Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:14, курсовая работа
Целью курсовой работы стало формирование комплексного подхода к организации кредитного процесса банка и на его основе разработка рекомендаций по оптимизации процесса кредитования в коммерческих банках.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования и его структуру:
- исследовать и раскрыть с научных позиций содержание организации кредитного процесса коммерческого банка;
- выявить факторы, влияющие на организационное устройство процесса кредитования в банке;
- разработать методологические аспекты совершенствования кредитной политики коммерческого банка;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА 4
1.1 Особенности организации банковского кредитования 4
1.2 Кредитный процесс в коммерческом банке 5
1.3 Кредитоспособность заемщика и факторы, ее определяющие 5
2 ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В АО «НУРБАНК» 6
2.1 Специфика банка и его банковская политика 6
2.2 Организация кредитного процесса 6
2.3 Кредитоспособность заемщика 6
3 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
ЕНУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «_______________________»
на тему «Кредитный процесс и его этапы»
Студент группы
Научный руководитель Преподаватель
|
Астана, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования. Стабильность и эффективность работы современного коммерческого банка во многом зависит от того, насколько в стратегическом и тактическом плане грамотно сформирована его организационная структура. Одну из ключевых позиций в организационной структуре коммерческого банка, безусловно занимает организация кредитного процесса.
В условиях жесткой конкуренции
между банками успех
В силу своей особой финансовой и социальной значимости для коммерческого банка кредитный процесс должен отвечать современным требованиям рынка в динамично изменяющейся внешней среде, активно используя при этом механизмы внутренней адаптации. Но в результате реализации кредитного процесса возникает множество проблем, решение которых возможно лишь с помощью формирования научно обоснованной политики оптимизации данного направления деятельности банка. Целью оптимизации кредитного процесса является обеспечение долгосрочного и устойчивого конкурентного преимущества, при этом банк должен опираться на современные достижения научной и технической мысли, применять инновационные подходы, методы стратегического анализа, развивать внутренние и внешние компетенции.
Необходимость оптимизации кредитного процесса современных казахстанских банков связана с изменениями правового пространства, социальными изменениями клиентской базы, формированием нового информационного поля, усилением конкуренции со стороны зарубежных банков, появлением на рынке кредитных услуг новых финансовых инструментов и технологий. Все это требует пристального внимания банковских менеджеров к выработке основных направлений оптимизации кредитного процесса в коммерческих банках.
Активные интеграционные процессы, происходящие в казахстанском банковском сообществе требуют комплексного подхода к проблемам оптимизации кредитного процесса банка.
Таким образом, объективная
необходимость углубленных
Актуальность и недостаточная
научная разработанность
Целью курсовой работы стало формирование комплексного подхода к организации кредитного процесса банка и на его основе разработка рекомендаций по оптимизации процесса кредитования в коммерческих банках.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования и его структуру:
- исследовать и раскрыть с научных позиций содержание организации кредитного процесса коммерческого банка;
- выявить факторы, влияющие на организационное устройство процесса кредитования в банке;
- разработать методологические аспекты совершенствования кредитной политики коммерческого банка;
- разработать и предложить механизм использования аудиторской технологии для проведения диагностики организационных свойств кредитного процесса;
- разработать концептуальную модель оптимизации кредитного процесса коммерческого банка.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений, складывающихся в рамках организационного устройства кредитного процесса коммерческого банка.
Объектом исследования
выступает действующая практика
организации коммерческими
Используя диалектический инструментарий в процессе познания, кредит необходимо рассматривать с позиции сущностного характера, с позиции определяющей единство содержания и формы кредита и с позиции, раскрывающей закономерности конкретно-исторических форм развития [1, с. 2].
Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственного и торговые структуры, как государства, правительства, так и населения.
Роль кредита в экономике весьма специфична и проявляется в результате, складывающихся при осуществлении различных видов его отношений, возникающих при коммерческом, банковском, потребительском, государственном и ипотечном кредитах. Так, при реализации товаров с отсрочкой платежа основную роль играет коммерческий кредит, а при предоставлении взаймы денежных средств банковский кредит, занимающий ведущее место среди других форм кредита.
Банковское кредитование предполагает широкое использование привлеченных средств. Наличие у банков большого количества привлеченных средств свидетельствует о том, что собственники средств не использовали их для приобретения товаров. Но это означает и то, что у заемщиков появляется возможность приобретать необходимые им товары. То есть, применение банковского кредита сводится к перераспределению материальных ресурсов в хозяйстве. При применении практически всех видов кредита происходит перераспределение материальных ресурсов. Поэтому необходимы такие кредитные отношения, при которых достигается целесообразное использование ресурсов.
Кредит оказывает воздействие
на бесперебойность процессов
Кредит, удовлетворяя временную потребность в средствах, создает благоприятные условия для успешной работы предприятий и организаций сезонных отраслей хозяйства, а также позволяет экономно использовать ресурсы.
Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые предоставляют собой требования к организации кредитного процесса.
К принципам кредитования относятся:
а) возвратность и срочность кредитования;
б) дифференцированность кредитования;
в) обеспеченность кредита;
г) платность банковских ссуд;
д) целевой характер кредита [2].
Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию от других экономических категорий товарно-денежных отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому возвратность является неотъемлемой частью кредита, его атрибутом. Возвратность и срочность кредитования обусловлена тем, что банки мобилизуют для кредитования временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и населения. Эти средства не принадлежат банкам, и, в конечном итоге, они, придя в банк с различных сегментов рынка, в них и уходят (потребительское, коммерческое кредитование и т.д.). Главная особенность таких средств состоит в том, что они подлежат возврату владельцам, вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому «золотое» банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Нарушение этого основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.
Традиционное представление в экономической литературе о кредитном процессе связано с формированием кредитной политики, осуществлением кредитного обслуживания клиентов, определением рейтинга выданных ссуд и анализа кредитного портфеля банка, организацией контроля за условиями кредитной сделки, определением процедуры принятия решения по ссуде, разработкой правил оформления кредитной сделки, грамотным юридическим сопровождением выдаваемой ссуды. Вместе с тем, необходимо отметить отсутствие в современной экономической литературе четких научных позиций в вопросе организационного устройства кредитного процесса банка1.
Таким образом, логика исследования позволила определить понятие организации кредитного процесса банка как комплекса управленческих воздействий, направленных на достижение динамического состояния внутренней и внешней упорядоченности, согласованности и взаимодействия структурных подразделений банка на всех этапах движения кредита. При этом показано место организации кредитного процесса в общебанковской организационной структуре.
Одним из важнейших свойств организации кредитного процесса коммерческого банка является свойство гибкости, которое обеспечивается многими факторами, например:
- принципами построения организационной структуры банка;
- технологической гибкостью, позволяющей оценить технологию производства кредитных продуктов;
- современными средствами коммуникации;
- характером внутренних отношений, включая стиль руководства, организационную культуру, психологический климат в коллективе, наличие неформальных групп и т.д.;
- уровнем квалификации персонала кредитного подразделения банка.
Таким образом, гибкость организации кредитного процесса рассматривается как один из важнейших инструментов адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды банков. Именно способность к быстрому реагированию или так называемая чувствительность коммерческого банка к различным изменениям позволяет реорганизовывать кредитный процесс в соответствии с необходимыми требованиями.
В работе нами подробно исследованы факторы, влияющие на организацию кредитного процесса. Они во многом определяют типовую принадлежность организационной структуры кредитного процесса банка. Таковыми факторами, на наш взгляд, являются: тип организационной структуры банка в целом; виды кредитных продуктов, выпускаемых банком; ресурсное наполнение банка и его структура; направление и уровень специализации банка; концентрация рисков в кредитном портфеле банка; степень развития макросреды банка, включающая экономический потенциал региона и банковскую инфраструктуру; уровень развития микросреды, включающий характер клиентской базы, уровень внутрибанковских коммуникаций; качество управления кредитным процессом; действующий порядок организации процесса кредитования.
В процессе исследования нами были выделены свойства, необходимые для организационного устройства кредитного процесса современного банка: адаптация к внешней среде; организационная гибкость; профессионализм кадрового состава и способность работать в команде; стремление к диверсификации кредитной деятельности; внутренняя и внешняя конкурентоспособность, т.е. наличие соответствующих конкурентных преимуществ.
В рамках структуры организации кредитного процесса нами выделены следующие элементы: периоды процесса, его этапы, детализирующие операции процесса, а также промежуточные продукты и способы организационной деятельности в рамках кредитного подразделения.
При анализе кредитоспособности заемщика важно обратить внимание на порядок и степень участия собственных средств заемщика в кредитуемой операции, при этом величина собственных средств в хозяйственном обороте предприятия влияет на величину подлежащего выдаче кредита опосредовано, а именно через установление по целому комплексу показателей классности клиента при определении его кредитоспособности. Анализ кредитоспособности заемщика начинается с анализа источников погашения кредита. Этот анализ позволяет принять предварительное решение о том, продолжать ли дальнейшее рассмотрение заявки клиента на кредит или отклонить ее. В случае предварительного положительного решения изучение кредитоспособности клиента и перспективности проекта продолжается. Вся деятельность заемщика анализируется во временном разрезе с целью определения тенденций в деятельности компании. Основа оценки заемщика складывается с помощью различных показателей. Данные оценки являются очень важными направляющими оценками, но не могут подменить собой анализа. К наиболее традиционным из них можно отнести две характеристики «К» плюс одну «3»: кредитный рейтинг, капитал, заемная мощность. В дополнение к этим трем характеристикам существуют еще две, продолжающие линию «К—К—3» и превращающие ее в «К—К—3—Д— 3»: кредитный рейтинг, капитал, заемная мощность, движение денежных средств, залог. Следующий набор показателей, более широкий и более значимый, обычно называют «пять опор качества кредита»: общая характеристика состояния области, конкурентное положение предприятия, финансовые условия, качество управления и качество залога.
Кредитоспособность клиента - это способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам, включая основной долг и процентные платежи.
Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении и прогнозировании: