Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:52, курсовая работа
Целями деятельности Центрального банка России: защита и укрепление устойчивости рубля, развитие и укреплении банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Поэтому в текущем экономическом периоде, в условиях нарастающего финансового кризиса, изучение методов денежно-кредитного регулирования является особенно актуальной задачей для российской экономики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
1.1 Экономическое содержание и виды денежно-кредитного регулирования экономики……………………………………………………………………….5
1.2 Проблемы денежно-кредитного регулирования экономики…………………8
1.3 Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной политики Банком России…………………………………………………………………………...10
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
2.1 Динамика денежно-кредитного регулирования экономики Банком России.15
2.2 Эффективность денежно-кредитного регулирования экономики Банком России……………………………………………………………………………….24
2.3 Механизмы денежно-кредитного регулирования экономики Банка России.32
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
3.1 Денежно-кредитная политика на 2014 -2016гг.………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При принятии решений по вопросам процентной политики Банк России ориентировался на среднесрочные оценки инфляционных рисков, динамику инфляционных ожиданий, оценки перспектив экономического роста, а также учитывал изменение других факторов. Принимались во внимание отсутствие значимого воздействия на инфляцию со стороны спроса в условиях сохранения совокупного выпуска вблизи своего потенциального уровня, немонетарный характер краткосрочного замедления инфляции в первой половине текущего года и ее роста во втором полугодии, а также ужесточение денежно-кредитных условий.
Основываясь на анализе указанных и других факторов, Банк России в январе - августе 2012 года не изменял направленность денежно-кредитной политики - ставка рефинансирования и процентные ставки по основным операциям (за исключением ставок по сделкам "валютный своп") были сохранены на уровне, установленном с 26 декабря 2011 года.
2.3 Механизмы денежно-кредитного регулирования экономики Банком России
Основой развития
надежного, устойчивого функционирования
банковской системы является формирование
гибкого механизма денежно-
Основным
объектом денежно-кредитного регулирования
со стороны ЦБ выступает совокупная
наличная и безналичная денежная
масса в экономике, от динамики которой
зависит изменение различных
компонентов совокупного
Механизм реализации денежной программы как элемент денежной системы включает следующие элементы:
- стратегическое
планирование и
- экономические
и правовые формы (методы, инструменты)
воздействия, регулирующие
При выявлении расхождений между фактическими и прогнозными данными денежных параметров устанавливаются причины их возникновения, а сами расхождения должны также регулироваться. Например, в целях регулирования валютных рисков коммерческим банкам устанавливаются лимиты по ведению открытых валютных позиций. Для регулирования кредитных рисков и нейтрализации их негативных последствий в банковской системе создаются резервы на возможные потери по ссудам. При регулировании рыночных рисков банковской системы рассчитывают размер этих рисков для их включения в денежную программу.
Наделенный
государством эмиссионным правом ЦБ
является проводником
ЦБ выбираются
цели и приоритеты банковской деятельности,
разрабатываются
Принципы построения межбанковских взаимоотношений фиксируются в банковском законодательстве, а конкретные формы, их набор и соподчиненность на каждом определенном этапе могут модифицироваться и уточняться. [11.c.13]
ЦБ издает
соответствующие официальные
Последним элементом
системы денежно-кредитного регулирования
выделяется механизм регулирования, причем
Савинский Ю.П. понимает под ним
условия и порядок
В России статья
35 Федерального закона «О Центральном
Банке Российской Федерации (Банке
России)» содержит перечень инструментов
и методов денежно-кредитной
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование кредитных организаций;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени.
1) Операции
на открытом рынке. Они
2) Рефинансирование банков. Прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег. ЦБ может влиять на объем рефинансирования двумя способами: – воздействуя на величину процентной ставки по кредитам (растет ставка – растет стоимость кредитов ЦБ – сокращается объем заимствований);
– воздействуя на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования. Политика рефинансирования воздействует на объемы кредитования путем выдачи ссуд и предполагает определение центральным банком целей. Условий и сроков кредитования.
Рефинансирование используется как инструмент стабилизации банковской системы (предоставление дополнительных резервов в кризисный период). Политика рефинансирования обладает меньшим прямым воздействием на денежную сферу
3) Резервные требования. ЦБ имеет право требовать от банков хранить резервы в определенной пропорции к депозитам. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственной денежную массу (и наоборот). Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов.
4) Депозитные операции– привлечение свободных денежных средств банков в срочные депозиты банка России. Предназначены для стерилизации свободной банковской ликвидности. Они проводятся 2 способами: на фиксированных условиях или на условиях аукциона. Такие операции «связывают» избыточные резервы банков, сдерживая рост денежной массы.
5) Прямые количественные ограничения– установление лимитов на рефинансирование банков и других кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.[8.c 359]
Анализируя приведенный перечень, можно сделать вывод о том, что законодатель не разграничивает инструменты и методы и не включает в их число налоговые инструменты. Вместе с тем, среди нормативных инструментов выделяются только нормативы обязательных резервов, хотя на практике Банк России в процессе денежно-кредитного регулирования использует весь спектр существующих инструментов.
Одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации, как и центральных банков зарубежных стран, является рефинансирование коммерческих банков.
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
3.1 Денежно-кредитная политика на 2014-2016 гг.
В предстоящий трехлетний период основной целью денежно-кредитной политики Банка России будет обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен и является одним из важнейших условий формирования сбалансированного и устойчивого экономического роста. К 2015 году Банк России планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции, в рамках которого обеспечение ценовой стабильности признается приоритетной целью денежно-кредитной политики. Кроме того, неотъемлемыми характеристиками нового режима являются объявление количественных целей по инфляции, принятие решений в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции, а также активное информационное взаимодействие центрального банка с обществом и его подотчетность.
Наряду с
этим финансовая стабильность рассматривается
Банком России как необходимое условие
реализации государственной
Целевое значение изменения потребительских цен, установленное с учетом вышеуказанных факторов, составит 5,0% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4,0% в 2016 году. Выбор индекса потребительских цен в качестве целевого индикатора обусловлен тем, что, хотя базовый индекс потребительских цен менее волатилен и в большей степени поддается воздействию мер денежно-кредитной политики, общий индекс лучше характеризует изменение стоимости жизни и его динамика влияет на формирование инфляционных ожиданий субъектов экономики.
Прогноз платежного баланса на 2014 – 2016 годы составлен в зависимости от сценарных условий. (Приложение 2) В связи с планируемым переходом к плавающему валютному курсу к 2015 году динамика международных резервов в 2015 – 2016 годах будет определяться преимущественно потоками, связанными с пополнением и расходованием средств суверенных фондов Российской Федерации. В 2014 году на изменение международных резервов будут также влиять валютные интервенции Банка России, направленные на ограничение волатильности национальной валюты, в рамках механизма плавающего валютного коридора. Во всех рассматриваемых вариантах прогноза предполагается сокращение положительного сальдо счета текущих операций за счет стабилизации экспорта товаров, вызванной главным образом слабыми темпами роста физических объемов, в совокупности с продолжающимся ростом импорта. этом в вариантах II(а) и II(б) ожидается формирование в 2016 году отрицательного сальдо счета текущих операций.
Предположение
о снижении цены на нефть с текущих
значений до уровня порядка 100 долларов
США за баррель в 2014 – 2016 годах
в вариантах II(а) и II(б) соответствует
реализации предпосылки о постепенном
сокращении в этот период антикризисных
мер поддержки экономики
При этом в указанных вариантах ожидается сокращение чистого оттока частного капитала в 2015 году в условиях уменьшения положительного сальдо счета текущих операций и повышения гибкости курсообразования, обеспечивающего балансировку счета текущих операций и финансового счета при сравнительно небольших изменениях международных резервов. В 2016 году возможно формирование чистого притока частного капитала.
В варианте I, соответствующем ухудшению как внешних, так и внутриэкономических условий, Банк России прогнозирует сохранение отрицательного сальдо финансового счета, в то время как в варианте III в условиях роста склонности к риску международных инвесторов и возможного повышения привлекательности инвестирования средств в российскую экономику возможно формирование с 2015 года чистого притока частного капитала.
Банк России оценил динамику показателей денежно-кредитной сферы на 2014 – 2016 годы исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП, оценок платежного баланса, а также с учетом параметров проекта федерального бюджета на 2014 – 2016 годы. (Приложение 1) Постепенное увеличение гибкости курсообразования и планируемый с 2015 года переход Банка России к плавающему валютному курсу, а также реализация бюджетной политики с учетом применения бюджетных правил создают условия для последовательного снижения влияния валютного и бюджетного каналов на формирование денежного предложения в ближайшие три года.
Изменение объема
чистых международных резервов органов
денежно-кредитного регулирования
будет обусловлено в основном
операциями по пополнению (использованию)
средств суверенных фондов. Денежное
предложение на уровне органов денежно-кредитного
регулирования будет
Банка России
по рефинансированию кредитных организаций,
и в рамках всех рассматриваемых
вариантов ожидается рост валового
кредита банкам. Таким образом, согласно
прогнозам Банка России, структурный
дефицит ликвидности
Банк России
на регулярной основе будет уточнять
параметры прогноза макроэкономического
развития и в соответствии с ними
принимать решения о
Информация о работе Денежно-кредитное регулирование экономики Банком России