Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:22, курсовая работа
банковская система, где главенствующая роль отводится Национальному банку Республики Казахстан - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Поэтому дальнейшее развитие банковской системы, адаптированной к новым экономическим условиям происходит во взаимосвязи с появлением и функционированием новых финансовых институтов как пенсионные фонды, инвестиционные и страховые компании, регулирование которых зависит от Национального банка
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.1 История возникновения, экономическая роль и значение Национального банка Республики Казахстан ……………5
1.2 Функции Национального банка Республики Казахстан ……………………...7
1.3 Деятельность и функции Центрального банка США ………………………....9
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН …………
2.1 Правовые основы деятельности Национального банка Республики Казахстан ……………………………11
2.2 Анализ деятельности Национального банка Республики Казахстан за период 2010- 2012 гг. ………………………12
2.3 Денежно-кредитная политика Национального Банка РК …………………...41
3. ПРОБЛЕМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………….
3.1 Проблемы функционирования Национального банка Республики Казахстан …………………….45
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Национального Банка Республики Казахстан в современных условиях ………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………50
Основным инструментом денежно-кредитной политики является:
- Процентные ставки по
операциям Национального Банка
Республики Казахстан с
- Норматив минимальных
обязательств, резервов, депонируемых
в Национальном Банке
- Операций на открытом рынке по покупке и продаже государственных ценных бумаг;
- Кредиты банкам и
- Интервенции на валютном рынке;
- Введение в исключительных
случаях, прямых
В целях регулирования объемов кредитов, представляемые банками, для снижения рисков неплатежа банками по их обязательствам, а также для защиты интересов вкладчиков и акционеров банков, Национальным Банком Республики Казахстан используется механизм резервных требований.
Норматив резервных требований рассчитывается как процент от общей суммы обязательств перед банками и устанавливается в размере не более 40%. Под операцией на открытом рынке понимаются купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг, осуществляемые с целью регулирования объема денежных масс.
Национальный Банк Республики
Казахстан вправе предоставлять
Правительству краткосрочные
В качестве инструментов регулирования
краткосрочной ликвидности
В 2011 году основной целью Национального Банка Республики Казахстан было обеспечение стабильности цен в стране и удержание годовой инфляции в пределах 6-8%.
Меры денежно-кредитной политики Республики Казахстан позволили сохранить стабильность на потребительском рынке страны. По итогам 2011 года годовая инфляция сложилась в пределах целевого коридора на уровне 7,4%.
Тенденция укрепления национальной
валюты, начавшаяся с конца 2009 года,
продолжилась и в начале 2011 года.
При этом диапазон колебаний курса
тенге на рынке был значительно
ýже и его значения не приближались
к пороговым значениям
В середине 2011 года имело место увеличение волатильности курса, обусловленное некоторой дестабилизацией ситуации на мировых рынках и снижением цен на нефть. Начиная с мая 2011 года, наметилась тенденция к ослаблению курса тенге, которая усилилась в августе и сентябре 2011 года.
В целях недопущения значительных скачков курса и поддержания стабильности на валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан участвовал на рынке в качестве как покупателя, так и продавца иностранной валюты в зависимости от ситуации.
В 2011 году коридор процентных
ставок Национального Банка Республики
Казахстан был изменен. Изменения
коснулись верхней границы
Ставка по привлекаемым
от банков депозитам,
Рыночные ставки на межбанковском рынке оставались в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан ближе к его нижней границе, что, в большей степени, связано с низкой активностью и избыточной ликвидностью у участников рынка.
Регулирование краткосрочной ликвидности на денежном рынке производилось Национальным Банком Республики Казахстан путем эмиссии краткосрочных нот и привлечения от банков депозитов. Несмотря на сохранение процентных ставок на минимальном уровне, спрос на данные инструменты со стороны банков оставался высоким в течение всего года.
По запросу отдельных банков Национальный Банк Республики Казахстан предоставлял займы рефинансирования для поддержания их текущей ликвидности. Сроки данных операций не превышали 1 месяц.
Механизм минимальных резервных требований в 2011 году не изменился. Между тем, нормативы минимальных резервных требований к банкам с 31 мая 2011 года были повышены с 1,5% до 2,5% по внутренним обязательствам и с 2,5% до 4,5% по иным обязательствам.
Благодаря антикризисным
мерам Правительства Республики
Казахстан и Национального
Национальный Банк Республики
Казахстан в рамках разработки Основных
направлений денежно-кредитной
Указанные сценарии являются
синхронизированными и
Учитывая степень воздействия на экономику Республики Казахстан, ключевым критерием разделения на сценарные варианты при разработке денежно-кредитной политики на 2012-2014 годы был определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть. Были рассмотрены три сценария развития макроэкономической ситуации, которые предполагают следующие цены на нефть (таблица 1).
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III | |
цена на нефть, долларов США за баррель |
40 |
90 |
100 |
40 |
70 |
100 |
40 |
70 |
100 |
Прогнозы основных показателей денежно-кредитной политики Республики Казахстан основаны на прогнозах платежного баланса1, которые являются достаточно консервативными.
Сценарии строились с учетом данных Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан касательно увеличения расходов республиканского бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь в течение 2012-2014 годов. Указанные расходы означают повышение совокупного спроса, которое должно уравновешиваться соответствующим совокупным предложением. Последнее должно обеспечиваться сферой производства, а также соответствующими мерами по созданию благоприятных условий для производственного роста.
В 2012-2014 годах ожидается сохранение инфляционного фона на текущем уровне. Основными рисками роста инфляции, как и раньше, остаются неразвитость внутренней рыночной конкурентной среды, высокая степень монополизации рынка, слабая развитость торговой инфраструктуры, а также нестабильность ситуации на мировых товарных рынках. В отношении мировых товарных рынков экономические интересы Казахстана зависят, в первую очередь, от мировых цен на нефть, и, следовательно, на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Последние имеют двойное влияние на уровень инфляции – как непосредственно через цены на ГСМ, так и через цены всех прочих товаров и услуг, в себестоимость которых неизменно входит стоимость ГСМ.
При этом в 2012-2014 годах влияние монетарных факторов на формирование инфляционных процессов в Республике Казахстан будет минимальным. Это будет обеспечиваться поддержанием на адекватном уровне денежного предложения со стороны Национального Банка Республики Казахстан.
При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан в 2012-2014 годах основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что предполагает удержание инфляции в коридоре 6,0-8,0%.
Первый сценарий – предполагает пессимистические прогнозы в случае ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках в среднесрочной перспективе.
При реализации данного сценария
ожидается незначительное сокращение
экономики Казахстана в 2012 году с
последующим восстановлением
В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения.
Пессимистический сценарий
прогноза платежного баланса учитывает
значительное сокращение экспорта товаров
на 45,1% до 43,1 млрд. долл. США в 2012 году
и последующий рост на 2,2% до 44,1 млрд.
долл. США в 2014 году по сравнению
с 2012 годом. При этом ожидается, что
вследствие замедления темпов роста
и сокращения доходов экономики
импорт товаров в прогнозные годы
также снизится на 23,4% до 30,4 млрд.
долл. США в 2012 году, с последующим
незначительным ростом до 31,3 млрд. долл.
США в 2014 году. Одновременно сокращение
экспорта товаров будет также
нивелировано снижением выплачиваемых
доходов нерезидентам. В связи
с чем, ожидается, что в течение
всего прогнозного периода
Мировые финансовые рынки будут в основном закрыты для внешнего заимствования. Тем не менее, в начальные годы прогнозного периода будут наблюдаться существенные объемы иностранного инвестирования в экономику Казахстана, главным образом, обеспечиваемые за счет ранее заключенных договоров, в т.ч. в целях финансирования проектов Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию. В условиях снижения чистых поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан и сохранения уровня гарантированного трансферта в республиканский бюджет, в рассматриваемом периоде будет наблюдаться приток средств из внешних активов Национального фонда Республики Казахстан. Сочетание вышеуказанных факторов позволит сократить отток по счету операций с капиталом и финансами.
В 2012-2014 годах дефицит общего платежного баланса будет на уровне 2,5% ВВП, что позволит сохранить международные резервы на достаточном уровне финансирования импорта товаров и услуг.
Снижение спроса экономики на деньги будет сопровождаться сокращением денежного предложения в 2012 году. В 2013-2014 годах денежное предложение несколько увеличится, однако темпы его роста будут ограниченными.
Разнонаправленная динамика денежного предложения будет способствовать незначительному снижению уровня монетизации (приложение 1).
По оценке Национального Банка Республики Казахстан, вероятность реализации данного сценария достаточно низкая.
Второй сценарий предполагает некоторую стабилизацию ситуации на мировых товарных и финансовых рынках.
В случае реализации второго сценария цены на нефть будут выше по сравнению с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2011 году. В результате, темпы роста экономики Казахстана в 2012-2014 годах замедлятся по сравнению с 2011 годом.
При мировой цене за баррель нефти в 90 долл. США в 2012 году и 70 долл. США в 2013-2014 годах, ожидается, что положительное сальдо торгового баланса будет находиться в пределах 20-26 млрд. долл. США, которое отчасти будет нивелировано выплатами доходов иностранным инвесторам. В целом, предполагается, что текущий счет в прогнозном периоде будет в пределах от (-)1,5% до (+)0,5% к ВВП.
В 2012-2014 годах при ежегодном снижении притока прямых инвестиций в Казахстан, главным образом за счет сокращения инвестиций в Северо-Каспийский проект, и снижении темпов наращивания внешних активов Национального фонда Республики Казахстан, ожидается, что дефицит счета операций с капиталом и финансами (включая «Ошибки и пропуски») будет сокращаться.
Информация о работе Национальный Банк Республики Казахстан его функции и операции