Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:59, курсовая работа
Целью данной работы является изучение денежно-кредитной политики государства как особого элемента современной экономической политики, влияющего на денежное обращение и кредит со стороны Центрального Банка государства.
Исходя из поставленной цели работы, необходимо вывить следующие задачи:
1) Изучить понятие «денежно-кредитная (или монетарная) политика государства» и выявить её сущность;
2) Определить основные цели и инструменты денежно-кредитной политики, то, на что направлена данная деятельность;
Введение……………………………………………………………………….
1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики государства ………
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, её направления и инструменты……………………………………………………………
1.2. Основные концепции денежно-кредитного регулирования экономики
2. Особенности применения инструментов денежно-кредитной политики в РФ и за рубежом……………………………………………………………………...
2.1. Роль Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики………………………………………………………………….
2.2. Дисконтная и ломбардная политика……………………………….
2.3. Политика обязательных резервов………………………………….
2.4. Операции на открытом рынке……………………………………...
2.5. Другие инструменты денежно-кредитной политики……………..
3. Основные результаты денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………….
Анализируя вышеприведённые данные, можно говорить о том, что Российская экономика постепенно «начинает вставать на рельсы», она постепенно оживает. И происходит это в результате правильной денежно-кредитной политики. Безусловно, не всё достигается разом, для того, чтобы полностью восстановить экономику необходимо достаточно длительный период, тем более после такого глобально финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов.
Это в целом обзор экономической обстановки за 2010 год. Теперь стоит перейти к анализу в финансовой сфере, в сфере процентной политики, в сфере денежного обращения и прочее. В 2010 году реализация денежно-кредитной политики происходила в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса были преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008 - 2009 годах, позволили преодолеть дефицит ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в острую фазу кризиса. Вместе с тем неустойчивое восстановление экономической активности и медленный рост банковского кредитования определил задачу поддержания и расширения совокупного спроса.
В условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России в первой половине 2010 года продолжил начатое в апреле 2009 года снижение процентных ставок по своим операциям, направленное на уменьшение стоимости заимствований в экономике, стимулирование кредитной активности и экономического роста, а также ограничение притока краткосрочного спекулятивного капитала. К началу июня 2010 года Совет директоров Банка России 4 раза принимал решение о снижении ставки рефинансирования и ставок по отдельным операциям. (Вернёмся к данным об изменениях ставок рефинансирования, которое, как уже было, сказано во второй главе данной работы, представлено в Приложении А, таблице 1 - Ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации)).
Продолжительный период снижения процентных ставок Банком России и предпринятые ранее действия Правительства Российской Федерации и Банка России по поддержке кредитных организаций способствовали снижению ставок денежного рынка, улучшению состояния банковского сектора и уменьшению системных рисков. Изменение (снижение) процентных ставок по различным операциям Банка России в 2010 году представлено в Приложении Г (таблица 4 – Процентные ставки по операциям Банка России в 2010 году (% годовых)).
Изменение динамики денежной базы по сравнению с предыдущим годом было обусловлено главным образом ускорением роста международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. За январь - сентябрь 2010 года объем чистых международных резервов в долларовом эквиваленте, рассчитанный по фиксированным курсам валют к доллару США, повысился на 14,4% (на 0,7% за тот же период 2009 года). Общий объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке в январе - сентябре 2010 года составил 44,5 млрд. долларов США, в результате чего в банковский сектор поступила ликвидность в объеме 1,3 трлн. рублей. При этом бюджетный канал в текущем году оказывал сдерживающее влияние на рост денежной базы вследствие формирования профицита расширенного бюджета (в январе - августе 2010 года его величина по отношению к ВВП составила 0,9% по сравнению с дефицитом в размере 2,3% ВВП в январе - августе 2009 года). В этих условиях чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования за январь - сентябрь 2010 года сократился на 129,0 млрд. рублей.
В 2010 году в условиях усиления платежного баланса и значительного притока ликвидности в банковский сектор, в том числе за счет проведения Банком России интервенций на внутреннем валютном рынке, возросла роль инструментов абсорбирования свободных денежных средств кредитных организаций при осуществлении денежно-кредитной политики. Основными инструментами, применяемыми Банком России, были проводимые с кредитными организациями депозитные операции и операции с облигациями Банка России (ОБР).
Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок за девять месяцев 2010 года составил 26,1 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 12,5 трлн. рублей, или в 1,9 раза.
Дополнительным инструментом абсорбирования свободной ликвидности были операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. Объем продажи Банком России ОФЗ из собственного портфеля за январь - сентябрь 2010 года составил 22,3 млрд. рублей по номинальной стоимости.
Факторы, обеспечившие формирование в 2010 году высокого уровня ликвидности банковского сектора, обусловили значительное снижение спроса кредитных организаций на операции по рефинансированию со стороны Банка России по сравнению с 2009 годом. Средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности в январе - сентябре 2010 года составлял 14,1 млрд. рублей против 221,4 млрд. рублей за тот же период 2009 года, а совокупный объем средств, предоставленных за девять месяцев 2010 года, составил 2,6 трлн. рублей (40,7 трлн. рублей в январе - сентябре предыдущего года).
В 2010 году Банк России в
качестве инструмента прямого
Таким образом, можно говорит о том, что денежно-кредитная политика Центрального Банка и государства была достаточно эффективной, потому что были достигнуты неплохие результаты: увеличился спрос на деньги; процентные ставки были снижены, что смягчило ситуацию в банковском секторе и в кредитно-финансовой сфере, снизило количество системных рисков; в целом начался подъём не только в банковской отрасли и отрасли денежно-кредитного регулирования, но и в экономике в целом – профицит бюджета начал сокращаться, а значит, экономика страны пошла на подъём. Бесспорно, были и минусы, т.е. такие действия банка и государства, которые не сразу приводили к должным и запланированным результатам, так как экономика страны выходила из «руин» 2008-2009 годов. Ещё не до конца снижена инфляция, не восстановлен полностью платёжный баланс. Нашей стране есть, к чему стремится. Для анализа и прогноза служит недавно вышедшая программа по развитию РФ и подъёму экономики. В «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов» планируется снизить инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году. Что же касается роста денежной базы в узком определении, то по «Прогнозу» он должен будет составить в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%. [18]
В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию. Для решения поставленных задач существует большой список мероприятий, которые нам ещё необходимо осуществить.
Заключение
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти. Бесспорно, можно говорит о том, что денежно-кредитная политика является одним из важнейших элементов единой государственной экономической политики государства, поскольку она представляет собой особую составляющую в сфере денег, денежного обращения и кредита; является необъемлемой частью денежной политики и стабилизационной политики. От того, насколько хорошо спланирована денежно-кредитная политика, определяется её эффективность, и зависят результаты.
Как правило, денежно-кредитная политика заключается поддержании как стабильной покупательной способности национальной валюты по отношению к товарам и услугам, обращающимся на внутреннем рынке, так и товарам и услугам, обращающимся на мировом рынке; стабилизации, повышении устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы; преодоления кризисов; обеспечения занятости и экономического роста; снижения инфляции и обеспечения платёжного баланса.
На наш взгляд, стоит назвать достоинства денежно-кредитной политики в отличие от других элементов экономической политики. Во-первых, денежно-кредитная политика быстра и гибка, так как может быстро меняться: буквально ежедневно принимаются решения о покупке и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку. Во-вторых, данный вид политики изолирован от политических давлений: по своей природе монетарная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем другие виды политик, и представляется более приемлемой в политическом отношении. В-третьих, по мнению монетаристов, что изменение денежного предложения - ключевой фактор определения уровня экономической активности.
Но несмотря на это, стоит и признавать, что денежно-кредитная политика имеет и свои минусы. К ним можно отнести следующее: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег; изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги полога, а на инвестиции крута; кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.
В целом же, подводя итог данной работы, следует отметить, что у любой политики в экономической сфере могут быть как достоинства, так и недостатки, и денежно-кредитная политика не исключение. Российская практика последних лет свидетельствуют о необходимости приведения методов формирования денежно-кредитной политики, параметров ее реализации в соответствии с требованиями экономического развития. Главный приоритет экономического развития - ускорение роста ВВП, поэтому реализация денежно-кредитной политики должна быть тесно связана с решением этой задачи. Важным условием повышения эффективности денежно-кредитной политики является учет структурных и институциональных изменений. Кредитно-денежная политика не должна подстраиваться под формирующуюся по законам экономическую структуру, а должна передавать своё воздействие на экономику, которое эту структуру и сформирует.
Список литературы