Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение денежно-кредитной политики государства как особого элемента современной экономической политики, влияющего на денежное обращение и кредит со стороны Центрального Банка государства.
Исходя из поставленной цели работы, необходимо вывить следующие задачи:
1) Изучить понятие «денежно-кредитная (или монетарная) политика государства» и выявить её сущность;
2) Определить основные цели и инструменты денежно-кредитной политики, то, на что направлена данная деятельность;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики государства ………
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, её направления и инструменты……………………………………………………………
1.2. Основные концепции денежно-кредитного регулирования экономики
2. Особенности применения инструментов денежно-кредитной политики в РФ и за рубежом……………………………………………………………………...
2.1. Роль Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики………………………………………………………………….
2.2. Дисконтная и ломбардная политика……………………………….
2.3. Политика обязательных резервов………………………………….
2.4. Операции на открытом рынке……………………………………...
2.5. Другие инструменты денежно-кредитной политики……………..
3. Основные результаты денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ДКБ.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

К числу современных  направлений экономической мысли  принято относить экономические  теории, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX веков. А именно:

  • маржинализм;
  • монетаризм;
  • неолиберализм;
  • неоклассические направление — австрийская, лозаннская, кембриджская, американская школы; неоклассическая теория роста П. Самуэльсона;
  • институционально-социологическое направление;
  • математические концепции экономического равновесия;
  • экономическое учение Дж. М. Кейнса – кейнсианство, неокейнсианство, посткейнсианство;
  • и другие.

В рамках данной курсовой работы  для сравнения концепций денежно-кредитного регулирования более подробно будут рассмотрены два направления современной экономической теории в области теории денег и принципы денежно-экономической политики, предложенные этими теориями: кейнсианская теория денег и монетаристский подход к теории денег.

Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение  денежного предложения влияет на номинальный объем Валового национального продукта (ВНП), но оценивают по-разному значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег. [2, 3, 4]

1.2.1 Кейнсианская теория денег

Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие: [9,10]

  • Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.
  • Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект - к изменению в номинальном ВНП.
  • Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство: Y=C + G + I + NX, где Y - номинальный объем ВНП; С - потребительские расходы; G - государственные расходы на покупку товаров и услуг; I - частные плановые инвестиции; NX - чистый экспорт.
  • Кейнсианцы отмечают, Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина BНП).
  • Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную (денежно-кредитную) политику не столь эффективным средством  стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика.

1.2.2 Монетаристский подход

В целом в 70-х гг. нашего столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающем стало неоклассическое направление, в том числе, его современная форма – монетаризм. Главный теоретик современного монетаризма - известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. [9,10]

В самых общих чертах основные положения современного монетаризма  таковы:

  • Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.
  • Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег: M * V = P * Q, где  М - количество денег в обращении, V - скорость обращения денег, Р - средняя цена товаров и услуг, Q - количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).
  • Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.).
  • Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.
  • М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. /Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена: DМ » DY + DР, где МD - среднегодовой темп приращения денег (в %) за длительный период; YD - среднегодовой темп прироста ВНП (в %) за длительный период; РD - среднегодовой темп ожидаемой инфляции (в %) (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции - из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике.

В завершение темы об основных концепциях денежно-кредитной политики хотелось бы отметить, что современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем, государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования. В следующей главе рассмотрим инструменты и механизм действия денежно-кредитной политики.

 

 

2. Особенности применения инструментов  денежно-кредитной политики в  РФ и за рубежом

 

2.1. Роль Центрального  Банка  в проведении денежно-кредитной политики

Осуществление денежно-кредитной политики является важнейшей функцией любого Центрального Банка. Сложившаяся  мировая  практика  показывает,  что   через   денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные  ставки, а они, в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы и т.д. [21]

В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный  эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система).

Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, Центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе  динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Для более полного  понимания роли Центрального Банка  в экономической ситуации страны стоит рассмотреть функции и  роль Центрального Банка Российской Федерации (Банка России); какими полномочиями надёлён государственный финансовый орган.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.07.2002 (ред. От 07.02.2011) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ст. 1, ФЗ о ЦБ). [1] Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром.

По мнению Жукова Е. Ф., доктора экономических наук, профессора РАЕН,  в большинстве  промышленно развитых стран Центральный  Банк  выполняет пять основных функций: денежно-кредитного регулирования, монопольной эмиссии банкнот, банка банков, банка правительства и внешнеэкономическую функцию. [5]

Статья 4 Федерального закона от 10.07.2002 (ред. От 07.02.2011) «О центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» гласит, что Банк России может выполнять следующие функции: [1]

  1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает  графическое обозначение рубля  в виде знака;

(п. 2.1 введен  Федеральным законом от 12.06.2006 N 85-ФЗ)

  1. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  2. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  3. устанавливает правила проведения банковских операций;
  4. осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  5. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  6. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  7. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
  8. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  9. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  10. организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  11. определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  12. устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  13. устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  14. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  15. устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  16. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

(п. 18.1 введен  Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ)

18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

(п. 18.2 введен  Федеральным законом от 03.11.2010 N 291-ФЗ) (ст. 4 ФЗ о ЦБ).

Для реализации возложенных на него  функций  Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической  политики  Правительства  Российской Федерации. Банк России и Правительство Российской  Федерации  информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных  ценных  бумаг  и  погашения государственного долга с учетом их воздействия  на  состояние  банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Направления денежно-кредитной  политики Банка России Денежно-кредитная  политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям: проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. [21]

В зависимости  от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики.

 

2.2. Дисконтная и ломбардная  политика

Кредитные институты  имеют возможность получать при  необходимости кредиты Центрального Банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл  дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Практически во всех странах Европейского Сообщества кредитные институты имеют возможность рефинансирования непосредственно в национальном банке. Исключение составляют Италия и Португалия. При этом рефинансирование может происходить как под залог ценных бумаг, так и без залога.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства