Национальный Банк Республики Казахстан его функции и операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

банковская система, где главенствующая роль отводится Национальному банку Республики Казахстан - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Поэтому дальнейшее развитие банковской системы, адаптированной к новым экономическим условиям происходит во взаимосвязи с появлением и функционированием новых финансовых институтов как пенсионные фонды, инвестиционные и страховые компании, регулирование которых зависит от Национального банка

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.1 История возникновения, экономическая роль и значение Национального банка Республики Казахстан ……………5
1.2 Функции Национального банка Республики Казахстан ……………………...7
1.3 Деятельность и функции Центрального банка США ………………………....9
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН …………
2.1 Правовые основы деятельности Национального банка Республики Казахстан ……………………………11
2.2 Анализ деятельности Национального банка Республики Казахстан за период 2010- 2012 гг. ………………………12
2.3 Денежно-кредитная политика Национального Банка РК …………………...41
3. ПРОБЛЕМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………….
3.1 Проблемы функционирования Национального банка Республики Казахстан …………………….45
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Национального Банка Республики Казахстан в современных условиях ………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………50

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 546.97 Кб (Скачать файл)

В итоге в ходе данного  сценария платежного баланса общий  баланс ожидается с отрицательным  сальдо в пределах от (-)2% до (-)0,5% к  ВВП и соответственно сократятся международные резервы Национального  Банка Республики Казахстан. Однако их уровень останется выше минимально необходимого объема, покрывающего не менее 3 месяцев импорта товаров  и услуг.

Темпы расширения денежного  предложения будут соответствовать  темпам роста номинального ВВП в 2012-2014 годах. При этом более благоприятная  макроэкономическая ситуация, сопровождающаяся положительной динамикой экономического роста, будет способствовать росту  уровня монетизации (приложение 1).

В соответствии с третьим сценарием темпы экономического роста в Казахстане в 2012-2014 годах ожидаются на более высоком уровне по сравнению с предыдущими сценариями.

При данном сценарии прогноза платежного баланса с учетом цены за баррель нефти в 100 долл. США  предполагается положительный эффект от корректирующих мер в мировой  экономике и продолжение начатых  в 2011 году тенденций. При этом значительные экспортные поступления будут нивелированы увеличением спроса на импорт и доходов, выплачиваемых нерезидентам. В связи  с чем, профицит текущего счета в 2012-2014 годах будет в пределах 2,0-4,0% к ВВП.

По счету операций с  капиталом и финансами (включая  «Ошибки и пропуски») ожидается  рост дефицита, главным образом, за счет увеличения темпов наращивания  внешних активов Национального  фонда Республики Казахстан.

В итоге ожидается, что  во всем прогнозном периоде общий  платежный баланс будет в пределах от (-)0,5% до (+)1,0% к ВВП, что позволит сохранить  международные резервы  Национального Банка Республики Казахстан на уровне конца 2011 года.

Спрос на деньги также окажется более высоким по сравнению с  предыдущими  сценариями. При этом поскольку в 2012 году ожидается значительный рост как реального, так и номинального ВВП, темпы которого в 2013-2014 годах стабилизируются, динамика денежного предложения будет несколько опережать динамику номинального ВВП, что обеспечит рост монетизации в прогнозируемом периоде (приложение 1).

Национальный  Банк Республики Казахстан считает  наиболее вероятным реализацию третьего сценария развития экономики Республики Казахстан. Исходя из этих предположений, были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2012 год.

  1. Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на 2012 год

Ввиду нестабильности развития ситуации на внешних рынках, а также  принимая во внимание краткосрочный  характер проводимой Национальным Банком Республики Казахстан денежно-кредитной  политики, было принято решение разработать  денежно-кредитную политику Республики Казахстан только в рамках 2012 года. Основные параметры денежно-кредитной  политики и платежного баланса, в  том числе меры денежно-кредитной  политики, на последующие годы будут  уточнены по результатам 2012 года.

В 2012 году приоритетным направлением деятельности Национального Банка  Республики Казахстан в проводимой денежно-кредитной политике остается обеспечение стабильности цен, т.е. поддержание низкого уровня годовой  инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам.

Несмотря на то, что основной целью денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан  определил стабильность цен, переход  к принципам инфляционного таргетирования переносится на более длительные перспективы. В ближайшей перспективе  основные усилия будут сосредоточены  на совершенствовании и повышении  эффективности инструментов денежно-кредитной  политики, а также усилении влияния  принимаемых мер на состояние  денежного рынка.

Национальный Банк Республики Казахстан при проведении денежно-кредитной  политики Республики Казахстан будет  предпринимать меры по гибкому регулированию  денежного предложения в экономике. В случае возникновения дефицита краткосрочной ликвидности на денежном рынке Национальный Банк Республики Казахстан будет увеличивать  объемы операций по предоставлению ликвидности.

Вместе с тем Национальный Банк Республики Казахстан будет  стремиться к тому, чтобы монетарная составляющая находилась на оптимальном  уровне и не оказывала дополнительного  инфляционного давления.

Выпуск краткосрочных  нот и привлечение депозитов  банков второго уровня Национальным Банком Республики Казахстан останутся  основными инструментами по стерилизации избыточной ликвидности банков, а  также регулированию ставок вознаграждения на финансовом рынке.

В 2012 году ситуация с ликвидностью на денежном рынке кардинально не изменится. В связи с этим, сроки  обращения данных инструментов  предполагается сохранить на существующем уровне: по краткосрочным нотам Национального  Банка Республики Казахстан – 3, 6 и 9 месяцев, по привлекаемым от банков депозитам – 7 дней и 1 месяц.

Меры Национального Банка  Республики Казахстан будут направлены на повышение регулирующей роли процентной политики и удержание рыночных ставок на рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального  Банка Республики Казахстан.

Кроме того, рассматриваются  возможности более эффективного использования  операций на открытом рынке (open market operations), проводится анализ оптимальных параметров (объемов, сроков операций, видов залогового обеспечения) предоставляемой банкам ликвидности. С этой целью Национальным Банком Республики Казахстан изучается опыт развитых стран, с возможностью дальнейшего применения лучшей зарубежной практики.

В целом, это позволит повысить эффективность управления и регулирования  ликвидности, а также формировать  кривую доходности по финансовым инструментам на денежном рынке.

В случае необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет  предоставлять займы рефинансирования для поддержания краткосрочной  ликвидности банков. При этом Национальный Банк Республики Казахстан не ожидает  значительного роста спроса на данные ресурсы. Сроки данных операций не будут  превышать 1 года.

В 2012 году Национальный Банк Республики Казахстан продолжит  работу по дальнейшему совершенствованию  механизма минимальных резервных  требований, в части повышения  эффективности его применения.

Валютная политика Национального  Банка Республики Казахстан призвана обеспечить баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. При проведении курсовой политики Национальный Банк Республики Казахстан не будет допускать  значительных колебаний реального  курса национальной валюты, которые  могут оказать негативное влияние  на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно  меняющейся мировой конъюнктуры.

Политика обменного курса  будет адекватно реагировать  на изменения мировых цен, условия  внешней торговли, создавая, тем  самым, фундамент для развития внутренней экономики. Строго придерживаясь этой политики в сочетании с такими факторами, как использование новых  технологий, оборудования, повышение  качества труда, государство сможет выйти на траекторию ускоренного  развития.

В зависимости от экономической  ситуации Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к  дальнейшему снижению своего участия  на валютном рынке в целях повышения  гибкости курса тенге.

При кардинальном изменении  экономической ситуации, резком и  значительном падении мировых цен  на энергоресурсы и их сохранение на этом уровне в течение длительного  времени, а также девальвации  в странах – основных торговых партнерах Республики Казахстан  возможно резкое изменение курса  тенге.

Независимо от сценария экономического развития меры денежно-кредитной политики будут направлены на удержание уровня годовой инфляции в пределах 6-8%. Увеличение избыточного денежного  предложения, стимулирующего инфляционное давление, будет, соответственно, нивелироваться ростом стерилизационных операций Национального Банка Республики Казахстан.

Применение тех или  иных мер денежно-кредитной и  валютной политики будет осуществляться Национальным Банком Республики Казахстан  с учетом интеграционных процессов, происходящих в рамках функционирования Единого экономического пространства.

 

Приложение 1

ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ

 

ПЕРВЫЙ СЦЕНАРИЙ (на конец периода)

 

2011

2012

2013

2014

факт

прогноз

Инфляция, %

7,4

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Официальная ставка рефинансирования, %

7,5

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Денежная база, млрд. тенге

2 836

2 970

3 143

3 362

Денежная масса, млрд. тенге

9 751

9 821

10 356

11 049

Депозиты резидентов, млрд. тенге

8 385

8 502

8 964

9 561

Кредиты экономике, млрд. тенге

8 781

7 873

8 283

8 731

Уровень монетизации экономики, %

35,7

36,4

39,4

39,3


 

 

ВТОРОЙ СЦЕНАРИЙ(на конец периода)

 

2011

2012

2013

2014

факт

прогноз

Инфляция, %

7,4

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Официальная ставка рефинансирования, %

7,5

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Денежная база, млрд. тенге

2 836

3 451

3 778

4 226

Денежная масса, млрд. тенге

9 751

11 525

12 633

14 149

Депозиты резидентов, млрд. тенге

8 385

9 995

10 959

12 277

Кредиты экономике, млрд. тенге

8 781

9 233

10 082

11 283

Уровень монетизации экономики, %

35,7

36,8

40,0

40,0


 

 

ТРЕТИЙ СЦЕНАРИЙ(на конец периода)

 

2011

2012

2013

2014

факт

прогноз

Инфляция, %

7,4

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Официальная ставка рефинансирования, %

7,5

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Денежная база, млрд. тенге

2 836

3 559

3 968

4 464

Денежная масса, млрд. тенге

9 751

11 891

13 326

15 014

Депозиты резидентов, млрд. тенге

8 385

10 316

11 571

13 045

Кредиты экономике, млрд. тенге

8 781

9 212

10 263

11 532

Уровень монетизации экономики, %

35,7

39,9

40,1

40,2


 

 

3. ПРОБЛЕМЫ И  МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

3.1Проблемы функционирования деятельности Национального банка 

Республик Казахстан

     

       В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Национального банка области надзора за банковским сектором ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики. Однако в деятельности Национального банка имеются еще проблемы, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго уровня.

      В области развития банковского сектора Национальный Банк еще неэффективно проводит работы по внедрению в банках систем управления рисками и совершенствованию методов текущего надзора, в том числе консолидированного надзора. Кроме того, система обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц еще не показала свою эффективность, что отражается на снижении степени прозрачности банковской деятельности. Кроме того, не на достаточном уровне работа Национального банка по обеспечению адекватного надзора за деятельностью крупных банков, а также банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, будет активизирована деятельность по внедрению надзора на консолидированной основе. Принятие законопроектов «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», разрабатываемый в настоящее время закон "Об инвестиционных и паевых фондах" и ориентированный на создание условий для привлечения к инвестированию на фондовом рынке непрофессиональных инвесторов (прежде всего населения) еще не дало толчок дальнейшему развитию рынка ценных бумаг в стране.

Информация о работе Национальный Банк Республики Казахстан его функции и операции