздоровление
2.2Внешнее управление и конкурсное производство
2.3 Мировое соглашение
Глава 3.Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных видов субъектов хозяйственной деятельности
3.1 Банкротство кредитных организаций
3.2 Банкротство градообразующих организаций
3.3 Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_PO_GP.docx

— 94.63 Кб (Скачать файл)

Начиная с 1930-х годов правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировались. Официальная доктрина не признавала институт несостоятельности (банкротства), поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности. В начале 1960-х годов нормы о банкротстве были исключены из законодательства СССР, что позволило убыточным предприятиям пользоваться поддержкой государства [25, с. 29 - 30].

Современный этап развития института банкротства мы рассмотрим в отдельном пункте данной главы.

 

    1. Основы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в зарубежных странах

 

Американская модель относится к «продолжниковской» системе банкротства, цель которой заключается в финансовом оздоровлении несостоятельного должника.

Полная реформа законодательства о банкротстве произошла в конце 70-х годов XX века. Был принят новый закон о банкротстве и несостоятельности, вступивший в силу с 1 октября 1979 года. Этот закон носит рамочный характер: подробная регламентация отношений несостоятельности регламентируется законодательством штатов.

Основными нормативными актами, регламентирующими отношения в сфере банкротства США являются Кодекс о Банкротстве США – «United States Bankruptcy Code» и Уголовный кодекс США, в частности раздел 224, статьи 224.10 и 224.11, предусматривающие ответственность за «обман кредиторов по обеспеченному долгу» и за «обман в случаях неплатежеспособности» [29].

Факт банкротства устанавливается в специализированных судах по делам о банкротстве.  По общему правилу банкротство происходит тогда, когда должник объявлен (или кредиторами или по его собственному заявлению) юридически неплатежеспособным. Для инициирования производства в принудительном порядке необходимо, чтобы сумма долга составила не менее 10 тысяч долларов США. В связи с началом производства неблагоприятные действия против имущества должника приостанавливаются. Его собственность ликвидируется и распределяется между кредиторами в счет погашения долговых обязательств. Но когда должник заявляет о не имеющем на самом деле места банкротстве, пытается скрыть имущество, подает ложные ходатайства или многократно регистрирует заявления о банкротстве, то банкротство в таких случаях признается фиктивным, что в соответствии с американским законодательством признается федеральным преступлением.

Дела о банкротстве происходят с участием Управляющего, который является членом Исполнительного бюро федеральных управляющих США и отвечает за административное управление процедурой банкротства. Этот орган действует в системе Министерства юстиции.

Инициатором банкротства в США может стать как должник — и в этом случае речь идет о добровольном банкротстве, так и кредитор — вынужденное банкротство. Иск о несостоятельности направляется в местный федеральный суд по делам банкротств.

Законодательство США рассматривает банкротство как неизбежное зло предпринимательства. Целью его является не ликвидация, а реабилитация, восстановление предприятия, предоставление ему определенной помощи до тех пор, пока оно не обретет прежнюю устойчивость и не станет платежеспособным [23, с. 72].

Банкротство имеет как положительные, так и отрицательные моменты для американца. Запись о банкротстве сохраняется в кредитной истории на протяжении 10 лет, получить кредит в связи с этим очень непросто. Однако банкротство позволяет начать с чистого листа финансовую жизнь. Признание заявителя несостоятельным позволяет ему полностью избавиться от некоторых видов задолженностей.

В Германии закон о банкротстве действует с января 1994 года, а дела о несостоятельности как юридических, так и физических лиц рассматриваются исключительно в судебном порядке. Процесс регулирования и объявления банкротства отражен в параграфе 1 Законодательства ФРГ о банкротстве юридических и физических лиц [30].

  В Германии основное внимание уделяется защите имущественных прав и интересов кредиторов с помощью использования активов предприятия. Поэтому целью германского законодательства о банкротстве является эффективное удовлетворение требований обеспеченных кредиторов, а не защита попавших в затруднительное положение предприятий, что, безусловно, в конечном итоге снижает реабилитационные возможности германского законодательства о банкротстве.

Дела о банкротстве рассматриваются участковыми судами Германии по месту нахождения коммерческого представительства должника или, в случае отсутствия такового, в соответствии с общими процессуальными положениями. Законодательство Германии предусматривает возможность заключения мировой сделки по инициативе должника. Должник до момента объявления его несостоятельным подает соответствующее заявление в суд с просьбой начать дело о предотвращении конкурсного производства. Заявление должно содержать предложение о мировом урегулировании, о виде и способах предоставления обеспечения, сведения о том, заключал ли должник в течение предшествующих пяти лет мировые соглашения о предотвращении или о прекращении конкурсного производства.

Период контроля благосостояния должника и конкурсного производства продолжается 6 лет. В течение этого периода все подлежащие аресту доходы и имущество должника должны быть переданы доверенному лицу по управлению имуществом (Treuhänder) для распределения между кредиторами. Если же к концу шестого года платежеспособность должника осталась на нуле, дело закрывается, человеку присваивается окончательный статус «Банкротство физического лица», а все остаточные долговые требования аннулируются [21, с. 112].

Судебное постановление об освобождении человека от долговых обязательств по всему кредитному списку полностью лишает кредиторов возможности возобновления повторных притязаний. Дело закрыто навсегда.

Сумма судебных издержек зависит от общей суммы всех долговых требований и высчитывается в конце судебного процесса. При финансовой несостоятельности оплату этих расходов берет на себя государство. В противном случае к общей сумме долга еще приписываются судебные издержки.

Таким образом, вся продолжающаяся в течение 6 лет процедура в целом в себя включает:

- попытку  заключения внесудебной договоренности (что является обязанностью заявителя);

- возможную  процедуру урегулирования размера  задолженности (т.е. дальнейшую попытку  договориться с кредиторами при  поддержке суда, если, конечно, эта новая попытка целесообразна);

- период  контроля благосостояния должника.

Законодательство, регламентирующее банкротство во Франции, предусматривает, в сравнении с нормативной базой других государств, более сильную защиту предприятий. Основная цель правовой французской политики данной области состоит в поддержании сильных, жизнеспособных предприятий, притом, что несостоятельные компании завершают деятельность задолго до официального объявления их банкротами.

   Основные, ныне действующие нормативные акты Франции, регулирующие процессы признания несостоятельности приняты в 1985 году. В их числе: Закон «О восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке» № 85-98 от 25 января 1985 года, одноименный декрет № 85-1388 и Закон «О конкурсном управлении, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий». Юридически во Франции предусмотрено две процедуры судебного разбирательства по делу о банкротстве [22, с. 93]:

  1. упрощенная, используемая в отношении предприятий со штатом персонала не более 50 человек;
  2. обычная (общая) – для более крупных предприятий.

Отличие упрощенной процедуры банкротства состоит в отсутствии судебного администратора. Должник сохраняет контроль над предприятием и самостоятельно представляет свои интересы в суде. При удовлетворении задолженностей приоритет отдается выдаче заработной платы персоналу должника. Выплаты иным категориям кредиторов считаются второстепенными.

 

 

 

    1. Современное регулирование банкротства в России

 

Третий этап развития института несостоятельности (1993 г. – настоящее время) заключается в  попытке возродить институт банкротства Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур», действовавшим до принятия Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года, когда стало возможным реальное проведение процедур банкротства.

В российском законодательстве институт несостоятельности (банкротства) получил правовое закрепление в Законе Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. № 3929-1, а затем в статьях 61 и 65 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В ходе практической апробации Закона о банкротстве 1992 г., стали очевидны его отдельные серьезные недостатки. В частности, основные критические отзывы касались фактов преднамеренных банкротств крупных, экономически и социально значимых предприятий, в том числе стратегических и градообразующих, а также увеличения границ использования процедур несостоятельности (банкротства) в недобросовестных целях, с нарушением интересов государства как кредитора и собственника.

В связи с этим, а также с учетом принятия первой части ГК РФ возникла необходимость в переработке Закона о банкротстве 1992 г., результатом чего явилось принятие в 1998 г. нового Закона о банкротстве. В данном Законе был урегулирован ряд отношений, возникающих в связи с банкротством организаций, а именно: закреплено новое определение понятия «несостоятельность»; определены критерии «неплатежеспособность» и признаки банкротства, а также основания применения к должнику мер по предупреждению несостоятельности (банкротства); установлены порядок проведения соответствующих процедур банкротства и порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве); введены нормы материального и процессуального права, в том числе содержащие требования к форме заявления о признании должника банкротом, о подсудности дел, о видах процессуальных документов и т.д. Надо отметить, что применимый для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) в данном Законе критерий неплатежеспособности не сумел в полном объеме обеспечить защиту прав и интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности (банкротства). Более того, Закон о банкротстве 1998 г. в большей степени был направлен на защиту интересов кредиторов, в связи с чем в научно-публицистической литературе получил характеристику «прокредиторский» [22, с.127].

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) является следующей ступенью в развитии института несостоятельности (банкротства), выступает в качестве средства, направленного на оздоровление экономической сферы путем избавления от не работающих, но формально действующих предприятий.

За последние десять лет это уже третий закон о банкротстве, однако, в правоприменительной практике по-прежнему возникают спорные вопросы. В этой связи важное значение имеют акты Высшего Арбитражного Суда РФ, посвященные проблемам несостоятельности [15].

Банкротство как комплексный правовой институт включает как материальные нормы, так и нормы процессуального права. Дела о банкротстве отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов и рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве [3].

При разработке названного Закона законодатель применил четыре новации: изменил процедуру возбуждения дела о банкротстве, защитив собственника как участника процесса банкротства; предоставил возможность участникам влиять на стоимость продаваемого имущества, предусмотрел детальную процедуру принятия мирового соглашения как способа решения дел о банкротстве; ввел институт саморегулируемых организаций. Кроме того, данный Закон в связи с введением процедуры финансового оздоровления предоставил правовую возможность для восстановления предприятий, стабилизации платежеспособности и фактического выхода из критического состояния банкротства [25, с. 29].

Обращаясь к рассмотрению современного российского законодательства, регулирующего отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством), следует отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) не стоит на месте, а, напротив, постоянно развивается. Такое развитие связано не только с тем, что это, по сути, новый институт для российского законодательства, соответственно неизбежны ошибки и недостатки в его формировании, но также и тем, что нынешняя экономическая ситуация непостоянна и изменчива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве

 

2.1 Наблюдение и финансовое оздоровление

 

Статья 2 Закона о банкротстве под наблюдением понимает процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Когда заявление подается конкурсным кредитором и уполномоченным госорганом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона о банкротстве. Информация о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в «Российской газете». Официальное издание, в котором осуществляется опубликование сведений, определяется по результатам конкурса между редакциями печатных СМИ [14].

Информация о работе Банкротство как основание прекращения гражданско-правовых отношений