Банкротство как основание прекращения гражданско-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2015 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические, исторические и правовые основы развития института несостоятельности (банкротства)
1.1Исторический опыт развития процедуры банкротства
1.2Основы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в зарубежных странах
1.3Современное регулирование банкротства в России
Глава 2. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве
2.1 Наблюдение и финансовое оздоровление
2.2Внешнее управление и конкурсное производство
2.3 Мировое соглашение
Глава 3.Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных видов субъектов хозяйственной деятельности
3.1 Банкротство кредитных организаций
3.2 Банкротство градообразующих организаций
3.3 Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_PO_GP.docx

— 94.63 Кб (Скачать файл)

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, то есть в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия, установленные в ст. 63 Закона о банкротстве:

    1. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка;
    2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств. Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса по банкротству;
    3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, за исключением случаев, названных в п.1 ст. 63 Закона о банкротстве;
    4. запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников) и др.

Определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

В период проведения наблюдения ограничивается правосубъектность должника. Введение наблюдения не является основанием  для отстранения руководителя должника и иных органов управления. Однако они осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями, установленными ст. 64 Закона о банкротстве.

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий. В числе его основных обязанностей: принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, выявление кредиторов, введение реестра требований кредиторов, созыв и проведение первого собрания кредиторов. Временный управляющий имеет также права, закрепленные ст. 66 Закона о банкротстве.

Необходимость проведения анализа финансового положения должника объясняется тем, что к моменту введения наблюдения еще не достаточно ясно, какова стоимость принадлежащего должнику имущества, является ли он фактически банкротом, могут ли быть покрыты судебные расходы, расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, может ли быть восстановлена платежеспособность. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 [13].

Временный управляющий на основе финансового состояния подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. В названный срок включаются нерабочие дни, возможность его восстановления Законом о банкротстве не предусмотрена [19].

Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. Требования включаются в реестр на основании определения арбитражного суда, которое может быть обжаловано.

Временный управляющий определяет дату проведения  первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание должно состояться не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

К компетенции первого собрания кредиторов относятся: 1) принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; 2) принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; 3) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; 4) определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий; 5) выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.

По общему правилу, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.

Статья 2 Закона о банкротстве под финансовым оздоровлением понимает процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Эта процедура является новой, она направлена на восстановление платежеспособности должника, а также на погашение его задолженности в соответствии  со специальным графиком.  Инициатива по проведению может исходить от участников (учредителей), собственника имущества должника - унитарного предприятия, третьего лица (третьих лиц). Названные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством.

Таким образом, финансовое оздоровление согласно ст. 75 Закона о банкротстве может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:

  1. на основании решения первого собрания кредиторов (п.1);
  2. в отсутствии какого бы то ни было решения первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности (п.2);
  3. вопреки решению первого собрания кредиторов о введении внешнего управления либо открытии конкурсного производства при условии предоставления аналогичного ходатайства и банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника по графику погашения задолженности (п.3).

В последних двух случаях размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания (первого собрания кредиторов), не менее чем на 20 процентов. Способами обеспечения исполнения обязательств, в частности, являются залог (ипотека), банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство. Не могут выступать в этом качестве удержание, задаток или неустойка.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.

К ходатайству участников (учредителей), собственника, с одной стороны, и третьих лиц – с другой Закон предъявляет различные требования (ст. 77 и ст.78 Закона о банкротстве). Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьими лицами только по согласованию с должником.

Введение финансового оздоровления влечет определенные правовые последствия:

  1. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом о банкротстве;
  2. отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  3. аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащем ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
  4. запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);
  5. запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и др.

Для проведения финансового оздоровления  судом назначается административный управляющий, права и обязанности которого определены ст. 83 Закона о банкротстве. В ходе финансового оздоровления органы управления должника продолжают осуществлять свои функции, но с ограничениями, установленными ст. 82 Закона о банкротстве. Должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого превышает 5 процентов стоимости активов на дату введения наблюдения; влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств, гарантий и др. Определены сделки, которые должник не вправе совершать без согласия административного управляющего (сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 процентов суммы требований кредиторов; связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника (за исключением реализации готовой продукции) и др.). В случае ненадлежащего исполнения руководителем должника плана финансового оздоровления, совершения действий, нарушающих права и законные интересы  кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить должника от занимаемой должности.

В соответствии со ст. 84 Закона о банкротстве для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, учреждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления.

График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия. С даты его утверждения арбитражным судом возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки. В график могут быть внесены изменения.

Если о введении финансового оздоровления ходатайствует первое собрание кредиторов, график должен предусматривать погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не позднее, чем за месяц до даты окончания срока указанной процедуры, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее, чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления. График погашения задолженности  по обязательным платежам устанавливается в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В п.3 ст. 75 Закона о банкротстве установлено, что график должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее, чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

Если должник не исполняет график погашения задолженности, административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечения исполнения должником обязательств. В случае удовлетворения данными лицами требований кредиторов их требования погашаются должником после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди. Указанные требования подлежат включению в реестр требования конкурсных кредиторов.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:

  1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует;
  2. определение о введении внешнего управления при наличии возможности восстановить платежеспособность должника;
  3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если нет основания для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

 

2.2 Внешнее управление и конкурсное производство

 

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления платежеспособности.

Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев. Этот срок может  быть продлен судом не более чем на шесть месяцев, но также может быть и сокращен по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего.

Правовые последствия введения внешнего управления: 1) прекращаются полномочия руководителя должника; 2) прекращаются полномочия органов управления, собственника имущества унитарного предприятия (за исключением полномочий, которые предусмотрены для органов управления должника п.2 ст.94 Закона о банкротстве; 3) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; 4) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

На период проведения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. На сумму данных требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа начисляются проценты в порядке и размере, предусмотренном ст. 95 Закона о банкротстве. По общему правилу, проценты начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления. Мораторий распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника. Действие моратория не распространяется на удовлетворение требований кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда, о возмещении морального вреда.

Информация о работе Банкротство как основание прекращения гражданско-правовых отношений