Банкротство как основание прекращения гражданско-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2015 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические, исторические и правовые основы развития института несостоятельности (банкротства)
1.1Исторический опыт развития процедуры банкротства
1.2Основы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в зарубежных странах
1.3Современное регулирование банкротства в России
Глава 2. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве
2.1 Наблюдение и финансовое оздоровление
2.2Внешнее управление и конкурсное производство
2.3 Мировое соглашение
Глава 3.Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных видов субъектов хозяйственной деятельности
3.1 Банкротство кредитных организаций
3.2 Банкротство градообразующих организаций
3.3 Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_PO_GP.docx

— 94.63 Кб (Скачать файл)

Мировое соглашение вступает в силу с даты его утверждения арбитражным судом. Оно подлежит утверждению судом только после погашения задолженности по требованию кредиторов первой и второй очереди. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

Мировое соглашение заключается в письменной форме (ст. 155).

В мировом соглашении должны содержаться положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иные  предусмотренные федеральным законом способы, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, чьи требования включены в реестр.

Кроме того, мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты включенных в реестр обязательных платежей, если это не противоречит требованиям законодательства о налогах и сборах.

На непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения мирового соглашения и до даты их удовлетворения. С согласия кредитора мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.

Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для лиц, голосовавших за его заключение (ст. 156).

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедур банкротства служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение утверждается в ходе финансового оздоровления, прекращается исполнение графика погашения задолженности, в рамках внешнего управления – действие моратория на удовлетворения требований кредиторов. Когда это происходит в ходе конкурсного производства, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению. С даты утверждения мирового соглашения прекращаются полномочия соответствующего арбитражного управляющего.

Арбитражный суд может отказать в утверждении мирового соглашения, если нарушены порядок его заключения или права третьих лиц, не соблюдена форма мирового соглашения, условия данного соглашения противоречат законодательству, имеют место иные основания ничтожности сделок.

Определение об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в порядке, установленном АПК РФ, либо пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам. Отмена указанного определения является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве. В этом случае в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение.

Отмена определения об утверждении мирового соглашения не влечет за собой обязанность кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности. Если при удовлетворении требований были допущены нарушения, кредиторы обязаны возвратить все полученное, при этом их требования восстанавливаются в реестре.

Основание для расторжения – неисполнение или существенное нарушение должником условий мирового соглашения. В случае расторжения мирового соглашения также возобновляется производство по делу о банкротстве. Последствия данного решения подробно регламентированы в ст. 166 Закона о банкротстве. Если должник не исполняет условия мирового соглашения, кредиторы также вправе, не расторгая соглашения, предъявить свои требования в общем порядке, установленном процессуальным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных видов субъектов хозяйственной деятельности

 

3.1 Банкротство кредитных организаций

 

Особенности банкротства кредитных организаций установлены § 4.1 Главы IX Закона о банкротстве.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (ст.189.8 Закона о банкротстве).

В Законе о банкротстве значительное место отводится следующим мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций:

  1. финансовое оздоровление;
  2. назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
  3. реорганизация кредитной организации.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

  1. оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  2. изменение структуры активов и пассивов кредитной организации;
  3. приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала) [18];
  4. изменение организационной структуры кредитной организации и др.

Временная администрация является специальным органом по управлению кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном Законом о банкротстве и нормативными актами Банка России [17].

Руководителем временной организации является служащий Банка России, приказом последнего определяется ее состав.

Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев после отзыва у кредитной организации лицензии, осуществляет свои полномочия со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Реорганизация осуществляется исключительно в форме слияния или присоединения.

Дело о банкротстве кредитной организации рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Законом о банкротстве.

Правом на обращение в арбитражный суд о признании кредитной организации банкротом обладают:

  1. кредитная организация;
  2. конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада или договора банковского счета;
  3. уполномоченные органы;
  4. Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.

Заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется конкурсное производство. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Законом о банкротстве, не применяются.

Арбитражный суд, вынесший решение о признании банкротом кредитной организации, направляет данное решение в Банк России, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, не более чем на шесть месяцев.

Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство по страхованию вкладов.

Все имущество кредитной организации, имеющееся на день открытия конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из конкурсной массы исключается имущество, составляющее ипотечное покрытие, а также иное имущество, исключаемое из конкурсной массы в соответствии с законодательством Российской Федерации. В составе имущества кредитной организации отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

Исполнение обязательств перед кредиторами осуществляется в очередности, установленной Законом о банкротстве.

Вне очереди за счет конкурсной массы исполняются текущие обязательства кредитной организации.

3.2 Банкротство градообразующих организаций

 

В соответствии со ст. 169 Закона о банкротстве под градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Особенности банкротства градообразующих организаций устанавливаются исходя из необходимости предотвращения возможных негативных социальных последствий. Предусмотренные для таких организаций положения применяются и к иным организациям, численность работников которых превышает пяти тысяч человек

При рассмотрении дел о банкротстве градообразующих организаций лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления. В качестве таких лиц могут быть привлечены также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Внешнее управление такими организациями может быть введено арбитражным судом по ходатайству органа местного самоуправления либо привлеченного к участию в деле о банкротстве  федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при условии представления ими поручительства по обязательствам должника. Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов. Лицо, представившее поручительство, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации. Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.

Внешнее управление и финансовое оздоровление градообразующей организацией могут быть продлены арбитражным судом на срок не более одного года при наличии поручительства соответствующих органов. В любое время до окончания финансового оздоровления или внешнего управления градообразующей организацией Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в лице уполномоченных органов вправе рассчитаться с кредиторами. В этом случае производство по делу прекращается.

В соответствии со ст. 175 Закона о банкротстве в ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу. Иные условия могут быть установлены по предложению органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации исключительно с согласия собрания кредиторов.

В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации условий договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При расторжении договора купли-продажи покупателю такого предприятия за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Если ходатайство не было подано или предприятие градообразующей организации не было продано, предприятие подлежит продаже в соответствии со статьями 110, 111 и 139 Закона о банкротстве, с особенностями, указанными в ст. 176.

 

3.3 Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства

 

В соответствии со ст. 21Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» одним из оснований прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства является его несостоятельность (банкротство)[8].

Информация о работе Банкротство как основание прекращения гражданско-правовых отношений