Денежно-кредитное регулирование экономики Банком России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целями деятельности Центрального банка России: защита и укрепление устойчивости рубля, развитие и укреплении банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Поэтому в текущем экономическом периоде, в условиях нарастающего финансового кризиса, изучение методов денежно-кредитного регулирования является особенно актуальной задачей для российской экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
1.1 Экономическое содержание и виды денежно-кредитного регулирования экономики……………………………………………………………………….5
1.2 Проблемы денежно-кредитного регулирования экономики…………………8
1.3 Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной политики Банком России…………………………………………………………………………...10
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
2.1 Динамика денежно-кредитного регулирования экономики Банком России.15
2.2 Эффективность денежно-кредитного регулирования экономики Банком России……………………………………………………………………………….24
2.3 Механизмы денежно-кредитного регулирования экономики Банка России.32
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ
3.1 Денежно-кредитная политика на 2014 -2016гг.………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Правительство не может допустить, чтобы в государственной  денежно-кредитной политике отсутствовали  целевые показатели инфляции, процентные ставки, объемы денежной эмиссии. Поэтому  очевидна необходимость создания единого  документа, формирующего согласованные  позиции Центрального банка и  Правительства РФ в части денежно-кредитного регулирования экономики.[12. c.38]

В связи с  этим Государственная Дума и российская научная общественность неоднократно выдвигали предложения о сокращении степени независимости Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования и о более активном вовлечении в данный процесс Государственной Думы и Правительства РФ в целях улучшения качества денежно-кредитной политики, усиления процессов рефинансирования коммерческих банков Центральным банком, сокращения информационного разрыва между ЦБ и остальной общественностью, а также с целью формирования благоприятных ожиданий участников рынка. Это является необходимым условием для успешного проведения государственной денежно-кредитной политики. Между тем вероятность лишить Банк России всех признаков независимости, весьма велика и при пролонгации сегодняшней ситуации все более увеличивается.

 

    1. Нормативно-правовое регулирование  денежно-кредитной политики Банком России

 

Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной  политики Банком России, осуществляется на основе банковского законодательства, которое является отраслью права, представляющей систему нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Закон о Банке России), Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.   

 В соответствии  с пунктом "ж" статьи 71 Конституции  Российской Федерации в ведении  Российской Федерации находятся,  в частности, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование,  денежная эмиссия, основы ценовой  политики, данное положение означает, что правовое регулирование банковской  деятельности может осуществляться  только на федеральном уровне.    

 В части  2 статьи 75 Конституции Российской  Федерации закреплен принцип  независимости Банка России от  других государственных органов  при осуществлении своей основной  функции — защиты и обеспечения  устойчивости рубля.[15, c.2]   

 Закон  о Банке России конкретизировал  принцип независимости Банка  России, установив, что функции  и полномочия, предусмотренные Конституцией  Российской Федерации и Законом  о Банке России, Банк России  осуществляет независимо от других  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления.   

 Закон о Банке России установил правовой статус Банка России; размер его уставного капитала; порядок формирования и основные функции Национального банковского совета и органов управления; урегулировал взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также взаимоотношения Банка России с кредитными организациями; обозначил принципы организации безналичных расчетов и наличного денежного обращения; определил принципы осуществления и основные инструменты денежно—кредитной политики; установил перечень операций и сделок Банка России; полномочия по банковскому регулированию и банковскому надзору; принципы организации Банка России, его отчетности и аудита.

Распределение полномочий в сфере регулирования  денежного обращения закреплено в Конституции РФ. Так, в ст. 71, п. «ж» отмечено, что такие вопросы, как «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки», находятся в ведении Российской Федерации, и самостоятельное решение данных вопросов субъектами РФ рассматривается как нарушение государственной целостности. В ст. 106 Конституции за Советом Федерации и Государственной Думой закреплены их исключительные законодательные полномочия «по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

Важная роль в организации денежного обращения  в России отведена Конституцией Президенту РФ, который в соответствии с п. «г» ст. 83 «представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой  вопрос об освобождении от должности  Председателя Центрального банка РФ», что позволяет ему через персоналии проводить определенную политику в денежной сфере.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Данной статьей на ЦБ РФ возложены исключительное право денежной эмиссии, а также основная функция по организации денежного обращения России, которую он должен осуществлять независимо от других органов государственной власти, — защита и обеспечение устойчивости российского рубля.

 Конкретизация  целей, задач, полномочий и  ответственности Центрального банка  РФ по регулированию денежного  обращения России дана в федеральных законах «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности», где также установлен используемый им при этом нормативный инструментарий.

Рассмотрим  содержание некоторых статей ФЗ «О Центральном банке» Статья 41. Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов. (статья 41 введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Статья 5. Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации…Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации  10 нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ).

 Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также для некредитных финансовых организаций в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; (абзац в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ) [13,c.40]

Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном  для оспаривания нормативных  правовых актов федеральных органов государственной власти.  Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.

В главе IV, Статьи 21. ФЗ «О Центральном банке»  для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. (часть вторая в ред. Федерального закона от 27.10.2008 № 176-ФЗ). 

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние финансового рынка Российской Федерации, в том числе на состояние банковской системы Российской Федерации, и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ). В главе  VII ФЗ «О Центральном Банке РФ». Денежно-кредитная политика в статье 35. рассматриваются основные инструменты и методы денежно-

кредитной политики Банка  России, в статье 38 говорится об размере обязательных резервов. Статья 44. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций,

размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

В соответствии со ст. 7 ФЗ "О Центральном банке  РФ": Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Система органов  исполнительной власти установлена  в Указе Президента "Вопросы  структуры федеральных органов  исполнительной власти" . ЦБ РФ не включен в состав таких органов, а значит формально органом исполнительной власти не является. Таким образом, Центральный банк является особенным самостоятельным органом, выполняющим свои функции в зависимости от прямо предусмотренных требований законодательства.

Таким образом, акты Центрального банка РФ также  нельзя отнести к актам органов  исполнительной власти, так как они  занимают обособленное место в иерархии нормативно-правовых актов.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ

 

2.1 Динамика  денежно-кредитного регулирования  экономики Банком России

 

Рассматривая  динамику, основные показатели денежно-кредитного регулирования можно провести анализ ее инструментов,  эффективность  их использования.

Инфляция  и экономический рост.

На фоне высоких  мировых цен на энергетические товары повышались доходы бюджета, при этом улучшалась равномерность расходования бюджетных средств в течение финансового года. В результате профицит федерального бюджета в январе - сентябре 2012 года составил 1,4% ВВП (в январе - сентябре 2011 года - 2,9% ВВП).

Таблица 1. –  Динамика инфляции на потребительском  рынке и базовой инфляции.

 

2009

2010

2011

2012

2013

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфляция

Январь  

3,8

3,4

7,6

8

7,2

9,6

6

4,2

5,7

7,1

Февраль 

4,5

3,9

6,3

7,2

7,4

9,5

5,7

3,7

5,7

7,3

Март    

4,8

4

5,4

6,5

7,7

9,5

5,5

3,7

5,6

7

Апрель  

4,4

3,2

4,8

6

8

9,6

5,3

3,6

5,7

7,2

Май     

3,6

2,3

4,4

6

8,3

9,6

5,1

3,6

5,9

7,4

Июнь    

2,9

1,9

4,3

5,8

8,4

9,4

5,2

4,3

5,8

6,9

Июль    

2,3

12

4,3

5,5

8,4

9

5,3

5,6

5,6

6,5

Август  

1,7

1,6

4,6

6,1

8,1

8,2

5,5

5,9

5,5

6,5

Сентябрь 

0,8

0,7

5,3

7

7,4

7,2

5,7

6,6

5,5

6,1

Октябрь 

9,6

9,7

5,8

7,5

7,2

7,2

5,8

6,5

-

-

Ноябрь  

8,8

9,1

6,2

8,1

6,9

6,8

5,8

6,5

-

-

Декабрь 

8,3

8,8

6,6

8,8

6,6

6,1

5,7

6,6

-

-


Таблица составлена на основе данных бюллетеня банковской статистики*

 На основе таблицы 1 можно установить, что в январе-августе 2013 года инфляция находилась выше целевого диапазона, установленного на 2013 год «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов» (5–6%). Сформировавшиеся темпы инфляции были связаны прежде всего с ускоренным удорожанием продовольственных товаров, обусловленным низким урожаем 2012 года, повышением акцизов на отдельные товары, а также с индексацией цен на услуги естественных монополий.

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование экономики Банком России