Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:14, курсовая работа
Целью курсовой работы стало формирование комплексного подхода к организации кредитного процесса банка и на его основе разработка рекомендаций по оптимизации процесса кредитования в коммерческих банках.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования и его структуру:
- исследовать и раскрыть с научных позиций содержание организации кредитного процесса коммерческого банка;
- выявить факторы, влияющие на организационное устройство процесса кредитования в банке;
- разработать методологические аспекты совершенствования кредитной политики коммерческого банка;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА 4
1.1 Особенности организации банковского кредитования 4
1.2 Кредитный процесс в коммерческом банке 5
1.3 Кредитоспособность заемщика и факторы, ее определяющие 5
2 ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В АО «НУРБАНК» 6
2.1 Специфика банка и его банковская политика 6
2.2 Организация кредитного процесса 6
2.3 Кредитоспособность заемщика 6
3 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
Спортивный бизнес клиентки нельзя назвать стандартным, но он достаточно устойчив в плане большого количества постоянных клиентов, посещающих Центр из года в год. Имеет место сезонный фактор-, период, июнь - август считается плохим, по посещаемости, сентябрь-май более посещаемы.
На данный момент
в ФЦ «Идеал» сформировано 7 взрослых
групп по 10-15 чел. Максимальное количество
занятий в месяц 12, которые проводятся
циклами: понедельник – фитнесс-
С 01.06.00г. клиентка переехала в новое помещение для занятий (президентские теннисные корты) в связи с закрытием спорткомплекса. С сентября планируется арендовать еще один зал в помещении ДЮСШ, поэтому возникает необходимость в приобретении дополнительного оборудования для занятий.
Запрашиваемый кредит – не первый у Бересневой Ларисы Валентиновны. Рассмотрим кредитную историю клиента.
Таблица 1. Кредитная история:
Кредитор |
Сумма кредита |
Срок кредита |
% |
Дата выдачи |
Дата погашения |
Непогашенный остаток | |
| план |
факт |
| ||||
Городской Фонд о поддержке малообеспеченных граждан |
30 000 тг |
17 мес |
- |
04.01.99 |
04.06.00 |
04.06.00 |
- |
АО «Народный Банк Казахстана» ЕБРР |
$600 |
4 мес |
25 |
23.09.99 |
23.01.00 |
23.01.00 |
- |
АО «Народный Банк Казахстана» ЕБРР |
$1 500 |
6 мес |
22 |
17.02.00 |
17.08.00 |
17.08.00 |
- |
Кредиты в Народном Банке были тенговые индексированные, взносы (1-й $ 158, 2-й $ 267) вносились вовремя согласно графика.
Рассмотрим данные о запрашиваемом кредите согласно заявке заемщика.
Цель кредита: пополнение основных средств (приобретение оборудования для аэробики)
Запрошенная сумма 300 000 тг
Предложенная сумма 300 000 тг
Запрошенный срок: 10 мес
Предложенный срок 10 мес
Месячный взнос - 34130тг.
Ставка вознаграждения: 29%
Для принятия решения о выдаче кредита было проанализировано финансовое состояние заемщика.
Месячный оборот: 133761 тенге
Месячный чистый доход: 51290 тенге
Всего активов: 827567 тенге
Собственный капитал: 827567 тенге - 100%
Таблица 2. Баланс (в тенге)
АКТИВ |
01.01.10 |
31.03.10 |
ПАССИВ |
01.01.10 |
31.03.10 |
Касса + сбережения ( 1 ) |
24000 |
65000 |
Кред. задол. (Фонд) |
8000 |
|
Основные средства (2) |
762 567 |
762 567 |
СК (100%) |
778 567 |
827 567 |
ВСЕГО: |
786 567 |
827 567 |
ВСЕГО: |
786 567 |
827 567 |
По сравнению с датой предыдущего анализа структура баланса несколько изменилась - клиентка полностью закрыла кредит в Фонде и на данный момент не имеет кредиторской задолженности. Валюта баланса увеличилась на 41,0 тыс.тг. (5%), собственный капитал увеличился на 49,0 тыс.тг. (6%) за счет увеличения ликвидных средств.
Выручка за период с 01.04.2008г. по 31.03.10г по месяцам, тенге
Апрель 2008 |
Май 2008 |
Июнь 2008 |
Июль 2008 |
Август 2008 |
Сентябрь 2008 |
736200 |
101 300 0 |
132 455 0 |
98905 0 |
88840 0 |
102 940 0 |
Октябрь 2008 |
Ноябрь 2008 |
Декабрь 2008 |
Январь 2009 |
Февраль 2009 |
Март 2009 |
120 850 0 |
151 265 0 |
81175 0 |
65980 0 |
36630 0 |
35305 0 |
Апрель 2009 |
Май 2009 |
Июнь 2009 |
Июль 2009 |
Август 2009 |
Сентябрь 2009 |
94610 0 |
131 040 0 |
212 635 0 |
118270 0 |
91000 0 |
145 105 0 |
Октябрь 2009 |
Ноябрь 2009 |
Декабрь 2009 |
Январь 2010 |
Февраль 2010 |
Март 2010 |
208 285 0 |
216 185 0 |
125 504 0 |
77593 0 |
93400 0 |
81600 0 |
Увеличение выручки в ноябре 2008г., июне 2009., октябре-ноябре 2009г. произошло в связи с проведением платных семинаров по спецпрограмме, которые обычно делаются 2 раза в год (минимум) для всех желающих. В летний период (июнь, июль, август) наблюдается тенденция снижения посещаемости, набирается меньше групп и эти группы малочислены, поэтому выручка снижается.
Отчет прибылей и убытков
(средние значения за последние 6 месяцев, тенге)
ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ 1337610
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ 1337610
РАСХОДЫ, всего 844710
Аренда 158330
Зарплата 250680
Реклама 30000
Типографские 20000
Взнос по кредиту ЕБРР 385700
ПРИБЫЛЬ ОТ БИЗНЕСА 492900
Прочие доходы 320000
Прочие расходы (семья) 300000
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ 512900
Арендная плата за спортивный зал в месяц (взята как среднемесячное значение за последние 6 мес.), в связи с переездом в новое помещение с 01.06.2009г. арендная плата снизилась на данный момент до 10 000 тг./мес.
Зарплата инструкторов сдельная (взята как среднее значение за последние 6 мес.), администратора - 40 000 тенге.
Непостоянные расходы на печатание пропусков, объявлении и т.д.
В прочих доходах отражена среднемесячная зарплата сожителя клиентки Павлова Олега Юрьевича – директора теннисных кортов Федерации тенниса (согласно справки).
Рассмотрим данные об обеспечении кредита.
Таблица 3. Обеспечение кредита
Описание |
Владелец |
Месторасположение |
Рыночная стоимость |
Залоговая стоимость |
1 А/м Nissan Гетто. 1988 г. в. |
Береснева Л.В. |
г.Астана, пр. Республики, д.4, кв.24 |
$4500 652 500 тг. |
$ 1 700 246 500 тг. |
1. Професс. оборуд. для спорт, аэробики |
Береснева Л.В. |
г.Астана, ул.Сейфуллина, д.23а |
$2000 290 000 тг |
$675 97 875 тг |
Общая сумма залога |
$6500 942 500 тг. |
$2375 344 375 тг. |
В проф. оборудование включены, стэпы 21 шт. (дата приобретения 10.1998г., цена приобретения $ 135 каждый).
В результате всесторонней оценки бизнеса клиентки, обеспечения было предложено выдать потребительский кредит Бересневой Л.В. в сумме 300 000 тенге на 10 месяцев под 29 % годовых, путем перечисления денег на лицевой счет.
Рассмотрим механизмы и методы оптимизации процесса кредитования в коммерческом банке.
По нашему мнению, оптимизация кредитного процесса может проходить с различной степенью интенсивности, в различные сроки, предполагать частные изменения, либо коренным образом перестраивать весь процесс обслуживания клиентов. При этом банком могут быть использованы методы улучшения отдельных этапов процесса, а также перестройки или реинжиниринга бизнес-процесса (табл. 1).
Таблица 1 - Методы оптимизации кредитного процесса в коммерческом банке
Характеристика метода |
Методы оптимизации кредитного процесса | ||
Улучшение |
Перестройка |
Реинжиниринг | |
Политика |
Полностью сохраняется Улучшение происходит на уровне отдельных функций |
В основном сохраняется. Удаляются излишние и малопроизводительные процедуры |
Коренная перестройка. |
Частота применения |
Осуществляется постоянно |
Проводится периодически |
Используется при необходимости |
Масштабность изменений |
Небольшая |
Умеренная |
Затрагивает весь процесс |
Способ реализации |
Обычно осуществляется командой менеджеров |
Часто проводится силами руководителей всех структурных подразделений |
Проводится руководством банка |
Эффективность |
Частичная |
Умеренная |
Революционная |
Стоимость, риски, трудоемкость |
Низкие |
От низких до |
Высокие |
Можно выделить такие формы оптимизации кредитного бизнес-процесса, как эволюционная, включающая в себя методы постоянного совершенствования, гармонизации, улучшения и революционные, включающие метод активного внедрения инноваций, структурного обновления и реинжиниринга.
Стратегическая цель реинжиниринга заключается в том, чтобы достичь кардинального повышения эффективности функционирования банка за счет коренного преобразования его отдельных процессов, а также способствовать менеджменту банка в формировании адекватной реакции на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять собственное конкурентное преимущество.
Конечным результатом исследования проблем реинжиниринга кредитной деятельности банка стала модель формирования и реализации программы комплексной реорганизации кредитного бизнес-процесса на основе поэтапного рассмотрения выполняемых операций и их последовательной детализации: рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с потенциальным заемщиком, оценка качества кредита уполномоченными службами банка, структурирование кредита и заключение кредитного договора, выдача, обслуживание и погашение кредита.
Основные требования, которые предъявляет подход реинжиниринга к реорганизуемым процессам, следующие: вовлечение как можно меньшего объема человеческих ресурсов в процесс; простота процесса; создание множества версий сложных процессов; рациональное уменьшение количества входов в процессы; управление процессами на основе децентрализации полномочий; организация процесса для достижения результата (цели) процесса, а не для выполнения определенной задачи процесса; выполнение шагов процесса в их естественном порядке; выполнение работ процесса там, где это имеет наибольший смысл; сокращение количества проверок и корректирующих управленческих воздействий на процесс; использование централизованных и децентрализованных операций.
В качестве ключевых направлений оптимизации процесса кредитования в современных банках необходимо выделить следующие:
- укрепление ресурсного потенциала банка;
- формирования адекватной кредитной политики;
- применение метода реинжиниринга кредитного бизнес-процесса;
- формирование и внедрение систем раннего реагирования на возникновение рисковых ситуаций;
- осуществление комплексной программы кредитного мониторинга;
- реализация программ формирования долгосрочной клиентской базы.
Логика исследования
позволила разработать
Представленная модель является важным инструментом оптимизации кредитного процесса коммерческого банка и способствует обеспечению стратегического соответствия организационной структуры кредитного процесса целевым ориентирам кредитной политики коммерческого банка.
Сделаем конкретные предложения и рекомендации по реструктуризации контрольно-аналитической деятельности коммерческого банка за счет включения новых направлений: качество кредитного администрирования и адекватность процедур оценки кредитных рисков. Предложено, в частности: в качестве объекта анализа рассматривать критерии принятия управленческих решений на различных этапах кредитного процесса, процедуру делегирования полномочий, а также критерий соответствия фактического уровня кредитного риска банка применяемой для его оценки методике.