Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 16:52, курсовая работа
В последние годы в системе финансового управления предприятием все большее внимание уделяется вопросам организации денежных потоков, оказывающих существенное влияние на конечные результаты его хозяйственной деятельности. Вместе с тем, следует отметить, что концепция денежного потока предприятия как самостоятельного объекта финансового управления еще не получила достаточного отражения не только в отечественной, но и в зарубежной литературе по вопросам финансового менеджмента. Вместе с тем, денежные потоки предприятия во всех их формах и видах, а соответственно и совокупный его денежный поток, несомненно, являются важнейшим самостоятельным объектом финансового менеджмента. Образно денежный поток можно представить как систему «финансового кровообращения» хозяйственного организма предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………… 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
5
1.1.
Понятие и сущность управления денежными потоками
5
1.2.
Информационная система управления денежными потоками…………………………………………………..
10
1.3.
Современное состояние отрасли транспорта и связи
16
ГЛАВА 2.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЭРОФЛОТ»……………………………………………
21
2.1.
Общая характеристика ОАО «АЭРОФЛОТ»…………
21
2.2.
Информационная система ОАО «АЭРОФЛОТ»
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …… 39
Функции управления денежными потоками как управляющей системы:
Функции управления денежными потоками как области управления:
1.2. |
Информационная система управления денежными потоками |
Информационная система управления ДП представляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки оперативных управленческих решений по всем аспектам формирования денежных средств на предприятии.
Система показателей информационного обеспечения управления денежными потоками, формируемых из внешних источников, состоит из нескольких групп.
Они служат основой проведения анализа и прогнозирования внешней экономической среды. Эти показатели делятся на:
Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в сфере формирования денежных потоков по операционной деятельности, формирования портфеля финансовых инвестиций, обеспечения эффективного оборота денежных средств. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических массовых и коммерческих изданий; информации фондовой и товарных бирж, а также на соответствующих электронных источниках.
В этой группе информативных показателей выделяются обычно три основных блока:
Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования денежных средств предприятия. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: «Банки»; «Лизинговые компании»; «Страховые компании»; «Поставщики сырья и материалов»; «Покупатели готовой продукции»; «Конкуренты».
Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными); соответствующие рейтинги компаний с основными результативными показателями их деятельности (по банкам, страховым компаниям); платные бизнес-справки, предоставляемые информационными фирмами (действующими на легитимной основе).
Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями управления денежными потоками.
Система этих показателей учитывается в процессе подготовки управленческих решений, связанных с особенностями государственного регулирования денежных потоков предприятия. Эти показатели формируются, как правило, в разрезе двух блоков: «Нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам хозяйственной деятельности предприятий, связанные с формированием денежных потоков» и «Нормативно-регулирующие показатели, связанные с функционированием отдельных сегментов финансового и товарного рынков». Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
Система показателей информационного обеспечения управления денежными потоками, формируемых из внутренних источников, состоит из следующих групп.
Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями. Она применяется в процессе экспресс-анализа, текущего планирования и разработки политики управления денежными потоками. Эта информация дает наиболее обобщенную характеристику формирования денежных потоков предприятия в том или ином отчетном периоде. Формирование системы показателей этой группы основывается на данных стандартизированного финансового учета предприятия.
Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока:
В этом блоке содержатся данные соответствующей формы финансового отчета предприятия. Эти показатели сгруппированы в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности и характеризуют как поступление, так и расходование отдельных видов денежных средств. По данным этого отчета может быть определен объем чистого денежного потока предприятия и динамика остатка его денежных средств в рассматриваемом периоде.
В блоке содержатся данные «Отчета о финансовых результатах» за соответствующий период.
В блоке содержатся данные отчетного баланса предприятия. Они дают представление о динамике стоимости отдельных видов оборотных и внеоборотных активов предприятия, а также о составе используемого им собственного и заемного капитала.
Система этой группы показателей используется для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами формирования денежных потоков предприятия по всем видам его хозяйственной деятельности. Формирование системы показателей этой группы основывается на данных организуемого на предприятии управленческого учета.
Этот вид учета получает развитие в связи с переходом предприятий нашей страны к общепринятой в международной практике системе бухгалтерского учета, который позволяет существенно до полнить учет финансовый. Он представляет собой систему учета всех необходимых показателей, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений (в основном, в области управления формированием и использованием прибыли) и планирования деятельности предприятия в предстоящем периоде.
В сравнении с финансовым управленческий учет обладает следующими основными преимуществами:
-
он отражает не только
-
периодичность представления
-
этот учет может быть
В процессе построения системы информационного обеспечения управления денежными потоками управленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих объемы деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов и других. Эти группы показателей формируются в процессе управленческого учета обычно по следующим блокам:
Эти показатели используются в процессе текущего и оперативного контроля за ходом формирования и использования денежных средств предприятия. Они формируются непосредственно на предприятии по двум блокам:
- Во втором блоке - «Система плановых показателей формирования денежных потоков» — содержится вся совокупность показателей текущих и оперативных планов хозяйственной деятельности предприятия, связанных с рассматриваемым объектом управления.
Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения управления денежными потоками, ориентированную как на принятие долгосрочных решений, так и на эффективное текущее управление ими.
1.3. Современное состояние отрасли транспорта и связи
В России с её огромной территорией значение транспорта огромно, так как он объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики, обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность.
Сегодня российская транспортная система включает 87000 км магистральных железных дорог, 1269000 км автомагистралей (включая, протяженность улиц), 800000 км авиалиний и 101000 км внутренних водных путей [21]. Функционируют 43 морских порта (около 15 из них – на юге РФ), более 2000 речных причалов, 4000 ж/д станций 756 аэропортов (около 12 – на юге РФ). В какой-то мере российская транспортная система соответствует выдвигаемым перед ней задачам.
Объем перевозок грузов в 2009-2012 годах всеми видами транспорта вырос, а если быть точнее, то возвращает свои позиции, которые были до кризиса 2008 года (табл. 1). На рост объема грузоперевозок оказали влияние оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта. Важное место в транспортной системе занимает автомобильный транспорт, на него приходится 68,6 % объема перевозок груза. Это может свидетельствовать о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг.
Таблица 1
Перевозки грузов по видам транспорта (млн. тонн)
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Транспорт – всего, в т.ч. по видам: |
9451 |
7469 |
7749 |
8337 |
8519 |
железнодорожный |
1304 |
1109 |
1312 |
1382 |
1421 |
автомобильный |
6893 |
5240 |
5236 |
5663 |
5842 |
трубопроводный |
1067 |
985 |
1061 |
1131 |
1096 |
водный |
186 |
134 |
139 |
160 |
159 |
воздушный |
1 |
0,9 |
1,1 |
1,2 |
1,2 |