Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:14, курсовая работа
Целью курсовой работы стало формирование комплексного подхода к организации кредитного процесса банка и на его основе разработка рекомендаций по оптимизации процесса кредитования в коммерческих банках.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования и его структуру:
- исследовать и раскрыть с научных позиций содержание организации кредитного процесса коммерческого банка;
- выявить факторы, влияющие на организационное устройство процесса кредитования в банке;
- разработать методологические аспекты совершенствования кредитной политики коммерческого банка;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА 4
1.1 Особенности организации банковского кредитования 4
1.2 Кредитный процесс в коммерческом банке 5
1.3 Кредитоспособность заемщика и факторы, ее определяющие 5
2 ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В АО «НУРБАНК» 6
2.1 Специфика банка и его банковская политика 6
2.2 Организация кредитного процесса 6
2.3 Кредитоспособность заемщика 6
3 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
Особенности кредитования АО «Нурбанк»:
1. Консервативная кредитная политика и умеренный рост активов
2. Снижение рисков кредитного портфеля через диверсификацию
3. Диверсифицированный ссудный портфель с ограниченной долей займов строительному сектору Sector
4. Увеличение портфеля МСБ и розницы на 50% в 2010г.
Стратегические цели кредитной политики банка - увеличить долю МСБ и Розничного бизнеса в портфеле Банка до 50% к 2012г.
На рисунке 5 показано соотношение займов к депозитам. Если в 2007 году займы превышали депозиты в 2,6 раза, то в 2008-2009 году источниками выданных кредитов становятся привлеченные депозиты: в 2008 году превышение займов над депозитами составило 1,3 раза, в 2009 году – снизилось до 1,2 раза, в 2010 году – отношение между займами и депозитами составило 1,26 (таблица 7).
Рисунок 5 – Займы/Депозиты
Таблица 7 – Займы/Депозиты, млн. долл. США
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Средства клиентов |
589 |
498 |
1535 |
1388 |
1031 |
Займы клиентам |
1133 |
1279 |
2003 |
1670 |
1304 |
Отношение займы/депозиты |
1,92 |
2,57 |
1,30 |
1,20 |
1,26 |
Раньше особенностью Нурбанка была умеренно-консервативная политика, которая выражалась в высокой надежности, осторожности, менее стремительных, чем у других крупных игроков рынка, темпах роста, активном сотрудничестве с крупными корпоративными клиентами, минимальном количестве невозвратных кредитов. Теперь банк намеревается сделать ставку на регионы, активизировать развитие филиальной сети, увеличить долю малого и среднего бизнеса, а также розницы в кредитном портфеле2.
Старая стратегия банка имела немало преимуществ. Нурбанк последние годы был оплотом стабильности как для клиентов, так и для самих акционеров. Два года назад руководство этого финансового института прогнозировало рост в банковском секторе на уровне 50 процентов, собственный же рост топ-менеджеры Нурбанка оценили в 28-30 процентов, этого показателя и придерживались. Можно отметить два наиболее примечательных факта, свидетельствующих об оправданности этой политики. Во-первых, доверие клиентов и западных партнеров. Во-вторых, высокие показатели эффективности кредитования. Сегодня 97,5 процента кредитов в портфеле банка надежные. Лишь 2,5 процента условно считаются невозвратными, но это только до момента реализации залогового имущества.
Предпосылкой к смене
И для того чтобы в новый период войти с наиболее эффективной программой развития, банк привлек к сотрудничеству российско-британскую консалтинговую компанию «РБпартнеры». Совместно была разработана стратегия на 2007-2011 годы.
Согласно стратегии, доля МСБ и розницы в кредитном портфеле увеличится с 27 и 18 процентов до 40 и 20 процентов соответственно. Таким образом, совокупные активы банка к 2011 году должны составить 920 миллиардов тенге, из них ссудный портфель - не менее 500 миллиардов. Будет активно развиваться филиальная сеть.
Впрочем, сейчас ставку на МСБ и розницу делают практически все банки. Особенность же стратегии Нурбанка - в региональной специализации. Банк не просто активизирует свою деятельность в регионах, но и предложит каждой области именно те продукты, в которых она нуждается. В ближайшее время будут проведены широкомасштабные маркетинговые исследования каждого региона, его особенностей и потребностей. И тогда, к примеру, в Актау акцент будет сделан на подрядчиках крупных нефтяных проектов, а в Шымкенте - на потребительский бизнес и так далее.
Сегодня, как показал анализ, из всех банковских продуктов на рынке Казахстана востребованы лишь 40 процентов. А региональная дифференциация позволит Нурбанку значительно повысить процент эффективности - ведь каждый потребитель получит именно то, что ему нужно.
В кредитном портфеле доля займов, выданных юридическим лицам, составляет 85%. В наступившем году Нурбанк планирует увеличить свою рыночную долю как в розничном секторе, так и сегменте МСБ. «По объему займов и вкладов банк занимает по 3% от общей доли рынка среди казахстанских банков второго уровня». Так, на 1 января 2011 года Нурбанк имеет 16 филиалов, 53 центра банковского обслуживания и 333 банкомата3.
В конце декабря 2010 года произошло увеличение уставного капитала Нурбанка на 95,5 млрд. тенге. Фининститут стал одним из крупнейших казахстанских банков по объему уставного капитала - 129,6 млрд. тенге, заняв на сегодняшний день пятую позицию среди казахстанских банков по данному финансовому показателю4. В структуре депозитного портфеля банка срочные вклады занимают 71%; доля вкладов юридических лиц - 75%. В кредитном портфеле доля займов, выданных юридическим лицам, составляет 85%. По объему займов и вкладов банк занимает по 3% от общей доли рынка среди казахстанских банков второго уровня. Более 80% портфеля ценных бумаг банка состоит из государственных ценных бумаг, что тоже является свидетельством консервативной политики банка в настоящий момент.
АО «Нурбанк» предлагает кредиты:
- для физических лиц;
- для бизнеса.
Преимущества кредитов для физических лиц от Нурбанка:
- одни из самых низких ставок вознаграждения на рынке банковских услуг;
- удобные сроки кредитования;
- льготные условия кредитования для вкладчиков пенсионного фонда «Атамекен»;
- льготные условия кредитования для физических лиц, получающих заработную плату по карточкам Нурбанка;
- различные методы погашения кредита;
- кредитование в регионах. Это стало возможным благодаря разветвленной филиальной сети Нурбанка.
Физическим лицам предлагаются пять видов кредитов:
- «Нұр Жаусын» - ипотечный кредит;
- «Нұр Жөндеу» - кредит на ремонт жилья под залог имеющейся жилой недвижимости;
- «Нур Кредит Плюс» - кредит на потребительские цели без залога и подтверждения цели кредита;
- «Нур Кредит» - кредит на потребительские цели, без подтверждения цели кредита, под залог недвижимости;
- «Кредитный лимит-зарплатный» (для участников зарплатного проекта Нурбанка);
- «Нұр Жөндеу».
Кредитование бизнеса предусматривает кредитование корпоративного бизнеса, кредитование малого и среднего бизнеса.
Кредитование бизнеса подразделяестя на следующие продукты:
— кредитование корпоративного бизнеса;
— кредитование на пополнение оборотных средств;
— финансирование инвестиционных проектов;
— кредитование малого и среднего бизнеса;
— торговое финансирование.
Проведем оценку динамики выданных кредитов (таблица 15):
Таблица 15 - Займы клиентам, млн. тенге
2009 |
2010 |
Темп роста, % | |
Индивидуально существенные корпоративные займы |
198005,9 |
192187,4 |
97,1% |
Индивидуально несущественные корпоративные займы и займы малого и среднего бизнеса |
35129,3 |
39596,6 |
112,7% |
Потребительское кредитование |
22122,8 |
20033,6 |
90,6% |
Ипотечные займы |
10488,7 |
8856,5 |
84,4% |
Общая сумма займов клиентам |
265746,7 |
260674,1 |
98,1% |
Общая сумма выданных займов составила в 2010 году 260,7 млрд. тенге, что на 1,9% меньше уровня 2009 года (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика выданных займов АО «Нурбанк», млрд. тенге
Рассмотрим структуру выданных займов (рисунок 2)
Рисунок 2 – Структура выданных займов АО «Нурбанк», %
74,5% в 2009 году и 73,7% в 2010 году в кредитном портфеле занимали корпоративные займы, на кредиты СМСБ приходится 13,2% в 2009 году, по итогам 2010 года наблюдается рост кредитов СМБ – до 15,2%, на потребительское и ипотечное кредитование приходится соответственно 8,3-7,7% и 3,9-3,4%.
В течение 2010 года качество кредитного портфеля Банка значительно ухудшилось ввиду снижения стоимости залогового обеспечения и наступления сроков погашения определенных займов, которые стали просроченными. В то время как Банк продолжает предпринимать попытки в отношении взыскания вышеуказанных займов, руководство Банка считает, что резервы на убытки по займам начислены на основании реализуемой стоимости залогового обеспечения. Кроме того, продолжающийся финансовый кризис оказал влияние на способность заемщиков обслуживать свои обязательства и на стоимость залогового обеспечения.
Далее представлена сверка резерва на обесценение займов клиентам с разбивкой по классам5 (таблица 16):
Займы выдаются физическим лицам и коммерческим предприятиям, осуществляющим деятельность в следующих секторах экономики:6
Таблица 17 – Займы в разрезе секторов экономики, тыс. тенге
2009 |
% |
2010 |
% | |
Недвижимость |
76172223 |
29 |
89713937 |
34 |
Розничные займы |
32611539 |
13 |
28890100 |
11 |
Строительство |
10080059 |
4 |
21371152 |
8 |
Оптовая торговля |
29891134 |
11 |
16150264 |
6 |
Пищевая промышленность |
18520316 |
7 |
14277834 |
6 |
Сельское хозяйство |
14475144 |
5 |
14058110 |
6 |
Нефтегазовая отрасль |
11555761 |
4 |
12314057 |
5 |
Сфера отдыха и развлечений |
10879032 |
4 |
10952135 |
4 |
Горнодобывающая промышленность |
7877307 |
3 |
9310138 |
4 |
Розничная торговля |
7424418 |
3 |
8422892 |
3 |
Аренда собственности |
9137432 |
3 |
8093256 |
3 |
Транспорт |
5564681 |
2 |
5659998 |
2 |
Гостиницы и рестораны |
15354485 |
6 |
4197583 |
2 |
Связь |
583414 |
- |
819123 |
- |
Издательское дело |
630071 |
— |
659609 |
— |
Прочие |
14989703 |
6 |
15783927 |
6 |
Итого |
265746719 |
100 |
260674115 |
100 |
В отраслевой структуре наибольший удельный вес имеют выданные кредиты в области недвижимости – 29% в 2009 году и 34% в 2010 году, далее по убывающей идут такие отрасли как розничные займы (13 и 11% в 2009-2010 годах), оптовая торговля (11 и 6 %), пищевая промышленность (7 и 6%), на остальные отрасли в 2009-2010 годах приходится от 0 до 6% в общей структуре портфеля.
Группа периодически продает часть своего кредитного ипотечного портфеля «Казахстанской Ипотечной Компании» (далее по тексту «КИК») с полным правом обращения взыскания на Группу по любому непогашенному займу. Группа установила, что в результате данной сделки не все существенные риски и выгоды по портфелю были переданы КИК. Поэтому Группа продолжает признавать данные займы в качестве актива в консолидированном отчете о финансовом положении и соответствующее обязательство в займах, полученных от финансовых учреждений, на такую же сумму. На 31 декабря 2010 года данные займы составили 1.756.005 тысяч тенге (на 31 декабря 2009 года: 1.867.275 тысяч тенге).
На 31 декабря 2010 года концентрация займов, выданных Банком десяти крупнейшим заёмщикам, составляла 109.772.380 тысяч тенге (42% совокупного кредитного портфеля или 158% от капитала) (в 2009 году: 104.156.223 тысячи тенге; 39% совокупного кредитного портфеля или 242% от капитала). На 31 декабря 2010 года по данным займам был сформирован резерв в размере 49.931.738 тысяч тенге (на 31 декабря 2009 года: 4.524.994 тысячи тенге)7.
Кредитный риск — риск того, что Группа понесет убытки вследствие того, что его клиенты или контрагенты не выполнили свои договорные обязательства. Группа управляет кредитным риском путем установления предельного размера риска, который Группа готова принять по отдельным контрагентам, географическим или отраслевым концентрациям риска, а также с помощью мониторинга соблюдения установленных лимитов риска.
Группа разработала процедуру проверки кредитного качества с тем, чтобы обеспечить раннее выявление возможных изменений в кредитоспособности контрагентов, включая периодический пересмотр размера обеспечения. Лимиты по контрагентам определены с использованием системы классификации кредитного риска, которая присваивает каждому контрагенту кредитный рейтинг. Рейтинги регулярно пересматриваются. Процедура проверки качества кредитов позволяет Группе оценить размер потенциальных убытков по рискам, которым он подвержен, и предпринять необходимые меры.
Банк предоставляет своим клиентам возможность получения гарантий, по которым может возникнуть необходимость проведения Банком платежей от имени клиентов. Клиенты возмещают такие платежи Группе в соответствии с условиями аккредитива. По указанным договорам Группа несет риски, которые аналогичны рискам по кредитам и которые снижаются с помощью тех же процедур и политики контроля рисков.