Денежно-кредитное регулирование экономики Банком России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целями деятельности Центрального банка России: защита и укрепление устойчивости рубля, развитие и укреплении банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Поэтому в текущем экономическом периоде, в условиях нарастающего финансового кризиса, изучение методов денежно-кредитного регулирования является особенно актуальной задачей для российской экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
1.1 Экономическое содержание и виды денежно-кредитного регулирования экономики……………………………………………………………………….5
1.2 Проблемы денежно-кредитного регулирования экономики…………………8
1.3 Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной политики Банком России…………………………………………………………………………...10
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
2.1 Динамика денежно-кредитного регулирования экономики Банком России.15
2.2 Эффективность денежно-кредитного регулирования экономики Банком России……………………………………………………………………………….24
2.3 Механизмы денежно-кредитного регулирования экономики Банка России.32
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
3.1 Денежно-кредитная политика на 2014 -2016гг.………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 1.70 Мб (Скачать файл)

При принятии решений по вопросам процентной политики Банк России ориентировался на среднесрочные  оценки инфляционных рисков, динамику инфляционных ожиданий, оценки перспектив экономического роста, а также учитывал изменение других факторов. Принимались  во внимание отсутствие значимого воздействия  на инфляцию со стороны спроса в  условиях сохранения совокупного выпуска  вблизи своего потенциального уровня, немонетарный характер краткосрочного замедления инфляции в первой половине текущего года и ее роста во втором полугодии, а также ужесточение  денежно-кредитных условий.

Основываясь на анализе указанных и других факторов, Банк России в январе - августе 2012 года не изменял направленность денежно-кредитной политики - ставка рефинансирования и процентные ставки по основным операциям (за исключением  ставок по сделкам "валютный своп") были сохранены на уровне, установленном  с 26 декабря 2011 года.

 

2.3 Механизмы  денежно-кредитного регулирования экономики Банком России

 

Основой развития надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики, позволяющего Центральному Банку эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного  обращения.

Основным  объектом денежно-кредитного регулирования  со стороны ЦБ выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой  зависит изменение различных  компонентов совокупного платежеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер, то есть денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование структуры и объема денежного оборота ЦБ осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих методов и инструментов.

Механизм  реализации денежной программы как  элемент денежной системы включает следующие элементы:

- стратегическое  планирование и прогнозирование  (определение направлений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);

- экономические  и правовые формы (методы, инструменты)  воздействия, регулирующие денежные  и кредитные отношения.

При выявлении  расхождений между фактическими и прогнозными данными денежных параметров устанавливаются причины  их возникновения, а сами расхождения  должны также регулироваться. Например, в целях регулирования валютных рисков коммерческим банкам устанавливаются  лимиты по ведению открытых валютных позиций. Для регулирования кредитных  рисков и нейтрализации их негативных последствий в банковской системе  создаются резервы на возможные  потери по ссудам. При регулировании  рыночных рисков банковской системы рассчитывают размер этих рисков для их включения в денежную программу.

Наделенный  государством эмиссионным правом ЦБ является проводником общегосударственной  политики стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности.

ЦБ выбираются цели и приоритеты банковской деятельности, разрабатываются соответствующие  стратегия и тактика денежно-кредитной  политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов и  инструментов.

Принципы  построения межбанковских взаимоотношений  фиксируются в банковском законодательстве, а конкретные формы, их набор и  соподчиненность на каждом определенном этапе могут модифицироваться и  уточняться. [11.c.13]

ЦБ издает соответствующие официальные материалы, имеющие обязательный или рекомендательный характер, на основе которых комммерческие банки ставятся в известность о об изменениях при выборе Центральным Банком методов денежно-кредитного регулирования, модификации значимости отдельных инструментов воздействия.

Последним элементом  системы денежно-кредитного регулирования  выделяется механизм регулирования, причем Савинский Ю.П. понимает под ним  условия и порядок использования  инструментов денежно-кредитного регулирования, организацию деятельности центрального банка по этому использованию. Сотрудники центрального банка, кандидаты экономических наук Голикова Ю.С. и Хохленкова М.А. под механизмом денежно-кредитного регулирования понимают совокупность методов, инструментов регулирования наличных и безналичных банковских операций, а также конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне. Представляется более точным определение Савинского Ю.П., так как методы и инструменты являются отдельным элементом системы денежно-кредитного регулирования, а механизм, исходя из значения этого слова согласно Ожегова С.И. представляет собой устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности, в рассматриваемом случае - регулирования. Механизм денежно-кредитного регулирования индивидуален для каждой страны и регламентируется документами центральных банков.[10.c.28]

В России статья 35 Федерального закона «О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России)» содержит перечень инструментов и методов денежно-кредитной политики главного банка, к которым относятся:

процентные  ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

операции  на открытом рынке;

рефинансирование  кредитных организаций;

валютные  интервенции;

установление  ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения;

эмиссия облигаций  от своего имени.

1) Операции  на открытом рынке. Они представляют  собой покупку и продажу центральным  банком ценных бумаг. Продажа  поведет за собой сокращение  денежной массы. Считается самым  эффективным инструментом денежно-кредитной  политики. Используют 2 вида операций: прямые сделки (т.е. с немедленной  поставкой) и сделки РЕПО(означают покупку ценных бумаг с обязательством выкупить их обратно через определенный срок). По типам операции открытого рынка делятся на динамические (направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы) и защитные (направлены на поддержание стабильности финансовой системы в случае неожиданного отклонения).

2) Рефинансирование  банков. Прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег. ЦБ может влиять на объем рефинансирования двумя способами: – воздействуя на величину процентной ставки по кредитам (растет ставка – растет стоимость кредитов ЦБ – сокращается объем заимствований);

– воздействуя на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования. Политика рефинансирования воздействует на объемы кредитования путем выдачи ссуд и предполагает определение центральным банком целей. Условий и сроков кредитования.

Рефинансирование  используется как инструмент стабилизации банковской системы (предоставление дополнительных резервов в кризисный период). Политика рефинансирования обладает меньшим прямым воздействием на денежную сферу

3) Резервные  требования. ЦБ имеет право требовать от банков хранить резервы в определенной пропорции к депозитам. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственной денежную массу (и наоборот). Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов.

4) Депозитные  операции– привлечение свободных денежных средств банков в срочные депозиты банка России. Предназначены для стерилизации свободной банковской ликвидности. Они проводятся 2 способами: на фиксированных условиях или на условиях аукциона. Такие операции «связывают» избыточные резервы банков, сдерживая рост денежной массы.

5) Прямые количественные  ограничения– установление лимитов на рефинансирование банков и других кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.[8.c 359]

Анализируя  приведенный перечень, можно сделать  вывод о том, что законодатель не разграничивает инструменты и  методы и не включает в их число  налоговые инструменты. Вместе с  тем, среди нормативных инструментов выделяются только нормативы обязательных резервов, хотя на практике  Банк России в процессе денежно-кредитного регулирования  использует весь спектр существующих инструментов.

Одним из важнейших  инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации, как и центральных банков зарубежных стран, является рефинансирование коммерческих банков.

 

 

 

 

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ

 

3.1 Денежно-кредитная  политика на 2014-2016 гг.

 

В предстоящий  трехлетний период основной целью денежно-кредитной  политики Банка России будет обеспечение  ценовой стабильности, что подразумевает  достижение и поддержание стабильно  низких темпов роста потребительских  цен и является одним из важнейших  условий формирования сбалансированного  и устойчивого экономического роста. К 2015 году Банк России планирует завершить  переход к режиму таргетирования инфляции, в рамках которого обеспечение ценовой стабильности признается приоритетной целью денежно-кредитной политики. Кроме того, неотъемлемыми характеристиками нового режима являются объявление количественных целей по инфляции, принятие решений в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции, а также активное информационное взаимодействие центрального банка с обществом и его подотчетность.

Наряду с  этим финансовая стабильность рассматривается  Банком России как необходимое условие  реализации государственной макроэкономической, в частности денежно-кредитной, политики. В среднесрочной перспективе перед Банком России стоит задача по дальнейшему снижению темпа роста Данный процесс должен протекать постепенно: целевая траектория инфляции будет определяться с учетом перспектив экономического роста, а также задачи по поддержанию устойчивого функционирования банковского сектора и финансовых рынков, что позволит избежать чрезмерной волатильности цен активов и неоправданных колебаний деловой активности.

Целевое значение изменения потребительских цен, установленное с учетом вышеуказанных  факторов, составит 5,0% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4,0% в 2016 году. Выбор индекса  потребительских цен в качестве целевого индикатора обусловлен тем, что, хотя базовый индекс потребительских  цен менее волатилен и в большей степени поддается воздействию мер денежно-кредитной политики, общий индекс лучше характеризует изменение стоимости жизни и его динамика влияет на формирование инфляционных ожиданий субъектов экономики.

Прогноз платежного баланса на 2014 – 2016 годы составлен  в зависимости от сценарных условий. (Приложение 2) В связи с планируемым переходом к плавающему валютному курсу к 2015 году динамика международных резервов в 2015 – 2016 годах будет определяться преимущественно потоками, связанными с пополнением и расходованием средств суверенных фондов Российской Федерации. В 2014 году на изменение международных резервов будут также влиять валютные интервенции Банка России, направленные на ограничение волатильности национальной валюты, в рамках механизма плавающего валютного коридора. Во всех рассматриваемых вариантах прогноза предполагается сокращение положительного сальдо счета текущих операций за счет стабилизации экспорта товаров, вызванной главным образом слабыми темпами роста физических объемов, в совокупности с продолжающимся ростом импорта. этом в вариантах II(а) и II(б) ожидается формирование в 2016 году отрицательного сальдо счета текущих операций.

Предположение о снижении цены на нефть с текущих  значений до уровня порядка 100 долларов США за баррель в 2014 – 2016 годах  в вариантах II(а) и II(б) соответствует  реализации предпосылки о постепенном  сокращении в этот период антикризисных  мер поддержки экономики денежно-кредитными властями США и сохранении низкой склонности к риску участников мировых  финансовых рынков. В этих условиях Банк России прогнозирует сохранение отрицательного сальдо финансового счета в 2014 году.

При этом в  указанных вариантах ожидается  сокращение чистого оттока частного капитала в 2015 году в условиях уменьшения положительного сальдо счета текущих  операций и повышения гибкости курсообразования, обеспечивающего балансировку счета текущих операций и финансового счета при сравнительно небольших изменениях международных резервов. В 2016 году возможно формирование чистого притока частного капитала.

В варианте I, соответствующем ухудшению как  внешних, так и внутриэкономических  условий, Банк России прогнозирует сохранение отрицательного сальдо финансового  счета, в то время как в варианте III в условиях роста склонности к  риску международных инвесторов и возможного повышения привлекательности  инвестирования средств в российскую экономику возможно формирование с 2015 года чистого притока частного капитала.

Банк России оценил динамику показателей денежно-кредитной  сферы на 2014 – 2016 годы исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП, оценок платежного баланса, а также с учетом параметров проекта  федерального бюджета на 2014 – 2016 годы. (Приложение 1) Постепенное увеличение гибкости курсообразования и планируемый с 2015 года переход Банка России к плавающему валютному курсу, а также реализация бюджетной политики с учетом применения бюджетных правил создают условия для последовательного снижения влияния валютного и бюджетного каналов на формирование денежного предложения в ближайшие три года.

Изменение объема чистых международных резервов органов  денежно-кредитного регулирования  будет обусловлено в основном операциями по пополнению (использованию) средств суверенных фондов. Денежное предложение на уровне органов денежно-кредитного регулирования будет формироваться  преимущественно за счет операций

Банка России по рефинансированию кредитных организаций, и в рамках всех рассматриваемых  вариантов ожидается рост валового кредита банкам. Таким образом, согласно прогнозам Банка России, структурный  дефицит ликвидности банковского  сектора сохранится.

Банк России на регулярной основе будет уточнять параметры прогноза макроэкономического  развития и в соответствии с ними принимать решения о необходимости  корректировки параметров денежно-кредитной  политики.

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование экономики Банком России