Организационные структуры коммерческих банков, преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть сущность организационной структуры коммерческого банка, проанализировать преимущества и недостатки той или иной организационной структуры.
Автор ставил перед собой при написании данной работы следующие задачи:
раскрыть сущность и виды организационной структуры коммерческих банков.
провести сравнительный анализ структур банков.
предложить программу практической реализации реорганизации коммерческих банков.
охарактеризовать организационные структуры коммерческих банков РБ и выделить проблемы их совершенствования.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды организационной структуры коммерческих банков
2. Сравнительный анализ структур банков. Выбор организационной структуры и практическая реализация программы структурной перестройки коммерческих банков
3. Организационные структуры коммерческих банков в РБ, проблемы их совершенствования матричной структуры
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

банковское дело.doc

— 953.00 Кб (Скачать файл)

 

К моменту подготовки второго закона, связанного с банковской системой, многое прояснилось во взаимоотношениях со странами СНГ. Внутри республики начали вырисовываться некоторые контуры рыночных отношений. Все это требовало внесения изменений в закон «О банках и банковской деятельности» страны.

 

Прежде всего, было принято решение  подготовить 2 новых закона: закон  «О Центральном банке» страны и закон «О банках второго уровня».

 

Закон «О Центральном банке» республики получил название «О Национальном Банке  Республики Казахстан», закон «О банках второго уровня» - «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Указанные законы подписаны Президентом Республики Казахстан 13 апреля 1993 года.

 

В этих законах, прежде всего, были устранены  положения, связанные с Госбанком  СССР. Речь уже шла не об общей  единой денежной единице, а о собственной  национальной валюте, обеспечении ее внутренней и внешней устойчивости. Второй основной задачей Нацбанка становилось участие в разработке и проведении государственной политики в области денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития Республики Казахстан и ее интеграции в мировую экономику.

 

Были конкретизированы функции, права, полномочия и ответственность Нацбанка. Определена структура и органы управления.

 

В законе было четко записано, что Нацбанк определяет потребность в необходимом количестве банкнот и монет, обеспечивает их изготовление, устанавливает порядок хранения, уничтожения и инкассации наличных денежных знаков. Все это говорит о том, что в республике уже были приняты соответствующие меры и шла серьезная работа по подготовке к введению национальной валюты.

 

Были также конкретизированы контрольные  и надзорные функции Нацбанка. Уточнены принципы взаимоотношений  Нацбанка с банками второго уровня. Расширен круг экономических нормативов для банков второго уровня.

 

В законе «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» уточнены и  расширены многие положения о  взаимоотношениях банков второго уровня с Нацбанком, между банками и  банков с клиентурой.

 

Работа банковской системы  в условиях введения национальной валюты обусловила необходимость внесения новых изменений в банковское законодательство.

 

В 1995 году были приняты новые законодательные  акты в виде Указов Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона. В  подготовке проектов этих законов активное участие принимали заместители Председателя Нацбанка — Ураз Джандосов и Григорий Марченко.

 

В Указе Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года, записано, что Нацбанк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения и все больше приобретает функции, присущие центральным банкам стран с рыночной экономикой.

 

31 августа 1995 года был подписан  Указ Президента Республики  Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», в соответствии, с которым Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему, и Нацбанк представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Второй уровень банковской системы представлен следующими видами банков: государственные банки, депозитные банки, инвестиционные и частные банки, банки с иностранным участием, межгосударственные банки.

 

Основным содержанием принятого  Указа о Нацбанке стало усиление регулирующих функций Нацбанка по отношению к банкам второго уровня.

 

С августа 1995 года за Нацбанком было закреплено право, самостоятельно принимать  решение (постановлением Правления) о  прекращении деятельности банков второго  уровня.

 

Позже закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 154-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности» определил, что Нацбанк после аннулирования лицензий на проведение банковских операций с заявлением о принудительном прекращении деятельности (ликвидации) банка обращается в суд.

 

Получивший хорошие оценки международных  финансовых организаций и экспертов. Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» исходит  из предпосылки, что банковская деятельность не может регулироваться так же, как предпринимательская, поскольку, банки оперируют не только своими деньгами.

 

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и  банковской деятельности в Республике Казахстан» имеет важнейшее значение не только для банковской сферы, но и для всей страны.

 

В период с 1995 года в данные акты вносились  изменения и дополнения с целью  создания предпосылок к совершенствованию  банковской системы Республики Казахстан  и уточнения функций Нацбанка.

 

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по оптимизации органов  государственного управления»» от 30 июня 1998 года № 3986 Нацбанку переданы функции  и полномочия государственного органа страхового надзора, что позитивно отразилось на развитии страховой отрасли. В ноябре 2000 года была принята Программа развития страхования в Республике Казахстан на 2000—2001 годы, которая обозначила новый этап в развитии системы страхования в нашей стране. В 2000 году Нацбанк стал членом Международной Ассоциации Органов Страхового Надзора (UAUS).

 

Для активизации притока сбережений населения в ноябре 1999 года создана  система обязательного коллективного  гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц.

 

Последний закон Республики Казахстан  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности» был принят 2 марта 2001 года и введен в действие с 12 марта 2001 года. Основной целью данного закона является внедрение консолидированного надзора за банковской деятельностью с целью создания законодательных условий для учёта и объективной оценки всех рисков, которым подвергаются банки.

 

В вышеуказанном законе предусмотрено  усиление полномочий Нацбанка в части получения любых сведений, необходимых для осуществления надзорных функций на консолидированной основе, введены новые понятия, необходимые для чёткого определения структуры владения банками, такие как, «крупный участник банка», «банковский холдинг», «дочерние организации банков», «банковская группа», раскрыто понятие «аффилированное лицо». Кроме того, Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» дополнен статьей, обязывающей банковские холдинги представлять в Нацбанк ежеквартальные, годовые балансы и отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности. При этом, предусматривается обязательное проведение аудита аффилированных лиц банков по итогам финансового года, как на консолидированной, так и на индивидуальной основе.

 

Законом также предусмотрено введение контроля над деятельностью ликвидационных комиссий по принудительно и добровольно  ликвидируемым банкам со стороны  Нацбанка. В отношении дочерних организаций, крупных участников банков и банковских холдингов введены требования о получении банками разрешения Нацбанка на создание дочерней организации (либо участие в уставном капитале юридического лица, в результате которого оно становится дочерней организацией), а их аффилированными лицами - согласия на приобретение статуса крупного участника или банковского холдинга.

 

Вместе с тем, законом ужесточены ограничения на сделки банка с  лицами, связанными с ним особыми  отношениями, определен состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых Нацбанком  для обязательного соблюдения банковскими группами, усилена ответственность банков и установлена обязанность банковских холдингов обеспечивать соблюдение банком и банковской группой нормативов достаточности собственного капитала.

 

Нацбанку предоставлено право  осуществления проверок (инспектирования) деятельности аффилированных лиц в целях определения степени и характера их влияния на деятельность банков, предусмотрено применение ограниченных мер воздействия и санкций, как к банкам, так и к их аффилированным лицам. При этом, законом определены требования для юридических лиц - нерезидентов Республики Казахстан, включая банки, по владению акциями банка — резидента Республики Казахстан.

 

Внедрение консолидированного надзора  за банковской деятельностью позволяет  повысить устойчивость банковского сектора, и соответственно, рейтинги Казахстана и банков второго уровня, что существенно приблизит их к международным стандартам.

 

Также необходимо отметить, что в  соответствии с данным Законом Указы  Президента Республики Казахстан, имеющие  силу законов, «О Национальном Банке Республики Казахстан», «О банках и банковской деятельности» приобрели статус законов Республики Казахстан.

 

Таким образом, банковское законодательство Республики Казахстан постоянно  развивается и совершенствуется. Нацбанком Республики Казахстан в целях реализации норм Законов Республики Казахстан «О Национальном Банкс Республики Казахстан» и «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» разработан и утвержден целый ряд нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы банковской деятельности, порядок создания и функционирования банков их филиалов, представительств и расчетно-кассовых отделов (сберегательных касс), организаций, осуществляющих отдельные виды банковской деятельности, кредитных товариществ, ломбардов, порядок расчета и установления пруденциальных нормативов.

 

Необходимо также отмстить, что, наряду с представляющими банковскую систему Нацбанком и банками  второго уровня, в Казахстане функционирует  Банк развития Казахстана, с особым правовым статусом, не входящий в двухуровневую банковскую систему. Деятельность Банка развития Казахстана регламентирована Законом Республики Казахстан от 25 апреля 2001 г. Законодательство Республики Казахстан, регулирующее банковскую деятельность, применяется к Банку развития в части, не урегулированной названным Законом.

 

1.3 Денежно-кредитная политика Национального  Банка Республики Казахстан в  условиях реформы

 

До провозглашения республикой  суверенитета денежно-кредитная политика страны строилась на основе строго централизованной планово-распределительной системы, которая носила целевой характер и диктовалась из центра - Москвы. Естественно, что предложение денег (кредитных ресурсов) и их распределение по отраслям экономики (спрос на деньги) задавались из центра. В центре планировались такие макроэкономические показатели, как соотношение спроса и предложения и строилась система ценообразования.

 

Совершенно очевидно, что условия  суверенитета и рыночные отношения  требовали иных подходов к макроэкономике и, в частности, к проведению денежно-кредитной политики.

 

Прежде всего, коренным образом  изменились функции Нацбанка. В соответствии с законом «О Национальном банке  Республики Казахстан» основными задачами центрального банка становилось  не централизованное распределение  кредитных ресурсов и кредитование отраслей народного хозяйства, а обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, участие в разработке и проведении государственной политики в области денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития страны и ее интеграции в мировую экономику.

 

Наиважнейшей задачей центрального банка теперь является обеспечение  стабильности национальной валюты, то есть низкого уровня инфляции.

 

Используя постулаты монетарной теории денег, Нацбанк исходит из того, что для сохранения стабильности уровня цен необходим такой рост денежной базы (резервных денег), который соответствует уровню роста валового внутреннего продукта. По принятой республикой практике, инфляция измеряется индексом потребительских цен.

 

Регулирующая роль Нацбанка начинается с прогнозирования денежно-кредитной  политики на предстоящий период (год, квартал, месяц, неделю) и заканчивается  анализом исполнения прогнозных параметров, а также принятием решений на следующий период.

 

Общепризнанным подходом к формированию денежно-кредитной политики является определение Нацбанком совместно  с Правительством прогнозных значений инфляции и оценки спроса на деньги в экономике республики, определяемом, исходя из целевых значений инфляции. Затем, Нацбанк использует инструменты денежно-кредитной политики, находящиеся в его распоряжении, для обеспечения заданных размеров денежной массы, на которую будет предъявлен спрос по этим оценкам.

 

Поскольку применение различных комбинаций инструментов денежно-кредитного регулирования приводит к получению определенного размера денежной массы, Нацбанк использует такую комбинацию, которая позволяет минимизировать денежную массу и максимизировать стабильность процентных ставок и валютных курсов.

 

Прогноз денежно-кредитных отношений  сам по себе не будет работать, если не принимать меры, обеспечивающие его выполнение. С этой целью Нацбанк  использовал определенные инструменты  денежно-кредитного регулирования, конечной целью которых является регулирование денежной массы и достижение параметров, заложенных в прогнозных расчетах. В условиях Республики Казахстан использовались такие инструменты денежно-кредитного регулирования как:

 

а) ограничение или расширение Нацбанком  централизованного кредитования. Механизм воздействия объема кредитов Нацбанка заключается в увеличении или сокращении денежной массы, которая непосредственно влияет на уровень цен;

 

б) процентная ставка по кредитам Нацбанка. Увеличивая ставку рефинансирования, Нацбанк снижает возможности коммерческих банков получать централизованные кредиты и, наоборот, при снижении ставки создаются условия для кредитной экспансии. Ставка рефинансирования также является индикатором процентной политики коммерческих банков, как по активным, так и пассивным операциям;

 

в) обязательные резервы, позволяющие  эффективно ограничивать или увеличивать  объем кредитования коммерческими  банками своих клиентов. Обязательные резервы также позволяют снизить  риски для банков и защитить интересы их клиентов и вкладчиков, а также снизить риски для всей банковской системы;

Информация о работе Организационные структуры коммерческих банков, преимущества и недостатки