Организационные структуры коммерческих банков, преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть сущность организационной структуры коммерческого банка, проанализировать преимущества и недостатки той или иной организационной структуры.
Автор ставил перед собой при написании данной работы следующие задачи:
раскрыть сущность и виды организационной структуры коммерческих банков.
провести сравнительный анализ структур банков.
предложить программу практической реализации реорганизации коммерческих банков.
охарактеризовать организационные структуры коммерческих банков РБ и выделить проблемы их совершенствования.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды организационной структуры коммерческих банков
2. Сравнительный анализ структур банков. Выбор организационной структуры и практическая реализация программы структурной перестройки коммерческих банков
3. Организационные структуры коммерческих банков в РБ, проблемы их совершенствования матричной структуры
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

банковское дело.doc

— 953.00 Кб (Скачать файл)

 

Характерной особенностью валютного  рынка в 1996 году стало его дальнейшее развитие за счет создания механизмов хеджирования валютных рисков. С этого же года на КФБ стали проводиться торги по валютным фьючерсам.

 

В 1996 году был сделан очередной  шаг в направлении дальнейшей либерализации валютного рынка Казахстана, и норма вывоза иностранной валюты без представления подтверждающих документов для физических лиц была увеличена до 10 тысяч долларов США.

 

Присоединившись 16 июля 1996 года к условиям статьи VIII (разделы 2, 3 и 4) Соглашения МВФ, Казахстан взял на себя обязательства не вводить, или усиливать какие-либо валютные ограничения, не вводить, или модифицировать какую бы то ни было практику применения множественных валютных курсов, не заключать любые двусторонние платежные соглашения, противоречащие Статье VIII или вводить и усиливать ограничения на импорт по причинам, связанным с платежным балансом. В этой связи были сняты ограничения по выполнению платежей и переводов по текущим международным сделкам, что позволило достичь условий по обеспечению свободной конвертируемости тенге и переходу к многосторонней системе платежей, свободной от ограничений.

 

Следует отметить, что в декабре 1996 года был принят новый Закон  «О валютном регулировании», поскольку  ранее действовавший закон уже  не отвечал достигнутому уровню либерализации в этой сфере, а в некоторых случаях нормативные акты устарели или противоречили друг другу. Особый интерес в новом Законе вызывали ограничения на проведение валютных операций. В целях выполнения международных обязательств и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций Президент Республики Казахстан имеет право приостановить, либо ограничить валютные операции, а Нацбанк, являющийся основным органом валютного регулирования республики, вправе установить ограничения на валюту платежа экспортной выручки. Кроме того, данным Законом было определено, что все текущие операции, к которым относятся и переводы дивидендов, вознаграждений (интереса) и иных доходов от инвестиций, осуществляются без ограничений. Лицензированию и регистрации в Нацбанке подлежат только тс операции, которые согласно определениям Закона отнесены к операциям, связанным с движением капитала. Причем лицензируется только отток капитала, а регистрация операций по притоку ведется только с целью статистического учета и не влечет за собой каких-либо ограничений.

 

Особенностью валютных операций на Алматинской бирже финансовых инструментов AFINEX (в сентябре 1997 года Казахстанская  фондовая биржа преобразована в AFINEX) в 1997 году явилось введение в  операционную практику таких инструментов, как СВОП-операции, позволившие удовлетворять потребности банков в долларах США и казахстанских тенге для покрытия краткосрочной ликвидности без повышения спроса и предложения на биржевом рынке и соответствующего колебания валютного курса. За 1997 год биржевой курс тенге к доллару США снизился на 2,8 процента.

 

С развитием валютного рынка  наблюдалось сокращение объемов  торгов на биржевом сегменте и значительное увеличение сделок банков-резидентов на межбанковском сегменте.

 

В 1997 году Правлением Нацбанка был утвержден ряд нормативных документов, регламентирующих валютные операции: Положение о порядке лицензирования деятельности, связанной с использованием иностранной валюты, Положение о порядке регистрации валютных операций, связанных с движением капитала, Правила проведения валютных операций в Республике Казахстан, Положение об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан, Положение об организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан.

 

В 1998 году внутренний валютный рынок  по-прежнему оставался одним из динамичных сегментов финансового рынка  Казахстана. В целом за год наблюдалось  заметное повышение спроса на иностранную  валюту и усиление девальвационных  ожиданий после российского финансового кризиса. В 1998 году рост биржевого курса доллара США по отношению к тенге составил 10,7 процента.

 

Преобладающий объем операций на валютном рынке, как и предыдущие периоды, приходился на доллары США. доля российского  рубля и немецкой марки в общем объеме оборота оставалась незначительной. Межбанковский валютный рынок продолжил набирать обороты, намного превысив объемы торгов на биржевом рынке.

 

Развитие внутреннего валютного  рынка в 1999 году во многом определялось достигнутыми позитивными сдвигами в динамике важнейших макроэкономических показателей и текущей валютной политики Нацбанка, в частности был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге, что вызвало снижение курса тенге к доллару США на 64,6 процента. Также важным нововведением в этом году стало начало торгов по Евро и становление евросегмента валютного рынка.Годы 

Доллар

 

СЩА Немецкая марка Российский рубль Евро

1993 33,9 - 21,1 -

1994 1002,4 12,6 519,7 -

1995 1813,3 59,5 734,3 -

1996 1256,5 15,0 152,5 -

1997 1124,7 11,2 - -

1998 1311,2 3,0 - -

1999 2116,5 7,9 - 2,1

2000 1724,0 1,0 - 0,7

 

 

Если в прошлые годы валютная биржа представляла собой лишь площадку для купли-продажи валюты, то с 1999 года наблюдалось наращивание объемов  и видов операций. Возросшая доходность валютных операций по сравнению с другими финансовыми инструментами способствовала появлению новых профессиональных участников и привлечению их на биржевой рынок. На межбанковском валютном рынке впервые с момента своего функционирования наблюдалось снижение объема операций банков-резидентов.

 

Повышение биржевого объема торгов в этот период было во многом связано  с введением с 4 апреля 1999 года Нацбанком  обязательной продажи пятидесяти процентной экспортной валютной выручки на Казахстанской  фондовой бирже (весной 1999 года AFINEX преобразована в KASE), которая благодаря нормализации ситуации на валютном рынке уже 15 ноября 1999 года была отменена.

 

Нацбанк значительно сократил свое участие на внутреннем валютном рынке  и на биржевой площадке выступал преимущественно в качестве покупателя иностранной валюты. В 1999 году совершенствование механизма валютного регулирования осуществлялось в направлении либерализации порядка проведения валютных операций и формирования адекватной законодательной и нормативной среды. Для повышения профессионального уровня, технической оснащенности, эффективности работы обменных пунктов, улучшения учета обменных операций, упорядочения контрольных функций Нацбанка была изменена нормативная база, усилены процедурные и технические требования, регулирующие обменные операции с наличной иностранной валютой.

 

Изменение процедур лицензирования валютных операций было направлено на их упрощение  при одновременном усилении контроля за вывозом капитала. Предусмотрен упрощенный порядок лицензирования операций, связанных с движением капитала для компаний по управлению пенсионными активами.

 

Валютный контроль осуществлялся  по следующим направлениям: экспортно-импортный  валютный контроль; контроль за обменными  операциями с наличной иностранной  валютой; контроль за операциями, связанными с движением капитала; инспектирование субъектов валютного

 

 

рынка. Предпринятые меры дали определенные положительные результаты: суммы  по статье «Ошибки и пропуски»  платежного баланса Республики Казахстан  в 1999 году по сравнению с 1998 годом уменьшились на 437,6 млн. долларов США (на 40%); увеличилось число юридических лиц, обращающихся в Нацбанк за лицензией на осуществление операций, связанных с движением капитала. Так, если в 1997 году было выдано 18 лицензий на осуществление операций, связанных с движением капитала, то в 1998 году -96, в 1999 году- 121 и в 2000 году - 214.

 

Однако, в этот период существовали определенные проблемы по контролю над  текущими операциями. Одним из каналов  оттока капитала за рубеж оставался  невозврат экспортной выручки и непоступление товаров и услуг в счет погашения платежей по импорту.

 

Введенный с 1997 года механизм экспортно-импортного контроля, в основном, создал систему  взаимодействия банков и таможенных органов по оформлению паспортов  сделок и по предоставлению банками отчетности в таможенные органы и Нацбанк. Тем самым определенно возросла роль банков второго уровня, как агентов валютного контроля, в осуществлении экспортно-импортного валютного контроля. Указанный механизм определял порядок информационного обмена между основными его участниками.

 

В 2000 году Нацбанк придерживался  политики свободно плавающего обменного  курса тенге. С начала года на внутреннем валютном рынке наблюдалось понижение  курса тенге, которое происходило  плавными темпами и его изменение было относительно легко прогнозируемым. Однако следует отмстить усиление колебаний курса тенге по отношению к доллару США к концу 2000 года. За год курс тенге понизился на 5,2 процента, достигнув на конец года 145,40 тенге за доллар США.

 

Сохранению стабильности на валютном рынке, а вследствие этого укреплению позиций тенге и снижению привлекательности операций с долларом США, во многом способствовали заметное положительное сальдо торгового баланса, благоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках, а также сохранение стабильного курса российского рубля.

 

В 2000 году межбанковский валютный рынок вновь обрел свою лидирующую позицию по объемам проведенных  сделок между банками-резидентами. Наблюдалась тенденция перемещения  активности по операциям с долларом США с биржевого на внебиржевой валютный рынок.

 

Объемы сделок банков-резидентов на межбанковском сегменте валютного  рынка, млн.Годы 

Доллар

 

СЩА Немецкая марка Российский рубль Евро

1996 45,9 1,8 12,5 -

1997 1622,9 48,3 382,6 -

1998 2750,0 69,7 101,8 -

1999 1983,6 36,2 466,3 34,1

2000 3206,2 22,1 651,1 10,9

 

 

Нацбанк выступал на валютном рынке  в роли, как продавца, так и  покупателя иностранной валюты, однако операции по покупке иностранной  валюты превалировали над продажами, что способствовало пополнению золотовалютных резервов.

 

Неотъемлемой частью валютного  рынка являлся рынок наличной иностранной валюты, представленный сетью обменных пунктов банков и  юридических лиц. Функционирование этого сегмента позволило подавить «черный рынок» и у населения появилась возможность легального и удобного обмена валют, без риска приобретения фальшивых денег.

 

Разветвленная сеть обменных пунктов  на территории республики создает конкурентную среду и способствует расширению валютного рынка. Так, с 1993 года количество обменных пунктов возросло с 334 до 2465 на конец 2000 года.

 

Рынок наличной иностранной валютыГоды Кол-во обменных пунктов на конец периода Объем чистой продажи иностранной валюты обменными пунктами, млн.

Доллар США Немецкая марка Российский рубль

1993 334 - - -

1994 1613 168,7 - -

1995 2239 810,6 27,4 -0,3

1996 2424 1543,4 85,5 -0,4

1997 2522 2306,1 92,8 -0,7

1998 2283 3222,4 80,5 35,3

1999 2424 1562,7 -0,2 -28,8

2000 2465 2316,8 0,4 -43,9

 

 

Рынок наличной иностранной валюты по Алматинской области.Наименование Единица измерения 1 квартал 2004 2 квартал 2004 3 квартал 2004 4 квартал 2004 

Темп прироста

 

%

Доллар США

- объем покупки Тыс. $ 11325 7593,8 9452,7 11365,7 20,24

- объем продажи Тыс. $ 15545,5 8679,9 11335,7 10423,9 -8,04

Евро

- объем покупки Тыс. евро 571,5 713,9 1210,2 1108,9 -8,37

- объем продажи Тыс. евро 1500,6 1152,8 1430,7 1793,3 25,34

Российский рубль

- объем покупки Тыс. рубль 4591,9 5027,9 10768 7931,6 -26,34

- объем продажи Тыс. рубль 5439,8 4892,6 7383,9 7773,8 5,28

 

 

Развитие финансового рынка, появление новых его участников (КУПА, брокерско-дилерские компании, страховые компании и др.) и расширение форм и видов финансовых инструментов также потребовало внесения изменений в валютное законодательство. Принятие Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования» в феврале 2001 года создало возможность выработки более гибкого механизма регулирования путей оттока капитала, расширения перечня норм, нарушение которых влекло бы за собой наказание в соответствии с валютным законодательством. Изъятие субъектов банковской и страховой деятельности из сферы малого предпринимательства позволило усилить надзор за указанными организациями, изменить требования к их деятельности с целью укрепления устойчивости финансовой системы и защиты интересов потребителей.

 

Достижение в Казахстане внутренней конвертируемости национальной валюты означает возможность се обмена на любую другую иностранную валюту на внутреннем валютном рынке. Законодательством определены процедуры конвертации национальной валюты на иностранную валюту как для резидентов так и нерезидентов Республики Казахстан. Для упорядочения операций на валютном рынке и недопущения бесконтрольного оттока иностранной валюты из страны национальная валюта — тенге, была включена в понятие валютная ценность.

 

В существующем геополитическом пространстве стран СНГ срок проведения текущей  валютной операции в основном ниже или равен 120 дням. В России - 90 дней, Украине - 90 дней, Белоруссии - 120 дней, Узбекистане - изначально капитальная. В государствах Закавказья право снижения срока проведения текущей операции предоставлено центральным банкам. Более высокий срок текущей операции - 180 дней - в Казахстане способствовал обращению капитала за пределами республики, удлинению сроков исполнения обязательств, а значит, отвлечению валютных средств из экономики нашего государства. В связи с чем, сроки проведения текущих валютных операций были снижены до 120 дней. Данные изменения следует рассматривать не как попытку ограничить внешнеэкономическую деятельность, а как меру усиления контроля со стороны государства за ее проведением.

 

Внесены изменения в нормативно-правовую базу, усиливающие требования к помещениям обменных пунктов, а также применяемым техническим средствам определения подлинности денежных знаков. Кроме того, внесенные изменения позволяют автоматизировать работу по учету обменных операций.

 

В целях приведения операций с наличной валютой в соответствии с требованиями международной практики исключено понятие «ветхости» наличной иностранной валюты и введены понятия «платежной» и «неплатежной» валюты с определением критериев отнесения их к той или иной категории.

 

Широкое развитие и разнообразие услуг, предоставляемых банками своим клиентам посредством платежных карт, привело к необходимости регулирования сферы кредитования банками второго уровня своих клиентов-нерезидентов через платежные карты на срок более 120 дней, что нашло отражение в соответствующих нормативных документах.

 

Наряду с усилением валютного  контроля изменения, внесенные в  валютное законодательство, предусматривают  либерализацию мер валютного  регулирования и снятие отдельных  ограничений, что стало возможным  в связи со стабилизацией ситуации на валютном рынке,

 

Увеличилась максимальная сумма разового перевода, осуществляемого физическими лицами без открытия банковского счета, максимальная сумма платежа или перс-вода денег, осуществляемого по счету физического лица без представления подтверждающих документов, а также сумма наличной иностранной валюты, вывозимой физическими лицами-резидентами за пределы Республики Казахстан без представления документов, подтверждающих легальность их происхождения, с эквивалента в 3 тысячи долларов США до эквивалента в 10 тысяч долларов США.

Информация о работе Организационные структуры коммерческих банков, преимущества и недостатки