Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:52, курсовая работа
Целями деятельности Центрального банка России: защита и укрепление устойчивости рубля, развитие и укреплении банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Поэтому в текущем экономическом периоде, в условиях нарастающего финансового кризиса, изучение методов денежно-кредитного регулирования является особенно актуальной задачей для российской экономики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
1.1 Экономическое содержание и виды денежно-кредитного регулирования экономики……………………………………………………………………….5
1.2 Проблемы денежно-кредитного регулирования экономики…………………8
1.3 Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной политики Банком России…………………………………………………………………………...10
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
2.1 Динамика денежно-кредитного регулирования экономики Банком России.15
2.2 Эффективность денежно-кредитного регулирования экономики Банком России……………………………………………………………………………….24
2.3 Механизмы денежно-кредитного регулирования экономики Банка России.32
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
3.1 Денежно-кредитная политика на 2014 -2016гг.………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Правительство не может допустить, чтобы в государственной денежно-кредитной политике отсутствовали целевые показатели инфляции, процентные ставки, объемы денежной эмиссии. Поэтому очевидна необходимость создания единого документа, формирующего согласованные позиции Центрального банка и Правительства РФ в части денежно-кредитного регулирования экономики.[12. c.38]
В связи с
этим Государственная Дума и российская
научная общественность неоднократно
выдвигали предложения о
Нормативно-правовое
регулирование денежно-
В соответствии
с пунктом "ж" статьи 71 Конституции
Российской Федерации в
В части
2 статьи 75 Конституции Российской
Федерации закреплен принцип
независимости Банка России от
других государственных
Закон
о Банке России
Закон о Банке России установил правовой статус Банка России; размер его уставного капитала; порядок формирования и основные функции Национального банковского совета и органов управления; урегулировал взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также взаимоотношения Банка России с кредитными организациями; обозначил принципы организации безналичных расчетов и наличного денежного обращения; определил принципы осуществления и основные инструменты денежно—кредитной политики; установил перечень операций и сделок Банка России; полномочия по банковскому регулированию и банковскому надзору; принципы организации Банка России, его отчетности и аудита.
Распределение полномочий в сфере регулирования денежного обращения закреплено в Конституции РФ. Так, в ст. 71, п. «ж» отмечено, что такие вопросы, как «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки», находятся в ведении Российской Федерации, и самостоятельное решение данных вопросов субъектами РФ рассматривается как нарушение государственной целостности. В ст. 106 Конституции за Советом Федерации и Государственной Думой закреплены их исключительные законодательные полномочия «по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».
Важная роль
в организации денежного
Особая роль
в осуществлении денежной политики
государства возлагается в
Конкретизация
целей, задач, полномочий и
ответственности Центрального
Рассмотрим содержание некоторых статей ФЗ «О Центральном банке» Статья 41. Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов. (статья 41 введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации…Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации 10 нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ).
Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также для некредитных финансовых организаций в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; (абзац в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ) [13,c.40]
Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
В главе IV, Статьи 21. ФЗ «О Центральном банке» для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. (часть вторая в ред. Федерального закона от 27.10.2008 № 176-ФЗ).
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние финансового рынка Российской Федерации, в том числе на состояние банковской системы Российской Федерации, и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ). В главе VII ФЗ «О Центральном Банке РФ». Денежно-кредитная политика в статье 35. рассматриваются основные инструменты и методы денежно-
кредитной политики Банка России, в статье 38 говорится об размере обязательных резервов. Статья 44. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций,
размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О Центральном банке РФ": Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Система органов исполнительной власти установлена в Указе Президента "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" . ЦБ РФ не включен в состав таких органов, а значит формально органом исполнительной власти не является. Таким образом, Центральный банк является особенным самостоятельным органом, выполняющим свои функции в зависимости от прямо предусмотренных требований законодательства.
Таким образом, акты Центрального банка РФ также нельзя отнести к актам органов исполнительной власти, так как они занимают обособленное место в иерархии нормативно-правовых актов.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
2.1 Динамика
денежно-кредитного
Рассматривая динамику, основные показатели денежно-кредитного регулирования можно провести анализ ее инструментов, эффективность их использования.
Инфляция и экономический рост.
На фоне высоких мировых цен на энергетические товары повышались доходы бюджета, при этом улучшалась равномерность расходования бюджетных средств в течение финансового года. В результате профицит федерального бюджета в январе - сентябре 2012 года составил 1,4% ВВП (в январе - сентябре 2011 года - 2,9% ВВП).
Таблица 1. – Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции.
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||||||
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция | |
Январь |
3,8 |
3,4 |
7,6 |
8 |
7,2 |
9,6 |
6 |
4,2 |
5,7 |
7,1 |
Февраль |
4,5 |
3,9 |
6,3 |
7,2 |
7,4 |
9,5 |
5,7 |
3,7 |
5,7 |
7,3 |
Март |
4,8 |
4 |
5,4 |
6,5 |
7,7 |
9,5 |
5,5 |
3,7 |
5,6 |
7 |
Апрель |
4,4 |
3,2 |
4,8 |
6 |
8 |
9,6 |
5,3 |
3,6 |
5,7 |
7,2 |
Май |
3,6 |
2,3 |
4,4 |
6 |
8,3 |
9,6 |
5,1 |
3,6 |
5,9 |
7,4 |
Июнь |
2,9 |
1,9 |
4,3 |
5,8 |
8,4 |
9,4 |
5,2 |
4,3 |
5,8 |
6,9 |
Июль |
2,3 |
12 |
4,3 |
5,5 |
8,4 |
9 |
5,3 |
5,6 |
5,6 |
6,5 |
Август |
1,7 |
1,6 |
4,6 |
6,1 |
8,1 |
8,2 |
5,5 |
5,9 |
5,5 |
6,5 |
Сентябрь |
0,8 |
0,7 |
5,3 |
7 |
7,4 |
7,2 |
5,7 |
6,6 |
5,5 |
6,1 |
Октябрь |
9,6 |
9,7 |
5,8 |
7,5 |
7,2 |
7,2 |
5,8 |
6,5 |
- |
- |
Ноябрь |
8,8 |
9,1 |
6,2 |
8,1 |
6,9 |
6,8 |
5,8 |
6,5 |
- |
- |
Декабрь |
8,3 |
8,8 |
6,6 |
8,8 |
6,6 |
6,1 |
5,7 |
6,6 |
- |
- |
Таблица составлена на основе данных бюллетеня банковской статистики*
На основе таблицы 1 можно установить, что в январе-августе 2013 года инфляция находилась выше целевого диапазона, установленного на 2013 год «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов» (5–6%). Сформировавшиеся темпы инфляции были связаны прежде всего с ускоренным удорожанием продовольственных товаров, обусловленным низким урожаем 2012 года, повышением акцизов на отдельные товары, а также с индексацией цен на услуги естественных монополий.
Информация о работе Денежно-кредитное регулирование экономики Банком России