Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:55, контрольная работа
Кредитная система Кыргызской Республики состоит из двух уровней. Верхний уровень кредитной системы занимает Центральный Банк Кыргызской Республики (НБКР). Второй уровень кредитной системы - это коммерческие банки.
Целю данной дипломной работы является изучение экономической природа кредита.
Введение.
Глава 1. Экономическая сущность кредита и его роль в экономике государства.
1.1. Определения кредита, ссудного капитала и его источники.
1.2.Виды, формы и функции банковского кредита.
1.3.Роль кредита в экономической жизни общества.
Глава 2. Система кредитования в коммерческом банке (на примере ЗАО БТА банк)
2.1. Основы современного механизма кредитования в коммерческом банке (на примере БТА банк)
2.2. Анализ и оценка кредита способности заемщика как способ снижения кредитного риска.
2.3. Анализ кредитных операций коммерческого банка
Глава 3.Основные направления по совершенствованию кредитной работы коммерческого банка .
3.1. Зарубежный опыт системы финансирования ( кредитования ) в коммерческом банке.
3.2. Пути дальнейшего совершенствования и эффективность кредитования в коммерческом банке КР.
Заключения.
Рисунок 3 – Классификация кредитного портфеля.
Для удобства работы с кредитными ресурсами ЗАО «БТА Банк» предлагает для предпринимателей такой продукт как кредитные линии.
Данный продукт позволяет достичь следующих целей:
улучшить качество и скорость обслуживания;
сократить расходы клиента на оформление залога;
обеспечить постоянный доступ к кредитным ресурсам;
индивидуальный подход к клиенту;
сократить время обработки кредита;
долгосрочное сотрудничество между клиентом и банком.
Для оформления кредитной
линии потенциальному заемщику необходимо
иметь стабильный бизнес, действующий
не менее 3-х месяцев (без перерыва)
до подачи заявки на кредит. Финансируются
следующие сектора экономики: торговля,
услуги, производство, сельское хозяйство.
Кредитные линии могут
Процентная ставка устанавливается исходя из анализа платежеспособности, финансовых потоков клиента, запрашиваемого срока, цели и характера объекта кредитования.
Срок кредитования зависит от структуры, направления бизнеса и цели кредитования по каждому проект кредитования. Максимальный срок действия кредитной линии не должен превышать 36 месяцев. Клиент в любое время имеет возможность погасить полностью один из текущих субкредитов. Допускается увеличение суммы и/или срока лимита кредитной линии, если финансовый анализ показывает потенциал заемщика.
Сумма обеспечения по кредитной линии должна составлять как минимум 120 % от суммы кредитной линии. В качестве залогового имущества может выступать: движимое и недвижимое имущество, автотранспорт, залог будущего, поручительство и т.д.
Заемщик (юридическое лицо) предоставляет в Банк следующие документы:
Заявление на получение кредита с указанием цели, требуемой суммы, срока и условий, на которых будет получен кредит;
Нотариально заверенные копии учредительных документов;
Копия карточки ИНН;
Годовой финансовый отчет с отметкой налоговых органов, включающих баланс и отчет о прибылях и убытках на конец предыдущего года, а также на последнюю отчетную дату (по возможности потребовать аудиторское заключение, если таковое имеется);
Статистическая
Справка из налоговых органов, социального фонда по месту регистрации об отсутствии задолженности (убедиться в том, что получаемый кредит не будет направлен на погашение задолженности перед бюджетом);
Протокол уполномоченного органа на получение кредита в банке;
Нотариально заверенная карточка с образцами подписей лиц, имеющих право первой и второй подписи (если заемщик имеет расчетный счет, то достаточно копии карточки);
Копии документов, удостоверяющих личность руководителей общества;
Документы по залоговому имуществу;
Прочие документы, которые при необходимости потребуются (контракты, договора, рекомендательные письма, разрешительные документы, лицензии, сертификаты и т.д.)
Заемщик (Частный предприниматель) или лицо работающее по патенту предоставляет в банк следующие документы:
Заявление;
Свидетельство о его регистрации в качестве частного предпринимателя либо патент;
Справки из налоговых органов, социального фонда по месту регистрации об отсутствии задолженности (убедиться в том, что получаемый кредит не будет направлен на погашение задолженности перед бюджетом);
Декларация о доходах за последний отчетный период;
Документы по залоговому имуществу;
Прочие документы, которые при необходимости потребуются (контракты, договора, рекомендательные письма, разрешительные документы, лицензии, сертификаты и т.д.)
Для кредитов выдаваемых банком, в том числе и по Международным кредитным линиям предусматриваются и другие документы, которые могут быть полезны для соответствующего анализа и принятия своевременных мер по управлению ситуацией
2.2. Анализ и оценка кредита
способности заемщика как
При анализе кредитоспособности
заёмщика важно обратить внимание на
порядок и степень участия
собственных средств заёмщика в
кредитуемой операции, при этом величина
собственных средств в
Кредитоспособность клиента - это способность заёмщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам, включая основной долг и процентные платежи. Близким по смыслу является термин "платёжеспособность клиента". Он характеризует наличие или отсутствие неплатежей на определённую дату, поэтому платёжеспособность является менее ёмким термином, чем кредитоспособность, одним из факторов, характеризующих кредитоспособность клиента.
Выявление уровня кредитоспособности
(степени кредитоспособности) является
процессом определения
Для определения кредитоспособности заёмщика проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков
Для оценки финансового состояния используются три группы оценочных показателей:
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициенты соотношения собственных и заёмных средств;
- показатели оборачиваемости и рентабельности.
Качественный анализ основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные заёмщиком, службой безопасности и информация базы данных.
Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга заёмщика, или класса. Устанавливается 3 класса заёмщиков:
первоклассные - кредитование которых не вызывает сомнений;
второго класса - кредитование требует взвешенного подхода;
третьего класса - кредитование связанно с повышенным риском. .
Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении и прогнозировании:
- способности заемщика
рассчитаться со своими
- степени риска, который банк готов взять на себя;
- размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах;
- условий предоставления ссуды.
Близким по смыслу является термин "платежеспособность клиента". Он характеризует наличие или отсутствие неплатежей на определенную дату, поэтому платежеспособность является менее емким термином, чем кредитоспособность, одним из факторов, характеризующих кредитоспособность клиента.
Выявление уровня кредитоспособности
(степени кредитоспособности) является
процессом определения
До кредитной реформы (1930 г.) широко использовалась система критериев кредитоспособности от которой банкиры должны были отталкиваться при оценке кредитоспособности клиента, кредитного риска:
1) характер клиента;
2) способность заимствовать средства;
3) возможность заработать
средства в ходе текущей
4) капитал клиента;
5) обеспеченность ссуды;
6) условия, в которых
совершается кредитная
7) возможность осуществления
контроля за ходом
В практике американских банков применяется подобная система, носящая название "правило пяти си", где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву "си".
Если говорить подробнее о критериях в отечественной банковской практике, то:
1) Характер клиента - это
репутация клиента как
Важно понимать степень ответственности
клиента за непогашение долга, четкость
представления клиента о целях
ссуды. Для банка следует обратить
внимание на соответствие характеристик
клиента кредитной политике банка,
т.е. банковские сегменты рынка должны
соответствовать сегментам
2) Способность заимствовать
средства - это наличие у клиента
права на подачу заявки на
кредит, право ведения от клиента
переговоров, право подписи
Если клиентом является физическое лицо, кредитным работникам следует убедиться в дееспособности клиента (возрастные ограничения, наличие судимостей, социальное положение и т.д.)
3) Способность клиента
заработать средства в ходе
текущей производственной
4) При оценке капитала
клиента следует обратить
- достаточность капитала,
который оценивается на основе
коэффициентов финансового
- степень вложения капитала
клиента в кредитуемую
5) Под обеспеченностью
кредита понимается стоимость
активов заемщика и конкретной
величиной источника погашения
долга (залог, банковская
Соотношение стоимости активов и размер долговых обязательств имеет принципиальное значение, если заемщик будет объявлен банкротом, при обычной ситуации, а также при недостаточности денежного потока у клиента, - более важно качество и размер вторичных источников погашения долга.
6)При рассмотрении условий,
в которых совершается
- на прогноз
экономической ситуации в
- на учет политических факторов.
Все это составляет
основу для определения
7) Осуществление контроля.
Под контролем здесь понимается
наличие законодательных основ
деятельности клиента, наличие нормативных
основ для осуществления
Исходя из этих критериев существуют определенные способы определения кредитоспособности (в практической деятельности целесообразнее использовать в анализе одновременно несколько способов).
Если построить
1) оценка делового риска кредитуемого мероприятия;
2) оценка менеджмента
3) оценка финансовой
4) анализ денежного потока заемщика ;
5) сбор информации о
клиенте, получение
6) составление заключения
о работе клиента путем выезда
на предприятие-
Можно привести в качестве примера анкету, разработанную в российском банке, заполнение которой позволяет сформировать первичное мнение о заемщике и составить более или менее целостную картину потенциального ссудополучателя (см. Приложение 7).
Хотелось бы отметить, что в современной киргизской банковской практике следует сразу же при рассмотрении заявки классифицировать клиента (крупный, средний, мелкий). Руководителю кредитного подразделения это требуется для того, чтобы понять, стоит ли основное внимание сосредоточить на анализе представленной клиентом и заверенной аудиторской фирмой документации, или, в случае мелкого клиента, сконцентрировать свои усилия на сборе информации из других источников, обязательно совершить выезд на предприятие, провести осмотр обеспечения (как правило, предоставляемого в форме твердого залога).