Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:02, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть сущность организационной структуры коммерческого банка, проанализировать преимущества и недостатки той или иной организационной структуры.
Автор ставил перед собой при написании данной работы следующие задачи:
раскрыть сущность и виды организационной структуры коммерческих банков.
провести сравнительный анализ структур банков.
предложить программу практической реализации реорганизации коммерческих банков.
охарактеризовать организационные структуры коммерческих банков РБ и выделить проблемы их совершенствования.
Введение
1. Понятие и виды организационной структуры коммерческих банков
2. Сравнительный анализ структур банков. Выбор организационной структуры и практическая реализация программы структурной перестройки коммерческих банков
3. Организационные структуры коммерческих банков в РБ, проблемы их совершенствования матричной структуры
Заключение
Список использованной литературы
В конце года стабилизация ситуации на финансовом рынке позволила возобновить размещение тенговых инструментов Министерства финансов при значительном снижении доходности.
В 2000 году рынок ГЦБ характеризовался только положительными тенденциями. Начиная с апреля выпускались исключительно тенговые ГЦБ, значительно увеличились сроки их размещения при снижении уровня их доходности.
Увеличение объемов
В июне были возобновлены аукционы по 2-х летним тенговым ГЦБ (выпускались в 1998 году), в августе впервые выпущены 3-х летние ГЦБ, в сентябре — 18-ти месячные индексированные казначейские обязательства.
Также 2000 год характеризовался постоянным спросом на ноты Нацбанка, что позволило снизить доходность по ним с начала года с 13 процентов годовых до 6,7 процента к концу года при общем объеме выпуска нот за год в объеме 134,39 млрд. тенге.
В связи со снижением объемов заимствования со стороны Министерства финансов в 2000 году объем операций покупки-продажи Нацбанка на вторичном рынке был незначительным, однако из-за постоянной высокой ликвидности на рынке размеры привлечения денег путем проведения операций РЕПО были довольно значительными и составили 52,38 млрд. тенге.
Первая половина 2001 года охарактеризовалась резким снижением объемов выпуска краткосрочных ГЦБ со сроками обращения до 1 года и началом выпуска 4-х и 5-ти летних процентных ценных бумаг МЕОКАМ, а также индексированных к инфляции 2-х, 4-х и 5-ти летних МЕ-ИКАМ. В августе 2001 года успешно были выпущены семилетние индексированные ГЦБ.
В настоящее время Нацбанком
планируется планомерное
2.3 Надзорные и контрольные
В целях осуществления более эффективного и действенного консолидированного надзора за финансовыми группами 1 июня 2001 года были объединены Департамент банковского надзора и Департамент страхового надзора.
Департамент банковского и страхового надзора осуществляет деятельность по выполнению возложенных на Нацбанк задач и функций по надзору и регулированию деятельности банков второго уровня, страховых организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. Основной задачей департамента является содействие в обеспечении стабильности банковской и страховой систем Республики Казахстан и защита интересов кредиторов и клиентов банков путем принятия нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, и осуществления контроля за их исполнением.
Департамент банковского и страхового надзора является одним из ведущих подразделений Нацбанка, которым в настоящее время проводится активная работа по реализации и совершенствованию системы надзора за банками и страховыми организациями на консолидированной основе.
В последующем в целях внедрения консолидированного надзора за финансовыми группами, в частности возможности централизованного оперативного контроля над всеми финансовыми институтами, принятия скоординированных решений для предотвращения кризисных ситуаций, а также устранения их возможных последствий, комплексной защиты прав инвесторов, слияние банковского и инвестиционного капиталов предполагается создание единого органа, регулирующего финансовый рынок. В качестве такого органа финансового надзора могло бы стать самостоятельное агентство, объединяющее в себе функции Нацбанка (Департамент банковского и страхового надзора). Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам и Комитета по управлению пенсионными активами.
Следует отметить, что единый орган
по регулированию финансового
В 2001 году ожидается рост уровня финансового посредничества. Предпосылками этого являются повышение доверия населения и коммерческих структур к банковской системе, наличие современной законодательной базы, в том числе для развития отношений в области финансового лизинга, наблюдаемые процессы создания лизинговых компаний, принимаемые меры по реализации Концепции долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан и принятие Закона Республики Казахстан «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан». Все это позволит дополнительно привлечь в финансовую систему временно свободные деньги населения и хозяйствующих субъектов.
Внедрение консолидированного надзора за всеми финансовыми институтами будет способствовать повышению стабильности финансовой системы. При осуществлении такого вида консолидированного надзора будут учитываться не только риски, которым подвергается или может подвергнуться банковская группа или аффилированные с банком лица, но и другие финансовые организации независимо от источника этих рисков. Это позволит значительно повысить эффективность надзора, что является одним из основных условий защиты интересов населения.
Современная организация системы внутреннего контроля банков, и управления рисками включает оценку и измерение риска, контроль и мониторинг риска. Постановлением Правления Нацбанка от 20 апреля 2001 года № 1 16 утверждены Методические рекомендации по организации систем корпоративного управления и управления рисками в банках второго уровня.
В результате повышения устойчивости банковского сектора значительно сократилась доля банков, нарушающих установленные законодательством пруденциальные нормативы. Так, по состоянию на 1 июля 2001 года показатель выполнения банками пруденциальных нормативов составил 91 процент.
Количественные и качественные показатели развития банковского сектора в 2000 году превысили темпы развития национальной экономики. В немалой степени этому способствовали мероприятия Нацбанка по защите вкладчиков, а также повышение требований к уровню капитализации банков.
Показатели, приведенные ниже, свидетельствуют о росте положительного влияния банковского сектора на национальную экономику. (в млрд. тенге)№ П/п
Показатель
I На конец 1999 г. На конец 2000 г. На конец 2001 г. прогноз
1. ВВП 2016,5 2 596,0 3 044,0
2. Активы банков 341,1 527,9 760,0
3. Отношение активов
к ВВП, % 16,9 20,3 25,0
4. Ссудный портфель 148,8 276,2 440,8
5. Отношение ссудного
портфеля к ВВП, % 7,4 10,6 14,5
6. Собственный капитал 69,0 97,5 123,4
7. Отношение собственного
капитала к ВВП, % 3,4 3,8 4,1
8. Депозиты клиентов
(за исключением
межбанковских) 170,4 290,6
9. Отношение депозитов
клиентов к ВВП, % 8,5 11,2 13,9
Кредитные рейтинги от международных агентств на начало текущего года имели уже 8 отечественных банков, а также 10 дочерних банков-резидентов.
Усиление национальной банковской индустрии положительно повлияло и на другие сегменты финансового рынка.
В настоящее время банки все более активно - через свои дочерние организации проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных фондов. Кроме того, из организационной структуры банков все чаще стали выделяться специализированные дочерние организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, например, лизинговые компании.
Последние годы банковский сектор Казахстана
является одним из самых динамично
развивающихся отраслей экономики
и признан самым финансово-
2.4 Совершенствование системы
Бухгалтерский учет
Еще в советское время
В Москве и союзных республиках не раз отмечали «казахов», как наиболее эффективную команду. Казахстан даже являлся неким полигоном для апробации финансовых новшеств, которые внедряли в Союзе. И сегодня Казахстан традиционно открыт для обмена опытом: как и десять лет назад, в стенах Нацбанка можно наблюдать из стран СНГ делегатов, приехавших за передовыми знаниями.
Уже в начале 90-х, учет в Нацбанке почти не зависел от Цснтрбанка России. Казахстанцы одними из первых успели внедрить корреспондентские счета в банках.
С провозглашением суверенитета, подразделение бухгалтерского учета в составе Нацбанка становится Управлением бухгалтерского учета и отчетности.
К тому времени у Республики появилась необходимость строить взаимоотношения (и не только, взаиморасчеты) с другими странами с позиции независимого государства. Вместе с тем, как никогда острой, стала потребность привести в рабочее состояние систему учета внутри страны. Требовалась команда, способная с филигранной точностью, осуществить все это.
Коллектив Управления бухгалтерского учета и отчетности, штатной численностью в 11 человек, возглавляемый Наилией Абдулиной, был первым, для кого стало делом жизни - разработка методологии бухгалтерского учета в банках на новой основе.
Необходимо было:
- в кратчайшие сроки
- осуществить организацию
методического руководства
Основы реформирования бухгалтерского учета в банковской системе были заложены в 1992 году, с целью обеспечения условий привлечения иностранных капиталов в казахстанскую экономику. Инвесторам было сложно анализировать нашу отчетность из-за большой разницы методологии учета. Поэтому Казахстан начал постепенный переход на Международные стандарты бухгалтерского учета, по которым работает цивилизованный финансовый мир.
Учетные работники Нацбанка взялись за изучение новых стандартов бухучета. Управление переименовывается в Главное управление бухгалтерского учета и отчетности, состоящее из управления бухгалтерского учета, управления межбанковских расчетов, отдела бухгалтерской и статистической отчетности. Управление межбанковских расчетов принимает участие в работе по переходу на расчеты со странами бывшего Советского Союза через единый корреспондентский счет и в централизации корреспондентских счетов банков второго уровня. В работе по установлению межгосударственных расчетов и расчетов внутри Казахстана через корсчета и разработке соответствующих нормативных документов приняли участие П. Чеусов, Д. Сундетова, Б. Инка-ров, Б. Айдарханова и многие другие сотрудники подразделения бухучета Нацбанка.
1 декабря 1992 года в Главном
управлении бухгалтерского
Штатная численность Главного управления уже составляла 31 человек. Большая практическая помощь оказывалась со стороны МВФ в виде консультаций и проведения семинаров по международным принципам бухгалтерского учета.
Конечным итогом этой работы стала разработка и введение в действие нового плана счетов в Нацбанке и банках второго уровня. Среди тех, кто стоял у истоков этой разработки были С. Рахметова, М. Джаукенов, Г. Сулсй-манова, А. Тулеутаева, С. Хазимова. В ходе работы над новым планом счетов работники Главного управления бухгалтерского учета и отчетности направлялись в загранкомандировки для ознакомления с опытом зарубежных банков в области бухгалтерского учета, приобретения знаний и навыков по международным стандартам бухгалтерского учета и применения их в работе при разработке Плана счетов и совершенствованием бухгалтерского учета в Нацбанке и банках второго уровня.
Решением Правления Нацбанка от 23 июля 1993 г. №21 утверждается новая структура центрального аппарата Нацбанка и Главное управление бухгалтерского учета и отчетности переименовывается в Департамент бухгалтерского учета и отчетности, состоящий из управления бухгалтерского учета, управления кассового исполнения Госбюджета, управления межбанковских расчетов, управления реформы бухгалтерского учета и управления статистической отчетности.
Начиная с 1993 года Департамент бухгалтерского учета и отчетности принимает совместно с Департаментом информатизации участие в автоматизации бухгалтерского учета в Нацбанке и соответственно в разработке и внедрении в эксплуатацию новой автоматизированной информационной системы
«Казакстан Ултык Банкінін Автоматизация Лау Жоспары» (КУБАЖ).
В 1993 Департамент принимает
Департамент бухгалтерского учета и отчетности с 1995 года занимается планированием бюджета Нацбан-ка. В 1996 году происходит передача расчетно-кассовых центров от Нацбанка Республики Казахстан Бюджетному Банку. В этот же период Департамент занимается централизацией бухгалтерского учета отдельных операций (в частности, основных средств) Нацбанка. Кроме того, разрабатываются методы и принципы бухгалтерского учета в соответствии с проводимой в этой области политикой Нацбанка и Министерства финансов Республики Казахстан. В пределах своей компетенции Нацбанк подготавливает обязательные для банков и других кредитных учреждений нормативные правовые акты, определяющие правила ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности. На ряду с этим, Департамент составляет финансовый отчет Нацбанка, принимает участие в проводимой внешними аудиторами проверке годового отчета, разрабатывает структуру и штатное расписание, схему должностных окладов, планирует бюджет по Нацбанку и хозрасчетным организациям.
Информация о работе Организационные структуры коммерческих банков, преимущества и недостатки