Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:14, курсовая работа
Целью курсовой работы стало формирование комплексного подхода к организации кредитного процесса банка и на его основе разработка рекомендаций по оптимизации процесса кредитования в коммерческих банках.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования и его структуру:
- исследовать и раскрыть с научных позиций содержание организации кредитного процесса коммерческого банка;
- выявить факторы, влияющие на организационное устройство процесса кредитования в банке;
- разработать методологические аспекты совершенствования кредитной политики коммерческого банка;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА 4
1.1 Особенности организации банковского кредитования 4
1.2 Кредитный процесс в коммерческом банке 5
1.3 Кредитоспособность заемщика и факторы, ее определяющие 5
2 ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В АО «НУРБАНК» 6
2.1 Специфика банка и его банковская политика 6
2.2 Организация кредитного процесса 6
2.3 Кредитоспособность заемщика 6
3 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
Рис.1. Модель оптимизации кредитного процесса банка
Ключевой целью кредитного менеджмента является повышение эффективности и надежности кредитной деятельности коммерческих банков.
Рациональное управление кредитной деятельностью банка может быть достигнуто с помощью применения основополагающих принципов, важнейшими из которых являются:
1) взаимосвязь кредитного менеджмента с общей системой управления банком (общебанковский менеджмент, финансовое обеспечение, организационная структура, банковский маркетинг);
2) комплексный характер принятия и реализации управленческих решений;
3) вариантный или сценарный подход к разработке наиболее важных управленческих решений;
4) ориентация кредитного менеджмента на стратегические цели развития банка;
5) высокий динамизм кредитного менеджмента банка на всех иерархических уровнях управления.
С учетом содержания, цели и принципов кредитного менеджмента, соответственно, можно сформировать его основные задачи:
1) достижение формирования достаточного объема ресурсной базы для проведения кредитных операций;
2) обеспечение высокодоходных
и низкорисковых вложений
3) оптимизация кредитного процесса банка;
4) обеспечение устойчивого развития и совершенствования кредитной деятельности банка;
5) внедрение современных управленческих технологий в кредитную деятельность банка.
В работе выделены уровни кредитного менеджмента в зависимости от управленческой иерархии кредитной деятельности. Так, высший (топ) уровень кредитного менеджмента представлен центральным банком. К среднему уровню принадлежит Собрание акционеров, Совет банка, Правление банка и его Председатель, Кредитный комитет. Низший уровень кредитного менеджмента представлен руководителями структурных подразделений, входящих в Кредитный комитет, а также начальниками функциональных отделов, их заместителями и непосредственными исполнителями - кредитными менеджерами.
Обобщение зарубежного и отечественного опыта в области управления кредитной деятельностью банка позволило сформулировать следующие основные блоки оценки системы кредитного менеджмента:
- эффективность кредитного портфеля;
- профессионализм кредитных менеджеров и аудиторов банка (квалификация и опыт работы в банковской сфере);
- система повышения квалификации сотрудников банка (всех категорий);
- система перспективного и текущего планирования (наличие концепции развития банка, а также научно-обоснованной кредитной политики, содержание стратегических и текущих планов);
- адекватность организационной структуры кредитного процесса стратегии и тактике банка в сфере кредитования;
- соблюдение законов и инструкций;
- наличие и соблюдение основных направлений кредитной политики, а также ее согласованность с общебанковской стратегией развития;
- система внутреннего контроля;
- система управления рисками.
Применительно к каждому из этих блоков формулируются необходимые требования к содержанию, набору количественных и качественных показателей, правила и методики по выполнению указанных требований, ответственные и участники соответствующего блока системы управления, а также их права и обязанности.
Результаты проведенного исследования, теоретические выводы и практические рекомендации могут способствовать в долгосрочной перспективе повышению эффективности кредитных вложений, снижению уровня рисков кредитования, а в конечном счете - укреплению банковской системы Казахстана.
Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственного и торговые структуры, как государства, правительства, так и населения.
Роль кредита в экономике весьма специфична и проявляется в результате, складывающихся при осуществлении различных видов его отношений, возникающих при коммерческом, банковском, потребительском, государственном и ипотечном кредитах. Так, при реализации товаров с отсрочкой платежа основную роль играет коммерческий кредит, а при предоставлении взаймы денежных средств банковский кредит, занимающий ведущее место среди других форм кредита.
Кредит оказывает воздействие на бесперебойность процессов производства и реализацию продукции. При систематических несовпадениях текущих денег, поступлений и расходов предприятия возможна временная недостаточность средств для приобретения необходимых товарно-материальных ценностей, оплаты услуг и как следствие нарушение бесперебойности процессов производства и реализации продукции. Но благодаря использованию заемных средств возможно преодоление задержки воспроизводственного процесса и тем самым достигается бесперебойность и ускорение данного процесса.
Кредит, удовлетворяя временную
потребность в средствах, создает
благоприятные условия для
Наиболее важные результаты исследования заключаются в следующем:
- определены содержание и место организации кредитного процесса в общебанковской организационной структуре, а на этой основе дано определение понятия организации кредитного процесса банка как комплекса управленческих воздействий, направленных на достижение динамического состояния внутренней и внешней упорядоченности, согласованности и взаимодействия структурных подразделений банка на всех этапах движения кредита;
- систематизированы факторы, влияющие на организационное устройство кредитного процесса банка, среди них: тип организационной структуры банка; виды кредитных продуктов, выпускаемых банком; ресурсное наполнение банка и его структура; направление и уровень специализации банка; концентрация рисков в кредитном портфеле банка; степень развития макросреды банка, включающая экономический потенциал региона и банковскую инфраструктуру; уровень развития микросреды, включающий характер клиентской базы, уровень внутрибанковских коммуникаций; качество управления кредитным процессом; действующий порядок организации процесса кредитования;
- даны рекомендации по совершенствованию кредитной политики банка, учитывающие свойственные казахстанским банкам особенности (диспропорции в структуре кредитного потенциала, регулятивные требования НБРК, низкая кредитоспособность заёмщиков) и состоящие в определении оптимального и целенаправленного сочетания организационно-экономических приемов и процедур выдачи, оплаты и погашения кредитов;
- разработана технология проведения комплексной диагностики организационных свойств и проблем кредитного бизнес-процесса, основанная на оценке степени соответствия и адекватности его композиционных свойств организационным параметрам банка в целом, а также даны соответствующие предложения по схеме проведения организационного аудита кредитного бизнес-процесса банка и системе технологических индикаторов, позволяющих оценивать весь комплекс организационных параметров данного бизнес-процесса;
- обосновано применение реинжиниринга кредитного бизнес-процесса на основе поэтапного рассмотрения выполняемых операций и последовательной детализации следующих процедур: рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с потенциальным заемщиком, оценка качества кредита уполномоченными службами банка, структурирование кредита и заключение кредитного договора, выдача, обслуживание и погашение кредита;
- разработана концептуальная модель оптимизации кредитного бизнес-процесса банка, состоящая из пяти взаимосвязанных блоков: организационного, финансового, клиентского, внутреннего и кадрового, каждый из которых имеет соответствующее функциональное назначение;
- разработан механизм реструктуризации контрольно-аналитической деятельности коммерческого банка за счет включения новых направлений: качество кредитного администрирования и адекватность процедур оценки кредитных рисков; при этом, в частности, предложено в качестве объекта анализа рассматривать критерии принятия управленческих решений на различных этапах кредитного процесса, процедуру делегирования полномочий, а также критерий соответствия фактического уровня кредитного риска банка применяемой для его оценки методики.
1 Пчелинцев Д. А. Организация кредитного процесса и его оптимизация в коммерческом банке. – Автореферат дисс. Канд. Эк. Наук. Саратов – 2007, с. 8
2 Джалилова А. Новая стратегия Нурбанка //Новое поколение, 17 ноября 2006 №46 (442)
3 АО «Нурбанк» придерживается консервативной
политики - пресс-конференция в Алматы
12.01.2011 // karaganda-region.kz/rus/news_
44 Гумарова Ч. Завоевать клиента //Капитал.kz (Алматы), № 1 (286), 13.01.2011г.
5 Пояснительная записка (неаудированная) к консолидированной финансовой отчетности за 2010 год АО «Нурбанк» , с. 23
6 Пояснительная записка (неаудированная) к консолидированной финансовой отчетности за 2010 год АО «Нурбанк» , с. 25
7 Пояснительная записка (неаудированная) к консолидированной финансовой отчетности за 2010 год АО «Нурбанк» , с. 24
8 Пояснительная записка (неаудированная) к консолидированной финансовой отчетности за 2010 год АО «Нурбанк» , с. 36
9 Пояснительная записка (неаудированная) к консолидированной финансовой отчетности за 2010 год АО «Нурбанк» , с. 37
10 Пояснительная записка (неаудированная) к консолидированной финансовой отчетности за 2010 год АО «Нурбанк» , с. 38
11 Пояснительная записка (неаудированная) к консолидированной финансовой отчетности за 2010 год АО «Нурбанк» , с. 39
1 Нуркенов Н. Ж. Формирование и развитие кредитной системы Республики Казахстан. Автореферат дисс. д. философии. (Ph.D.). – М.: 2005
2 Банковское дело: Учебник. /Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2005 –с. 426-427