Кредитный процесс и его этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы стало формирование комплексного подхода к организации кредитного процесса банка и на его основе разработка рекомендаций по оптимизации процесса кредитования в коммерческих банках.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования и его структуру:
- исследовать и раскрыть с научных позиций содержание организации кредитного процесса коммерческого банка;
- выявить факторы, влияющие на организационное устройство процесса кредитования в банке;
- разработать методологические аспекты совершенствования кредитной политики коммерческого банка;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА 4
1.1 Особенности организации банковского кредитования 4
1.2 Кредитный процесс в коммерческом банке 5
1.3 Кредитоспособность заемщика и факторы, ее определяющие 5
2 ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В АО «НУРБАНК» 6
2.1 Специфика банка и его банковская политика 6
2.2 Организация кредитного процесса 6
2.3 Кредитоспособность заемщика 6
3 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9

Файлы: 1 файл

КР Кредитный процесс и его этапы.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)

 



ЕНУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «_______________________»

 

 

на тему «Кредитный процесс и его этапы»

 

   

Студент группы 

 

 

 

Научный руководитель

Преподаватель

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Стабильность и эффективность работы современного коммерческого банка во многом зависит от того, насколько в стратегическом и тактическом плане грамотно сформирована его организационная структура. Одну из ключевых позиций в организационной структуре коммерческого банка, безусловно занимает организация кредитного процесса.

В условиях жесткой конкуренции  между банками успех сопутствует  тому из них, кто лучше владеет  современными технологиями управления и оптимизации кредитного процесса как одного из базовых бизнес-процессов банка. В связи с этим, разработка и внедрение в банковскую практику современных методов организационно-технологических преобразований позволит оптимизировать технологическую и информационную базу кредитного бизнес-процесса, значительно снизить затраты на проведение кредитных операций, минимизировать риски невозврата кредитов, исключить отклонение от основных стратегических ориентиров и приоритетов кредитной политики, усилить мотивацию персонала кредитного подразделения банка и повысить качество кредитного менеджмента.

В силу своей особой финансовой и социальной значимости для коммерческого банка кредитный процесс должен отвечать современным требованиям рынка в динамично изменяющейся внешней среде, активно используя при этом механизмы внутренней адаптации. Но в результате реализации кредитного процесса возникает множество проблем, решение которых возможно лишь с помощью формирования научно обоснованной политики оптимизации данного направления деятельности банка. Целью оптимизации кредитного процесса является обеспечение долгосрочного и устойчивого конкурентного преимущества, при этом банк должен опираться на современные достижения научной и технической мысли, применять инновационные подходы, методы стратегического анализа, развивать внутренние и внешние компетенции.

Необходимость оптимизации  кредитного процесса современных казахстанских банков связана с изменениями правового пространства, социальными изменениями клиентской базы, формированием нового информационного поля, усилением конкуренции со стороны зарубежных банков, появлением на рынке кредитных услуг новых финансовых инструментов и технологий. Все это требует пристального внимания банковских менеджеров к выработке основных направлений оптимизации кредитного процесса в коммерческих банках.

Активные интеграционные процессы, происходящие в казахстанском банковском сообществе требуют комплексного подхода к проблемам оптимизации кредитного процесса банка.

Таким образом, объективная  необходимость углубленных исследований в области организации кредитного процесса банка, а также комплексная  разработка теоретических и практических вопросов, раскрывающих все аспекты организации кредитного процесса банка, является важной и актуальной проблемой современной банковской системы Казахстана.

Актуальность и недостаточная  научная разработанность проблемы организации кредитного процесса и его оптимизации в коммерческом банке определили выбор темы, цель и задачи данного исследования.

Целью курсовой работы стало формирование комплексного подхода к организации кредитного процесса банка и на его основе разработка рекомендаций по оптимизации процесса кредитования в коммерческих банках.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие  задачи, определившие логику исследования и его структуру:

- исследовать и раскрыть с научных позиций содержание организации кредитного процесса коммерческого банка;

- выявить факторы, влияющие на организационное устройство процесса кредитования в банке;

- разработать методологические аспекты совершенствования кредитной политики коммерческого банка;

- разработать и предложить механизм использования аудиторской технологии для проведения диагностики организационных свойств кредитного процесса;

- разработать концептуальную модель оптимизации кредитного процесса коммерческого банка.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений, складывающихся в рамках организационного устройства кредитного процесса коммерческого банка.

Объектом исследования выступает действующая практика организации коммерческими банками  процесса кредитования.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА

1.1 Особенности организации банковского кредитования

 

Используя диалектический инструментарий в процессе познания, кредит необходимо рассматривать с  позиции сущностного характера, с позиции определяющей единство содержания и формы кредита и  с позиции, раскрывающей закономерности конкретно-исторических форм развития [1, с. 2].

Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия  и объединения, так и малые  производственные, сельскохозяйственного и торговые структуры, как государства, правительства, так и населения.

Роль кредита в экономике  весьма специфична и проявляется  в результате, складывающихся при  осуществлении различных видов  его отношений, возникающих при  коммерческом, банковском, потребительском, государственном и ипотечном кредитах. Так, при реализации товаров с отсрочкой платежа основную роль играет коммерческий кредит, а при предоставлении взаймы денежных средств банковский кредит, занимающий ведущее место среди других форм кредита.

Банковское кредитование предполагает широкое использование  привлеченных средств. Наличие у  банков большого количества привлеченных средств свидетельствует о том, что собственники средств не использовали их для приобретения товаров. Но это означает и то, что у заемщиков появляется возможность приобретать необходимые им товары. То есть, применение банковского кредита сводится к перераспределению материальных ресурсов в хозяйстве. При применении практически всех видов кредита происходит перераспределение материальных ресурсов. Поэтому необходимы такие кредитные отношения, при которых достигается целесообразное использование ресурсов.

Кредит оказывает воздействие  на бесперебойность процессов производства и реализацию продукции. При систематических несовпадениях текущих денег, поступлений и расходов предприятия возможна временная недостаточность средств для приобретения необходимых товарно-материальных ценностей, оплаты услуг и как следствие нарушение бесперебойности процессов производства и реализации продукции. Но благодаря использованию заемных средств возможно преодоление задержки воспроизводственного процесса и тем самым достигается бесперебойность и ускорение данного процесса.

Кредит, удовлетворяя временную  потребность в средствах, создает благоприятные условия для успешной работы предприятий и организаций сезонных отраслей хозяйства, а также позволяет экономно использовать ресурсы.

Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые  предоставляют собой требования к организации кредитного процесса.

К принципам кредитования относятся:

а) возвратность и срочность  кредитования;

б) дифференцированность кредитования;

в) обеспеченность кредита;

г) платность банковских ссуд;

д) целевой характер кредита [2].

Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию  от других экономических категорий  товарно-денежных отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому  возвратность является неотъемлемой частью кредита, его атрибутом. Возвратность и срочность кредитования обусловлена тем, что банки мобилизуют для кредитования временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и населения. Эти средства не принадлежат банкам, и, в конечном итоге, они, придя в банк с различных сегментов рынка, в них и уходят (потребительское, коммерческое кредитование и т.д.).  Главная особенность таких средств состоит в том, что они подлежат возврату владельцам, вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому «золотое» банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Нарушение этого основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.

1.2 Кредитный процесс в коммерческом банке

 

Традиционное представление  в экономической литературе о кредитном процессе связано с формированием кредитной политики, осуществлением кредитного обслуживания клиентов, определением рейтинга выданных ссуд и анализа кредитного портфеля банка, организацией контроля за условиями кредитной сделки, определением процедуры принятия решения по ссуде, разработкой правил оформления кредитной сделки, грамотным юридическим сопровождением выдаваемой ссуды. Вместе с тем, необходимо отметить отсутствие в современной экономической литературе четких научных позиций в вопросе организационного устройства кредитного процесса банка1.

Таким образом, логика исследования позволила определить понятие организации кредитного процесса банка как комплекса управленческих воздействий, направленных на достижение динамического состояния внутренней и внешней упорядоченности, согласованности и взаимодействия структурных подразделений банка на всех этапах движения кредита. При этом показано место организации кредитного процесса в общебанковской организационной структуре.

Одним из важнейших свойств  организации кредитного процесса коммерческого банка является свойство гибкости, которое обеспечивается многими факторами, например:

- принципами построения организационной структуры банка;

- технологической гибкостью, позволяющей оценить технологию производства кредитных продуктов;

- современными средствами коммуникации;

- характером внутренних отношений, включая стиль руководства, организационную культуру, психологический климат в коллективе, наличие неформальных групп и т.д.;

- уровнем квалификации персонала кредитного подразделения банка.

Таким образом, гибкость организации кредитного процесса рассматривается как один из важнейших инструментов адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды банков. Именно способность к быстрому реагированию или так называемая чувствительность коммерческого банка к различным изменениям позволяет реорганизовывать кредитный процесс в соответствии с необходимыми требованиями.

В работе нами подробно исследованы факторы, влияющие на организацию кредитного процесса. Они во многом определяют типовую принадлежность организационной структуры кредитного процесса банка. Таковыми факторами, на наш взгляд, являются: тип организационной структуры банка в целом; виды кредитных продуктов, выпускаемых банком; ресурсное наполнение банка и его структура; направление и уровень специализации банка; концентрация рисков в кредитном портфеле банка; степень развития макросреды банка, включающая экономический потенциал региона и банковскую инфраструктуру; уровень развития микросреды, включающий характер клиентской базы, уровень внутрибанковских коммуникаций; качество управления кредитным процессом; действующий порядок организации процесса кредитования.

В процессе исследования нами были выделены свойства, необходимые для организационного устройства кредитного процесса современного банка: адаптация к внешней среде; организационная гибкость; профессионализм кадрового состава и способность работать в команде; стремление к диверсификации кредитной деятельности; внутренняя и внешняя конкурентоспособность, т.е. наличие соответствующих конкурентных преимуществ.

В рамках структуры организации  кредитного процесса нами выделены следующие элементы: периоды процесса, его этапы, детализирующие операции процесса, а также промежуточные продукты и способы организационной деятельности в рамках кредитного подразделения.

1.3 Кредитоспособность заемщика и факторы, ее определяющие

 

При анализе кредитоспособности заемщика важно обратить внимание на порядок и степень участия собственных средств заемщика в кредитуемой операции, при этом величина собственных средств в хозяйственном обороте предприятия влияет на величину подлежащего выдаче кредита опосредовано, а именно через установление по целому комплексу показателей классности клиента при определении его кредитоспособности. Анализ кредитоспособности заемщика начинается с анализа источников погашения кредита. Этот анализ позволяет принять предварительное решение о том, продолжать ли дальнейшее рассмотрение заявки клиента на кредит или отклонить ее. В случае предварительного положительного решения изучение кредитоспособности клиента и перспективности проекта продолжается. Вся деятельность заемщика анализируется во временном разрезе с целью определения тенденций в деятельности компании. Основа оценки заемщика складывается с помощью различных показателей. Данные оценки являются очень важными направляющими оценками, но не могут подменить собой анализа. К наиболее традиционным из них можно отнести две характеристики «К» плюс одну «3»: кредитный рейтинг, капитал, заемная мощность. В дополнение к этим трем характеристикам существуют еще две, продолжающие линию «К—К—3» и превращающие ее в «К—К—3—Д— 3»: кредитный рейтинг, капитал, заемная мощность, движение денежных средств, залог. Следующий набор показателей, более широкий и более значимый, обычно называют «пять опор качества кредита»: общая характеристика состояния области, конкурентное положение предприятия, финансовые условия, качество управления и качество залога.

Кредитоспособность клиента - это способность заемщика полностью  и в срок рассчитаться по своим  долговым обязательствам, включая основной долг и процентные платежи.

Цели и задачи анализа  кредитоспособности заключаются в  определении и прогнозировании:

Информация о работе Кредитный процесс и его этапы