Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение денежно-кредитной политики государства как особого элемента современной экономической политики, влияющего на денежное обращение и кредит со стороны Центрального Банка государства.
Исходя из поставленной цели работы, необходимо вывить следующие задачи:
1) Изучить понятие «денежно-кредитная (или монетарная) политика государства» и выявить её сущность;
2) Определить основные цели и инструменты денежно-кредитной политики, то, на что направлена данная деятельность;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики государства ………
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, её направления и инструменты……………………………………………………………
1.2. Основные концепции денежно-кредитного регулирования экономики
2. Особенности применения инструментов денежно-кредитной политики в РФ и за рубежом……………………………………………………………………...
2.1. Роль Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики………………………………………………………………….
2.2. Дисконтная и ломбардная политика……………………………….
2.3. Политика обязательных резервов………………………………….
2.4. Операции на открытом рынке……………………………………...
2.5. Другие инструменты денежно-кредитной политики……………..
3. Основные результаты денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ДКБ.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у  кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной  организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При реорганизации  кредитной организации порядок  переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России (ст. 38, ФЗ о ЦБ).

 

 2.4. Операции на открытом рынке

Как пишет Тарасов  В. И: «В системе денежно-кредитного регулирования все большее значение приобретают операции Центрального Банка на открытом рынке. Суть этого метода сводится к купле-продаже Центральным Банком ценных бумаг, в основном обязательств казначейства, облигаций банков и промышленных фирм, а также коммерческих векселей, учитываемых Центральным Банком.» [6]

Что же такое операции на открытом рынке?

Операции на открытом рынке (OOP)—официальные операции Центрального банка по купле-продаже ценных бумаг  в банковской системе. Название "OOP" позаимствовано из практики функционирования Центрального банка США - федеральной резервной системы.

Операции на открытом рынке начали проводиться в США  в 20-х годах текущего столетия. В  частности, в период высокой конъюнктуры  Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам с целью сокращения их кредитных возможностей. В период же кризиса Центральный банк, наоборот, создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгоднее продавать Центральному банку свои ценные бумаги. В данном случае путем изменения объема купли — продажи ценных бумаг и уровня процентных ставок, по которым они продаются или покупаются, Центральный банк может осуществлять гибкое и достаточно быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

Основным условием функционирования политики открытого рынка является наличие в государстве рынка  ценных бумаг, покупка и продажа  которых позволяют Центральному Банку воздействовать на денежно-кредитный  рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в представлении кредитов заемщикам. В настоящее время объектом сделок на открытом рынке выступают преимущественно государственные ценные бумаги. При продаже ценных бумаг поглощается свободный капитал денежно-кредитного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции, а при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков и возникают благоприятные условия для кредитной экспансии.

Таким образом, операции на открытом рынке сводятся к купле-продаже  государственных краткосрочных  обязательств (государственных облигаций) Центральным Банком у коммерческих банков, предприятий или организаций. Если Центральный Банк осуществляет покупку государственных облигаций, то в результате такой операции ресурсы коммерческих банков увеличиваются. После использования этих ресурсов коммерческими банками путем предоставления их в кредит своим клиентам происходит увеличение депозитов в соответствии с эффектом мультипликации. Поэтому в результате покупки Центральным Банком ценных бумаг возрастают денежная база и денежная масса. Обратный эффект происходит при продаже Центральным банком государственных облигаций.

Как отмечает Белоглазова  Г. Н, операции Центрального Банка на открытом рынке, в отличие от других экономических инструментов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования Центральным Банком данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении. [7]

По форме проведения рыночные операции Центрального Банка  с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку  либо продажу. Обратная заключается  в купле-продаже ценных бумаг  с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия придают популярность данному инструменту регулирования. Так, доля обратных операций Центральных Банков ведущих промышленно развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%.

Обратные операции на открытом рынке, как правило, осуществляются путем заключения соглашений между  Центральным Банком и коммерческими  банками о покупке государственных  ценных бумаг на срок с обязательством их обратной продажи через один или два месяца по заранее оговоренной цене.

В этом случае операции на открытом рынке проводятся регулярно  в один и тот же день недели, чтобы  день покупки Центральным Банком новых партий государственных ценных бумаг у коммерческих банков совпадал с днем "возвращения" (обратной продажи) ранее купленных ценных бумаг на срок. В указанных операциях могут принимать участие только те коммерческие банки, которым открыты специальные внебалансовые счета по хранению и учету ценных бумаг в Центральном Банке.

Предметом торгов служит ставка процента, уплачиваемая коммерческими  банками за "пользование" денежными  средствами, полученными от продажи  ценных бумаг на срок. При этом курс продажи и покупки ценных бумаг  может на начальных этапах проведения операций на открытом рынке совпадать с номинальной стоимостью казначейских векселей. В последующем он может фиксироваться на уровне среднерыночной цены данных ценных бумаг (официального курса фондовой биржи) на день, предшествующий двум рабочим дням до заключения сделки (проведения аукционных торгов). Например, если Центральный Банк объявляет о проведении аукциона по покупке ценных бумаг на срок в среду, то за базу при заключении сделки принимается среднерыночный курс (официальный курс фондовой биржи) ценных бумаг, установленный в понедельник.

Операции Центрального Банка на открытом рынке, в отличие  от других экономических инструментов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности  коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования Центральным Банком данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Центрального Банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении.

Операции на открытом рынке могут проводиться Центральным  Банком и на нерегулярной основе время  от времени, по мере возникновения потребности  ограничения или расширения объемов  денежно-кредитной эмиссии. В этом случае Центральный Банк будет либо покупать, либо продавать ценные бумаги коммерческим банкам. При этом его контрагентами могут выступать не только коммерческие банки, но и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, организованные в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью и получившие соответствующую лицензию на проведение указанных операций в Центральном Банке или другом органе государственной власти по контролю за рынком ценных бумаг и деятельностью фондовых бирж. Указанным профессиональным участникам рынка ценных бумаг может предоставляться статус "официальных дилеров по операциям с государственными ценными бумагами"3.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 

2.5 Прочие инструменты  денежно-кредитной политики

Помимо основных и  наиболее часто используемых инструментов денежно-кредитной политики, о которых мы уже говорили, существуют и другие, которые также активно используются при проведении монетарной политики. К таким инструментам относят следующее:

  1. Валютные интервенции (а именно вмешательства и ограничения для регулирования валютного курса);
  2. Установление ориентиров роста денежной массы;
  3. Прямые количественные ограничения;
  4. Процентные ставки по операциям Центрального Банка;
  5. Эмиссия облигаций от своего имени;
  6. И прочее.

Хотелось бы подробнее  рассмотреть валютные интервенции и механизм для регулирования валютного курса

Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции - операции центральных  банков на валютных рынках по купле-продаже  национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют. [8, 21]

Цель валютных интервенций - изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов  и пассивов по разным валютам или  ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций  аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты. [6]

Для интервенций, как  правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов. [19]

Официальные интервенции  могут проводиться разными методами - на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.

Кроме того, официальные  валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные» и «не стерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «не стерилизованной». [19, 20]

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального  валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

    1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
    2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;
    3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.

После основных вышесказанных  понятий, методов, инструментов денежно-кредитной  политики  и их механизмов стоит  перейти к основным результатам  денежно-кредитной политики в России за последнее время, в частности следует отразить результаты монетарной политики  и оценить её эффективность за прошлый год, к какому итогу пришла наша страна на начало 2011 года.

 

3 Основные результаты денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации

 

Итак, подойдём к анализу  экономической обстановки и денежно-кредитной  политики, проведённой за период 2010 года.

Опираясь на данные  документа «Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов» и числовые показатели Федеральной Службы Государственной Статистики, можно привести следующие числа об экономической ситуации за 2010 год: [17]

    1. В январе - июне 2010 года объем ВВП увеличился на 4,2%. Однако в III квартале прирост производства товаров и услуг составил, по оценке, менее 3%, что может привести к более низким, чем ожидалось ранее (4%), темпам роста ВВП в целом за 2010 год.
    2. В условиях экономического роста численность занятого населения в январе - сентябре 2010 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. С февраля общая численность безработных начала сокращаться и на конец сентября 2010 года составила 6,6% численности экономически активного населения (7,6% годом ранее).
    3. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе - сентябре 2010 года возросли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 4,8%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 4,3%. Улучшение финансового положения организаций способствовало росту инвестиций. В январе - сентябре 2010 года объем вложений в основной капитал возрос на 3,8% (в январе - сентябре 2009 года он снизился на 19,6%).
    4. Постепенно в сравнении с 2009 годом в Росси началось в целом постепенное снижение инфляции (если к концу декабря 2008 года она составляла 13,3%, то уже у концу декабря в прошлом (2010) году она составила примерно 8,7 процента). Более подробная статистика об инфляции за период 2010 года приводится в Приложении В (Таблица 3 – «Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, %)).
    5. В январе - сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных факторов. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились. Профицит счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос в 1,8 раза и составил 60,9 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 1,5 раза (114,5 млрд. долларов США).
    6. Произошёл прирост индекса реального эффективного курса рубля в октябре 2010 года по отношению к декабрю 2009 года, по предварительным данным, составил 3,9%, при этом реальный курс рубля к евро повысился на 9,4%, а аналогичный показатель к доллару США - на 4,2%.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства