Депозитарные услуги коммерческих банков (на примере Учалинского филиала Банка Уралсиб)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 07:59, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является многостороннее изучение депозитарной деятельности в Учалинском филиале Банка Уралсиб. •Задачи дипломной работы:
•· Раскрыть суть, задачи и цели депозитарных услуг в банке
•· Проанализировать финансовое состояние и эффективность депозитарных услуг в Учалинском филиале Банка Уралсиб
•· Выявить основные направления развития депозитарной деятельности Учалинского филиала Банка Уралсиб

Содержание работы

•Введение
•Глава 1. Сущность, задачи и цели депозитарных услуг КБ
•1.1 Понятие и виды депозитарных услуг КБ
•1.2 Порядок организации депозитарных услуг КБ
•1.3 Показатели, характеризующие эффективность депозитарных операций КБ
•1.4 Нормативно-правовые акты, регулирующие организацию депозитарных услуг КБ
•2. Оценка финансового состояния и эффективность депозитарных услуг КБ
•2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика Операционного офиса №1 филиала Банк УРАЛСИБ в г. Учалы
•2.2 Оценка финансового состояния Операционного офиса №1 филиала Банк УРАЛСИБ в г. Учалы
•2.3 Оценка эффективности депозитарных операций Операционного офиса №1 филиала Банк УРАЛСИБ в г. Учалы
•2.4 Программно-информационное обеспечение и экономическая безопасность Операционного офиса №1 филиала Банк УРАЛСИБ в г. Учалы
•3. Основные направления развития депозитарных услуг Операционного офиса №1 филиала Банк УРАЛСИБ в г. Учалы
•3.1 Мероприятия по развитию депозитарных услуг
•3.2 Расчет эффективности мероприятий по развитию депозитарных услуг
•Заключение
•Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Депозитарные услуги коммерческих банков.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

существующие  технологии осуществления услуг  по частным вкладным вкладам в  основном соответствуют функциональному  назначению участка;

функции планирования и контроля работы, сбора и анализа  информации о банках предназначены  для поддержки осуществления услуг по частным вкладам;

в существующих технологиях участка используются дoпoлнительные функции, связанные с  осуществлением бухгалтерских проводок;

функция обеспечения  выдачи краткосрочных ссуд не соответствует  назначению участка.

Ученые экономисты считают, что для разработки функционально-стоимостной модели обязана производиться оценка (время и кратность) осуществления каждого функционального блока нижних уровней IDEF0-модели и суммирование значений времен осуществления по всей структуре модели.

Анализ полученной функционально-стоимостной модели разрешает сделать следующие  выводы:

наибольшие  затраты времени (93%) приходятся на осуществление  основной функции по обслуживанию вкладов  частных лиц;

часть затрат времени  на осуществление функции поддержки услуг по частным вкладам невелика (7%).

Экономисты  доказали, что дальнейший анализ функционально-стоимостной  модели «сверху вниз» с выделением наиболее трудоемких функций позволил ранжировать эти функции в  структурном дереве модели и выделить наиболее «затратные ветви». При осуществлении функции «Обеспечить обслуживание вкладов частных лиц» наиболее «затратная ветвь» состоит из следующих подфункций:

обеспечение хранения денег и обслуживание счетов клиента;

обеспечение размещения денег на вкладном счете;

оформление договора по вкладному вкладу.

Детальный анализ процесса оформления договора по вкладному  вкладу показал, что больше всего  времени занимает получение подписи  у руководства.

Проведение  анализа функционально-стоимостной  модели «Выполнение услуг по вкладным вкладам частных лиц» позволило выделить несколько типов дoпoлнительных операций (таких, как бухгалтерские проводки, формальное оформление документов) и оценить относительную трудоемкость их осуществления. Например, для одной из категорий клиентов 12% технологического времени расходуется на осуществление бухгалтерских проводок.

Результаты  моделирования кредитно-депозитарных операций.

Предложения по изменениям технологий осуществления  КДО заключаются в уточнении  распределения функций между  подразделениями, выделении и передачи дoпoлнительных операций для их осуществления менее квалифицированным либо специализированным персоналом в составе нового структурного подразделения банка.

В состав указанных  выше предложений входят:

предложения по рациональным технологиям осуществления КДО;

предложения по основным принципам построения КИНС и использования программных  и технических средств;

предложения по построению фактографического информационного  пространства.

По мнению экономистов, предложения по построению фактографического информационного пространства плотно связаны с осуществляемыми в отделе функциями. Представленные в моделях рациональных технологий информационные потоки должны обеспечивать:

осуществление функций КДО;

контроль за осуществлением работ со стороны руководства;

учет осуществленных работ;

обмен информацией  с иными подразделениями банка;

подготовку  и выдачу отчетов, справок и иных документов.

По итогам анализа  структур полного комплекта документов и разработанных функциональных моделей разработана логическая IDEF1X-модель информационного пространства кредитно-вкладного отдела, основой которой являются группы сущностей ДОГОВОР, СЧЕТ, КЛИЕНТ, ДОКУМЕНТ, ПРОВОДКА, ПЛАН и иные.

Разработанный комплект функциональных, информационных и функционально-стоимостных моделей КДО предназначен для дальнейшего использования аналитиками банка во время совершенствования технологий КДО, разработки информационных систем, выдачи технических заданий на разработку АБС, оценки функциональной полноты и глубины доработки (настройки) уже существующих и предлагаемых на рынке АБС банковских систем.

3.2 Расчет эффективности  мероприятий по развитию депозитарных  услуг

Поскольку с  каждым годом увеличивается часть  депозитарных операций в общем размере  услуг.

 

Таблица 3.1

Роль депозитарных операций в деятельности банка в 2007-2009 гг

 

Год

Доля депозитарных операций в общем  размере операций банка

 

1

2

 

2007 г.

11,2%

 

2008 г.

14,3%

 

2009 г.

19,2%

 
     

Данные табл. 3.1. показывают положительную динамику, то есть размер депозитарных услуг увеличивается из года в год. Вот почему возникает необходимость страхования вреда, нанесенный третьим лицам при выполнении профессиональной деятельности депозитариев и возникший вследствие:

· любых непреднамеренных ошибок, небрежности либо упущений руководителей либо сотрудников при выполнении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

· противоправных действий сотрудников депозитария, в том числе связанных с  хранением либо учетом прав на ценные бумаги и, кроме того, использованием конфиденциальной информации;

· проведения операций с поддельными ценными бумагами, документами, служащими основанием для внесения изменений по счету  депо;

· электронных  и компьютерных преступлений.

Е = (фактический  доход (убыток) из переоценки + чистый доход  депозитарной деятельности) / (/вероятный наибольший убыток/)

Чем больше показатель Е, тем эффективнее деятельность банка по управлению позициями банка  в депозитарии. Если Е является отрицательной  величиной, то вышеуказанная деятельность банка считается рискованной и неэффективной. Чистый доход депозитарной деятельности валют рассчитывается на основе данных отчета депозитария.

Для НФ Уралсиб  показатель Е равен -0,19, что является высоким для данного вида деятельности. Вот почему требуется внедрить систему  страхования вреда, нанесенный третьим лицам при выполнении профессиональной деятельности депозитариев и возникший вследствие:

· любых непреднамеренных ошибок, небрежности либо упущений руководителей либо сотрудников  при выполнении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

· противоправных действий сотрудников депозитария, в том числе связанных с  хранением либо учетом прав на ценные бумаги и, кроме того, использованием конфиденциальной информации;

· проведения операций с поддельными ценными бумагами, документами, служащими основанием для внесения изменений по счету депо;

· электронных  и компьютерных преступлений.

Итак, изменения  с учетом прогноза состояния финансового  рынка на 2011 год должны происходить  в следующих направлениях:

1. Внедрить новую  идеологию работы с клиентом, основанную на сочетании стандартных технологий с персональным подходом к любoму клиенту. Обеспечить внедрение эффективных методов работы с клиентами и повышение качества их обслуживания.

2. Применение  специальных стимулирующих мер  для привлечения новых клиентов на расчетно-кассовое обслуживание (в иностранной валюте).

3. Организация  работы филиала, направленной  на аккумулирование дешевых ресурсов, рациональное управление этими  ресурсами;

4. Усилить работу  с корпоративными клиентами.

5. Опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечить сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедрить современные методы управления ими, диверсифицировать ресурсную базу банка.

6. Привлечь в  Банк и закрепить на долгосрочную  перспективу максимальное количество первоклассных клиентов

7. Пересмотр  процентной политики банка как  в области привлечения ресурсов (повышение платы за дешевые  виды ресурсов с целью привлечения  новой клиентуры), так и в области  их размещения (для получения  необходимой процентной маржи). Учет рыночной конъюнктуры в разработке процентной политики.

8. Повысить доходность  активных операций банка и  улучшить их структуру, уменьшить  долю активов с высокой степенью  риска;

9. Пересмотреть  процентную политику банка в  области размещения ресурсов, учет рыночной конъюнктуры при разработке процентной политики

Таким образом, проведем прогноз структуры привлеченных ресурсов банка и его активов  на ожидаемый 2011 год с учетом структурных  тенденций 2010 года и темпов инфляции.

Выше предложенные мероприятия с учетом прогноза финансового рынка представлены в табл. 3.2 прогноза привлеченных банковских ресурсов.

Таблица 3.2 Прогноз  привлеченных банковских ресурсов для  депозитарной деятельности, тыс. руб

 

Показатель

прогноз

Темп роста, %

 

Средства клиентов

2661444

105,23

 

Остатки средств клиентов

316661

100,324

 

Депозиты ЮЛ

289220

143

 

Депозиты ФЛ

2055563

102,2

 

Привлеченные средства

2712620

105,13

 

Обязательства

2837283

104,89

 

Валюта баланса

3178186

104,35

 

Кюл

21,35

-

 

Уд. вес депозитов ЮЛ в привлеченных средствах,%

10,6

-

 
       

Каждый вложенный  рубль в долларовом эквиваленте  приносит 79,4% дохода, что говорит  об эффективности проекта страхования  депозитарной деятельности банка Уралсиб.

Заключение

Данное исследование показало, что депозитарные операции коммерческих банков на рынке ценных бумаг являются аналогом расчетно-кассового обслуживания на денежном рынке. Они будут актуальны, и в них будет ощущаться потребность до тех пор, пока будет существовать хотя бы одна ценная бумага на рынке одного единственного эмитента.

На основании  изучения экономических основ депозитарных операций коммерческого банка, анализа  зарубежного опыта развитых стран, стран Восточной Европы и СНГ (нормативно-правовой базы в этой области, анализа организационных аспектов работы депозитариев и, кроме того, анализа вопросов учета депозитарных операций) мы приходим к выводу о том, что сейчас регулирующим органам следовало бы направить все усилия на совершенствование депозитариев прежде всего в качестве структурных подразделений коммерческих банков и параллельно развивать небанковские депозитарии, не стараясь разом перестроить всю депозитарную систему, поскольку иначе можно разрушить то, что уже было достигнуто. Нужно стремиться к универсализации деятельности банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг и построению двухуровневой депозитарной инфраструктуры рынка.

Необходимо, в  первую очередь, определиться с нормативным  регулированием. Коммерческие банки  во всех областях их деятельности подлежат регулированию Центральным банком России. Следовательно, основную регулирующую роль в депозитарной деятельности банков и далее будет играть Центральный банк. В связи с этим на его плечи и ложится основной груз доработки всех ранее разработанных и утвержденных положений и инструкций по депозитарным операциям, с целью их дальнейшего приближения к международным стандартам учета.

На настоящем  этапе совершенствования нашей  экономики, и банковской системы  в частности, депозитарная деятельность коммерческого банка представляется мне перспективным направлением деятельности для банков, желающих расширить круг своих клиентов путем возрастания спектра услуг, усовершенствования депозитарных технологий и приведения депозитарного учета к единым стандартам. Все это в совокупности со снижением рисков позволит повысить привлекательность депозитариев коммерческих банков для субъектов экономических отношений, желающих работать на рынке ценных бумаг. Более того, развитие норм депозитарной деятельности, опирающееся на положительный опыт иностранных стран, будет способствовать активной интеграции российского рынка в международный рынок ценных бумаг.

БАНК УРАЛСИБ  входит в top-15 крупнейших отечественных  банков, предоставляет своим розничным  и корпоративным клиентам широкий  спектр банковских продуктов и услуг в 49 регионах Российской Федерации. БАНК УРАЛСИБ входит в структуру Финансовой Корпорации УРАЛСИБ. Cеть продаж Банка включает более 450 точек в России, 2,7 тыс. банкоматов, 6,3 тыс. платежных терминалов, выпущено 3,4 млн пластиковых карт*.

За анализируемый период коэффициент эффективности использования активов возрос на 0,069, что явилось одним из факторов, благоприятно повлиявших на величину прибыли банка, она возросла в связи с этим на 15 999,64 тыс. руб.

Информация о работе Депозитарные услуги коммерческих банков (на примере Учалинского филиала Банка Уралсиб)