Организация ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:49, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: выявление проблем ипотечного кредитования на основе изучения теоретических основ и особенностей организации его информационного обеспечения в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске .
Исходя из поставленной цели, задачами дипломной работы полагаем:
• изучение соотношения понятий «ипотека», «ипотечный кредит», «ипотечное кредитование», рассмотрение различных классификаций ипотечных кредитов и анализ степени их применимости в российской практике;
• изучение различных точек зрения на последовательность и содержание этапов процесса ипотечного кредитования и их сравнени

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………....С. 3
Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения ипотечного
кредитования .................................................................................................................................С. 6
1.1. Сущность и классификации ипотечного кредита ……………...…………………….….С. 6
1.2. Процесс ипотечного кредитования в банке: основные участники и этапы…………....С. 10
1.3. Понятие информационного обеспечения ипотечного кредитования .......……………..С. 13
Глава 2. Организация ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске.....................................................................................................................………………С. 23
2.1. Общая характеристика деятельности филиала «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске как субъекта ипотечного кредитования............................................................................................С.23
2.2. Процесс ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске и его информационное обеспечение....................................................................................................С.27
Глава 3. Проблемы информационного обеспечения ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске и пути их решения.............................................................С.36
3.1. Автоматизация процессов ипотечного кредитования.......................................................С.36
3.2. Совершенствование мониторинга финансового состояния заемщика, состояния залога и страхового обеспечения ипотечных кредитов как элементов информационного обеспечения ипотечного кредитования............................................................................................................С.40
Заключение……………………………………………………………………………………...С. 46
Список использованной литературы………………………………………………………….С. 48

Файлы: 1 файл

диплом_исправленный.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)
  • на приобретение квартир на вторичном рынке;
  • на приобретение недвижимости (коттедж, жилой дом) в коттеджных поселках;
  • под залог имеющегося жилого помещения;
  • на улучшение жилищных условий;
  • под залог загородной недвижимости;
  • программа, предусматривающая предоставление дополнительного кредита под залог основного обеспечения, приобретенного ранее с использованием кредитных средств Банка, на производство строительно-монтажных и отделочных работ по благоустройству помещений («Ипотека+»).

На основе анализа требований, предъявляемых к клиентам в Газпромбанке, можно сделать вывод, что типичный заемщик Банка это законопослушный гражданин 25-50 лет:

  • имеющий постоянную регистрацию в г. Омске или Омской области;
  • являющийся работником коммерческой организации со стажем работы более 6 месяцев, т.е. относящийся к категории людей, имеющих стабильную работу и доход;
  • располагающий определенными накоплениями для первоначального взноса по кредиту (в среднем, 150 000 – 200 000 рублей);
  • получающий заработную плату в размере 20 000 – 25 000 рублей в месяц;
  • состоящий в официально зарегистрированном браке,  при этом, супруг(а) не является иждивенцем;
  • с высшим образованием.

Таким образом,  ипотечное кредитование является одним из ключевых направлений деятельности филиала «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске, о чем свидетельствует постоянное увеличение доли ипотечных кредитов в кредитном портфеле филиала. Высокие требования к потенциальным заемщикам позволяют Банку снизить риски невозврата кредита. Широкий спектр ипотечных программ и минимальный размер единовременных комиссий, связанных с оформлением ипотечной сделки, обеспечивают значительные конкурентные преимущества омского филиала «Газпромбанк» перед другими банками.

 

2.2. Процесс ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске и его информационное обеспечение

Организацией процесса ипотечного кредитования в филиале ГПБ (ОАО) в г. Омске занимается отдел обслуживания физических лиц (ООФЛ). В соответствии с Положением об отделе ООФЛ выполняет следующие функции в рамках ипотечного кредитования:

  1. Регистрация  поступивших кредитных заявок от физических лиц с последующим анализом и оформлением необходимой документации в соответствии с внутренними нормативными документами Банка, филиала;
  2. Сопровождение выдачи кредита физическому лицу;
  3. Контроль лимитов кредитования;
  4. Ежемесячные процедуры гашения кредитов согласно распоряжению отдела учета и отчетности;
  5. Контроль достаточности средств на счетах физических лиц для гашения кредитов;
  6. Работа с проблемными кредитами.
  7. Составление отчетности по кредитованию физических лиц.

В соответствии с должностными инструкциями на сотрудников ООФЛ возложены следующие  обязанности:

  • Обеспечивать доведение до клиентов – физических лиц принципов и требований Кредитной политики Банка в кредитной деятельности Филиала;
  • Обеспечивать достижение планового уровня доходности от кредитной деятельности Филиала при условии поддержания заданного уровня кредитного риска;
  • Участвовать в развитии, как существующей линии кредитных продуктов, так и в разработке стандартизированных кредитных продуктов для клиентов;
  • Обеспечивать, в соответствии с внутренними нормативными документами Банка (Филиала), подготовку пакета документов на стадии выдачи кредита физическим лицам, сопровождение кредитных досье, закрепленных за сотрудником, в течение всего срока кредитования;
  • Участвовать в совершенствовании методик и процедур осуществления кредитных операций;
  • Обеспечить ведение делопроизводства и номенклатуру дел отдела;
  • Обеспечивать взаимодействие с другими подразделениями Филиала по вопросам, относящимся к компетенции отдела. 

В своей работе сотрудники ООФЛ руководствуются  действующим законодательством, а  также внутренними документами  Банка, Филиала:

  • Устав Банка, решения общего собрания акционеров, Совета директоров и правления Банка;
  • Положение о кредитовании физических лиц, программы кредитования Банка, Положение о кредитовании под залог приобретаемой  и имеющейся в собственности недвижимости;
  • Приказы и распоряжения руководства Банка и Филиала;
  • Положение об отделе;
  • Должностная инструкция.

Кредитный процесс при предоставлении кредитов по программам ипотечного кредитования в Филиале состоит из следующих  этапов:

  1. Консультационный;
  2. Подготовительный;
  3. Аналитический;
  4. Этап принятия решения о предоставлении кредита;
  5. Этап оформления и подписания кредитных документов;
  6. Этап предоставления кредита;
  7. Этап мониторинга и обслуживания кредита.

 Взаимодействие подразделений  Филиала  при организации ипотечного  кредитования представлено на схеме:

Рис. 4. Схема взаимодействия подразделений филиала «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске в процессе ипотечного кредитования

1. – Специалист ООФЛ консультирует  клиента  по вопросам условий  ипотечного кредитования  (Приложение 9, 10); информирует клиента о партнерах Банка по программам ипотечного кредитования (Приложение 11, 12); осуществляет предварительный расчет финансовых параметров (максимально доступная для каждого конкретного клиента сумма кредита, график и размеры регулярных платежей по кредиту, другие расходы по предстоящим сделкам, эффективная ставка по кредиту) (Приложение 13); принимает пакет документов, предоставленных клиентом для оформления заявки на кредит (Приложение 14, 15).

2. – Специалист ООФЛ  регистрирует заявку клиента в журнале регистрации кредитных заявок (Приложение 16), составляет служебную записку в Службу безопасности (СБ) Филиала о проведении проверки предоставленных заемщиком документов с целью определения наличия/отсутствия оснований, препятствующих предоставлению кредита клиенту (Приложение 17).

3. – Специалист СБ на основе  имеющихся баз данных проверяет  достоверность указанных клиентом  данных, составляет заключение о  наличии/отсутствии оснований, препятствующих  предоставлению кредита клиенту, и передает его Специалисту ООФЛ.

4. – На основе  заключения  СБ, пакета документов Клиента  Специалист ООФЛ проводит андеррайтинг  Заемщика и предмета залога, составляет  экспертное заключение и передает  его на рассмотрение Начальнику  ООФЛ (Приложение 18).

5. – Начальник ООФЛ на основе  анализа экспертного заключения  принимает решение о целесообразности/ нецелесообразности предоставления  кредита Заемщику.

6а. – В случае положительного решения Начальника, Специалист ООФЛ составляет заявку на Кредитный комитет.

6б. – В случае отрицательного  решения Начальника, Специалист  ООФЛ сообщает клиенту об отказе  Банка, без объяснения причин. Клиенту возвращаются копии оригиналов  предоставленных им документов  на основе заявления на возврат  документов и уведомления об отказе.

7. – Кредитный комитет банка  выносит решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении  кредита.

8. – Работник кредитного отдела  информирует клиента о решении  кредитного комитета и в случае  положительного решения назначает  дату заключения кредитного договора. (В случае отрицательного решения – см. п.6б).

9. – Между заемщиком и Филиалом  в лице Специалиста ООФЛ заключается  кредитный договор, обеспечительные договоры (договоры залога, поручительства) (Приложение 19, 20).

10а. – Заемщик обращается в Операционный отдел Филиала для открытия счета до востребования и подписывает договор банковского вклада до востребования.

10б. – В соответствии с  условиями заключенных Филиалом  с Заемщиком договоров Специалист  ООФЛ оформляет по установленной  форме в соответствии с действующей Учетной политикой Банка распоряжение на открытие ссудного и других счетов и распоряжение в Отдел учета и отчетности о предоставлении кредитных средств с зачислением на счет вклада до востребования Заемщика, открытый в Банке (Приложение 21-26). К распоряжениям прилагается копия кредитного договора.

11. – В случае, если кредитным  договором было оговорено, что  кредит выдается в наличной  форме, заемщик обращается в  операционный отдел Филиала с заявлением о выдаче кредита.

В случае, если кредит выдается в безналичной форме, сумма кредита перечисляется на счет заемщика в банке.

12. – В соответствии с условиями  кредитного договора заемщик  осуществляет погашение основной  суммы долга и процентов по  нему.

Информационное обеспечение каждого этапа ипотечного кредитования представлено в Таблице 5.

С точки зрения классификации по функциям управления информационное обеспечение  ипотечного кредитования в Банке  можно представить следующим  образом:

 

Таблица 6

Классификация информационного обеспечения ипотечного кредитования по функциям управления

Нормативно-справочная информация

Плановая информация

Оперативная информация

Учетная информация

- Данные, характеризующие  кредитоспособность, платежеспособность  клиента;

- Условия ипотечного  кредитования Банка;

- Список аккредитованных  Банком застройщиков, страховых   и оценочных компаний и др.

- Платежный календарь  заемщика,

- Степень готовности  дома (при ипотечном кредитовании  на  приобретение квартир на  первичном рынке) и предполагаемый  срок сдачи в эксплуатацию, регистрации права собственности и др.

- Состояние кредитного  портфеля, размер просроченной задолженности;

- Данные андеррайтинга  заемщика и предмета залога,

- Своевременность уплаты  страховых премий и продления  страховых полюсов заемщиками  и др.

- Размер просроченной  задолженности по ипотечным кредитам,

- Размеры досрочных   платежей по погашению ипотечных  кредитов и др.


  

 Таблица 5

 

Информационное обеспечение ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске

Этап кредитного процесса

Источник информации

Вид информации

Форма представления  информации

Содержание информации

1. Консультационный

Клиент

Входная, внешняя, справочная, первичная.

Устная

-приобретаемая квартира;

- средний доход,  место работы, стаж;

- семейное положение, количество иждивенцев;

- кредитная история  в других банках и др.

Сотрудник ООФЛ

Выходная, внутренняя, справочная

Письменная:

-программа ипотечного кредитования

- условия кредитования;

- примерный перечень  предстоящих расходов

2. Подготовительный

Клиент

Входная, внешняя, справочная, первичная

- паспорт, свидетельство о регистрации/расторжении брака, копия лицевого счета, свидетельства о рождении детей.

- возраст, семейное  положение, место регистрации

- справка 2-НДФЛ за 6 мес./справка о доходах по форме Банка,

- копия трудовой книжки, заверенная работодателем,

- справка с места работы об отсутствии обязательств по исполн. листам;

- копии кредитных договоров/договоров поручительств, графики платежей, квитанции об оплате.

- средний чистый доход за последние 6 мес.;

-стаж работы;

- наличие / отсутствие  обязательств по исполнительным  листам, кредитам, поручительствам

- правоустанавливающие документы на активы, находящиеся в собственности.

- финансовое состояние  клиента (наличие активов в  собственности)

- ИНН, свидетельство пенсионного страхования, военный билет (для мужчин), водительские права /  справки из психиатрического и наркологического диспансеров и др.

- дополнительные сведения

Сотрудник ООФЛ

Выходная, внутренняя, промежуточная,  плановая.

- Устная,

- Предварительный платежный  календарь,

- Устная,

- максимально возможная  сумма кредита, с учетом доходов,  обязательств, и др.;

- предварительный расчет  ежемесячных платежей в счет  погашения основной суммы долга  и процентов по кредиту;

- минимальная сумма денежных средств для внесения первоначального взноса, покрытия расходов, связанных с оплатой комиссии Банку, совершением сделок по купли/продаже и ипотеке недвижимости, оценке недвижимости, заключении договоров страхования

Сотрудник ООФЛ

Выходная, внутренняя, промежуточная

Служебная записка в  СБ

- параметры предполагаемой  сделки, данные о заемщике и  предмете залога.

Сотрудник СБ

Выходная, внутренняя, промежуточная

Заключение СБ

- основания, препятствующие  предоставлению кредита.

3. Аналитический

Клиент

Внутренняя, результативная, оперативная

- Правоустанавливающие  документы на приобретаемую недвижимость  на вторичном рынке (свидетельство  о гос. регистрации права, договор  купли/продажи и др.);

- Проект договора долевого  участия / уступки прав требования (первичный рынок),

- Технический паспорт  объекта недвижимости,

- Отчет об оценке  жилого помещения / договор долевого  участия/ уступки прав требования,

- Пакет документов, предоставленных  на этапе 2.

Андеррайтинг предмета залога:

- наличие прав собственности;

- состояние имущества;

- соотношение суммы кредита и стоимости имущества

Андеррайтинг заемщика:

- финансовое положение  (доход, активы),

- наличие обязательств  по кредитам, поручительствам, исполнительным  листам,

- стабильность занятости.

Сотрудник ООФЛ

Внутренняя, результативная, оперативная

Экспертное заключение

- Соответствие заемщика  и предмета залога требованиям  Банка

Информация о работе Организация ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске