Организация безналичных расчетов в коммерческом банке на примере ОАО «Сбербанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить организацию осуществления безналичных расчетов коммерческими банками на примере городского ОСБ №17. Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
1) Рассмотреть экономическую сущность безналичных расчетов;
2) Исследовать действующие в настоящее время формы безналичных расчетов, а так же принципы организации;
3) Изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
4) Ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов ,рассмотреть их характеристик и порядок ;
5)Раскрыть организационно-экономическую характеристику а так же порядок осуществления безналичных расчетов в ОАО «Сбербанк»;
6)Выявить существующие проблемы и перспективы развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..2
Теоретические основы организации безналичных расчетов в коммерческом банке
Экономическая сущность и принципы организации безналичных расчетов….3
Формы безналичных расчетов…………………………………………………..…7
Нормативно –правовое регулирование безналичных расчетов…………………9
Характеристика и порядок безналичных расчетов согласно Российскому законодательству
2.1 Расчеты платежными поручениями………………………………………………16
2.2 Расчеты по аккредитивам……………………………………………………….....19
2.3 Расчеты чеками……………………………………………………………………..21
2.4 Расчеты по инкассо…………………………………………………………………23
2.5 Расчеты платежными требованиями…………………………....…………………26
Организация безналичных расчетов в коммерческом банке на примере ОАО «Сбербанк»
Организационно –экономическая структура ОАО «Сбербанк»………………...28
Порядок осуществления безналичных расчетов в ОАО «Сбербанк»……...……38
Проблемы и перспективы развития безналичных расчетов……………………..40
Заключение……………………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………………………..46

Файлы: 1 файл

Пасько Т.М ФК- 33.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Структура форм безналичных расчетов, применяемых  клиентами Ярославского ОСБ №17, отражены в таблице ( Таблица 8.). Предприятия могут выбирать любую из установленных форм расчётов, исходя из собственных интересов. Банк не вправе препятствовать осуществлению расчётов по формам, предусмотренным в договоре контрагентов.

______________

23www.sberbank. –Официальный сайт Сбербанка России

 

Платежи производятся только при наличии на счетах плательщиков собственных средств, если иное не оговорено между банком и владельцем счёта. Помарки и подчистки в расчётных документах не допускаются.

Расчёты между  предприятиями и организациями  осуществляются, как правило, в безналичном  порядке, в установленных формах, путём перечисления средств со счёта плательщика на счёт получателя в банке. Наиболее распространённой формой расчётов являются расчёты платёжными поручениями .               

Схема обработки  Платежных поручений в учетно-операционном отделе ОАО «Сбербанк»

 

Клиент самостоятельно заполняет платёжные поручения  и представляет в банк операционисту, ведущему его расчётный счёт. Первый экземпляр платёжного поручения, подписанный лицами, имеющими право распоряжаться счётом и заверенный оттиском печати, используется для списания средств со счёта клиента.

Второй экземпляр  платёжного поручения, если:

а) перечисленная  сумма подлежит зачислению на счёт в другом банке - предназначается  соответствующему учреждению другого  банка;

б) счёт получателя ведётся в том же учреждении банка - используется как мемориальный ордер для зачисления на этот счёт;

в) счёт получателя ведётся в другом учреждении банка - то он прилагается к реестру-ордеру (ф.167) или служит основанием для зачисления на счёт, открытый в учреждении (ОПЕРУ). В этом случае на поручении должна быть разрешительная подпись главного бухгалтера. Третий экземпляр платёжного поручения предназначен получателю платежа при выписке из его лицевого счёта .Четвёртый экземпляр платёжного поручения, заверенный печатью банка и подписью специалиста банка в приёме поручения, возвращается клиенту. На всех экземплярах платёжного поручения операционист банка проставляет дату и свою подпись, а на первом экземпляре (также на втором, когда поручение служит ордером на зачисление); кроме того, указывает остаток средств по счёту после совершения операции. Сумма поручения записывается в лицевой счёт и операционный дневник.

Формы расчетов

Структура, в %

Темп роста в %

 

01.01.2010г.

01.01.2011 г.

 

Платежные поручения

55

60

5

Аккредитивы

0

   

Чеки

     

Расчеты по инкассо

18,5

19,91

1,41

Векселя

25,7

20,26

-5,44

Корпоративные пластиковые карты

0,78

0,81

0,07

Всего

100

100

 



 Таблица 8

                        Структура безналичных форм расчетов Ярославского ОСБ №17

 Из таблицы №7 видно, что более половины всех безналичных платежей осуществляется с помощью платежных поручений. Второе место в структуре занимают банковские векселя. Их доля в расчетах составляет более 20%. Хотя к началу 2011 года произошло небольшое снижение расчетов с помощью векселей. Расчеты по инкассо составляют более 18 %. В 2010-2011гг. расчеты с помощью аккредитивов не производились. Данная форма расчетов только завоевывает свое место в общей массе расчетов. Чековая форма расчетов в ОСБ №17 не используется. Доля расчетов с помощью корпоративных пластиковых карт на начало 2011 года увеличилось на 4%.

 

3.3 Проблемы  и перспективы развития безналичных  расчетов

На сегодняшний  день в Российской банковской практике можно обозначить следующие сложившиеся технологии проведения безналичных расчетов:

- совершение  расчетных операций банком по  поручению клиента;

- дистанционное  обслуживание (расчеты с использованием  Интернет);

- самообслуживание (использование пластиковых карт).

Поручение клиента  банку на списание денежных средств с лицевых счетов в погашение кредита, оплату услуг, перевода денежных средств и т.д. Поручения могут быть разовыми и длительными в зависимости от пожелания клиента.

Банковский  сервис по реализации поручений клиентов входит в число услуг целого ряда розничных банков России, крупнейшим из которых является Сбербанк РФ.

На протяжении последних лет услуги банков по обработке  периодических поручений пользовались неодинаковой популярностью: интерес  к ним буквально пропадал в  периоды сильной инфляции и экономической нестабильности и, наоборот, возрастал на фоне временной стабилизации финансовой системы страны. Но даже в лучшие периоды объемы этих услуг были невелики. Объяснялось это традиционной склонностью россиян к использованию наличных денег и низким уровнем банковского сервиса по стране в целом, обусловленным несовершенством используемого программного обеспечения, а зачастую отсутствием необходимых программных продуктов, для совершения данного вида операций.

Сегодня, когда  банковский бизнес готов оказывать практически любые финансовые услуги населению, когда все большее число муниципальных, торговых организаций и предприятий сферы обслуживания становятся открытыми для безналичных расчетов с населением, а государство прямо или косвенно стимулирует развитие безналичных расчетов, такие услуги становятся все более востребованными. Выход инструкции ЦБ РФ 222-П «Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации», вступающей в силу с 1 июля 2006 г., также наглядно демонстрирует, что Банк России уделяет достаточно большое внимание развитию и регламентации безналичных расчетов и, в частности, обработке периодических поручений клиентов.

Оказание банком услуг по исполнению длительных поручений  позволяет любому его клиенту существенно упростить процедуру управления своими сбережениями, а самому банку за счет комиссионных от этих операций увеличить долю непроцентных доходов, которые в российских кредитных организациях все еще несоизмеримо малы по сравнению с показателями их зарубежных коллег. Клиентам необходим более гибкий сервис исполнения длительных поручений, а банку – более эффективные инструменты, позволяющие минимизировать накладные расходы в таких операциях.24 В инструкции 222-П в п.2.4 ЦБ РФ прямо указывает на возможность использования различных методов определения суммы платежа, периодичности и использования для этого различных дополнительных условий, определяемых самим клиентом. Выходом этой инструкции Банк России дает «зеленый свет» созданию новых современных, привлекательных финансовых продуктов этого направления.

На сегодняшний  день в Российской Федерации почти  единственным и самым распространенным видом дистанционного обслуживания в банках является “Интернет-банкинг”.Интернет-банкинг  позволяет частным лицам в любое удобное время суток из любой точки земного шара совершать большинство банковских операций: проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, открывать счета, осуществлять коммунальные платежи, покупать и продавать валюту, размещать свободные средства на срочном вкладе, получать выписки по счетам и пользоваться другими услугами. При этом нет необходимости в неудобное, как правило, рабочее время ходить в отделение банка, от руки заполнять платежки и стоять в общей очереди. Современные интернет-технологии позволяют банкам существенно ускорить и упростить документооборот, сократив объем бумажной работы. Управление счетом через Интернет позволяет не только экономить время, но и приносит заметную выгоду. Так, некоторые банки снижают тарифы на операции через Интернет, другие вводят фиксированную ставку за операцию, а третьи — единую плату за любое число платежных поручений, что особенно выгодно для корпоративных клиентов .Самообслуживание в безналичных расчетах физических лиц выражается в совершении финансовых операций клиентом посредством транзакционных терминалов банка, транзакционных киосков, устройств самообслуживания и банкоматов.

 Все указанные  устройства объединяет один инструмент  безналичных расчетов – пластиковая  карта. В настоящее время объем совершения безналичных расчетов с использование пластиковой карты является превалирующим и с учетом удельного веса от общего объема безналичных расчетов физических лиц практически “единственным”. Важнейшая особенность всех пластиковых карточек независимо от степени их совершенства состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах.

В настоящее  время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном  обороте, что позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом так называемой «технологической революции» в банковском деле. Именно пластиковые карточки в ряде случаев выступают ключевым элементом электронных банковских систем. Они вышли на передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки .В целях сокращения наличного денежного оборота Сбербанка России, внедрения передовых форм расчетов, необходимо активизировать работу по совершенствованию расчетов с использованием банковских карт.25

В России пластиковые  карты как платежный инструмент переживают период стремительного развития. Это объясняется следующими факторами:

__________

24Белов В.А. Концептуальные вопросы организации безналичных расчетов // Банковское дело. – 2006. - №12. – с. 18-19.

25Егоров Д. Методика финансового анализа в коммерческом банке // Финансовый директор. - 2006.-№ 11.- С. 38-44.

 

1) Межбанковская  конкуренция в нашей стране: финансовый  рынок в нашей стране еще недостаточно насыщен, обладает большим потенциалом для банковской деятельности по сравнению с ведущими рынками мира.

Поэтому российские банки конкурируют не столько  за место на рынке, за «пассивы», за большее количество клиентов вообще, сколько за лидирующее положение на высокоразвитых рынках, за выгодный для банка слой клиентуры.

2) Обслуживая  данный круг клиентуры, российские  банки сталкиваются с необходимостью  восстанавливать связи и производить  расчеты через зарубежные банки,  придерживаться стандартов, принятых в мировой банковской практике в целях интеграции с мировой банковской системой; но чтобы стать партнером зарубежного банка в обслуживании общих клиентов, нашему банку необходимо достичь высокого уровня своего развития, в т.ч. в сфере новых технологий;

3) Анализируя  опыт развития денежно-кредитной  сферы на Западе, можно сделать  вывод

, что в перспективе  и наша страна будет широко  использовать пластиковые карточки  в качестве инструмента денежного  обращения и расчетов.

Таким образом  при этом нашим банкам нужно ориентироваться на более массового потребителя. Современные российские пластиковые карточки можно определить в основном как дебетовые, предназначенные для получения денежных средств в банкоматах и для оплаты покупок в пока еще небольшом количестве соответствующим образом оборудованных магазинах.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основной проблемой  безналичных расчетов является большой  объем документооборота. В России в последнее время наблюдается  рост хозяйственной активности, в  связи с чем значительная часть населения России вовлечена в сферу банковского обслуживания. Это побудило банки применять новейшие методы обработки и передачи информации с помощью электронного оборудования и телекоммуникационных сетей. Банки стремятся снизить операционные издержки, уменьшить бумажный документооборот, привлечь новую клиентуру.

Значительно упрощает управление безналичными расчетами  применение электронных средств. С  этой целью на сегодняшний день клиентам предлагаются банковские автоматы, магнитные  карточки и карточки с микропроцессорами, терминалы электронных платежей.

Сложность внедрения  безналичных форм счетов также связана  с высокой степенью недоверия  потенциальных клиентов к данному  виду оплаты. Очевидно, это вызвано  большим количеством мошенников в сети и большим количеством поддельных сайтов, которые в свою очередь активно агитируют использовать новые технологии оплаты товаров и услуг. К тому же в нашей стране сложилось так, что большинство потенциальных клиентов поддерживаются политики пользоваться старым проверенным способом (наличный расчет), чем осваивать новые и, на первый взгляд, непонятные и сложные технологии. К тому же в России на данный момент нет полного законодательства, регулирующего безналичные расчеты, а особенно безналичную коммерцию.

Таким образом, происходит постепенное приобщение населения к новым технологиям. К тому все крупные торговые сети имеют свои вебсайты и интернет магазины, на которых любой может без трудностей выбрать и заказать нужных ему товар, не выходя из дома.

С учетом всего сказанного можно сказать, что пластиковые карточки на сегодняшний день являются самой перспективной формой безналичных расчетов, но также можно сказать, что они и другие виды безналичных расчетов имеют большой ряд проблем связанных с их внедрением. Чаще всего эти проблемы обусловлены недоверием со стороны клиентов к электронным расчетам и их сложностью.

Несмотря на проблемы, системы электронных расчетов развиваются очень большими темпами  это связанно с быстрым развитием  Интернета и мобильных телефонов. Внедрение в Интернет дает банку возможность усовершенствовать работу электронных систем обслуживания клиентов, предоставляя клиенту дополнительные удобства в управлении своим счетом при которых для получения необходимой информации или проведения той или иной операции, клиенту достаточно нажать на соответствующую клавишу.

Информация о работе Организация безналичных расчетов в коммерческом банке на примере ОАО «Сбербанк»