Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью данной курсовой является изучить методы и конкурентные стратегии маркетинга в банковской сфере, а также выяснить, как организована маркетинговая деятельность в российских банках.
Задачи исследования заключаются в следующем:
дать понятие банковским услугам и маркетингу;
определить цели, функции и элементы банковского маркетинга;
выявить, какие маркетинговые стратегии могут использовать современные банки;
изучить аналитические данные применения пластиковых карт;
выяснить, как банковский маркетинг применяется в современных российских банках.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1 Понятие и особенности банковского маркетинга 5
1.2 Цели, функции и методы банковского маркетинга 8
1.3 Содержание и элементы банковского маркетинга 10
2 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА 13
2.1 Основные маркетинговые стратегии банка 13
2.2 Маркетинг пластиковых карт в банке 26
2.3 Российский рынок банковских карточек в цифрах 32
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА В СОВРЕМЕННОЙ РОСИИ 38
3.1 Особенности банковского маркетинга и его развития 38
3.2 Новые тенденции в развитии банковского маркетинга 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Однако у банков этот стратегический актив используется пока недостаточно полно, и лишь немногим банкам удалось создать сильные торговые марки. Политика создания и поддержания сильной торговой марки способствует формированию у инвесторов образа солидного и сильного банка. Наконец, эта политика, поддерживая образ высокопрофессионального банка, усилит его позиции в борьбе против тех, кто попытается распродавать некачественные финансовые услуги по низким ценам.
Итак, сильная торговая марка поможет решить банку проблему продвижения своего товара. Являясь частью коммуникационной функции банка, торговая марка гораздо эффективнее привлекает клиентов, чем многие ее другие составляющие.
Исследования показали, что все новые тенденции в современном банковском маркетинге основаны на коммуникационной функции – продвижении, так как новые методы управления отношениями банков с клиентами (новая организация и оснащение рабочих мест банковских служащих, децентрализация банковского маркетинга, создание баз данных, ориентированных на клиента), привлечение к маркетинговым исследованиям социологов, утверждение образа торговой марки банка - все эти направления в развитии маркетинга так или иначе связаны с переходом банков к новой организации отношений банка с клиентами, что способствует укреплению конкурентных позиций банка, а значит и рентабельности его деятельности. В вышеперечисленных тенденциях развития банковского маркетинга проявляются и его особенности – сейчас банки как никогда нуждаются в новом подходе к отношениям банка с клиентами, так как, исходя из сущности банковской услуги, именно эти отношения способны в большой степени влиять на выбор клиентом банка. Проблемы банковского маркетинга на современном этапе – это неразвитость таких отношений, то есть неразвитость коммуникационной функции банка, а значит и неспособность банков успешно привлекать клиентуру [14].
В связи с возрастающей
Рынок банковских продуктов и
услуг обладает своей
Основная деятельность банков направлена на удержание и привлечение клиентов, а также привлечение прибыли. Не все банки на сегодняшний день с состоянии справиться с конкурентами и удовлетворить спрос своих клиентов. Многие из них становятся финансово – неустойчивыми и закрываются.
Итак, банковский маркетинг можно определить как поиск наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Процесс этот предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.
Реальный банковский маркетинг может развиваться в России, если банки будут прежде всего учитывать общепринятые методы маркетинга, связанные с кредитными вложениями в промышленность и другие сферы экономики. В России банковская маркетинговая стратегия и политика в постперестроечный период строились без главного элемента — тщательного изучения рынка и разбивки его путём сегментации на целевые однородные рынки по клиентам. В результате банки работали с общей массой клиентуры, навязывая им услуги, они исходили из реальных потребностей своих клиентов.
Однако, опираясь в последнее время на зарубежный опыт и на свои, уже заработанные ошибки, российские банки активно применяют все способы и методы маркетинга, ориентируются не только на расширение круга вкладчиков, но и на постоянное улучшение качества их обслуживания.
Таким образом, на основе изученных теоретических и аналитических материалов, можно сделать вывод, что без проведения маркетинговых исследований банк не сможет правильно выбрать необходимый продукт, для него — «тот самый круг клиентуры», не сможет выйти и завоевать рынок прочно и навсегда и вообще может в скором времени потерпеть крах. Практика показывает, что большинство российских банков не используют понятие «жизненного цикла» людей для выработки стратегии. Именно недостаточно хорошо организованный маркетинг обусловил в определённой степени разрастание банковского кризиса в 1995–1996 гг.
В третей главе данной курсовой работы конкретно рассмотрены основные направления развития банковского маркетинга в современной России.