Информационная система управления денежными потоками на предприятиях транспорта и связи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 16:52, курсовая работа
Описание работы
В последние годы в системе финансового управления предприятием все большее внимание уделяется вопросам организации денежных потоков, оказывающих существенное влияние на конечные результаты его хозяйственной деятельности. Вместе с тем, следует отметить, что концепция денежного потока предприятия как самостоятельного объекта финансового управления еще не получила достаточного отражения не только в отечественной, но и в зарубежной литературе по вопросам финансового менеджмента. Вместе с тем, денежные потоки предприятия во всех их формах и видах, а соответственно и совокупный его денежный поток, несомненно, являются важнейшим самостоятельным объектом финансового менеджмента. Образно денежный поток можно представить как систему «финансового кровообращения» хозяйственного организма предприятия.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5 1.1. Понятие и сущность управления денежными потоками 5 1.2. Информационная система управления денежными потоками………………………………………………….. 10 1.3. Современное состояние отрасли транспорта и связи 16 ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЭРОФЛОТ»…………………………………………… 21 2.1. Общая характеристика ОАО «АЭРОФЛОТ»………… 21 2.2. Информационная система ОАО «АЭРОФЛОТ» 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………. 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …… 39
Не удивительно, что и инфляция
в 2008 году увеличилась и составляла 13,3%. За весь 2011 год инфляция в России
составила 6,1% (-2,7%), что является рекордно
низким показателем за последние двадцать
лет российской истории. Столь существенное
снижение инфляции в 2011 году в первую очередь
объясняется хорошим урожаем в текущем
году на фоне засушливого лета 2010 года,
что привело к серьезному снижению цен
на плодоовощную продукцию и крупы (в 2010
индекс цен производителей сельскохозяйственной
продукции составил 123,9%, тогда как в 2011
94,9%) .
Учетная ставка ЦБ РФ напрямую
связана с инфляцией. Пока уровень инфляции
достаточно высок, ставка рефинансирования
снижаться не будет.
Удельный вес безналичных денег
с каждым годом увеличивается, что является
положительной тенденцией, так как в странах
с развитой экономикой удельный вес безналичных
денег превышает 90%.
В 2010 году российская экономика
начала выравниваться. Виден рост практически
по всем макроэкономическим показателям. Сократилась безработица до
6%, а доходы населения выросли до 4,2%.
Курс национальной валюты незначительно
ослабевает, это связанно с изменением
цен на нефть. Котировки "черного золота"
несколько давят на рубль.
Снижение объемов перевозок
ставит железные дороги в тяжелые условия.
Необходимо отметить, что спад перевозок
связан не только с экономическим кризисом
и снижением промышленного производства,
но и усиливающейся конкуренцией со стороны
других видов транспорта, особенно автомобильного.
Ввиду того что основные месторождения
нефти и газа в России находятся в весьма
отдаленных от потребителей районах Севера
и Сибири, значение трубопроводного транспорта
очень велико. Его доля в работе транспортной
системы страны постоянно возрастает.
Рентабельность невысока, что
связано, главным образом, с убыточностью
отдельных видов транспорта. Их дотационность
делает экономическую ситуацию в отрасли
кардинальным образом зависимой от бюджетной
политики. Одна из самых высоких — рентабельность
железнодорожного транспорта. И вновь
следует обратить внимание, что данная
цифра является усредненной — скажем,
рентабельность железнодорожных грузоперевозок
составляет около 18%, а рентабельность
пассажироперевозок отрицательна (-52%),
т.е. железнодорожные пассажироперевозки
по совокупности убыточны. Впрочем, это
относится к большинству пассажироперевозок
на всех видах транспорта, за исключением
глубоко коммерциализованных отраслей
— таких, как такси. Рентабельность прочих
видов сухопутного транспорта ниже. Так,
по грузоперевозкам автомобильным транспортом
она составляет 0,9%, а по пассажироперевозкам
снова отрицательна (-8%). Рентабельность
горэлектротранспорта, который вообще
не задействуется в грузоперевозках, тем
более отрицательна, и составляет-25,4%.
Коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средствами у
ж/д все время отрицательным, это связанно
с тем, что внеоборотные активы превышают
оборотные, 80% внеоборотных активов составляют
основные средства (сооружения и передаточные
устройства, машины и оборудование, транспортные
средства), без которые невозможна деятельность
железнодорожного транспорта.
Таблица 6
Основные показатели развития
отрасли транспорта и связи
2009
2010
2011
2012
Индекс тарифов на грузоперевозки
-2,5
33,1
7,7
7,5
Темп изменения объема инвестиций
в основной капитал по транспортной деятельности
(%)
8,5
9,3
29
Темп изменения объема инвестиций
в основной капитал предприятий связи
(%)
-20
18,6
18,5
Сумма прибыли организаций
связи (млн. руб.)
250990
233699
273575
Число прибыльных организаций
связи
464
436
465
Рентабельность реализованной
продукции организаций связи
Уменьшение объемов инвестиций
в отрасль связи в 2010 году, связанно с тем,
что были сокращены расходы федерального
бюджета в данную отрасль. Однако в дальнейшем
отрасль успешно развивалась, особенно
сотовая связь, уровень проникновения
которой на конец 2010 года составил на 50%
больше чем, в предыдущем году.
Почта России является ключевым
элементом отрасли связи, поэтому стоит
отметить несколько факторов, негативно
повлиявших на показатели деятельности
ФГУП «Почта России» за последние 3 года.
Так, объемы денежных переводов снизились
на 9,1% (10,2 млн. ед.), письменной корреспонденции
с объявленной ценностью – на 6% (1,6 млн.
ед.), выплаченных пенсий и пособий – на
3,7% (20 млн. ед.), принятых коммунальных и
муниципальных платежей – на 3,7% (13,7 млн.
ед.). Отрицательно повлияло на результаты
деятельности и увеличение ставки страховых
отчислений с 26 до 34% от размера фонда оплаты
труда. Соответственно и коэффициенты
показывают динамику к снижению. Так же
изменение тарифов на данный вид услуг
производится не реже одного раза в год
для компенсации экономически обоснованных
затрат и возмещения нормативной прибыли
предприятия.
На индекс тарифов на грузоперевозки
влияет инфляция и спрос. В 2010 году были
повышены тарифы на воздушный и железнодорожный
транспорт, а на другие виды транспорта
тарифы снизились, данная тенденция сохраняется
и в настоящее время. Однако сейчас происходит
увеличение тарифов на автомобильный
транспорт.
Система показателей информационного
обеспечения управления денежными потоками,
формируемых из внутренних
источников, состоит из:
Показатели, характеризующие
движение отдельных видов активов и капитал (приложение 1);
Данные
показатели представлены в виде бухгалтерского
баланса в приложении 2, с проведенным
горизонтальным и вертикальным анализом.
Внеоборотные
активы
1) В 2012 году произошло
сильное увеличение нематериальных
активов, результатов исследований
и разработок на 1099,67% произошло
за счет приобретения товарных
знаков по грузовым перевозкам
от «Аэрофлот Карго» и начисления
износа на существующие нематериальные
активы.
2) Изменения в статье «Основные
средства» произошли в основном за счет
получения и ввода в эксплуатацию 6 воздушных
судов SUPER JET.
3) Долгосрочные финансовые
вложения за отчетный период снизились
на 16,5%. Снижение связано с уменьшением
задолженности по займам, выданным на
срок более года, переносом долгосрочного
займа ООО «Аэрофлот-Финанс» в краткосрочные,
а также с начислением резервов под обесценение
финансовых вложений.
Оборотные активы
1) Затраты увеличились на 789 334
тыс. руб. за счет увеличения остатков
запчастей для воздушных суден (ВС) иностранного
производства на складах, запасов авиатоплива,
что явилось следствием роста парка на
18 ВС.
2) Дебиторская задолженность
– 61 454 988 тыс. руб., состоит из долгосрочной
и краткосрочной задолженности. Увеличение
на 2 428 623 тыс. руб. связано с ростом:
предпоставочных платежей за ВС по заключенным контрактам,
расчетов с авиакомпаниями и агентами
по продаже пассажирских, грузовых и почтовых перевозок,
что обусловлено увеличением объемов продаж, авансовых
платежей по налогу на прибыль и НДС.
Задолженность по авансам выданным
и прочим дебиторам уменьшилась на 2 180
318 тыс. руб. в связи со снижением авансов
под поставку воздушных судов.
3) Краткосрочные финансовые
вложения – 2 589 864 тыс. руб. Снизились на
5 429 138 тыс. руб. В отчетном периоде погашены
займы ОАО «Терминал», ОАО «Владивосток
Авиа», частично – ООО «Аэрофлот - Финанс».
4) Денежные средства и денежные
эквиваленты – 13 080 297 тыс. руб. Рост остатков
денежных средств на рублевых и валютных
счетах в банках на конец отчетного периода
составил 9 463 341 тыс. руб.
5) Прочие активы – 3 794 467 тыс.
руб. В составе прочих активов отражаются
авансы, выданные под капитальное строительство
и приобретение внеоборотных активов,
расходы будущих периодов, налог на добавленную
стоимость по приобретенным материальным
ценностям и услугам, по которым право
на вычет еще не наступило, отложенные
налоговые активы. На рост в размере 941
251 тыс. руб. повлияло увеличение вложений
в программные комплексы SAP ERP и SIRAX и начислением
НДС по взятым в лизинг воздушным судам
отечественного производства, по которым
право на вычет еще не наступило.
Капитал и резервы
1) Собственные акции, выкупленные
у акционеров. В 2012 году акции ОАО «Аэрофлот»,
выкупленные ранее у акционеров, были
внесены в качестве дополнительного вклада
в уставный капитал ООО «Аэрофлот-Финанс».
На конец года собственные акции, выкупленные
у акционеров отсутствуют.
2) Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток) прошлых лет – 44 505
443 тыс. руб., состоит из прибыли прошлых
лет, полученной обществом до 2012 года и
распределенной собраниями акционеров
и сумм переоценки объектов учета в соответствии
с законодательством.
Нераспределенная прибыль (непокрытый
убыток) отчетного года – 4 939 290 тыс. руб.
– чистая прибыль, полученная по итогам
работы за 2012 год.
Долгосрочные
и краткосрочные обязательства
1) Заемные средства в
ОАО «Аэрофлот» включают облигационные
займы и задолженность по кредитам
банкам. В 2012 году облигационный
займ в размере 12 млрд. рублей
был перемещен в краткосрочные
обязательства в связи с приближением
даты погашения займа.
После переведения облигационного
займа в долгосрочный, заемные средства
составили 2 556 625 тыс. рублей. Это связано
с выдачей кредитов банками для осуществления
лизинговых платежей за самолеты SSJ.
2) Кредиторская задолженность
– 38 779 016 тыс. руб., состоит из долгосрочной
и краткосрочной задолженности и является
текущими обязательствами Общества. Увеличение
кредиторской задолженности на 10 747 171 тыс.
руб. связано с ростом:
лизинговых платежей в связи с поступлением
новых ВС отечественного производства,
авансов, полученных от пассажиров в
связи с увеличением объема продаж,
расчетов с поставщиками за поставленные
ГСМ, аэронавигацию и бортпитание,
задолженности перед прочими кредиторами
в результате продажи акций ЗАО «Аэроферст».