Оценка кредитного портфеля в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение страхования кредитных рисков.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и факторы возникновения кредитного риска;
охарактеризовать виды кредитного риска и порядок управления ими;
дать понятие кредитного портфеля и его качества;
рассмотреть страхование кредитного риска
охарактеризовать проблемы и пути снижения кредитных рисков в современных условиях.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы страхования кредитного риска 6
1.1Понятие страхового риска 6
1.2Методы страхования кредитного риска 9
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая кредитный риск 16
2. Оценка кредитного портфеля в современных условиях 19
2.1 Анализ кредитного портфеля на примере ОАО МИнБ 19
2.2 Оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица по
методике ОАО «Сбербанк России» 23
Заключение 55
Список использованных источников 56

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 260.13 Кб (Скачать файл)

 

Анализ показателей рентабельности. Факторный анализ рентабельности активов.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели  характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных  проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность  продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала  и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от продаж продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от продаж к сумме затрат по реализованной или производственной продукции:

 

,                                                         (2.45)

 

Данный показатель показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по организации, отдельным ее подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект:

 

,                                                       (2.46)

 

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от продаж продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж:

 

,                                                           (2.47)

 

Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям повышения его инвестиционной привлекательности, состоит в том, чтобы увеличивать объем производства и продаж продукции, пользующуюся спросом на более или менее длительную перспективу.

Рентабельность внеоборотного капитала – отражает эффективность использования внеоборотного капитала организации. Определяет величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные активы:

 

,                                                           (2.48)

 

Рентабельность оборотного капитала – отражает эффективность и прибыльность использования оборотного капитала. Определяет величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный в оборотные активы:

 

,                                                            (2.49)

 

Рентабельность совокупных активов – характеризует эффективность и прибыльность использования всех активов организации. Отражает величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные и оборотные активы организации:

 

,                                                           (2.50)

 

Рентабельность собственного капитала – характеризует эффективность использования организацией ее собственного капитала. Низкое значение коэффициента может свидетельствовать о наличии избытка собственного капитала по отношению к заемным средствам, что, с точки зрения акционеров (учредителей) подтвердит неудовлетворительность использования капитала или недостаточность привлечения заемного капитала. С другой стороны, высокое значение показателя может стать причиной нехватки капитала, которое является следствием избыточного привлечения заемных средств:

,                                                          (2.51)

 

Рентабельность основных средств – характеризует эффективность использования организацией основных средств. Отражает величину прибыли, приходящуюся на один рубль, вложенный в среднегодовую стоимость основных средств организации:

,                                                         (2.52)

 

Для показателей рентабельности не существует критериальных значений. Они используются при анализе тенденций в соотношении прибыли и других показателей за ряд лет либо при сопоставлении аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих организаций.

 

Проведем  анализ показателя рентабельность с помощью таблицы2.11

 

Таблица 2.11 анализ показателя рентабельности

Наименования показателя

Методика расчета

Показатели

2013

1прибыль до налога обложения  тыс.руб

Строка 2300 форма2

336464

2 чистая прибыль  тыс. руб

Строка 2400 форма 2

269400

3 средняя величина активов тыс.руб

16002012 + 16002013)/2

2881222

4средняя величина собственного  капитала, тыс.руб

13002012 + 13002013)/2

1013837

5 прибыль от продаж, тыс. руб

2200 форма2

383561

6 выручка от продаж, тыс.руб

2110 форма 2

3305333

7 полная себестоимость проданной  продукции, тыс.руб

( 2120+2210+2220 )

2921772

8 валовая прибыль, тыс.руб 

Строка 2100

390690

9 рентабельность активов %

5строка/7строка*100

0.074

10 рентабельность собственного капитала %

2строка/(13002012+13002013)/2 *100

0.093

11 рентабельность продукции

8/7стр *100

0.13

12 рентабельность продаж, %

5/6стр *100

0.11

13 чистая рентабельность продаж %

2/6стр*100

0.08

14валовая рентабельность продаж %

8/6стр*100

0.118


 

Из анализа таблицы мы видим что возрастают по сравнению с 2012 годом увеличились, таким образом можно сделать вывод по некоторым …предприятие имеет положительный эффект

Оценка кредитоспособности заемщика по методике «Сбербанка России»

Проведенный анализ выше систематизируем в таблице 2.12.

Таблица 2.12- Показатели оценки кредитоспособности заемщика

Наименования показателя

2012год

2013год

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,003

0,007

Коэффициент критической оценки

0,5

0,47

Коэффициент текущей ликвидности

1

1,02

Коэффициент финансовой не зависимости

0,43

0,3

Рентабельность продаж

10,85

11,6

Рентабельность собственного капитала

4,65

13,29


 

Заключительный этап оценки кредитоспособности  

Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга Заемщика, или его класса.

В соответствии с методикой ОАО «Сбербанка России» устанавливается 3 класса заемщиков:

  • первоклассные - кредитование которых не вызывает сомнений;
  • второго класса - кредитование требует взвешенного подхода;
  • третьего класса - кредитование связано с повышенным риском.

Рейтинг определяется на основе суммы баллов по шести основным показателям, оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков.

Сумма баллов S влияет на рейтинг Заемщика следующим образом:

1 класс кредитоспособности: S = 1,25 и менее. Обязательным условием отнесения Заемщика к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном для  1-го класса кредитоспособности;

2 класс кредитоспособности: значение S находится в диапазоне от 1,25(невключительно) до 2,35 (включительно). Обязательным условием отнесения Заемщика к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном не ниже, чем для  2-го класса кредитоспособности;

3 класс кредитоспособности: значение S больше 2,35.

Вышеназванные коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5, К6 являются основными оценочными показателями. Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений(таблица 2.13)

Таблица 2.13 – дифференциация показателей по категориям

Коэффициенты

Первая категория

Вторая категория

Третья категория

К1

0,1 и выше

0,5 ≥0,1

0,5<

К2

0,8 и выше

0,5 ≥ 0,8

0,5<

К3

1,5 и выше 

1 ≥1,5

1<

К4

0,4 и выше

0,25 ≥0,4

0,25<

К5

0,1 и выше

<0,1

нерентабельно

К6

0,06 и выше

<0,6

нерентабельно


 

Рассчитаем сумму баллов по предприятию в соответствии с представленной формулой и объединим все в таблицу 2.14

Таблица 2.14 – расчет суммы баллов

Показатели (коэффициенты)

Фактические значение

категория

Вес показателя

Расчет суммы баллов

2012

2013

2012

2013

2013

2013

К1

0,003

0,007

3

2

0,5

0,0035

К2

0,5

0,47

2

3

0,1

0,047

К3

1

1,02

2

2

0,4

0,408

К4

0,43

0,3

1

2

0,2

0,06

К5

10,85

11,6

3

3

0,15

1,74

К6

4,65

13,29

3

3

0,1

1,329

Итого

X

X

X

X

1

2,86

Класс кредитоспособности

3


 

Формула расчета суммы баллов имеет вид:

S= (0,5*К1)+(0,1*к2)+ (0,4*К3) +(0,2*К4) + (0,15*К5) + (0,1*К6), (53)

 Проведенные  расчеты  что предприятия  классу кредитоспособности так как показатель нормативен значению сумма балов 2,86 за 2013 год.

 

Заключение

В курсовой работе содержится информация, характеризующая деятельность кредитной организации.

По результатам проделанной работы можно сделать вывод ,что проводить оценку кредитоспособности заёмщиков в банке очень важно, так как это напрямую воздействует на ликвидность банка а значит и на его финансовую устойчивость. И банком наиболее привлекательных и платёжеспособных клиентов поможет в дальнейшем получить прибыль и уменьшить риски. Первым этапом было оценено финансовое положение заемщиков. Был проведен финансовый анализ на основе финансовых отчетностей предприятия .

Далее был проведен анализ показателей рентабельности и факторный анализ рентабельности активов.

Так же в данной работе представлена общая информация о кредитной организации. В приложениях представлены документы финансовой отчётности, которые используют при оценке кредитоспособности клиента.

Также в курсовой работе представлены основные методы оценки кредитоспособности заёмщика, которые являются обязательным этапом кредитования клиентов банка.

Проведенные расчеты предприятия показали, что предприятие относится к 3 классу кредитоспособности т.к. показатель нормативен значению

 

 

 

Список использованных источников

  1. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / кол.ат : под ред.засл.деят.науки РФ,доктора экономических наук ,профессора Лаврушина О.И., - М.: КНОРУС, 2010. - 320 с.
  2. Официальный сайт ОАО «Сбербанк России»–– (http://www.sberbank.ru/). 
  3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ––(www.consultant.ru)
  4. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" ––(www.consultant.ru
  5. Инструкции Банка России от 04.06.2012 ––(www.consultant.ru)
  6. Веселов Н.Г. Кредитные риски: их факторы и пути снижения в современных условиях: практич. пособие/ Н.Г. Веселов. – М.: Лабораторная книга, 2009. – 136 с
  7. Лексин П.Л. Активные банковские операции: монография / 
    П.Л. Лексин. – М.: Лабораторная книга, 2010. – 140 с
  8. Мудрак А.В. Деньги. Кредит. Банки: учеб.пособие/А.В. Мудрак. – М.: Флинта, 2012. – 230 с.

Информация о работе Оценка кредитного портфеля в современных условиях