Денежно-кредитное регулирование экономики Банком России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целями деятельности Центрального банка России: защита и укрепление устойчивости рубля, развитие и укреплении банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Поэтому в текущем экономическом периоде, в условиях нарастающего финансового кризиса, изучение методов денежно-кредитного регулирования является особенно актуальной задачей для российской экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
1.1 Экономическое содержание и виды денежно-кредитного регулирования экономики……………………………………………………………………….5
1.2 Проблемы денежно-кредитного регулирования экономики…………………8
1.3 Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной политики Банком России…………………………………………………………………………...10
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
2.1 Динамика денежно-кредитного регулирования экономики Банком России.15
2.2 Эффективность денежно-кредитного регулирования экономики Банком России……………………………………………………………………………….24
2.3 Механизмы денежно-кредитного регулирования экономики Банка России.32
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
3.1 Денежно-кредитная политика на 2014 -2016гг.………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 1.70 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра «Финансы, инвестиции и кредит»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Деньги, кредит, банки»

на  тему: «Денежно-кредитное регулирование  экономики Банком России»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Проверил: к. э. н.,  доцент

(должность)

 (Ф. И. О. преподавателя)

Орел – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ

    1. Экономическое содержание и виды денежно-кредитного регулирования экономики……………………………………………………………………….5
    2. Проблемы денежно-кредитного регулирования экономики…………………8
    3. Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной политики Банком России…………………………………………………………………………...10

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ

2.1 Динамика  денежно-кредитного регулирования  экономики Банком России.15

2.2 Эффективность  денежно-кредитного регулирования экономики Банком России……………………………………………………………………………….24

2.3 Механизмы  денежно-кредитного регулирования экономики Банка России.32

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ

3.1 Денежно-кредитная политика на 2014 -2016гг.………………………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В банковской системе любой страны Центральный  банк играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития, как  национальной экономики, так и банковского  сектора страны. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной  формах Центральный банк, создает решающие экономические предпосылки для обмена продуктами труда, движения товаров и услуг от производителя к потребителю общественных благ.

Отцом кредитно-денежной политики признан Милтон Фридман, лауреат  Нобелевской премии, видный экономист  современности. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе  правительство Англии, на его теории была построена Рэйганомика.

Данная тема является актуальной, т.к. денежно-кредитное  регулирование - одно из важнейших направлений  экономической политики государства. Его проводником в экономике, как правило, является центральный  банк (в России это Центральный  банк Российской Федерации (ЦБ РФ) или  Банк России). Сущность денежно-кредитного регулирования заключается в  воздействии центральным банком с помощью специальных финансовых инструментов на деятельность коммерческих банков. К этим инструментам (или  методам) причисляют, например, изменение  процентных ставок, ликвидности, платежеспособности с целью обеспечения стабильности экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы, расширения или сужения объема денежной массы.[1.c.55]

Целями деятельности Центрального банка России: защита и укрепление устойчивости рубля, развитие и укреплении банковской системы  РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Поэтому в текущем экономическом  периоде, в условиях нарастающего финансового  кризиса, изучение методов денежно-кредитного регулирования является особенно актуальной задачей для российской экономики.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических  и практических аспектов применения методов денежно-кредитного регулирования  экономики, в том числе и в  России в текущем периоде времени. Задачи работы - описание теоретических  основ денежно-кредитного регулирования, выявление возможностей, перспектив и последствий применения инструментов денежно-кредитной политики для  регулирования экономики России.

Сегодня в  России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных  на экспорт и импортозамещающих  производств, существенно пополнить  валютные резервы страны. Задача это  достаточно сложная. Государственное  регулирование денежно-кредитной  сферы может осуществляться успешно  лишь в том случае, если государство  через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так  как в развитой рыночной экономике  именно они являются базой всей денежно-кредитной  системы.

При написании  данной работы использовалась разнообразная  учебно-методическая литература. Данная тема хорошо изложена в учебнике «Деньги, кредит, банки»; под ред. засл. деят. науки РФ, доктора экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. Здесь рассматриваются основные методы и формы кредитования национальной экономики, механизмы работы банковской системы России. Для проведения анализа денежно-кредитного регулирования экономики были использована данные официального сайта Центрального банка

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ

 

    1. Экономическое содержание и виды денежно-кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитная  политика — это совокупность мероприятий центрального банка и правительства в области денежного обращения и кредита.

Денежно-кредитная  политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.

Объектами денежно-кредитной  политики являются спрос и предложение  на денежном рынке.

Субъектами  денежно-кредитной политики выступают, прежде всего ЦБ в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

Основные  направления ДКП:

- регулирование  денежной массы с целью стимулирования  экономического роста;

- управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;

- сглаживание  колебаний экономической конъюнктуры  на макроуровне;

- обеспечение  бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы в народном хозяйстве и различных звеньев финансовой системы через регулирование деятельности банковской системы.[1.c.36]

Для осуществления  ДКП государством используются институты  денежно-кредитного регулирования (ЦБ, Казначейство, МинФин) и денежно-кредитные инструменты:

1. Рефинансирование  банков.

2. Процентные ставки по операциям ЦБ.

3. Обязательное  резервирование.

4. Валютное  регулирование.

5. Операции  на открытом рынке.

  Цели денежно-кредитной политики можно  классифицировать  в  зависимости  от степени воздействия   Центрального банка на эти цели:

1) операционные (кредит правительству; кредит коммерческим банкам;      процентная ставка по межбанковским кредитам);

2) промежуточные (объем денежной массы; уровень процентной ставки коммерческих банков);

3) конечные (темп инфляции; курс рубля по отношению к другим валютным единицам; темп роста валового внутреннего продукта; темп роста инвестиций; уровень занятости).[6.c.297]

Достижение  этих целей происходит с помощью  нескольких методов денежно-кредитного регулирования:

  • Установление верхнего и нижнего пределов денежной массы, находящейся в обращении.
  • Установление фиксированных процентных ставок по кредитам для коммерческих банков.
  • Установление норм обязательного резервирования на счетах в ЦБ.
  • Использование части эмиссионных фондов ЦБ для покупки облигаций госзаймов и прямого покрытия дефицита бюджета.
  • Покупка золота и инвалюты для регулирования платёжного баланса и курса.

В зависимости  от состояния хозяйственной конъюнктуры  выделяют два основных типа ДКП:

1. Денежно-кредитная  рестрикция (жесткая) — это политика  «дорогих» денег, направлена на  ужесточение условий и ограничение  объема кредитных операций коммерческих  банков путем повышения уровня  процентных ставок. Ее проведение  сопровождается увеличением налогов,  сокращением государственных расходов, другими мероприятиями, направленными  на сдерживание инфляции и  оздоровление платежного баланса.

2. Денежно-кредитная  экспансия (гибкая) — сопровождается  расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля со стороны  ЦБ за приростом количества  денег в обращении, сокращением  налоговых ставок и понижением  уровня процентных ставок. Цели: стимулирование деловой активности  и экономического роста, сокращение  безработицы.[2.c.23]

 Таким  образом, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег. При проведении целенаправленной денежно-кредитной политики (рестрикционной или экпансионной) центральные банки одновременно прибегают ко всем известным инструментам и применяют их в определенном сочетании. Выбор инструментов денежно-кредитной политики в значительной мере определяется составом и структурными характеристиками денежно-кредитной системы, которую они призваны регулировать. Поэтому перечень и важность применения тех или иных инструментов денежно-кредитного регулирования до недавнего времени сильно различались по странам. Однако тенденции к интеграции структурных форм национальной кредитной системы  в последние годы постепенно ведут к сближению диапазона  и иерархии инструментов денежно-кредитной политики в развитых капиталистических странах. Первопричиной указанных процессов следует считать интернационализацию рынков капиталов и появление новых финансовых инструментов.

Постепенно инструменты косвенного воздействия главного банка на состояние  денежно-кредитной сферы приобретают  роль основных инструментов денежно-кредитного регулирования, а денежно-кредитная  политика все в большей степени  становится формой эффективного воздействия  на макроэкономические переменные путем  маневрирования процентными ставками, валютными курсами и изменения  доступности кредита.

 

 

    1. Проблемы денежно-кредитного регулирования  экономики

 

Денежно-кредитная  политика, проводимая Центральным банком на протяжении многих лет, отражает поверхностно и не конкретно основные тезисы о  росте инфляции и валютной политике. При этом целевые показатели не всегда точные и вопрос реализации задуманных целей весьма сомнителен по многим аспектам. Это государственная политика в части выполнения своих обязательств и проведения структурных реформ, государственная фискальная политика, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционное ожидания, цены на сырье  естественных монополий, конъюнктура  мирового рынка на основные показатели рынка российского сырья, состояние  платежного баланса. Таким образом, Центральный банк снимает с себя ответственность за неисполнение целевого уровня инфляции, перекладывая ее на Правительство  РФ.

Основные  предположения при разработке денежно-кредитной  политики - неизменность конъюнктуры  рынка, отсутствие макроэкономического  анализа. Вместе с тем уже не вызывает сомнений, что эти изменения каждый год весьма значительны. Как результат, денежно-кредитная политика не представляет сценарных стратегий осуществления  денежно-кредитного регулирования, т.е. фактически Центральный банк не готов  к «встрече» с неблагоприятными условиями рынка.

Это дает основание  расценивать денежно-кредитную политику, осуществляемую Банком России, как  политику следования за основными экономическими направлениями. Кроме того, что целевые  показатели денежно-кредитной политики не конкретные, не проводится разработка статистических параметров и, соответственно, вариантных сценариев для обеспечения  оптимального уровня развития экономики.

На первый взгляд, данный закон противоречит условиям независимости Центрального банка, определяемым Конституцией и  соответствующим мировой практике. Однако после подробного анализа  денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, институциональных преобразований в части ее совершенствования  и формирования условий качественного  денежно-кредитного регулирования, становится ясно, что в настоящее время  Банк России не может взять на себя полную ответственность в вопросах макроэкономического регулирования  денежно-кредитных процессов.[8. c.312]

Центральный банк неоднократно ссылался на государственную  политику, осуществляемую правительством, как на фактор, препятствующий выработке  стратегических ориентиров и конкретных решений при разработке, а затем  при проведении денежно-кредитной  политики (об этом свидетельствует  отсутствие в денежно-кредитной  политике конкретных показателей или  их сомнительность ввиду непредсказуемости  государственной политики).

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование экономики Банком России