Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение денежно-кредитной политики государства как особого элемента современной экономической политики, влияющего на денежное обращение и кредит со стороны Центрального Банка государства.
Исходя из поставленной цели работы, необходимо вывить следующие задачи:
1) Изучить понятие «денежно-кредитная (или монетарная) политика государства» и выявить её сущность;
2) Определить основные цели и инструменты денежно-кредитной политики, то, на что направлена данная деятельность;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики государства ………
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, её направления и инструменты……………………………………………………………
1.2. Основные концепции денежно-кредитного регулирования экономики
2. Особенности применения инструментов денежно-кредитной политики в РФ и за рубежом……………………………………………………………………...
2.1. Роль Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики………………………………………………………………….
2.2. Дисконтная и ломбардная политика……………………………….
2.3. Политика обязательных резервов………………………………….
2.4. Операции на открытом рынке……………………………………...
2.5. Другие инструменты денежно-кредитной политики……………..
3. Основные результаты денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ДКБ.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

Рефинансирование в  рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучета векселей для одного кредитного института; учетной ставкой центрального банка. Дисконтная политика (или учётная политика) - проводимая Центральными банками денежно-кредитная политика, заключающаяся в повышении или понижении учетных ставок процента за кредит с целью регулирования спроса и предложения на ссудный капитал. [12]

Учетная политика, будучи составной частью государственной  процентной политики, является другим важным инструментом денежно-кредитного регулирования, основные направления которой разрабатываются и реализуются Центральным банком. Учетная политика проводится Центральным банком посредством установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию1 и ставки по рефинансированию2. [13]. Изменение ставки рефинансирования по годам, начиная с 1992 года и по апрель 2011 включительно представлено в Приложении А (Таблица 1 - «Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации»). Данная таблица взята с сайта Центрального Банка РФ от 25.02.2011г. [14]

Центральные Банки устанавливают несколько официальных учетных ставок в зависимости от срока, надежности, "классности" и т.д., равно как и несколько ставок по ломбардному кредиту, исходя из вида обеспечения, сроков и прочих условий.

Регулируя уровень ставок по рефинансированию и редисконтированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять масштабы операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем Центрального банка. Величина процентных ставок Центрального Банка не обязательно должна изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок коммерческих банков. Она может отклоняться от нее в ту или иную сторону. Однако установление и объявление Центральным Банком уровня официальных ставок процента является для коммерческих банков одним из главных индикаторов, характеризующих основные направления политики Центрального банка в области контроля за динамикой денежной массы.

Изменяя уровень официальных  ставок в зависимости от приоритетов  экономического развития, Центральный Банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов; регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность и объем денежной массы в стране; предоставляет кредитным институтам экстренную финансовую помощь; поддерживает ликвидность банковской системы в целом. В период проведения жесткой рестрикционной политики Центральный Банк индексирует величину официальных ставок - устанавливает "надбавку" к их обычному уровню; ужесточает условия учета и переучета векселей: повышает требования к качеству векселей; устанавливает ограничения контрагентов переучета; вводит лимиты переучета (например, запрещение учета векселей неперспективных отраслей) и т.д. Стимулирование конъюнктуры достигается обратными мерами.

При реализации установленных  направлений учетной политики Центральный Банк может использовать как косвенные, так и прямые методы регулирования деятельности банков. Это осуществляется посредством установления как базовых процентных ставок (по учетным операциям, по ломбардному и банковскому кредиту), так и количественных ограничений в отношении размеров и видов ценных бумаг, принимаемых к переучету Центральным Банком и под залог которых он может предоставлять кредит коммерческим банкам.

В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам; при необходимое количественное ограничение или временное приостановление выдачи залоговых кредитов.

При осуществлении дисконтной и залоговой политики Центральный Банк может селективно воздействовать на определенные отрасли народного хозяйства путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залог векселей определенного рода путем изменения требований к качеству принимаемых в залог и к переучету векселей. Селективное воздействие нередко сопровождается общеэкономическими последствиями. Так, при ограничении объема определенных ценных бумаг, принимаемых в залог или к переучету, центральный банк снижает в целом кредитный потенциал коммерческих банков.

Поэтому в настоящее  время общеэкономический эффект воздействий путем проведения дисконтной или залоговой политики выступает  по своему значению на первый план. Макроэкономический эффект регулирования учетной ставки подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением ее величины и темпом роста валового национального продукта.

Изменение контингента  рефинансирования позволяет Центральному Банку достигать следующего эффекта. При ограничении контингента  коммерческие банки вынуждены обращаться к более дорогим источникам кредитования, например к залоговым кредитам, что означаем снижение объема их кредитного потенциала и удорожание кредитов Ставка по залоговым кредитам центрального банка обычно выше ставки переучета.

В Бельгии, Германии, Дании  и Нидерландах кредитные институты имеют возможность рефинансироваться в ограниченном объеме у Центрального Банка по ставкам ниже рыночных. В Германии и Дании кредитные институты могут при этом получать практически нелимитированные кредиты Центрального Банка дополнительно по рыночным ставкам, что повышает их ликвидность и конкурентоспособность по сравнению с коммерческими банками других европейских государств.

Стоит рассмотреть действие данного инструмента на примере  изменения величины учетной ставки. Если цель Центрального Банка - удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Однако данное мероприятие не принесет желаемого эффекта, если на денежном рынке наблюдается понижательная тенденция, так как в этом случае кредитные институты предпочтут межбанковские кредиты. Центральному Банку для достижения поставленной цели необходимо воздействовать на денежный рынок другими методами (путем повышения ставок по минимальным резервам и т. д.). При прочих равных условиях, в случае действенного повышения учетной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Тем не менее крупные банки зачастую позволяют себе снижать марку и не изменять вслед за Центральным Банком процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру.

Изменение учетной ставки Центрального Банка влечет за собой изменения  условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем  проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки Центрального Банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со стороны банков, потому что более привлекательными для них становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование.

Таким образом, рост учетной ставки Центрального Банка относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставки Центрального Банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.

Осуществляя дисконтную и ломбардную политику, Центральный  Банк выполняет "сигнальную миссию". Снижение учетной ставки центрального банка кредитные институты и  небанковские учреждения расценивают  как сигнал к ориентации на экспансивную политику Центрального Банка. Повышение учетной и ломбардной ставок и служит сигналом к проведению контрактивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитным институтам "подготовиться" к новым мерам Центрального Банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его "сигнальной миссии" при проведении дисконтной и залоговой политики.

В результате учетная  и залоговая политика Центрального Банка является способом его непосредственного  воздействия на ликвидность кредитных  институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.

Дисконтная политика (или учётная  политика) - проводимая Центральными банками денежно-кредитная политика, заключающаяся в повышении или понижении учетных ставок процента за кредит с целью регулирования спроса и предложения на ссудный капитал.

 

2.3. Политика обязательных  резервов

В настоящее время  минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны  иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций; это установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Используется Центральным Банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков. [15]

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России (от 28.03.2011 года) представлены в Приложении Б  (Таблица 2 - «Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России»). Нормативы взяты с сайта Центрального Банка. [16]

Использование нормативов может иметь  как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так  и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют  две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных  учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается  в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Понижение нормы денежных резервов  приведет к увеличению денежного мультипликатора, а,  следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если  центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков  и  к мультипликационному уменьшению   денежного  предложения. Этот  процесс происходит очень быстро.  Ибо,  как только подписывается  решение  об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных  бумаг и потребует возвращения ссуд.

Этот инструмент монетарной политики  является  наиболее  мощным, поскольку он  затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке

Статья 38 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации» гласит: «Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.»

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов  обязательств кредитной организации  и могут быть дифференцированными  для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении  нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в  бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого  в Банке России, сумму недовнесенных  средств, а также взыскать с кредитной  организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства