Банкротство как основание прекращения гражданско-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2015 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические, исторические и правовые основы развития института несостоятельности (банкротства)
1.1Исторический опыт развития процедуры банкротства
1.2Основы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в зарубежных странах
1.3Современное регулирование банкротства в России
Глава 2. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве
2.1 Наблюдение и финансовое оздоровление
2.2Внешнее управление и конкурсное производство
2.3 Мировое соглашение
Глава 3.Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных видов субъектов хозяйственной деятельности
3.1 Банкротство кредитных организаций
3.2 Банкротство градообразующих организаций
3.3 Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_PO_GP.docx

— 94.63 Кб (Скачать файл)

Внешнее управление проводится внешним управляющим, права и обязанности которого, а также порядок освобождения и отстранения от исполнения обязанностей определены статьями 97-99 Закона о банкротстве.

Закон наделяет внешнего управляющего широким кругом прав, среди которых – право распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве. Так, крупные сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более чем на 10 процентов балансовой стоимости активов должника, и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания или комитета кредиторов.

Правам внешнего управляющего корреспондируют  определенные в ст. 99 Закона о банкротстве обязанности: 1) принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию; 2) в течение трех рабочих дней с даты окончания инвентаризации имущества должника включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах такой инвентаризации; 3) разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов; 4) вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; 5) заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов; 6) принимать меры по взысканию задолженности перед должником; 7) вести реестр требований кредиторов; 8) информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления и др.

План внешнего управления следует разработать не позднее месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Он должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии определенных Законом признаков банкротства. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется внешним управляющим в арбитражный суд.

Мерами по восстановлению платежеспособности должника в соответствии со ст.109 Закона о банкротстве могут быть:

  1. перепрофилирование производства;
  2. закрытие нерентабельных производств;
  3. взыскание дебиторской задолженности;
  4. продажа части имущества должника;
  5. уступка прав требования должника;
  6. исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
  7. размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  8. продажа предприятия должника и др.

По результатам проведения внешнего управления внешний управляющий представляет собранию кредиторов отчет, который должен содержать определенные Законом о банкротстве сведения. К отчету прилагается реестр требований кредиторов. В отчете внешнего управляющего, в зависимости от результатов проведения внешнего управления, должно содержаться предложение относительно дальнейшего хода производства по делу. Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2003 г. № 299 утверждены «Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего», представляемых арбитражному суду и собранию кредиторов при проведении процедур банкротства [12].

Рассмотренный собранием кредиторов отчет, вместе с протоколом собрания, в котором фиксируется принятое кредиторами решение, направляются в арбитражный суд. Изучив указанные документы и приложения к ним, арбитражный суд:

  1. выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов или в случае утверждения судом мирового соглашения;
  2. выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и о переходе к расчетам с кредиторами;
  3. выносит определение о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения соответствующего ходатайства;
  4. принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при наличии ходатайства об этом собрания кредиторов, а также в случае отказа в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления данного отчета в течение одного месяца со дня окончания срока внешнего управления.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Данная процедура вводится сроком на год, этот срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

Закон устанавливает следующие правовые последствия открытия конкурсного производства:

  1. срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  2. прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных ст. 126;
  3. сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
  4. прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве и др.

Конкурсное производство проводится конкурсным управляющим, который утверждается арбитражным судом до даты завершения конкурсного производства. Помимо прочего он обязан опубликовать сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в «Российской газете».

Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. По Закону о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе данной процедуры, составляет конкурсную массу.

В конкурсную массу не включаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на лицензии, и социально значимые объекты (дошкольные и иные образовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры).

Социально значимые объекты в первую очередь выставляются на торги в форме конкурса. Порядок проведения торгов подробно регламентирован Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [10].

По результатам проведения конкурса орган местного самоуправления помимо договора купли-продажи заключает с покупателем соглашение об исполнении условий конкурса. В случае его нарушения соглашение и договор расторгаются судом по заявлению органа местного самоуправления. Покупателю за счет местного бюджета возвращаются уплаченные им деньги.

 Одна из новелл Закона о банкротстве 2002 г., касающаяся формирования конкурсной массы, заключается в том, что в составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

В течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию (комитету) кредиторов на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Имущество должника реализуется на открытых торгах, начальная цена продажи определяется независимым оценщиком.

Закон о банкротстве предусматривает существование у должника в конкурсном производстве только одного (основного) счета. Соответственно ст.30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», допускающая открытие клиентам любого необходимого им количества счетов, не действует [4]. С основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам.

Параллельно процессу формирования конкурсной массы идет процесс выявления требований кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве. Расчеты производятся в соответствии с реестром требований кредиторов. Реестр подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает расчеты с кредиторами в порядке установленной очередности (ст.134).  Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;

- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].

Требования кредиторов-залогодержателей удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога на открытых торгах.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. В случае невозможности перечисления денежных средств на счет (вклад) кредитора причитающиеся ему денежные средства вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса, о чем сообщается кредитору. В случае невостребования кредитором денежных средств в течение трех лет с даты их внесения в депозит нотариуса они перечисляются последним в федеральный бюджет.

При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр.

Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, имущества.

Погашенными считаются удовлетворенные требования, а также те требования, в связи с которыми достигнуто соглашение об отступном, или конкурсным управляющим заявлено о зачете требований. В качестве отступного может быть предоставлено только имущество, не обремененное залогом.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Имущество, не реализованное в ходе конкурсного производства, предлагается конкурсным управляющим сначала кредиторам в счет погашения оставшейся неудовлетворенной части требований. Затем при отсутствии заявлений указанное имущество передается органам местного самоуправления.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан предоставить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. К отчету прилагаются:

  1. документы, подтверждающие продажу имущества должника;
  2. реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;
  3. документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

После рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Данное определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации должника. Определение может быть обжаловано до даты внесения указанной записи в реестр. С даты внесения записи о ликвидации должника в реестр конкурсное производство считается завершенным.

 

2.3 Мировое соглашение

 

Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (ст. 150 Закона о банкротстве). Со стороны должника указанное решение принимается должником-гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним или конкурсным управляющим. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц.

Информация о работе Банкротство как основание прекращения гражданско-правовых отношений