Банкротство как основание прекращения гражданско-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2015 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические, исторические и правовые основы развития института несостоятельности (банкротства)
1.1Исторический опыт развития процедуры банкротства
1.2Основы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в зарубежных странах
1.3Современное регулирование банкротства в России
Глава 2. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве
2.1 Наблюдение и финансовое оздоровление
2.2Внешнее управление и конкурсное производство
2.3 Мировое соглашение
Глава 3.Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных видов субъектов хозяйственной деятельности
3.1 Банкротство кредитных организаций
3.2 Банкротство градообразующих организаций
3.3 Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_PO_GP.docx

— 94.63 Кб (Скачать файл)

Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства имеет свои особенности, закрепленные в Законе о банкротстве и направленные на достижение максимальной возможности сохранения хозяйства в качестве субъекта аграрного предпринимательства.

На основании ст. 217 Закона о банкротстве основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

При банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства действует особый порядок признания индивидуального предпринимателя — главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом. Заявление о признании индивидуального предпринимателя — главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом подается в арбитражный суд главой хозяйства при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства. К заявлению должны быть приложены необходимые документы, в том числе о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, о размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Имеют свои особенности определенные Законом о банкротстве процедуры, применяемые в деле о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии со ст. 219 Закона о банкротстве в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения глава крестьянского (фермерского) хозяйства может представить в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

В случае если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Более того, срок финансового оздоровления может быть продлен на год в случае, если в течение финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер. В случае наличия возможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов вводится внешнее управление до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

Более того, срок финансового оздоровления может быть продлен на год в случае, если в течение финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер.

В случае наличия возможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов вводится внешнее управление до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год. Другой особенностью является установленное Законом право осуществления полномочий внешнего управляющего самим главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права. В конкурсную массу не включается имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Закон о несостоятельности закрепляет преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства за лицами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции и владеющими земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку. В случае если указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в предусмотренном законом порядке.

С момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное мною исследование института несостоятельности (банкротства) на основе изучения законодательства и научной литературы позволило комплексно исследовать институт несостоятельности (банкротства), его понятие, факторы и сущность, рассмотреть исторический опыт проведения процедуры банкротства, а также современную нормативно-правовую базу, определяющую основные положения и механизм проведения процедуры банкротства в России и в зарубежных странах.

В ходе данного исследования были рассмотрены особенности предупреждения и порядка проведения процедур банкротства, особенности удовлетворения требований кредиторов, специальный механизм наблюдения, направленный на обеспечение сохранности имущества должника, методы финансового оздоровления, принципы внешнего управления, механизм конкурсного производства, устанавливающий очередность распределения конкурсной массы в связи с невозможностью удовлетворения всех предъявленных должнику требований, а также процедура мирового соглашения.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» ввел новые статьи 213.1-213.32, которые касаются вопросов, связанных с банкротством гражданина. При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина и мировое соглашение. Заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом или судом общей юрисдикции, если требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены [11].

Отдельные положения по просроченной задолженности субъекта Российской Федерации и муниципального образования содержатся в ст. 26.9 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [5] и ст. 75 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [9].

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

  1. несостоятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, затрагивает различные сферы жизнедеятельности;
  2. вопросы, связанные с несостоятельностью, разрешаются не только Законом о банкротстве, но и имеют отсылки к иным отраслям права;
  3. действующее законодательство о банкротстве содержит ряд новелл, которые необходимы для цивилизованного проведения процедуры банкротства. Например, к ним следует отнести возможность участвовать в процедуре банкротства «собственникам должника» в лице представителей учредителей (участников) должника или представителей собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия которых направлены, во-первых, на сохранение бизнеса должника с целью недопущения обычной распродажи имущества и, во-вторых, позволяют контролировать процедуру банкротства;
  4. количество российских компаний, которые признаются банкротом, с каждым годом становится все больше. Рост числа банкротств в России связан как с ухудшением финансового положения многих компаний, так и с изменениями в законодательстве, которые усилили роль банков в процедурах банкротства [31].

Для повышения эффективности института несостоятельности (банкротства) предлагаю следующее:

  1. разработка законодательства в рамках стремления института несостоятельности к выполнению стабилизирующей функции в достижении оптимального баланса между интересами кредиторов, должника и общества;
  2. в организациях и у предпринимателей необходимо наладить систему финансового анализа и на постоянной основе отслеживать коэффициенты платежеспособности, финансовой устойчивости, структуру баланса.
  3. необходимо производить контроль задолженности, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности на срок более трех месяцев;
  4. при разрешении разногласий необходимо включать в договора хозяйствующими субъектами условий о рассмотрении спора в третейских судах, что позволит самостоятельно выбрать квалифицированных судей и место разбирательства [6].
  5. на законодательном уровне необходимо наладить процедуру рефинансирования задолженности между должником и банком с целью сохранения финансовой независимости и тем самым избежать банкротства.

Полагаю, что эти выводы и предложения позволят повысить эффективность данного института.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996  № 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) [Текст]//Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. ст. 410.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000

№ 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015) [Текст]//Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст.3340.

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 06.04.2015) [Текст]// Парламентская газета. № 140-141. 27.07.2002.
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 29.12.2014) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) [Текст]//Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. № 6. ст. 492.
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Текст]// Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. ст. 5005.
  4. Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О третейских судах в Российской Федерации» [Текст]//Парламентская газета. № 140-141. 27.07.2002.
  5. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О несостоятельности (банкротстве)» [Текст]//Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. № 43. Ст.4190.
  6. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [Текст]//Собрание законодательства РФ. 16.06.2003. N 24. ст. 2249.
  7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст]//Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. ст. 3822.
  8. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Текст]// Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. ст. 1652.
  9. Федеральный закон от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» [Текст]//Российская газета. № 299. 31.12.2014.
  10. Постановление Правительства РФ от 22.05.2003. № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» [Текст]//Собрание законодательства РФ. 26.05.2003. № 21. ст. 2015.
  11. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003. № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» [Текст]//Собрание законодательства РФ. 30.06.2003. № 26. ст. 2664.
  12. Приказ Минэкономразвития РФ от 12.07.2010 № 292 "Об определении тиража официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", периодичности, порядка и сроков опубликования, а также цены на услуги по опубликованию таких сведений" [Текст]//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 39. 27.09.2010.
  13. Постановление Пленума ВАС РФ от 8.04.2003 № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [Текст]//Вестник ВАС РФ. № 6. 2003.
  14. Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12. 2004. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [Текст]//Хозяйство и право. № 2. 2005.
  15. Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией (утв. Банком России 09.11.2005 № 279-П) (ред. от 18.12.2013) [Текст]//Вестник Банка России. № 67. 15.12.2005.
  16. Указание Банка России от 24.03.2003 № 1260-У (ред. от 27.04.2010) «О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» [Текст]//Вестник Банка России. № 23. 30.04.2003.
  17. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26.07.2005. № 93«О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве» [Текст]//Хозяйство и право. № 10. 2005.
  18. Архипов, И.В. Конкурсный процесс в системе торгового права России XIX в. [Текст]/И.В. Архипов//Правоведение. – 2009. –№1. – С. 116.
  19. Зенин, И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран [Текст]/И.А. Зенин. - М.: МЭСИ, 2011. – 194 с.
  20. Иванов,  П.Д. Становление и развитие института несостоятельности (банкротства) в странах Западной Европы и России (историко-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: Санкт-Петербург, 2012. – 160 с.
  21. Пятин, С.Ю. Гражданское и торговое право зарубежных стран [Текст]/С.Ю. Пятин.- М.: Дашков и К, 2010. – 260 с.
  22. Свириденко, О.М. Российское законодательство о банкротстве: к истории становления [Текст]/О.М. Свириденко. - М.: Норма, 2014.- С. 7.
  23. Свириденко, О. М. История и современная концепция института несостоятельности (банкротства) в России [Текст]/О.М. Свириденко. - М.: Юрист, 2010, № 6. – С. 29.
  24. Телюкина, М.В. Основы конкурсного права [Текст]/М.В. Телюкина. - М.: Издательство «Дело», 2013. – 470 с.
  25. Эскиндаров М.А., Кован С.Е. Инновационные технологии и инструменты антикризисной финансовой политики фирмы [Текст]/М.А.Эскиндаров, С.Е.Кован. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2010. – С.11.
  26. Юлова, Е.С. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) [Текст]/Е.С. Юлова. - М.: МГИУ, 2008. – 263 с.
  27. URL:http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1250258&subID=100114498,100114500,100114882,100114908#text   (дата обращения: 14.04.2015)
  28. URL:http://www.worldbiz.ru/base/20055.php  (дата обращения: 15.04.2015)
  29. URL:http://bankrot.fedresurs.ru/NewsCard.aspx?ID=694 (дата обращения: 14.04.2015)

Информация о работе Банкротство как основание прекращения гражданско-правовых отношений