Лизинг в наши дни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 08:31, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение сущности лизинга и анализ состояния лизинга в России на современном этапе.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач, решаемых в работе:
определить сущность лизинга;
изучить классификацию и характеристики видов лизинга;
дать характеристику российского рынка лизинговых операций;
проанализировать современное состояние и перспективы развития лизингового бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ 5
История возникновения лизинговых операций 5
Определение лизинга 6
Объекты и субъекты лизинговой сделки. Классификация видов лизинга 10
ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ
ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 26
2.1. Этапы сделки 26
2.2. Механизм расчета лизинговых платежей 28
2.3. Управление рисками 33
3. ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 38
3.1. Характеристика российского рынка лизинговых услуг в период 2007 по 2009 год 38
3.2. Проведение лизинговых операций в ОАО «ТрансКредитБанк» 44
3.3. Перспективы развития лизингового бизнеса в России 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1. Классификация видов лизинга 54
Приложение 2. Сравнительная таблица финансового и оперативного лизинга 55
Приложение 3. Заявка на предоставление оборудования в лизинг 56
Приложение 4. Договор лизинга 57
Приложение 5. Договор залога 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71

Файлы: 1 файл

ЛИЗИНГДИПЛОМ4.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

Политические и юридические риски тесно связаны между собой. Наиболее ярко проявляются при осуществлении международных лизинговых операций.

Политический риск - опасность финансовых потерь, связанных с изменением политической ситуации в стране, забастовками, изменением государственной экономической политики и т.п.

Юридический риск связан с потерями, возникающими в результате изменения законодательных актов.

Способы управления политическими  и юридическими рисками:

  • анализ особенностей политической ситуации и налогового законодательства страны пребывания лизингополучателя.;
  • увеличение рисковой премии пропорционально предполагаемой величине рисков;
  • межправительственные соглашения по гарантии инвестиций [3].

Способ управления другими видами рисков – это страхование. Мировой опыт хозяйственно-правовых отношений свидетельствует, что при заключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себя обязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски.

Страхование риска лизингодателя на случай невозможности возврата своего имущества и страхование риска дефолта лизингополучателя - эти требования становятся обычной практикой при лизинговом финансировании в России. Несколько российских страховых компаний предлагают страхование указанных рисков, подкрепленное перестрахованием в различных европейских страховых компаниях. Ведущие национальные и международные лизинговые компании, работающие в России, полагают, что существуют вполне реальные решения большинства проблем, с которыми они могут столкнуться. Во избежание явных рисков эти компании соблюдают приоритет своих утвержденных критериев при отборе предполагаемых сделок.

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, установлена  и Оттавской конвенцией, регулирующей взаимоотношения партнеров по международному финансовому лизингу.

Для отечественного страхового рынка  эти виды страхования традиционны  и проблем, как правило, не возникает. Единственное, что может усложнить  решение вопросов, - значительная стоимость поставляемого по лизингу оборудования, когда может потребоваться механизм перестрахования. В таком случае российская страховая компания принимает на себя, к примеру, 10-15 процентов общего объема страховой суммы, а оставшуюся большую часть передает на условиях облигаторного или факультативного страхования более крупному страховщику или формирует страховой пул из нескольких компаний.

Чаще всего к механизму перестрахования  прибегают при поставках зарубежного  оборудования по лизингу, когда его  стоимость составляет многие миллионы долларов и при этом имеется требование западного партнера на участие в сделке солидной западной страховой компании. Наиболее развита схема перестрахования между российскими и германскими страховщиками.

Опыт взаимодействия с лизинговыми фирмами Франции, Италии, Австрии показывает, что они доверяют сотрудничеству российских и германских страховых компаний, связанных договором о перестраховании. Причем в соответствии с российским Законом "О страховании" независимо от доли участия страховой полис выписывается российской страховой компанией.

Некоторые российские страховые компании разработали специальные условия  страхования платежей по лизинговым операциям. Так, "Росгосстрах" предусматривает  выплачивать страхователю до 90 процентов  суммы непогашенных лизинговых платежей. При этом ответственность страховщика возникает в случае, если страхователь не получил оговоренную графиком лизинговых платежей сумму в течение 30 дней после наступления срока платежа.

Некоторые страховые акционерные  общества  заинтересованы в страховании потерь от неисполнения обязательств по договорам лизинга в том случае, если получает право на страхование имущества от физического повреждения и уничтожения. Такой же позиции придерживается российско-американская страховая компания "Жива". Действительно, получив возможность страховать целый "пакет" рисков, страховщики смелее возьмутся за страхование возврата лизинговых платежей.

В случае непогашения лизинговых платежей составляется акт, на основе которого после перечисления страхователю возмещения к страховщику переходит право требовать возмещения причиненных лизингополучателем убытков. Страховщики же могут потребовать для себя право абандона, то есть перехода к ним права собственности на лизингуемое оборудование в той доле, которую составило выплаченное страхователю возмещение от выкупной стоимости оборудования.

Механизм страхования и перестрахования  лизинговых операций содействует формированию и сублизинговых отношений. Имеется  в виду организация поставки оборудования двумя лизинговыми компаниями: западной и российской. Целесообразность такого тандема определяется разделением рисков между большим количеством участников и повышением уровня гарантий для каждого из них, сокращением стоимости кредитных ресурсов, привлекаемых для лизинговых операций.

Важным фактором минимизации потерь в отрасли страхования финансовых гарантий следует считать то, что  более чем 40 процентов всех застрахованных обязательств имеют резервные фонды  на обслуживание долга, которые используются в случае нехватки средств, имеющихся для выплаты основной части долга и процентов по нему.

Страхование повышает кредитные возможности  компаний в том случае, если они  обеспечены поддержкой крупной и  широко известной страховой компании [10, с.365].

В силу того, что страховые компании сами заинтересованы в благополучии страхуемого проекта и в дополнительном обеспечении, предусмотрено наличие двух уровней защиты: во-первых, доход и поток капиталов, которые обеспечиваются компанией или проектом; во-вторых (если первого недостаточно), продажная или ликвидационная стоимость собственности.

Коэффициент риска можно рассчитать как соотношение максимально  возможного объема убытков и объема собственных финансовых ресурсов с  учетом точно установленных поступлений  средств.

Область минимального риска - в пределах до 25 процентов. В этой области фирма рискует тем, что не получит чистой прибыли и не сможет выплатить дивиденды по выпущенным ценным бумагам, если таковые имеются. Не значительные потери возможны, но основная часть чистой прибыли будет получена.

Область повышенного риска -25-50 процентов. Фирма рискует тем, что в результате своей деятельности в худшем случае она произведет покрытие всех затрат (рентные и коммунальные платежи, накладные расходы, реклама и  др.), а в лучшем - не получит прибыль меньше расчетного уровня.

Область критического риска -50-75 процентов. В этой области фирма подвергается опасности потерять всю вы ручку  от данной операции, однако может осуществлять различные виды лизинга.

Проведенные специалистами исследования показали, что оптимальный коэффициент риска - 30 процентов. По-видимому, этот показатель и может служить отправной точкой для российских лизингодателей и лизингополучателей при организации лизинговых операций.

Подведем итоги по второму разделу. В данной главе были рассмотрены методики расчета различных лизинговых платежей, а также описан порядок выплаты. Особое внимание было уделено рискам, сопровождающим лизинговую сделку, и, соответственно, методам управления рискам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

3.1. Характеристика российского рынка лизинговых услуг в период 2007 по 2009 год

Лизинг в России постепенно принимает  все более четкие организационные  и правовые формы. Темпы роста  лизинговых компаний опережают практически все основные секторы финансовой системы России и существенно превосходят темпы роста экономики в целом.

Растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в  экономике России. Итак, абсолютный размер прироста рынка по итогам 2008 года составил 8 млрд. долларов. Это больше, чем рынки лизинга ряда средних европейских стран, таких как Швеция, Австрия, Нидерланды, Швейцария, а также таких стран, как Австралия, ЮАР, Турция, Мексика.

К характеристикам российского рынка лизинговых услуг можно отнести следующие.

1) Высокие темпы роста объемов лизинговых услуг, наблюдаемые в последние годы, особенно существенно объемы возросли в 2007 г., в 2008 г. рост продолжился. Оценивать рынок можно по разным показателям. Некоторые эксперты считают, что по количеству заключенных сделок в 2008 г. рынок вырос в 1,5 раза. Однако не все эти сделки доводятся до конца, поэтому, с другой точки зрения, более адекватным индикатором динамики рынка следует считать объем профинансированных средств, т.е. тех средств, которые лизинговые компании уже привлекли и вложили в активы.

Рынок лизинговых услуг можно считать одним из самых динамичных, что отражает и состояние институциональной среды, и особенности его субъектов (в первую очередь лизингодателей и лизингополучателей).

2) Среди российских лизингополучателей доминируют средние и малые фирмы, крупные предприятия либо используют собственные средства, либо обращаются к банковскому кредиту. Это говорит о том, что существует безусловное предпочтение собственности иным формам получения актива. Интересно отметить, что в других странах эта особенность не наблюдается.

3) Расширяются пространственные границы рынка. При сохраняющемся доминировании столичных лизинговых компаний возрастает количество лизинговых фирм в регионах (при этом рост идет как за счет «экспансии» столичных фирм, так и за счет появления новых региональных).

4) По оценкам многих участников рассматриваемого рынка, существенное преимущество имеют фирмы, ориентированные на производителей оборудования. Такие фирмы узко специализированы в своей деятельности, предлагают широкий спектр дополнительных услуг, получают возможность использовать гибкие финансовые схемы.

5) Эмпирические данные показывают, что фактически барьеры входа на рынок лизинговых услуг в настоящее время не значимы (хотя лизинговый бизнес принято считать дорогостоящим).

6) На рынке лизинговых услуг появляется конкуренция между лизингодателями, которые конкурируют между собой по цене и качеству услуг. Если несколько лет назад пользователи выбирали между лизингом и другими формами финансирования, то сейчас они решают, к услугам какой лизинговой компании целесообразно обратиться. Лизинговые фирмы по мере развития и технологизации своего бизнеса стремятся дифференцировать свои услуги с целью получения конкурентного преимущества. Собственно гибкость как основная характеристика лизинга и предполагает широкую дифференциацию услуг. В идеале для одного и того же вида актива каждая фирма может предлагать свою собственную схему. [24]

Интересно отметить, что российский рынок лизинговых услуг сочетает низкие барьеры входа, развивающуюся конкуренцию и пока еще высокий уровень концентрации.

По своим объемам российский рынок лизинга уже занимает 10-е  место в мире. В России доля лизинга  в общем объеме инвестиций в основные средства производства начинает приближаться к европейским нормам: в 2007 году доля лизинга в ВВП составила порядка 1,5−1,7%, а в 2008 г. - более 2%. 2008 год оказался чрезвычайно продуктивным для российского лизингового бизнеса. Объем всех новых лизинговых сделок по итогам первого полугодия 2008 года составил 14 млрд. долларов. Это почти такой же объем, как за весь 2007 год.

Объем нового бизнеса пяти сотен  лизинговых компаний, работающих на российском рынке, в 2008 году достиг 997 млрд. руб.

В 2008 году лизинговые компании заключили 89628 новых договоров лизинга. В 2007 году их было 57433. При этом средняя стоимость одного лизингового договора увеличилась с 256 тыс. до 323 тыс. долл., т. е. на 26,2%. Также в 2008 году лизинговые компании увеличили объемы деятельности на уже традиционных для них рынках и стали осваивать новые для себя отрасли. Они стали более активно работать с малым и средним бизнесом и расширили свое присутствие в регионах.

Лизинговый бизнес, прежде всего, нацелен  на поддержку малого и среднего бизнеса. В нынешних условиях, когда изношенность основных фондов, по разным оценкам, составляет от 60 до 80%, финансовый лизинг для предприятий этого сектора экономики едва ли не единственная возможность заменить устаревшую технику или закупить новое оборудование на начальном этапе работы.

В мировой практике лизинг является инструментом преимущественно для  малого и среднего бизнеса. Эту нишу лизинг занимает, прежде всего, в силу своей низкой рисковой природы. Предмет  лизинга, остающийся в собственности лизингодателя до окончания срока сделки, является для него гарантией (зачастую единственной и достаточной) успешного осуществления сделки. Поскольку в большинстве развитых стран лизинг не пользуется столь значительными налоговыми льготами, как в России, низкий уровень рисков становится основным преимуществом этого инструмента. Вследствие этого основными клиентами лизинговых компаний становятся средние и малые предприятия, которым труднодоступно иное финансирование.

Число новых сделок с малым и  средним бизнесом в общем числе сделок на сегодняшний день составляет уже 80%, в то время как, в общем, по портфелю оно равняется 70%.

Факторами, способствующими  росту объемов отечественного лизинга, являются:

  • рост числа потенциально-реализуемых лизинговых проектов;
  • обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей и, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическом оборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожном транспорте;
  • улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);
  • увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных и с управляемыми рисками;
  • рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;
  • разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;
  • развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.

Информация о работе Лизинг в наши дни